Сохранение института пресвитеров
В Новом Завете нет примеров того, чтобы пресвитеры назначали пресвитеров, но роль пресвитеров сводится к руководству общиной в качестве ее лидеров, пастырей, наставников и блюстителей. Главной обязанностью церковного руководства представляется сохранение института пресвитеров. Исключительно важно, чтобы пресвитеры признавали и не отвергали желание других верующих заботиться о пастве. Слишком легко некоторые церковные руководители доверяют своим чувствам и осуждают стремление других людей занять позицию лидера. Только на основании библейских принципов можно не позволить человеку занять руководящую должность в церкви. Тем не менее многие способные и одаренные люди не допускаются к руководству церковью, потому что представляют собой угрозу существующему status quo. И действительно, хорошие люди часто становятся угрозой установившемуся порядку. Зачастую в таких ситуациях берут верх церковные традиции вместо Божьего Слова, молитвы и водительства Святого Духа.
Если какой-нибудь брат высказывает желание заботиться о Божьем народе и это желание выражается в соответствующих действиях, если он в нравственном отношении человек испытанный, тогда руководители обязаны сделать все возможное для того, чтобы этот человек не впал в отчаяние. Такого брата нужно официально ввести в совет пресвитеров.
Когда руководители рассматривают кандидатуру на должность пресвитера, они обязаны принять во внимание оценку деятельности и характера кандидата со стороны членов церкви и членов совета. Все, что касается каждого отдельного человека в доме Божьем, касается и всей общины. Все собрание несет ответственность за соответствие руководителей занимаемой ими должности согласно библейским принципам. Поскольку в Писании изложены требования, предъявляемые к руководителям церкви, все пресвитеры, как и рядовые верующие, обязаны учитывать их. Все мы подчиняемся авторитету Писания, и потому пресвитеры как духовные лидеры обязаны следить за тем, чтобы верующие выполняли библейские требования. Именно в этом смысле пресвитеры подотчетны собранию.
На раннем этапе существования Церкви Павел или один из его соработников оценивал нравственный облик и духовные качества потенциальных пресвитеров в разных церквах и назначал их на руководящие должности (см.: Деян. 14:23; Тит. 1:5). Мы предполагаем, что даже во время этих первых назначений (подразумевающих реальное утверждение на должность руководителя или определение его обязанностей), основатели церквей также учитывали мнение всего собрания касательно пригодности в нравственном плане и отношения к служению тех, кого они назначали на руководящие должности. В конце концов, кто еще мог знать потенциальных пресвитеров лучше, чем их братья и сестры, которые жили и работали с ними в одной общине?
Участие рядовых верующих в процедуре назначения пресвитеров и их ответственность за принимаемое решение ясно показаны в Первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 5:12, 13). Прежде чем назначить пресвитеров в Фессалонике, Павел обратился к членам церкви с просьбой лучше узнать и оценить тех, кто фактически осуществлял у них руководство. Павел планировал несколько позже вернуться к ним и официально назначить рекомендованных на эту должность людей на основании оценки их труда, данной собранием. Следовательно, люди уже трудились в этом качестве, и собрание давало им оценку еще до того, как они официально назначались на должность пресвитеров церкви. Признание способностей и заслуг потенциальных руководителей происходит раньше официального, публичного утверждения их на руководящую должность. Генри Крейк комментирует факт назначения пресвитеров Тимофеем и Титом следующим образом:
Требования, предъявляемые к блюстителям (см.: 1 Тим. 3:1 и дал.), изложены в Библии четко и ясно, и нет никаких сомнений в том, что при назначении пресвитеров они [Тимофей и Тит] путем расспросов братьев старались убедиться в достоинстве тех людей, которые выражали желание занять эту должность. Если, как рассказывает Климент, наряду с одобрением апостолов требовалось также одобрение церкви, тогда вполне понятно, почему Тимофей и Тит, которые действовали по уполномочию Павла, не могли пренебречь мнением братьев относительно соответствия кандидатов всем требованиям или даже их выбором, сделанным из числа своих же братьев6.
В настоящее время руководители церкви и рядовые прихожане должны много молиться, для того чтобы назначение пресвитеров происходило в соответствии с требованиями Библии. Это очень серьезное и ответственное дело, и его нельзя проводить в спешке, ибо пресвитер есть домоправитель Божий и Его сопастырь. «Главное, — говорит Джон Зенс, — понять, кого Христос обеспечил всем необходимым для этого служения. Лучше вообще не иметь пресвитеров, чем выбрать на их место недостойных»7.
