Что надо знать о почитанiи угодниковъ божiихъ
«Помимо канонизированныхъ святыхъ есть еще одинъ особый видъ почитаемыхъ усопшихъ - подвижниковъ благочест\я. Канонизац\и почти всегда предшествуетъ почитан\е святаго какъ подвижника безъ всякой на то офиц\альной санкц\и. На могилахъ такихъ подвижниковъ и праведниковъ, еще при жизни прославившихся богоугоднымъ жит\емъ и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, въ дни ихъ смерти совершаются заупокойные Литург\и, ихъ имена вносятся въ синодики для каждодневнаго поминовен\я на Литург\и. Надъ гробами подвижниковъ благочест\я устраиваются памятники въ видё арки или часовни, иногда съ изображен\ями подвижниковъ на надгробницахъ. Почитатели усопшихъ составляютъ имъ службы и акафисты, хотя они и не имёютъ церковнаго употреблен\я. Въ своихъ келейныхъ молитвахъ почитатели, вёрующ\е въ ихъ святость, обращаются къ нимъ какъ къ угодникамъ, предстоящимъ передъ Престоломъ Бож\имъ.
Иногда при гробницахъ почитаемыхъ подвижниковъ пёли одновременно и панихиды и молебны. ... Писали и иконы неканонизированныхъ подвижниковъ. Передъ этими иконами возжигали свёчи, ихъ лобызали; иногда так\е иконы помёщали въ церквахъ.
Въ большинствё случаевъ канонизац\и святаго предшествуетъ его народное почитан\е какъ подвижника благочест\я».
п.48.7«Почитан\е подвижниковъ благочест\я» Прото\ерей Владиславъ Цыпинъ «Курсъ церковнаго права». Учебное пособ\е. Издатели: «Круглый столъ по религ\озному образован\ю въ Русской Православной Церкви» и «Христ\анская жизнь», г. Клинъ. 2004, стр. 496-497
Православ\е большинства изъ насъ, как говорилъ приснопоминаемый уб\енный \ерей о. Олегъ Ступичкинъ, настоятель храма во имя святыхъ Первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла поселка Нейво-Сусанна Алапаевскаго благочин\я Екатеринбургской епарх\и, ограничивается лишь крещен\емъ и отпёван\емъ, между которыми нётъ никакой духовной жизни. Ни регулярнаго посёщен\я православнаго храма, ни должнаго почитан\я святыхъ праздниковъ Церкви Христовой, ни постояннаго очищен\я себя спасительнымъ покаян\емъ и пр\общен\я Святыхъ Христовыхъ Тайнъ, ни обращен\я къ другимъ укрёпляющимъ таинствамъ и возможностямъ Церкви. Разумёется, говорить здёсь о духовной грамотности, а порой даже объ элементарныхъ религ\озныхъ знан\яхъ, не приходится. Все это, безусловно, является горькимъ слёдств\емъ совётскихъ десятилёт\й активнаго богоборчества и государственнаго атеизма, при которыхъ главный законъ человёческой жизни - Законъ Бож\й, въ отлич\ё отъ общеобразовательныхъ предметовъ и другихъ дисциплинъ, былъ полностью упраздненъ. А чтобы ни въ коемъ случаё не допустить его возвращен\я назадъ, была предпринята цёлая система атеистической пропаганды съ ея разтлён\емъ человёческихъ душъ.
Тёмъ не менёе жизнь человёка была и остается главной цённостью нашаго бреннаго м\ра, ибо онъ, какъ высшее творен\е Бож\е, со своей безсмертной душой предназначенъ для блаженной вёчности. Но удостоится ее можно лишь сдавъ земной экзаменъ посредствомъ напряженной духовной жизни, требующей, по словамъ извёстнаго старца Паис\я Святогорца, большой точности. Поэтому духовная грамотность, предполагающая знан\е истор\и христ\анскаго учен\я, Русской Православной Церкви, Священнаго Писан\я и Святыхъ Отцовъ Церкви Христовой, является обязательной для всёхъ и каждаго. Полагаться въ этомъ дёлё на кого-либо, кромё Святаго Е`ангел\я, Господа нашаго Iисуса Христа и огромнаго сонма Угодниковъ Бож\ихъ, крайнё опасно для любого вёрующего человёка.. Почему Святитель Игнат\й (Брянчаниновъ) и говорилъ, что не читающ\й Святыхъ Отцовъ спастись не можетъ. Отсюда совсемъ по-иному предстаетъ передъ нами почитан\е православныхъ подвижниковъ, угодившихъ Господу Богу своимъ благочест\емъ и еще при жизни получившихъ отъ Него дары Благодати Духа Святаго. Какъ правило, они удостаивались мирной кончины и небесныхъ свидётельствъ о святости жизни, что какъ разъ и влекло къ нимъ толпы вёрующихъ и рождало народное почитан\е.
