Преодоление Действия Прошлых Болезненных Переживаний
В сентябре 1984 года Христианская Община «Виноградник» г. Анахайма отправила шестьсот своих членов, чтобы основать Общину «Виноградник» в близлежащей Йорба Линде. К этому времени Анахаймский «Виноградник» посещало четыре тысячи человек, то есть, мы отправили пятнадцать процентов церкви. Но количество перешедших в новую церковь было лишь частью потери Анахаймского «Виноградника», всех, кто остался.
Боб Фултон, один из первых пасторов «Виноградника» в Анахайме и мой деверь, был призван стать старшим пастором новой группы. Вместе со своей женой Пенни (сестрой моей жены), он координировал развитие нашей системы домашних групп (большинство людей, приходящих к нам в церковь, посещают также еженедельные собрания домашних групп, насчитывающих от пятнадцати до сорока человек). Более того, многие из тех шестиста человек, положивших начало церкви в Йорба Линде, были нашими первыми обращенными и близкими друзьями. В их количество входили многие ключевые лидеры церкви; до тех пор, пока этим зрелым христианам и подготовленным лидерам не найдется замены, ноша пасторских обязанностей возрастала. Предстояло сформировать новые отношения, призвать, подготовить и поставить на служение новых лидеров – нам предстояло тяжело поработать.
Несмотря на то, что основание новой церкви в Йорба Линде требовало много работы и испытаний, Кэрол согласилась делать это с энтузиазмом. Она знала, что через основание новой церкви Бог будет распространять Евангелие по всему Ориндж Каунти. Но Кэрол не учла ту острую боль, которую она испытает, потеряв общение по воскресеньям со своими двумя родными сестрами и большинством из старых друзей. Вскоре после образования новой церкви она начала подсознательно страдать от чувства потери и покинутости.
Как признается теперь Кэрол: «Я не могла связно выразить словами то, что происходило во мне. Если бы тогда меня спросили, как я себя чувствую, я ответила бы: «Замечательно! Лучше, чем когда-либо.» Но в моем сердце, в глубине души, поселилась боль. Я также начала выдумывать предлоги, чтобы не видеться на неделе со своими сестрами и друзьями.»
За лето и осень 1985 года чувство болезненной потери у Кэрол усилилось. Затем, в одно из воскресений октября она сделала тревожное открытие: «У меня была сумасшедшая неделя и я была измотана, как физически. Так и духовно, когда вдруг обнаружила у себя на груди опухоль размером с лимон. Сначала я не знала, что делать. Что, если она злокачественная? Что если мне нужна операция?»
Тем же вечером я молился за исцеление Кэрол, но безуспешно. В понедельник утром Кэрол назначила встречу со своим врачом на вторник. «Той ночью я молилась и спрашивала Бога, что Он приготовил для меня в этом испытании», -- говорит Кэрол. «В молитве Он показал мне, что опухоль на груди напрямую связана с моим чувством одиночества и покинутости. До того момента я не осознавала, насколько глубоко была ранена. В детстве у меня развился страх одиночества, и я позволил этому страху взять под контроль мои чувства от потери регулярного общения со своими сестрами и друзьями.»
Кэрол пришла ко мне и рассказала, что чувствует связь между болью прошлого и настоящим греховным отношением и опухолью. Нам была непонятна эта связь, но мы приняли Божье откровение о том, что она существует. Поэтому мы помолились вместе, и она покаялась в своей горечи. Затем от всего сердца она благословила своих сестер, друзей и их работу в новой церкви. «В результате как будто огромный груз снялся с моей души», -- говорит она. «Бог уверил меня, что никогда не покинет меня, и с тех пор я чувствую большую уверенность в отношениях.»
Я затем снова помолился об исцелении опухоли на ее груди. Когда я попросил Святого Духа сойти на Кэрол, я почувствовал сгусток энергии, который вошел в нее через мои руки. «Я почувствовала, что Божья сила сошла на меня,» – говорит Кэрол. «Боль прекратилась, опухоль стала теплой на ощупь и сразу же начала уменьшаться в размерах. Ко вторнику она уменьшилась до размера виноградины, и я отменила встречу с врачом. Во вторник вечером к нам пришли Блэйн и Бекки Кук и помолились за меня, и к среде от опухоли не осталось и следа.» Исцеление Кэрол было глубже, чем просто исчезновение опухоли: были обновлены отношения с семьей и друзьями. Сейчас она открыто и свободно общается с ними.
ВНУТРЕННЕЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
Многие годы страх перед тем, что Бог и друзья покинут ее гнездился в глубине сильной и одаренной личности Кэрол. Потеря семьи и друзей, связанная с их переходом в другую церковь, послужила толчком к возникновению страхов и воздействовала на ее поведение. Этот страх, предоставленный сам себе, привел к одиночеству. Депрессии, избеганию друзей и недоверию Богу. Последним симптомом стала опухоль у нее на груди.
Когда Кэрол обратилась к Божьему обещанию никогда не покидать ее, и покаялась в греховном отношении и действиях по отношению к своим сестрам и друзьям, она приняла прощение Христа и была исцелена от психического и физического ущерба, который коренился в ее детских переживаниях. Она больше не рассматривала себя как жертву былых обид и разочарований; их значимость померкла, когда она увидела свое прошлое с точки зрения Бога.
Побочным продуктом ее исцеления стали обновленные отношения. Открытые, свободные. Заботливые и доверительные отношения с другими укрепили результат ее исцеления, которое она получила, когда покаялась и поверила в Божью истину. Теперь друзья Кэрол заверяют ее, что ни они, ни Бог никогда не покинут ее.
Эмоциональная и психологическая боль остается в виде плохих воспоминаний (мыслей о пережитых болезненных событиях) и образуют препятствия для духовного роста. Они могут даже привести нас к различным формам греха, эмоциональным проблемам и физическим заболеваниям.
Эмоциональная и психологическая боль, включая плохие воспоминания, обычно вызвана нашим грехом, или грехом, совершенным против нас. Исцеление такой боли прошлого восстанавливает внутреннюю (невидимую и незримую) часть человека, в противоположность чисто физическому, видимому и внешнему исцелению. Поэтому, исцеление боли прошлого часто называют «внутренним исцелением.»1
Как пишет Дэвид Симандз, внутреннее исцеление – это «служение и молитва за пораженные эмоции и болезненные воспоминания.»2 Майкл Скэнлан пишет:
Внутреннее исцеление – это исцеление внутреннего человека. Под внутренним человеком мы подразумеваем сферы интеллекта, воли и чувств, обычно известных как разум, воля и сердце, но включающие в себя также и другие сферы, имеющие отношения к эмоциям, психике, душе и духу. Внутреннее исцеление отлично от внешнего, часто называемого физическим исцелением.3
Деннис Беннетт говорит еще более лаконично: «Внутреннее исцеление – это просто наше сотрудничество с Господом, в результате которого мы позволяем Ему исцелить и убрать из нашей психологической сущности то, что стоит на пути течения Святого Духа.»4
Я определяю внутреннее исцеление, как процесс, в котором Святой Дух дает прощение грехов и эмоциональное обновление людям, страдающим от пораженного разума, воли и чувств. Таким образом сила Евангелия отвечает на конкретную нужду.
ВНУТРЕННЯЯ БОЛЬ
Большинство переживаний, требующих внутреннего исцеления, можно разделить на три категории. К первой категории относится вред, причиненный человеку в результате того, что он родился в греховном мире. Такие переживания не возникают в результате чьих-либо злонамеренных поступков по отношению к нам. Многие из них мы имеем не по собственному выбору и не можем контролировать; примерами этой категории могут послужить наследственные болезни, несчастные случаи и нищета. Эти неподконтрольные нам переживания приводят к тому, что психолог Карен Хорни называет основными страхами, чувству изоляции и беспомощности во враждебном мире.5
Ко второй категории относятся раны, причиненные окружающими. Родители и члены семьи, друзья, знакомые, даже незнакомцы могут, вольно или невольно, согрешить против нас. Под эту категорию подпадают дети родителей-алкоголиков или дети родителей, физически или психологически издевавшихся над ними. Эта категория включает в себя несчетное количество различных обид, причиненных нам, хотя, на некоторых из них стоит остановиться подробнее. Одними из самых сложных и разрушительных проблем, с которыми я сталкивался в молитве, были испорченные отношения с нелюбящими отцами. Также я сталкивался с многими случаями сексуального насилия, например, изнасилования или сексуального насилия со стороны родственников, когда жертва насилия была порабощена гневом и ненавистью к насильнику.
