Трудности руководства, связанные с исполнением воли Божьей
На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно, соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда (Деян. 21:18–25).
Отрывок, описывающий появление Павла в Иерусалиме с собранными пожертвованиями от бывших язычников для бедствующих верующих, представляет собой третье упоминание о пресвитерах из иудеев в Книге Деяний. Естественно, при изучении этого отрывка сразу напрашивается вопрос о том, какое положение занимал в церкви Иаков. Несколько библейских текстов дают возможность предположить, что Иаков был апостолом (см.: 1 Кор. 15:7; Гал. 1:19; 2:9). Но все эти предположения достаточно неопределенны. Примечательно, что нигде ясно не говорится об апостольстве Иакова.
Можно было бы подумать, что библейские авторы в первую очередь должны были проявить интерес к званию Иакова или к его положению в церкви. Однако совершенно очевидно, что дело обстоит иначе. Почему? Ответ находится в учении Иисуса. Иисус учил Своих учеников тому, что им следует вести себя иначе, не так, как вели себя мирские правители и религиозные лидеры Его времени, которые любили титулы и почести. Практическая сторона учения Христа, таким образом, прослеживается на протяжении всего Нового Завета, и данный отрывок — хороший пример отсутствия у библейских авторов интереса к чинам и званиям.
Каким бы ни было положение Иакова и какими бы духовными дарами он ни обладал, он явно выделяется среди других братьев в Иерусалимской церкви. Некоторые считают, что Иаков занимал равное положение с Петром и Иоанном, будучи одним из столпов церкви (см.: Гал. 2:9). Послание Иакова «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», свидетельствует о его значительном влиянии и популярности среди христиан из иудеев. Оно также открывает нам его выдающиеся качества и замечательное учение, подобное пророческому. Верующие настолько почитали Иакова, что Иуде в своем послании было достаточно назвать себя братом Иакова (см.: Иуд. 1). Просьба Петра сообщить Иакову о своем освобождении (см.: Деян. 12:17), ведущая роль Иакова на Иерусалимском соборе и контакты Павла с ним несомненно подтверждают его руководящее положение и почтительное отношение к нему христиан из иудеев. Если Иаков был апостолом, причем скорее всего так оно и было (см.: Гал. 1:19), он был уникальным апостолом в том смысле, что его служение было в основном направлено на Иерусалимскую церковь. Иерусалим особенно нуждался в таком консервативном руководителе и миротворце, как Иаков. Церковь насчитывала огромное количество членов (см.: Деян. 21:20), и верующие из иудеев, ревнители закона, создавали в ней напряженную обстановку (см.: Деян. 6:7; 11:3; 15:1, 5, 24; 21:20; Гал. 2:12). Для того чтобы в церкви не произошел раскол, ей нужен был человек с сильным характером, пользовавшийся всеобщим уважением. Поэтому Иаков, должно быть, оказывал иерусалимским пресвитерам громадную помощь.
При изучении этого отрывка возникает еще один вопрос — об официальных отношениях между Иаковом и пресвитерами церкви. Было предложено несколько ответов на этот вопрос, включая вероятность епископского положения Иакова и подчиненного положения пресвитеров как лиц духовного звания. Но такой вывод основан на человеческих традициях и противоречит истории и евангельской истине. Судя по простому и бесхитростному повествованию об Иакове и пресвитерах (см.: Деян. 21:18–25), их взаимоотношения были такими же — простыми и бесхитростными. Между Иаковом и пресвитерами существовало братское сотрудничество; пресвитеры уступали Иакову из уважения к его Богом данным талантам (особенно апостольскому дару) и сильному характеру. Иаков, в свою очередь, оказывал пресвитерам необходимую моральную поддержку и помогал осуществлять руководство церковью. И хотя повествование начинается с Иакова как центральной фигуры, которую посетил Павел, диалог происходит между Павлом и братским советом (см.: Деян. 21:18–25). Обратите внимание, Лука на протяжении всего этого отрывка постоянно употребляет форму множественного числа:
«Приветствовав их…»
«Они же, выслушав, прославили Бога…»
«И сказали ему…»
«Сделай же, что мы скажем тебе…»
«Мы писали…»
Встреча Павла с иерусалимскими верующими была исключительно важной. Лука вспоминает, что на этой встрече присутствовали все пресвитеры, хотя и не называет конкретной цифры. Однако это заявление говорит о том, что в церкви совершенно определенно существовал всеми признанный совет пресвитеров. Братские связи между Павлом, Иаковом и пресвитерами были обновлены на этой встрече. Они обрадовались, узнав из рассказа Павла о том, что сотворил Бог среди язычников, но их собственные неотложные проблемы, вызванные поведением ревностных собратьев по вере из иудеев, быстро вышли на первый план: «…видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:20, 21).