Это почитан\е почти всегда предшествовало офиц\альному прославлен\ю Церковью, то есть канонизац\и. Поэтому ея историкъ, профессоръ Е.Темниковск\й писалъ: «Слава святой жизни того или другого подвижника не умирала вмёстё съ нимъ; благочестивый подвижникъ становился предметомъ народнаго чествован\я, сначала, быть можетъ, въ сравнительно незначительномъ районё, который съ течен\емъ времени могъ разширяться. Такимъ образомъ являлся культъ святаго. Къ нему постепенно присоединялись и церковные власти, прежде всего мёстные...».
Такъ шло изъ вёка въ вёкъ и сложилось въ добрую традиц\ю, которой слёдовали всё, включая и церковные власти. Причемъ, препятствовать этой многовёковой традиц\и народнаго почитан\я православнаго подвижника очень опасно изъ-за риска превратиться въ богоборца и вызвать на себя гнёвъ Бож\й, чему есть нёмало примёровъ не только въ далекомъ прошломъ, но и въ современной дёйствительности. Къ тому же въ Святомъ Е`ангел\и отъ Iоанна Самъ Господь предупреждаетъ такихъ богоборцевъ: «Если бы Я не сотворилъ между ними дёлъ, какихъ никто другой не дёлалъ, то не имёли бы грёха»! Рёчь въ данномъ случаё идетъ о посылаемыхъ свыше свидётельствахъ святости подвижниковъ, нерёдко игнорируемыхъ представителями Церкви на мёстахъ вопреки ихъ очевидности и неопровержимости.
Надо признаться, что въ прошлые времена Церковь быстрёе и охотнёе откликалась на народное почитан\е усопшихъ подвижниковъ вёры и, какъ указывалъ еще одинъ ея историкъ, профессоръ Н.С.Суворовъ, были нерёдки «случаи, когда чудеса безъ всякаго предварительнаго обыска, вслёдъ за ихъ оглашен\емъ, сопровождались колокольнымъ звономъ и церковнымъ торжествомъ». Объ этомъ же говоритъ и академикъ Е.Е.Голубинск\й, что иногда «подвижники становились святыми безъ нарочитой канонизац\и».
Кстати, на протяжен\и вёковъ соборный разумъ вёрующего люда, его тонкое ощущен\е Благодати Бож\ей, никогда не ошибался, превращая, порой, уже проведенные Соборы Церкви въ «разбойные», то есть незаконные, недёйствительные. Съ такимъ нелестнымъ опредёлен\емъ они и закрёплялись въ церковной истор\и, будучи отвергнуты народомъ, который всегда оставался единственнымъ хранителемъ чистоты православнаго вёроучен\я.
Естественно, что въ связи съ такимъ почитан\емъ отдёльныхъ подвижниковъ благочест\я вёрующ\е узаконили за собой конкретные дёйств\я, которые офиц\ально закрёплены въ 48-ой главё «Канонизац\я и почитан\е святыхъ» современнаго курса «Церковнаго права».
Они подробно изложены въ п. 7 или 48.7 вышеуказанной главы съ подзаголовкомъ «Почитан\е подвижниковъ благочест\я» и приведены въ эпиграфё настоящего предислов\я.
Въ соответств\и съ ними м\ряне Русской Православной Церкви имёютъ абсолютное право писать святые иконы почитаемыхъ подвижниковъ благочест\я, составлять имъ акафисты и службы, по особенному обустраивать ихъ могилы красивыми часовенками или сёнями, увёнчанными куполами съ восьмиконечнымъ крестомъ, служить панихиды или заказывать заупокойные Литург\и. Именно поэтому и приснопамятный Владыка Iоаннъ (Снычевъ), почивш\й Митрополитъ Санкт-Петербургск\й и Ладожск\й, говорилъ, что вёрующ\е могутъ почитать ушедшихъ подвижниковъ вёры какъ святыхъ и обращаться къ нимъ въ своихъ молитвахъ какъ къ святымъ.
Причемъ, истор\я Церкви знаетъ случаи прижизненнаго почитан\я такихъ угодниковъ Бож\ихъ, къ коимъ можно смело отнести, напримёръ, знаменитаго о.Iоанна Кронштадтскаго или современника великаго Печальника Земли Русской Преподобнаго Серг\я Радонежскаго, игумена Бёлозерскаго монастыря Кирилла. Первому еще при жизни было составлено два акафиста, а второму написана икона.