Последняя категория – это вред, возникающий в результате наших собственных грехов. Часто это грех поведения, как, например, блуд, прелюбодеяние и гомосексуализм. За последние годы я молился со многими мужчинами и женщинами против вреда, причиненного грехом аборта. Греховное отношение, например, жадность, соперничество и ревность также приводят к эмоциональным и психологическим последствиям. В результате этих греховных действий и отношения появляется чувство вины и связанные с виной эмоции. Я много раз молился за людей, которые знали, что Бог их прощает, тем не менее, продолжали страдать от чувства вины. То, что они знали в разуме, не проникло к ним в сердца.
Неверный выбор также таит в себе опасность эмоционального вреда. Неверный выбор – это не всегда грех, это немудрое решение, приводящее к неудаче. Неверный выбор часто приводит к проблемам, вызывающим чувства вины и гнева. Часто раны, нанесенные нам окружающими соединяются с нашими собственными грехами и ослабляют нас.
Например, Майкл Флинн, Епископальный священник, получил такое письмо от одной женщины, после его выступления на конференции по внутреннему исцелению, которую она посетила:
(После конференции) я боролась с дьяволом, создавшим проблему сексуального характера и взывала к Богу, чтобы Он открыл мне, где находится тот «крючок», на котором держит меня сатана. Он напомнил мне ситуацию, происшедшую много лет назад, когда я работала с группой людей, которые вели распущенный образ жизни и сильно на меня повлияли. Затем Он напомнил мне слова, которые я когда-то сказала – внутреннюю клятву. И Он показал мне, как сильно это Его задело ... Поэтому я разбила эту клятву, исповедала свой грех и попросила Его простить меня. Божья сила сошла на меня, и почувствовала шок в своем теле и поняла, что оковы разбиты и я свободна. Я знала, что если захочу, я могу свободно следовать за Иисусом. Такая прекрасная победа! Я была шокирована, когда сатана явился в тот самый момент и снова искушал меня. Я все еще не могла отойти от вновь обретенной радости. Как он посмел? И тогда я поняла, что борьба еще продолжается. Я обратилась к Иисусу и Он сказал: «Ты не должна больше этим заниматься, потому что мы разобрались с этим.» Я увидела Его как мою скалу, моего Спасителя и Защитника. И сатана отступил.
Вовсе необязательно быть жертвой насилия или совершить сексуальный грех, чтобы нуждаться во внутреннем исцелении. Например, есть люди. Страдающие от «синдрома старшего брата». Как в случае со старшим братом в притче о блудном сыне (см. Лк. 15:11-32), наша гордость приводит к обиде и горечи, когда ожидания, основанные на преувеличенном взгляде на свои способности, не сбываются.
Существует также проблема сурового отношения к себе, обычная для тех, кто вырос в евангелических и католических семьях. Однажды я молился за человека, который сильно страдал от чувства вины, происходившего от одного небольшого инцидента в детстве. Когда ему было десять лет, его мать обнаружила в кармане его брюк игральную карту с изображением обнаженной женщины. (Он нашел эту карту по дороге из школы домой). Она наказала его за карту, и он больше тридцати лет страдал от вины за это! Его страдания были сравнимы со страданиями многих людей, совершивших куда более серьезные грехи, за которых я молился.
ДИАГНОЗ
Болезненные и тяжелые переживания приводят к тому, что у нас вырабатывается и запоминается эмоциональная реакция, ограничивающая нашу свободу полностью принимать Божью благодать. Ведущие специалисты в области внутреннего исцеления отмечают, что у людей, не полностью предоставивших Христовой благодати и прощению проблемы, связанные с болезненными воспоминаниями, образуются определенные стили поведения и эмоциональной реакции. Вот какие характеристики, описанные Теодором Добсоном, Майклом Скэнланом, Фрэнсисом МакНаттом и Ритой Беннетт, часто присущи людям, нуждающимся во внутреннем исцелении:
Бремя боли, которое несет на себе каждый из нас, истощает наши силы, уводит нас от созидательной и продуктивной деятельности и заставляет нас чувствовать себя никчемными, виноватыми, безнадежными, разбитыми и не заслуживающими прощения.
