Эпилог. Изживание выживающего

Теперь, после знакомства с параноидальным бредом, имевшим лишь одного приверженца, то есть самого больного, пришло время задуматься над тем, что мы узнали о власти. Ведь любой частный случай, к каким бы глубоким выводам он ни вел, все-таки оставляет некоторое сомнение. Чем глубже в него вникаешь, тем больше осознаешь его исключительность. Ловишь себя на мысли, что так обстоит дело лишь в этом случае, а в каждом другом — все опять иначе. Особенно это относится к душевнобольным. Непоколебимая самоуверенность не дает нам отнестись к ним всерьез, поскольку у них отсутствуют внешние признаки успеха. Даже если возможно было бы доказать, что каждая отдельная мысль в голове какого-нибудь Шребера точно совпадает с каждой мыслью внушающего ужас владыки, все равно сохранилась бы надежда, что в чем-то другом они в корне различны. От преклонения перед великими мира сего очень трудно избавиться, потребность поклонения в людях неистребима.

Наше исследование, к счастью, не ограничивалось одним лишь Шребером. Хотя оно и кажется детально разработанным, многое в нем лишь намечено, а кое-что, даже очень важное, вовсе опущено. Но нельзя же упрекать читателя, если он уже сейчас, к концу этого тома, захочет узнать, что же можно считать твердо установленным.

Не приходится долго гадать о том, какая из четырех стай характерна для нашей эпохи. Власть великих религий плача подходит к концу. Они были захлестнуты валами приумножения и постепенно задохнулись. Благодаря современному производству старая приумножающая стая пережила такой рывок вверх, что все прочие формы и содержания жизни обрекаются на исчезновение. Здесь, в нашей земной жизни царствует производство. Его скорость и многообразие не дают возможности остановиться и оглядеться. Даже ужаснейшие войны не в состоянии были его затормозить. Во всех враждующих лагерях, чем бы они ни вдохновлялись, производство одинаково действенно. Если существует такая вера, в которую один за другим впали все жизнеспособные народы Земли, то это вера в производство, современный furor приумножения.

Рост производства требует все больше людей. Чем больше продукции, тем больше нужно потребителей. Сбыт сам по себе, руководствующийся собственными законами, должен превратить в покупателей всех, кто в пределах досягаемости, то есть практически все человечество. В этом смысле его можно сравнить, хотя бы внешне, с универсальной религией, которая тоже ведь охотится за каждой душой. Люди должны были бы достигнуть некоего идеального равенства в качестве добровольных платежеспособных покупателей. Но этого бы все равно не произошло, потому что, если бы производство добралось до каждого и каждый сделал свою покупку, оно захотело бы расти дальше. Следовательно, вторая и более глубокая его тенденция — увеличение численности людей. Производству нужно больше людей. Через умножение предметов оно вернулось назад к приумножению в его изначальном смысле — приумножению самого человека.

По своей внутренней сути производство имеет мирный характер. Уничтожение, причиняемое войной и разрухой, идет ему во вред. В этом капитализм и социализм похожи друг на друга как соперничающие формы одной и той же веры. Для обоих производство — как зеница ока. Оно завоевало сердечную склонность обоих, и их соперничество в этой сфере привело к бешеному успеху приумножения. Они становятся все более похожими друг на друга. Налицо и растущее взаимное уважение. И вызвано оно, осмелимся сказать, исключительно успехами производства. Теперь нельзя считать, что они стремятся уничтожить друг друга, они стремятся друг друга превзойти.

Нынче существует много центров приумножения, действующих активно и распространяющих вокруг свое влияние. Они поделены по разным языкам и культурам, ни один не в силах претендовать на всеобщее господство. Ни один не может выступить против всех остальных. Бросается в глаза тяга к образованию гигантских двойных масс, называющих себя по именам сторон света, — Восток и Запад. Они все вбирают в себя, а то, что не охвачено ими, мало и бессильно. Тупое противостояние этих двойных масс, очарованность их друг другом, их вооруженность до зубов, а скоро и вообще до Луны, разбудили в мире апокалиптический страх: война между ними может уничтожить человечество. Однако оказалось, что тенденция приумножения набрала такую силу, что война ей подчинилась — она оказывается просто досадной помехой. Война как средство быстрого приумножения исчерпала себя взрывом архаики в Германии времен национал-социализма и, как теперь можно быть уверенным, исчезла навсегда.