Действующие руководители (или миссионеры-основатели церквей) несут ответственность за официальное назначение пресвитеров, которых признают и они, и вся община за их труд, желание служить и соответствие этой должности. Писание предоставляет полную свободу в том, совершать или не совершать какие-либо ритуалы, включая возложение рук и молитву, при утверждении пресвитеров на должность (см.: Деян. 6:6; 1 Тим. 5:22). Мы видим, что в новозаветных церквах не было сложной процедуры назначения, и Писание не оставляет нам повелений относительно обрядовой стороны назначения пресвитеров. Первые христиане вполне довольствовались простой публичной церемонией (см.: Деян. 6:6; 13:3; 1 Тим. 4:14; 5:22). Поскольку пресвитеров и диаконов назначали официально и публично, первые христиане хорошо знали, кем были их руководители и служители (см.: Деян. 6:6; 14:23; 1 Тим. 5:17 и дал.) Например, больные могли пригласить к себе пресвитеров церкви, и в связи с этим не было споров о том, кому идти (см.: Иак. 5:14; ср.: Деян. 20:17; 21:18; Флп. 1:1; 1 Пет. 5:1). Официальное назначение признанных общиной пресвитеров было необходимо, потому что пресвитеры и диаконы несли чрезвычайно ответственное и деликатное служение в интересах всей общины. Официальное назначение во многом способствовало эффективности их служения, помогало избежать путаницы, беспорядка и внутренних раздоров и значительно способствовало осознанию руководителями своей подотчетности.
Очень важно понять, что в Новом Завете никогда не предпринимались попытки представить назначение пресвитеров как некий таинственный, священный ритуал. Не было никаких специальных обрядов или церемоний, которые верующие должны были бы совершать при назначении своих руководителей. Назначение пресвитеров — ни в коем случае не таинство. Для него не требуется особой благодати или полномочий, и никто в момент назначения не становится священником, духовным лицом или святым. Никто не обладает особой властью назначать пресвитеров. Дело в том, что Писание мало говорит непосредственно о процедуре назначения руководителей. Лука, например, просто пишет, что Павел и Варнава назначили пресвитеров (см.: Деян. 14:23). Только что основанные христианские церкви нуждались в руководителях, поэтому Павел и Варнава организовали совет из тех, кто должен был блюсти новую церковь, — из людей, имеющих духовный опыт, водимых Святым Духом, способных осуществлять надзор за паствой.
Даже право Павла и Варнавы назначать пресвитеров, похоже, обусловлено их Духом определенным призванием проповедовать Евангелие в новых землях (см.: Деян. 13:2), а не их положением апостолов. В Писании ничего не говорится о том, что Павел и Варнава назначали пресвитеров на основании того, что как апостолы обладали таким исключительным правом. В Библии также не сказано, что назначение пресвитеров являлось священным действием, которое могли совершать только они. Неразумно пытаться выжать из этой темы больше, чем дает само Писание.
Неудивительно, что в Новом Завете нам не предлагают сложной процедуры официального назначения пресвитеров. В Писании также нет подробных указаний относительно проведения Господней вечери или крещения. Отсутствие подробных инструкций является характерным признаком новой жизни во Христе. Разработка всех этих деталей предоставлена поместной христианской общине на ее усмотрение. Даже во времена Моисеева закона, который предусматривал очень подробные установления во всех сферах жизни, некоторые вопросы, касающиеся назначения старейшин и организации их служения, были оставлены на усмотрение самих людей. Бог предполагает, что Его святые используют свои творческие способности и данную им мудрость для разрешения подобных проблем на основании Его Слова. Нам следует делать это таким образом, чтобы наши действия выражали евангельские истины и соответствовали истинной природе Церкви. Нейл Саммертон в своей книге A Noble Task уловил библейский дух в вопросе избрания и назначения пресвитеров. Он пишет:
Для человека XX века с прагматическим складом ума свойственно слишком сильно беспокоиться о четком механизме отбора. Но в библейском смысле намного важнее способ и дух избрания. Наша точность и щепетильность относительно modus operandi совершенно бесполезны, поскольку механизм отбора не может гарантировать правильный выбор. Поэтому неважно, кто избирает пресвитеров — основатели церкви, существующие руководители или собрание верующих в целом. Главное, чтобы все были уверены в том, что в результате будет исполнена Божья воля8.
Как стать пресвитером
Для того чтобы лучше объяснить, как человек становится пресвитером и какие требования предъявляются к желающим занять эту должность, нам нужно подробнее рассмотреть три ключевых момента: желание, соответствие требованиям и испытание.