Такое бремя и так разрушительно само по себе, но его действие простирается и дальше. Эти отрицательные чувства, со временем превратившиеся в отношения, начинают вырабатывать внутри нас негативные стили поведения, и наше прошлое начинает разрушать настоящее. Наши отрицательные качества стремятся к самоуничтожению, таким образом, в нас вырабатывается привычка к самоуничижению и греху.7
Некоторые из первоначальных проявлений ... таковы: дух осуждения, суровый и требовательный к себе и другим, сильное перфекционистское отношение, требующее от себя и других невозможного, сильный страх перед будущими событиями, чувство одиночества и покинутости, когда наступает время принятия какого-либо решения, сосредоточенность на собственной вине и взрывное стремление добиться положения в обществе и успеха. ... Обычно это сопровождается постоянным ожиданием роста или прорыва к новой духовной свободе, но этого не происходит. Не происходит этого потому, что сердце болит.8
Внутреннее исцеление требуется, когда мы осознаем, что болезненные переживания прошлого каким-то образом сдерживают нас. Каждый из нас в той или иной степени страдает от этих оков, одни сильно, другие слегка. Всякий необъяснимый страх, беспокойство или зависимость, вызванные стилем поведения, происходящим из прошлого, должны быть разбиты в молитве, при условии, что человек также стремится всеми силами придерживаться христианского образа жизни. Так много христиан страдают от таких стилей поведения, как постоянное чувство никчемности, приступы гнева и раздражения, расстройства и беспричинные страхи, неконтролируемые сексуальные позывы и других проблем, которые они и хотели бы изменить, но обнаружили, что не могут с ними справиться на основании покаяния и решения измениться.9
Христианин, даже будучи признанным лидером, все равно может нуждаться во внутреннем исцелении. От чего же ему или ей необходимо избавиться? Вот лишь несколько примеров: низкая самооценка; нелюбовь к себе; чувство, что Бог тебя не любит; ненависть к окружающим; непрощение себя или других; самовозвеличивание; эгоизм; раздражительность; слишком критическое отношение; чувство неполноценности из-за физических, эмоциональных или психических проблем; одиночество; отверженность; депрессия; нападки; развод; ложное чувство вины; различные сексуальные проблемы.
Могут быть также не исцеленные раны от смерти кого-либо из близких и родных; от несчастных случаев; от страхов и воспоминаний, связанных с беременностью и рождением ребенка.10
Если ничего не делать с психологическим действием болезненных воспоминаний, могут развиться физические проблемы, такие как мигрень, головные боли, несварение желудка, ночные кошмары, головокружение и многие другие функциональные отклонения.11 Именно это и случилось с Кэрол, когда у нее образовалась опухоль груди.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
Цель и задача внутреннего исцеления – эмоциональное здоровье людей, освобождение людей от эмоциональной и психологической зависимости, созданной прошлыми переживаниями. Я использую понятие «эмоции» в широком смысле слова, включающем все наши внутренние реакции на происходящие вокруг нас или с нами события. Эмоции – это наши внутренние осознанные реакции, которые влияют на наше поведение.
Я делаю различие между реакцией и ответом. Эмоции являются нашей реакцией; а то, что мы делаем, или говорим – нашим ответом. В какой-то мере это определение не совсем для нас ясно, поскольку не всегда легко определить, какие именно эмоции вызывают тот или иной ответ, или почему мы чувствуем то, что чувствуем. Но это различие полезно тем, что оно подчеркивает один очень важный момент в исцелении болезненных воспоминаний прошлого: наша цель -- чтобы наши эмоциональные реакции усиливали любовь к Богу и к ближнему, чтобы негативные реакции, уводящие нас от этого, были под контролем.
Эмоционально здоровые люди являются:
1. Людьми, чьи эмоциональные реакции помогают им в христианской жизни. То есть, их эмоции стремятся усилить праведность и любовь. У таких людей есть, как говорят психологи, высокий уровень интеграции личности, позволяющий им верой принимать то, что Бог приготовил для них. В Иак. 1:5-8 описываются люди, не укорененные во Христе, чья эмоциональная и психологическая жизнь расходится с Божьей истиной, что они являются новыми творениями во Христе:
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, -- и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
Греческое слово, переведенное в этом отрывке как «с двоящимися мыслями» – дипсюхос, что означает человека, в котором уживаются две души или два разума. Как отмечает Уильям Барклей: «Один верит, другой не верит; и человек становится ходячей гражданской войной, в которой доверие и недоверие Богу постоянно воюют друг с другом.»12 Таким образом, у эмоционально здорового человека один разум, разум Христов, который образует и формирует его эмоциональную и психологическую жизнь.