Каждая страна теперь проявляет склонность охранять свое производство зорче, чем своих граждан. Ничто иное не выглядит столь оправданным и понятным, не подлежит столь общему одобрению. Уже в нашем столетии будет произведено больше вещей, чем люди сумеют потребить. На место войны выдвигаются другие системы двойных масс. Опыт парламентов доказывает, что смерть может быть исключена из взаимодействия двух масс. Мирные регулируемые циклы смены власти могут быть установлены и в отношениях между нациями. Спорт как массовое явление в значительной мере заменил войну уже в Риме. Он сейчас стремится обрести то же значение, но уже в масштабе всего мира. Война явно отмирает, и можно было бы предсказать ее скорый конец. Но только в этом расчете не учтен выживающий.

Что у нас вообще сохранилось от религий плача? В непостижимых бурях уничтожения и созидания, ознаменовавших первую половину этого столетия, в неумолимом ослеплении, дважды постигавшем то одну, то другую сторону, религии плача, хотя и сохранили себя организационно, продемонстрировали полную и совершенную беспомощность. Нерешительно или, наоборот, угодливо, хотя, конечно, без исключений не обошлось, они дарили свое благословение всему происходящему.

Но их наследие все же значительнее, чем можно было бы думать. Образ Единственного, чью смерть христиане оплакивают уже почти 2000 лет, вошел в сознание всего бодрствующего человечества. Он умирает, и он не должен умереть. По мере секуляризации человечества его божественность утратила свое значение. Он сохранился — хотели того люди или нет — просто как страдающий и умирающий человек. Божественная предыстория дала ему среди земных людей своего рода историческое бессмертие. Она укрепила его самого и каждого, кто видит в нем себя. Каждый гонимый, за что бы он ни страдал, частицей души видит себя Иисусом. Каждый из смертельных врагов, даже бьющихся за злые, неправые цели, когда дело клонится к худшему, ощущает в себе одно и то же. Образ страдающего, чья жизнь затухает, по ходу событий примеривается то тем, то другим, и слабейший в конце концов может ощутить себя лучшим. Но даже самый слабый, которого никто и не считал за серьезного врага, примеряет к себе этот образ. Он может погибнуть случайно и бессмысленно, но сама смерть сделает его особенным. Христос даст ему плачущую стаю. Посреди неистовства приумножения, которое также и приумножение человеков, ценность каждого отдельного человека не упала, она возросла. Может показаться, что события нашего века говорят об обратном, но в человеческом сознании даже они ничего не изменили. Человек, каким он живет здесь, попался на обходном пути через собственную душу. Стремление не погибнуть показалось ему оправданным. Каждый для себя самого есть достойный предмет плача. Каждый упорно верит, что он не должен умереть. В этом пункте наследие христианства — а в несколько ином смысле также и буддизма — неистребимо.

Но что в наше время в корне изменилось, так это ситуация выживающего. Это открыли для себя лишь некоторые — те, кто дочитал главу о выживающем без чувства глубокого внутреннего сопротивления. Цель была обрыскать все его уголки, изобразив его таким, каким он есть и был всегда. Как герой он слышал восхваления, как властитель принимал поклонение, но, в сущности, он был одним и тем же. В наше собственное время среди людей, для которых так много значит понятие гуманизма, он пережил свои самые зловещие триумфы. Он не вымер, и он не вымрет, пока мы не обретем силы видеть его ясно, в любом обличий, в ореоле любой славы. Выживающий — это наследственная болезнь человечества, его проклятие, а может быть, и его гибель. Сумеем ли мы избежать ее в последний миг?

Плоды его усилий в нашем современном мире столь чудовищны, что с трудом осмеливаешься их видеть. Один-единственный человек в состоянии без труда уничтожить добрую часть человечества. Он использует для этого машины и процессы, которых сам не понимает. Он может действовать из надежного укрытия, ни на минуту не поставив себя в опасную ситуацию. Противоречие между его единственностью и числом тех, кого он уничтожит, невозможно осмыслить. Он один может сразу и единократно пережить больше людей, чем раньше переживали целые поколения. Методы властителя очевидны, каждый может ими воспользоваться. И все открытия идут ему на пользу, как будто совершаются для него одного. Залог теперь увеличился многократно: людей стало больше и живут они теснее. Средства стали сильнее в тысячи раз. Беззащитность жертвы, если не покорность ее, остались теми же самыми.