Желание. В Библии сказано: «…если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Поэтому первым шагом на пути к руководящей должности должно быть желание стать руководителем. Подобное желание не грех и не стремление искать своего, но результат действия Святого Духа. Павел сказал пресвитерам в Эфесе, что Святой Дух поставил их блюстителями Церкви (см.: Деян. 20:28). В конечном счете, человек становится пресвитером потому, что Божий Дух побуждает его беспокоиться за судьбу поместной общины и внушает ему стремление пасти Божий народ. Подобным же образом Петр говорит о том, что пресвитер должен с радостью заботиться о Божьем народе, служа ему охотно и богоугодно (см.: 1 Пет. 5:2). Без сильного желания и готовности служить человек не может — и не должен — быть пресвитером. Учитывая, как мало людей испытывает искреннее желание пасти народ Божий, удивительно видеть человека, стремящегося стать руководителем церкви. Нам следует благодарить Бога за тех, кто искренне желает взять на себя выполнение этой благородной задачи.
Внушенное Духом беспокойство о благосостоянии паствы проявляется в делах и действиях. Его невозможно скрыть. Человек, снедаемый таким беспокойством, обязательно расскажет другим о своем желании быть пресвитером, и в этом нет ничего плохого. Но еще важнее то, что человек, желающий быть руководителем, уделяет много времени и сил заботе о святых. Не бывает такого, чтобы Духом данное желание блюсти стадо не повлекло бы за собой соответствующего подтверждения в виде жертвенного служения, исполненного любви. Это объясняется тем, что руководство церковью предполагает напряженный труд блюстителей, призванных надзирать за собранием святых. Это не просто место в совете пресвитеров, принимающих важные решения. Более того, чем сильнее желание человека стать руководителем, тем сильнее должна быть его любовь к людям и тем более несомненной его способность вести их за собой. Именно поэтому первым шагом на пути к руководящей должности является Духом данное желание, которое выражается в жертвенном служении на благо прихода (см.: 1 Тим. 3:1; Деян. 20:28; 1 Фес. 5:12).
Соответствие требованиям. Новый Завет совершенно четко и настойчиво дает понять, что на должность пресвитера следует назначать только тех людей, которые отвечают библейским требованиям. В дополнение к субъективному желанию стать пресвитером кандидат, в соответствии с Писанием, должен обладать конкретными качествами (см.: 1 Тим. 3:1–7; Тит. 1:5–9).
Библейские требования, предъявляемые к кандидату на должность пресвитера, направлены на защиту поместного собрания от неверных людей. Корыстные, греховные и лживые люди, стремящиеся занять влиятельные должности для удовлетворения собственных нужд, могут причинить большой вред Божьему народу, а также навлечь позор на дом Божий. Человек без соответствующих качеств, утвержденный на руководящую должность, неизбежно нанесет ущерб как самой церкви, так и делу проповеди Евангелия. Бог по Своей милости дает ясные и понятные повеления в Своем Слове относительно нравственного облика и духовных качеств тех, кто желает осуществлять надзор за церковью.
Испытание.Бог ожидает, что Его народ будет серьезно относиться к требованиям, которые предъявляются к пресвитерам церкви. Отсюда следует, что потенциальных руководителей необходимо проверять и испытывать. В Первом послании к Тимофею (3:10) сказано: «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения». В дополнение к этому повелению в этом же послании (см.: 1 Тим. 5:21–25) говорится о том, что необходимо беспристрастно оценивать качества и дела тех, кто желает стать пресвитером, чтобы недостойные люди не заняли руководящие должности. На протяжении всей истории поспешное назначение людей на высокие посты всегда наносило большой вред церкви (см.: 1 Тим. 5:22). Если бы все потенциальные пресвитеры испытывались должным образом, мы избежали бы назначения многих бездарных и пассивных руководителей.
Пресвитеры в качестве официальных лидеров церкви, естественно, должны взять на себя обязанность испытывать потенциальных руководителей, проверять искренность их желания руководить и соответствие библейским требованиям. Однако следует предоставить возможность всем членам общины выразить свое мнение, сомнения или одобрение по поводу кандидатуры на должность руководителя. Поскольку в Божьем Слове мы находим все необходимые объективные стандарты, все мы несем ответственность за то, чтобы требования, предъявляемые к пресвитерам церкви, были удовлетворены в соответствии с Писанием.
И еще одно предупреждение: никто (никакая группа людей или отдельная личность) не имеет права добавлять к библейским стандартам свои собственные требования, касающиеся образования, общественного положения, личных достоинств, достижений в жизни, возраста и даже качества духовной жизни. Пресвитером может стать любой христианин, искренне желающий служить Богу и отвечающий предъявляемым к нему библейским требованиям.