2. Людьми, чьи эмоциональные реакции инстинктивно бывают верными. Когда речь идет о эмоциях, легко заключить, что сначала стоит поразмыслить, а затем отвечать на сложившуюся ситуацию. Но это является подавлением эмоций, обычно основанном на страхе не справиться с собой, а не на попытке найти нужное место для эмоций в своей жизни. Писание говорит, что во Христе у нас есть новая природа – включающая в себя и эмоции – которая позволяет нам инстинктивно реагировать правильно.
Майкл Скэнлан описывает это как мир во Христе. «Мир Иисуса Христа это особый дар Господа», у которого есть много проявлений: радость, открытость, молитва, благоразумие и плод Духа (Фил. 4:4).13
3. Людьми, чьи эмоциональные реакции подчинены правильным ответам. Эмоциональные реакции не должны управлять нами. Они должны предлагать правильные ответы, быть слугами праведности и любви. Это значит, что наши эмоции должны подчиняться истине Писания относительно нашей новой природе во Христе. Это предполагает, что мы будем доверять тому, что говорит о нас Бог, а не собственному взгляду на себя. Стив Скотт и Брукс Александр пишут следующее:
Библейское описание нашей природы является гораздо более истинной и надежной оценкой, чем то, о чем говорят нам наши страхи, гневи воспоминания, не говоря уже о клевете Противника (Рим. 8:1-2). Внутреннее исцеление призвано заново рассказать нам (с помощью Божьего Слова), кем мы являемся во Христе. Когда мы понимаем, как смотрит на нас Бог и что Он приготовил для нашего духовного роста, тогда мы начинаем вырабатывать самооценку, которая полностью основывается на праведности Христа, а не на нашей собственной праведности. (Рим. 12:3) (Выделено автором)14
ВОСПОМИНАНИЯ ТОГО, КЕМ МЫ БЫЛИ
Невозможно исправить разладившиеся отношения и эмоции - результат болезненных воспоминаний прошлого - без того, чтобы найти способ справляться с этими воспоминаниями. Такие отношения и такой образ мыслей, укорененный глубоко в сердце, подсознательно не дает нам возможности поверить в Божьи истины, касающиеся нас.
Послание Павла эфесским христианам учит нас, что мы можем испытать в жизни целостность, благословения и свободу служения Богу на земле: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (1:3-4). Обратите внимание, что «всякое духовное благословение», данное нам Богом, это свершившийся факт; нам остается только, доверяя Богу, принять эти благословения!
Бог давно решил – «прежде создания мира» – что мы будем наследовать прощение грехов и богатство Его благодати. Теперь мы стали сыновьями и дочерьми Бога, участвуя в Его свободе и славе:
В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. (Еф. 1:13-14)
Но когда чувство вины и боли, связанные с болезненными воспоминаниями, сдерживают нас, мы не можем принять того, что нам уже принадлежит. Майкл Скэнлан утверждает, что эти болезненные воспоминания зачастую разбивают сердце человека, что, по его мнению означает «когда источник любви, находящийся внутри нас, разрушается и теряет способность по-прежнему давать и принимать любовь.»15 Разбитое сердце исцеляется, когда человек получает освобождение от оков болезненных воспоминаний, в процессе чего происходит прощение и эмоциональное восстановление под руководством Святого Духа.
Многие люди не могут взглянуть на свои болезненные воспоминания, в результате чего страдают от неизбежной эмоциональной травмы. Им нужна, как заключает Скэнлан, сила Святого Духа и дар веры, чтобы взглянуть на прошлое, таким образом, получая свободу для дальнейшей полноценной жизни. При таком подходе, «исцеление воспоминаний» не является стиранием болезненных воспоминаний из нашего сознания; оно происходит тогда, когда Божий Дух удаляет жало этих воспоминаний и исцеляет причиненный ими эмоциональный вред. Именно это пережила Кэрол, когда исповедала свой грех и поверила Богу, что Он никогда ее не оставит. Она мгновенно освободилась от удавки болезненных воспоминаний, хотя она по-прежнему помнит о пережитом.