Все ужасы сверхъестественного насилия, которое наказанием и угрозой нависло над человечеством, воплотились в представлении о «бомбе». Один-единственный может ее обрушить. Она в его руке. Властитель в состоянии сотворить такое опустошение, что далеко превзойдет все бедствия, которые когда-либо Бог насылал на Землю. Человек украл своего собственного Бога. Он захватил его и присвоил себе все, что внушало ужас и несло гибель.

Самые головокружительные мечты властителей прошлого, для кого выживание стало пороком и страстью, нынче выглядят убогими. История, которая вспоминается из сегодня, обрела вдруг уютный и мирный облик. Как долго тогда все это длилось и как мало можно было уничтожить на незнакомой Земле! Нынче между решением и актом минет мгновение. Что Чингиз-хан! Что Тамерлан! Что Гитлер! С точки зрения наших возможностей — жалкие подмастерья, халтурщики и дилетанты!

Вопрос о том, есть ли возможность добраться до выживающего, который вырос до таких чудовищных пропорций, — это самый главный, можно даже сказать, единственный вопрос. Подвижность и специализированность современной жизни не дают правильно понять важность и сложность этого основного вопроса. Ибо единственное решение, противостоящее страстной тяге к выживанию: творческое одиночество, ведущее к бессмертию, — это решение лишь для немногих.

Чтобы бороться с этой растущей опасностью, которую кое-кто уже чувствует нутром, надо принять в расчет еще один новый факт. Выживающий сам испытывает страх. Он всегда боится. Его возможности необычайно и невыносимо выросли. Его триумф может стать делом минут или часов. Но на Земле нет уже безопасных мест, в том числе и для него самого. Новое оружие дотянется повсюду и повсюду достанет его самого. Его величина и его неуязвимость в постоянном конфликте. Он стал слишком большим. Властители сегодня трясутся иначе, как будто они такие же, как прочие люди. Изначальная структура власти, ее ядро и сердцевина — выживание властителя за счет всех других — свелась к абсурду, лежит в развалинах. Власть сегодня более могущественна, чем когда-либо, но и более проклята, чем когда-либо. Выживут все или никто.

Чтобы подобраться к выживающему, надо уметь разоблачать его действия там, где они кажутся простыми и естественными, а это значит — и самыми опасными. Так, никто не протестует, когда он сосредоточивается на отдаче приказов. Было показано, что приказ в его одомашненной форме, какая используется в человеческом общежитии, есть ни что иное, как отсроченный смертный приговор. Действенные и тонкие системы таких приказов внедрены повсюду. Тот, кто быстро добрался до вершины или кому удалось овладеть такими системами как-то иначе, по самой природе своего поста одолеваем страхом перед приказами и ищет способы от него освободиться. Постоянная угроза, которой он служит и которая, собственно, составляет самую суть системы, поворачивается, в конечном счете, против него самого. Угрожают ли враги ему на самом деле или нет, он постоянно ощущает опасность. Эта опасность исходит от его собственных людей, которым он всегда приказывает, которые всегда при нем и которых он прекрасно знает. Средство освободиться от этой угрозы, к которому он прибегает не без колебаний, но от которого никогда полностью не отказывается, — это внезапный приказ о массовом убийстве. Он начинает войну и посылает своих людей убивать. Многие из них при этом погибнут; он жалеть не будет. Как бы он ни демонстрировал себя вовне, его глубокая и тайная потребность — проредить шеренги собственных сторонников. Чтобы освободить его от страха приказов, нужно, чтобы умерли многие из тех, кто борется на его стороне. Лес его страха стал слишком густым, и ему трудно дышать, пока не станет светлее. Однако если он колеблется слишком долго, то утрачивает ясное видение и может нанести большой вред делу. Страх приказов в нем вырастает до катастрофических размеров. Но прежде, чем катастрофа докатится до него самого, до его собственного тела, воплощающего для него весь мир, она приведет к гибели бесчисленного множества людей.

Система приказов признана повсюду. Четче всего, конечно, она налажена в армиях. Но и многие другие сферы цивилизованной жизни находятся под воздействием приказов. Смерть как угроза — это монета власти. Очень легко, складывая монету к монете, скопить огромный капитал. Тот, кто хочет стать сильнее власти, должен научиться без страха смотреть в глаза приказу и найти средство вырвать его жало.

