Перечислите характерные особенности четырех Евангелий?
От Матфея - будучи евреем (мытарем - сборщиком податей) пишет Евангелие для иудеев, указывая в Нем множество ссылок на Ветхозаветные пророчества, которые исполнились на Господе Иисусе Христе. Так же указание на значимость для иудеев показана в описании родословии Христа. Старая указать на искажённому учения фарисейского, он единственных излагает против них полную обличительную речь Христа. Множественные указания на вочеловечение Господа дали Матфею эмблему человека.
От Марка - согласно святоотеческих свидетельствам Марк писал своё Евангелие со слов ап. Петра, который проповедовал язычником, в большинстве своём Римским. поэтому и содержание его Евангелия особо указывает на предназначение для язычников. Оно является самым коротким (16 глав) и простым по повествованию. В большинстве своём указаны чудеса Христовы, нежели учение - все это указывает на Божественное Царское достоинство Христа, необходимое для уверования язычников. Исходя из царственности изображения Христа в писании эмблемой Марка является лев.
От Луки - будучи обращенным из язычников (прозелитом) и учеником апостола язычников Павла, евангелист Лука в своём повествовании в большей степени раскрывает весть о том, что Христос пришёл для всех и все перед ним равны, и всех одинаково спасает. Это хорошо видно на примере его изложения родословной Христа до пророродителя всех народов Адама и Самого Бога, создавшего первого человека. Христос в его благовествованными предстаёт как великий первосвященник, который себя принёс в жертву за весь мир. Потому и эмблемой евангелиста является телец - жертвенное животное.
От Иоанна - особой глубиной Божественного учения, указаниями что именно Господь Бог был явлен миру в человеческом обличии пронизано его Евангелие. Возлюбленный ученик Христов возвещает миру о Боге-Любви, который объемлет ею всех и вся. За возвышенность сего употреблённого учения, его сравнили с парением орла, который и стал эмблемой Иоанна.
Почему Евангелие от Иоанна называют духовным?
Называется же оно таковым, потому что в Нем открываются глубочайшие догматические истины, тайны веры и божественное достоинство Христа. Это евангелие особняком стоит от остальных трёх, но не отдельно, а наполняя и дополняя их глубоким духовным смыслом. Оно содержит множество моментов где Христос свидетельствует о Себе, как об истинном Боге, верою в Которого обретается спасение: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет." (Ин. 11:25).
Как можно объяснить краткость Евангелия от Марка?
Объясняется это тем, что в отличии от других Евангелистов Марк опускает в большинстве своём указания на Ветхий Завет, где говорится о грядущем Христе и Его учении. Так же опускает повествование о Христовом рождении, но более делает упор на служение Христово и явленные при этом чудеса. В совокупности с краткостью изложения можно сказать, что это Евангелие самое удобопонимаемое и убедительное (по чудесам) для язычников. Не даром даже и в наше время оно замечательно подходит для оглашенных, как краткое и ясное.
Время написания
Время происхождения Евангелий не может быть определено с безусловной точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Первыми новозаветными книгами, несомненно, были послания апостолов, которые писались с целью поучения и укрепления в вере христианских общин; но вскоре явилась потребность и в книгах, в которых подробно излагалась бы история земной жизни Иисуса Христа.
Можно полагать, что ап. Матфей написал свое Евангелие около 50 – 60 годов по Рождестве Христовом, Марк и Лука несколько лет спустя и во всяком случае раньше разрушения Иерусалима, т. е. раньше 70 года, а Иоанн – в конце первого века, в преклонном возрасте.
Язык
Язык, на котором написаны Евангелия – греческий, не классический, а так называемый александрийский, наиболее в то время распространенный. Написанные на нем книги свободно читались различными народами, входящими в Римскую империю – от берегов Атлантического океана до Евфрата и далее.
Прообразы и символика
Древние отцы Церкви усматривали в Ветхом Завете прообразы и символы четырех Евангелий. Так они сравнивали св. Четвероевангелие с рекой, которая, вытекая из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, хранившим в своих недрах множество драгоценных камней и дорогих металлов (Быт. 2:10-14).
Эта река является символическим изображением духовной глубины и величия содержания Святого Евангелия.
Другой символ для четырех Евангелий Святые Отцы усматривали в таинственной колеснице, которую видел пророк Иезекииль у реки Ховарь. Она состояла из четырех животных, каждое из которых имело четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Эти лица животных, взятые в отдельности, сделались символами для каждого из евангелистов.
Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает Матфея с человеком или ангелом, так как ап. Матфей в своем Евангелии больше говорит о человеческом и мессианском характере Христа.
Евангелист Марк в иконографии изображается со львом, так как св. Марк в своем Евангелии повествует преимущественно о всемогуществе и царском достоинстве Иисуса Христа (лев – царь животных). Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что св. Лука повествует преимущественно о первосвященническом служении Иисуса Христа (телец – жертвенное животное).
И, наконец, евангелист Иоанн изображается с орлом, ибо как орел подымается высоко над землей и проникает своим острым взором в глубокие дали, так и св. Иоанн Богослов, духовно подымаясь над всем земным и человеческим, преимущественно говорит в своем Евангелии о Христе как о Боге Слове, Второй Ипостаси Святой Троицы.
Георграфия
Палестина разделена на две части долиной реки Иордан.
К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.
Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо обрабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о сеятеле, семени и плевелах.
Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный караванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на оберегах Галилейского (или Геннисаретского) озера.
Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.
В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.