Еще один подход к восприятию исцеления плохих воспоминаний заключается в том, что Бог не уничтожает сами воспоминания, но, скорее, изменяет их значимость, так что они больше не оказывают значительного влияния на наши чувства, мысли и поступки. Боль отступает перед познанием и уверенностью в укорененности нашей личности во Христе. Теперь мы можем рассматривать себя как новое творение во Христе, а не как жертвы былых обид – какими бы ужасными и незаслуженными они ни были.
Способ работы нашего мозга с воспоминаниями является сложным научным предметом, хотя недавние медицинские открытия выявляют интересные факты. В начале пятидесятых доктор Уайлдер Пенфилд, нейрохирург Университета МакГилла в Монреале делал операции на головном мозге под местным наркозом у страдающих эпилепсией. Во время операций он провел несколько экспериментов. В ходе одного из них он воздействовал электричеством на кору головного мозга с помощью небольшого электрода. Позже пациенты рассказывали о видениях, похожих на сон, что в действительности было воспоминаниями прошлого, которые они уже не помнили. В результате этих экспериментов доктор Пенфилд пришел к следующим выводам:
1. Мозг записывает все наши переживания.
2. Он также записывает наши чувства, связанные с этими переживаниями.
3. Когда мы вспоминаем, мы можем осознавать происходящее в настоящем, переживая прошедшее.
4. Запись многих наших переживаний остается в головном мозге, не смотря на то, что сознательно мы не можем их вспомнить; некоторые из них можно вспомнить в любое время, тогда как другие остаются погребенными глубоко в подсознании, откуда могут быть вызваны только снами или внешним воздействием (если вообще могут быть вызваны).
5. Эти прошлые переживания влияют не только на настоящее, но и на будущее, формируя, направляя, и иногда ограничивая наше поведение.16
Исследование, проведенное Пенфилдом, подтверждает, что воспоминания оказывают мощное влияние на поведение и отношение. Когда мы вспоминаем обстоятельства, в которых произошли те или иные события, мы также при этом испытываем и связанные с ними чувства. Если это такие чувства, как ужас, депрессия, гнев, вина, и т. д., у нас могут постепенно развиться эмоциональные проблемы.
Даже когда мы сознательно не помним причинивших нам боль событий, их воздействие на нас все равно сохраняется. Как пишет Теодор Добсон:
Накопленная боль может выплеснуться наружу в виде неподконтрольных «приступов» гнева, ревности или депрессии. Накопленное чувство вины может проявляться в виде физических или психических заболеваний. Фобии – иррациональные страхи перед безопасными или только потенциально опасными вещами – могут быть результатом забытых эпизодов личной истории, связанных с чувством страха. Такая боль причиняет больше вреда и расстройства, чем вызвавшая их первоначальная боль, поскольку с ними сложнее справляться и искать способы их лечения.17
Майкл Скэнлан считает, что необходимо различать «поверхностные» и «корневые» воспоминания. Под поверхностными воспоминаниями он подразумевает воспоминания, которые «могут быть вызваны и осмыслены сознанием человека».18 Примерами поверхностных воспоминаний могут быть неприятный инцидент, время, проведенное в страхе, или действие, связанное с чувством стыда. С помощью силы и благодати Святого Духа можно сознательно вызвать эти воспоминания, осмыслить их и помолиться за них; при этом человек может почувствовать мир в сердце и освобождение от силы воспоминаний.
Корневые воспоминания обнаружить сложнее. Они глубоко укоренены в подсознании людей и не могут быть сознательно осмыслены. Скэнлан пишет:
В случае с корневыми воспоминаниями, на каждое из них могут наслаиваться многие неприятные воспоминания. Молитва за отдельные поверхностные воспоминания не приносит больших результатов. Они лишь верхушки скрытого под водой айсберга. То, что нуждается в исцелении, скрыто под водой. ... Иногда недавнее воспоминание отверженности требует исцеления само по себе; но иногда оно ведет к скрытому подавленному воспоминанию из детства; иногда это целая серия воспоминаний; иногда это даже образ жизни, который ведет независимое от самих воспоминаний существование. ... Когда сам корень получает исцеление, человек чувствует новую свободу в целой серии других воспоминаний.19
Святой Дух способен проникнуть глубоко в подсознание и искоренить удерживающие нас результаты былых обид.