Перед иерусалимскими пресвитерами стояли сложные и трудноразрешимые проблемы. В связи с их братской дружбой с обращенными из язычников и отношением к закону Моисея на них оказывали давление как верующие, так и неверующие евреи. Иерусалимские пресвитеры знали, что независимо от того, какое они примут решение, им все равно придется пострадать. Учителя, настроенные против Павла, распространяли о нем слухи, которые внушали еврейским верующим недобрые чувства по отношению к Павлу, главному объекту их нападок. Пресвитеры невольно попали между двух огней, что часто случается с руководителями. Итак, они пришли к такому решению, которое могло бы помочь Павлу публично опровергнуть ложные обвинения в его адрес перед всеми евреями, в то время как сами продолжали придерживаться решения, принятого ранее на совете. Однако мудрость их расчетов достаточно сомнительна. Похоже, они готовы были пойти на слишком большие уступки иудаизму ради сохранения мира. История вскоре показала, что невозможно угодить одновременно и иудаизму, и Христу.
Примечания
1 В Новом Завете только однажды упоминается поместный орган иудейских старейшин: «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его» (Лк. 7:2, 3). Все остальные случаи упоминания старейшин в Евангелиях и Книге Деяний связаны с синедрионом в Иерусалиме. О них часто говорят в связи с тем, что они играли ведущую роль в отвержении и смерти Христа: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками…» (Мк. 8:31). Синедрион был верховным судом еврейского народа. Из новозаветного повествования следует, что он делился на три класса: первосвященники, книжники и старейшины. На основании скудных исторических сведений можно сделать вывод, что старейшины относились к несвященнической знати и были главами знатных и богатых иудейских семей. Одним из таких старейшин был Иосиф из Аримафеи, которого Матфей называет богатым человеком из Аримафеи (см.: Мф. 27:57). Далее, синедрион в Новом Завете трижды назван советом старейшин (греч. presbyterion, Лк. 22:66; Деян. 22:5; gerousia, Деян. 5:21). Люди, которые подразумеваются во фразе «предания старцев» (см.: Мф. 15:2; Мк. 7:5), являются великими иудейскими учеными прошлых поколений. Термин старейшина достаточно гибкий, и за многие столетия он применялся к различным группам людей, которые заслужили почет и уважение.
2 E. Harvey, «Elders,» The Journal of Theological Studies 25 (October, 1974): 319.
3 Фраза «Апостолы и пресвитеры и братия» на греческом буквально звучит так: «апостолы и пресвитеры (т. е. старейшины) братия». Правильный перевод этой необычной фразы представляется проблемой, при условии, что мы имеем достоверный текст. Интересно отметить перевод, имеющийся в «Исправленной версии» английской Библии: «апостолы и старшие братия». В соответствии с таким переводом слово «старшие» выполняет функцию определения по отношению к апостолам. Это очень важно. Если «старшие братия» — правильный перевод, то его можно использовать в качестве четкого определения иерусалимских старейшин. Они действительно были престарелыми людьми. Однако существуют веские причины, побуждающие нас отказаться от такой версии. Греческая грамматика не требует перевода слова братия с определением старшие (перед которым стоит определенный артикль). Использование в греческом языке артикля в подобных конструкциях слишком неопределенно, чтобы претендовать на точность выражения, как замечает Хайман в своей работе на эту тему (H. Hyman, The Classical Review 3 (1889): 73). Поэтому, исследуя последние варианты современного английского перевода, следует скорее понимать слово братия как существительное без артикля, прилагаемое как к апостолам, так и к старейшинам, или пресвитерам, в результате чего получаем: апостолы и пресвитеры, которые суть ваши братья. Кроме того, такое понимание более всего соответствует контексту. В других пяти случаях Лука говорит об «апостолах и пресвитерах». И потому нет никаких оснований предполагать, что на этот раз он решил изменить свою обычную формулировку. Этим словом — братия — передается братский дух послания: оно отправлено «находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников» (Деян. 15:23) от апостолов и пресвитеров (их братьев во Христе, а не господствующих над ними начальников). Нигде в Новом Завете мы не встречаем предположения о том, что пресвитеры, или старейшины, — это престарелые люди. В перечне требований, предъявляемых к пресвитерам, нет ни слова о возрасте.
4 Fenton John Anthony Hort, The Christian Ecclesia (1897; reprint ed., London: Macmillan and Co., Limited, 1914), pages 81–83.
5 James Bannerman, The Church of Christ, 2 vols (1869; reprint ed., Cherry Hill, New Jersey: Mack Pub. Co., 1972), 2:326. См. также: William Cunningham, Historical Theology, London: The Banner of Truth Trust, 1969, Vol. I, page 59 ff.
6 William Kelly, An Exposition of the Acts of the Apostles, 3rd ed., (1890; reprint ed., Denver: Wilson Foundation, 1952), page 209.
7 Hort, Ecclesia, pages 82, 83.
8 Robert Banks, Paul’s Idea of Community (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1980), page 47.
9 Edwin Hatch, The Organization of the Early Christian Churches (London: Longmans, Green and Co., 1901), pages 170–172, 175, 195.
К началу страницы
<< Глава 3 | Содержание | Глава 5 >>