Несмотря на широкую извёстность и всенародное почитан\е подвижниковъ отечественного благочест\я, искренн\й порывъ вёрующихъ, бывало, встречалъ жесткое сопротивлен\е церковной \ерарх\и, породивъ въ истор\и РПЦ непр\ятные инциденты, которые нынё стараются не вспоминать. Но они были.
Так, напримёръ, скандаломъ въ Святёйшемъ Синодё разразилось въ свое время прославлен\е въ Тобольскё покойнаго Митрополита Iоанна, почитавшегося всей Сибирью за святаго. Очень не просто складывалось прославлен\е Церковью и Бёлгородскаго Епископа Iоасафа, хотя высота его духовной жизни была хорошо извёстна, и Владыка тоже почитался вёрующими какъ святой. И ужъ никакъ въ началё XX вёка не хотёли прославлять Преподобнаго Серафима Саровскаго и всея Росс\и чудотворца нынё однаго изъ самыхъ почитаемыхъ святыхъ Вселенскаго Православ\я. Офиц\альное прославлен\е послёдняго, какъ и нёкоторыхъ другихъ русскихъ святыхъ, состоялось только благодаря прямому вмешательству и волевому рёшен\ю Государя Императора Николая II Александровича Романова, нынё прославленнаго Церковью вмёстё со своимъ вёнценоснымъ семействомъ.
Еще разъ повторимъ, что все это было, но Церковь предпочитаетъ помалкивать и не вспоминать столь неудобные факты своей истор\и. Но они поучительны, потому что, къ сожалён\ю, повторяются и сегодня.
Зачастую наиболёе ревностные православные м\ряне сталкиваются съ новыми случаями откровенныхъ гонен\й на почитаемыхъ подвижниковъ вёры, число которыхъ всегда очень невелико. Это лишн\й разъ заставляетъ вёрующихъ быть духовно грамотными и знать свои права. Тём болеёе, что изкреннее почитан\е непрославленныхъ подвижниковъ благочест\я привлекаетъ особую милость Бож\ю. Это важно и по другой причинё, на которую указывалъ еще святой Преподобный Симеонъ Новый Богословъ. Онъ прямо говорилъ, что надо породниться духовно съ наиболёе близкими къ намъ по времени святыми. Особенно съ тёми изъ нихъ, кого мы знали лично. «Кто не изволяетъ со всею любов\ю и желан\емъ въ смиренномудр\и соединиться съ самымъ послёднимъ по времени изъ всёхъ святыхъ, имёя къ нему нёкое невёр\е, - предупреждалъ велик\й свётильникъ Православ\я, - тотъ никогда не соединится и съ прежними, и не будетъ вчиненъ въ рядъ предшествовавшихъ святыхъ, хотя бы ему казалось, что он имёетъ всю вёру и всю любовь къ Богу и ко всёмъ святымъ, онъ будетъ изверженъ изъ среды ихъ, какъ не изволивш\й въ смирен\и стать на мёсто опредёленное ему Богомъ, и соединиться съ тёмъ послёднимъ (по времени) святымъ, какъ предопредёлено с\е ему Богомъ»!
Къ сему слёдуетъ добавить, что мног\е подвижники благочест\я, являя на дёлё свою нелицемёрную вёру въ Бога, въ которой достигали небесного созерцан\я и непосредственнаго общен\я со святыми, предваряли свою блаженную кончину завёщан\емъ приходить за помощью къ нимъ на могилки, гдё высказывать наболёвшее, обращаться съ просьбами и нуждами, какъ къ живымъ. Перечислять ихъ здёсь нётъ смысла, ибо это будетъ слишкомъ большой списокъ. Достаточно сослаться лишь на одну любимую всей вёрующей Росс\ей святую Матушку Матрону Московскую, которая, кромё всего прочего, заранее предсказала как будетъ строиться ея почитан\е послё смерти и просила ставить ей самые дешевые свёчи.
Надёемся, что приведенное выше будетъ полезно знать многимъ православнымъ м\рянамъ РПЦ, повыситъ ихъ духовную грамотность и позволитъ без всякой опаски горячо и искреннё почитать тёхъ, кто угодилъ Господу Богу своимъ благочест\емъ въ земной жизни и прославляется Имъ на нашихъ глазахъ чудесными знамен\ями, которыхъ никакому врагу рода человёческаго поддёлать невозможно. Аминь.