ПРОЩЕНИЕ
Самым основным элементом молитвы внутреннего исцеления, молитвы, вызывающей на свет глубоко спрятанные воспоминания и связанную с ними боль, которые удерживают нас от истинной свободы во Христе, являются две стороны одной медали: покаяние и прощение (прощение себя и других).
Ответом Иакова на двоедушие является чистосердечное покаяние: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иаков 4:8-9). Покаяние заключается не в самоосуждении; оно заключается в осуждении своих грехов и отбрасывании их прочь. Покаяние также показывает дорогу к прощению.
Притча о немилосердном слуге из Мф. 18:21-35 наглядно показывает важность принятия прощения и прощения других. Притча была рассказана в ответ на вопрос Петра о том, сколько раз прощать согрешившего против нас. «До семи ли раз», -- спросил Петр. Иисус ответил: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз» (ст. 21-22). Иисус начал притчу с утверждения, что нет такого греха, совершенного против нас, который мы не могли бы простить; затем в самой притче Он учил о том, что мы всегда можем прощать других, поскольку Бог уже простил нам гораздо больше, чем нам придется кому-либо прощать.
В притче слугу, задолжавшего десять тысяч талантов, привели к царю, чтобы разобраться с долгом. Слуга не мог заплатить, поэтому царь приказал, чтобы он, его жена и дети были проданы в рабство. Слуга рухнул на колени, умоляя царя дать ему еще немного времени, чтобы выплатить долг. Но, вместо этого, царь «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (ст. 27). Сумма в десять тысяч талантов равна миллиардам долларов (весь валовой национальный продукт Палестины в то время равнялся 1000 талантам!), сумма, которую никто не в состоянии собрать.20 Господь прощает непростительные грехи. Смысл в том, что когда мы согрешили против Бога или ближнего, мы должны учиться принимать прощение, не смотря на величину своих грехов.
Но на этом притча не кончается. После того, как слуга вышел от царя, он пошел и «нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев» (ст. 28). Сто динариев – это всего лишь зарплата за три месяца, гроши по сравнению с долгом, который простил царь. Первый слуга «схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».»(ст. 28) Затем, когда должник попросил у него еще время, чтобы вернуть долг – то же самое, о чем просил царя слуга – слуга не оказал ему милости, отказался простить его, и бросил его в темницу. Когда царь узнал об этом. то сказал: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Притча продолжается так: «И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (ст. 32-34).
Царь разгневался, потому что слуга не простил так, как был прощен. Обратите внимание, что должник, имея сто динариев долга, не просил о прощении; он только просил об отсрочке долга. Иисус учил о том, что мы должны прощать даже тех, кто не просит о прощении. Почему? Я считаю, что отсутствие милости похоже на накапливающееся бремя, ведущее к враждебности (гневу, направленному на других), чувству вины (гневу, направленному на себя) и беспокойству (страху без видимого повода).
Наконец, Иисус учит о том, что непрощение является причиной всех мучений на земле – духовных, умственных, эмоциональных, физических и социальных. И кульминация всего этого – вечность в аду. Он сказал: «Так и Отец мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35). Это простой принцип: Бог дал нам милость, чтобы мы оказывали ее другим, и если мы прощаем других, мы будем и дальше получать Божье прощение.
И последний принцип прощения, важный для поддержания эмоционального здоровья: обязанность каждого христианина в любом конфликте улаживать его, принимая прощение прощая других. У нас нет права удерживать прощение или не принимать его, потому что сам Бог дает нам Свою милость.
В Мф. 5:23-24 Иисус говорит: «Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» Если мы согрешили против кого-то, мы обязаны извиниться, попросить прощения, и, когда необходимо, возместить причиненный ущерб.
Иисус также учил, что если согрешили против нас, мы сами обязаны подойти к обидчику и все уладить: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15). В таких ситуациях прощение предшествует примирению.
ТЕРАПИЯ ОБРАЩЕНИЯ
Еще одним важным составляющим молитвы за исцеление является взгляд на наши прошлые переживания с Божьей точки зрения. Люди, рассматривающие свои былые обиды через призму Божьей милости проходят, что я называю, «терапию обращения». Они учатся оценивать свои эмоции и прошлые переживания с новой, евангельской, позиции.
В Новом Завете один из наиболее сильных примеров терапии обращения – это отречение Петра от Иисуса и его восстановление (см. Лк. 22:31-34, 54-62; Ин. 21:15-22). После ареста Иисуса, Петр проследовал за ним до дома первосвященника и сел возле костра во дворе. Той ночью трое служителей первосвященника, никогда раньше не видевших Петра, обвинили его в том, что он был сотрудником Иисуса. Петр наотрез отказался от их обвинений, и, тем самым, отрекся от Господа.
После третьего отречения, «Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (Лк. 22:61). Петр был подавлен своей неверностью и неудачей, «и вышед вон, горько заплакал» (ст. 62). С тех пор, когда Петр думал о лице Иисуса, он, должно быть, вспоминал свое отречение и взгляд Господа.
Петр «горько заплакал». Слезы горечи не то же самое, что слезы покаяния. Слезы горечи происходят от жалости к себе. Он вышел и рыдал: «О, горе мне! Все так и случилось. Я совершил самый тяжкий грех, именно то, чего я обещал Господу не делать.» Во время Тайной Вечери он сказал: «Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти» (Лк. 22:33). Вскоре после этого, в Гефсиманском саду Петр обнажил меч в защиту Иисуса. Но когда Господь забрал меч из его руки, Петр не знал, как сражаться: он не знал, как вести внутреннюю борьбу в духовной сфере. Петр был вполне уверен в своей силе и познании, но не много знал о силе и путях Божьих. И после отречения от Христа все, что у него осталось – это разочарование в себе самом.
Сатана попытался заполучить контроль над учениками с помощью эмоциональной и духовной травмы распятия Иисуса. Иисус знал, что это произойдет, поэтому на Тайной Вечери Он молился о том, чтобы вера Симона «не оскудела» во время просеивания (Лк. 22:31-32). Петр прошел через такое просеивание во дворе первосвященника, и только Господь мог восставить его после воскресения.
Петр вернулся в Галилею к своей профессии рыбака. Явившись Петру после воскресения, Иисус напомнил Петру о его призвании с помощью чудесного улова рыбы, таким образом, возродив его надежду (см. Ин. 21:2-7; Лк. 5:4-11). Затем, когда они сидели у костра, Иисус трижды спросил его: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15-19). Трижды Петр отрекся от Иисуса, и теперь трижды Иисус призывает его «кормить овец Моих», что дало ему духовное, эмоциональное возрождение и восстановление отношений.
Когда Иисус в третий раз говорил с Петром, Петр ответил Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17). Фактически, Петр сказал следующее: «Ты знаешь обо мне все, даже то, что я сейчас Тебе скажу. Я отрекся от Тебя; я был глупцом и перебежчиком. Я все завалил. Ты знаешь глубины моего сердца.» Когда Петр признал, что Иисусу известны его слабости и недостаток сил, только тогда он смог принять призыв Иисуса: «Корми овец Моих». Иисус, делая такой простой призыв, говорит тем самым: «Теперь ты – Святой Петр. Я люблю тебя и прощаю. Я очень уверен в тебе. Ты не считаешь себя выше того, кем ты являешься.»
С тех пор никогда больше Петр не воспринимал себя, как предателя. С того момента он верил, что он – новое творение во Христе и жил на этом основании. В книге Деяний не упоминаются прошлые неудачи Петра. Его Послания исполнены верой в Бога и доверием Его благодати и прощению. Он получил полное исцеление и эмоциональное здоровье.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ В НАСТОЯЩЕМ
Восстановление Петра является примером того, как быстро может проходить восстановление поврежденных эмоций, когда люди открывают сердца и разум для действия Святого Духа и верят в истинность того, что говорит о них Божье Слово. После того, как в прошлом году Кэрол получила исцеление от опухоли груди, она подвергла переоценки свои молитвы за исцеление людей от болезненных воспоминаний. «Я проводила недели, месяцы, иногда даже годы, работая с людьми, пытающимися освободиться <