Комментарии

с. 38. Изображение хака дает J.S. Polack, New Zealand, A narrative of travels and adventure. London 1838. Vol. I, p. 81–84

с 44. «Стояние на Арафате» описано неоднократно, подробнее всего: Gaudefroy-Demombynes, Le Pelerinage a la Mekke Paris 1923, p. 241–255.

с 49. Бечуаны: Dornan, Pygmies and Bushmen of the Kalahari p. 291.

с 49. Волоки: Weeks, Among Congo Cannibals, p. 261.

с 49. Пигмеи Габона; песня о пещере мертвых: miles, Les pygmees de la foret equatoriale. Paris 1931.

с 50. Духи-помощники чукотских шаманов: Ohlmarks Studien zum Problem des Schamanismus, S. 176.

с 50. Видения эскимосских шаманов: Rasmussens Thulefahit Frankfurt 1926, S. 448-49.

с 50. Войско мертвых Шотландского нагорья: Carmichael Carolina Gaidelica. Vol. II, p. 357.

с 50. Северное сияние у лапарей и индейцев-тлинкитов. Hofler, Kultische Geheimbunde der Germanen. Frankfurt 1934,

с 51. Жители воздуха: Bin Gorton, Die Sagen der Juden Bd I Von der Urzeit, S. 348.

с 51. Войско демонов у персов: Darmesteter, The Zend-Avesta Part II, p. 49.

с 51. Полный английский перевод «Диалога о чудесах» Цезария Гайстербахского: «The Dialogue on Miracles». London Routledge 1929. Цитируются vol. I, p. 322–23, p. 328; vol. II

с 52. Бог и его двор: Casarius, vol. II, p. 343 с. 53. Стихотворение о саранче: Waley, The Book of Songs. London 1937, p. 173. с 66. Письмо мадам Жюльен своему сыну от 2 августа 1791 г.: Landauer, Briefe aus der Franzosischen Revolution, Band I, S. 339.

с 67. Камилл Демулен своему отцу: Landauer, Band I, S. 144.

с. 69. Добротные сообщения о ривайвалистах, особенно в Америке, приводит Davenport, Primitive Traits in Religious Revivals. New York 1905. Биография одного из самых знаменитых проповедников, рассказанная им самим: Peter Cart-wright, The Backwoods Preacher. An Autobiography. London 1858.

с 69. Наказание адом: Davenport, p. 67.

с. 69. Встреча у Кейн-Ридж: Davenport, p. 73–77.

с. 70. Тряска, лай, святой смех: Davenport, р. 78–81.

с. 71. Праздник папуасов во всех его стадиях составляет предмет необычайно живой книги: Andre Dupeyrat, Jours de Fete chez les Papous. Paris 1954.

с 73. Праздник у тупинамбу: Jean de Lay, Le voyage au Bresil 1556–1558. Новое издание: Paris, Payot 1927, p. 223–24.

с 75. Военный танец женщин у кафиров Гиндукуша: Стоке, Things Indian, p. 124.

с. 75. Военный танец женщин у живарос: K. Karsten, Blood Revenge, War and Victory Feasts among the Jibaro Indians of Eastern Ecuador, Washington 1922, p. 24.

с 75. Мирари и Мадагаскар: Я Decary, Mceurs et Coutumes des Malgaches. Paris 1951, p. 178–79.

с 78. Иеремия, 25, 33.

с. 78. Проповедь Мухаммеда к мертвым врагам по жизнеописанию Мухаммеда, данному Ибн Исхаком, см. в немецком переводе Вайля (Weil) 1864 г. Его превосходит современный английский перевод: A. Guillaume, The Life of Muhammad. A translation of Ibn Ishaqs Sirat Rasul Allah. Oxford 1955. Проповедь к мертвым здесь на с. 305–306.

с. 79. Сообщение Уне приводит Erman, Agypten und agyptisches Leben im Altertum, S. 689.

с 80. Хвала Рамзесу II: Erman, Die Literatur der Agypter, S. 324.

с 80. Битва при Кадеше: Erman, Die Literatur der Agypter, S. 333.

с 80. Победа Меренпта над ливийцами: Erman, Agypten und agyptisches Leben, S. 710–711.

с 80. Рамзес III и ливийцы: Erman, ebenda, S. 711.

с 81. Пересчитывание голов ассирийцами; схематическое изображение рельефа времен Ассурбанипала дает G. Maspero, Au Temps de Ramses et d'Assourbanipal, p. 370.

с 87. Огонь в Ведах: Н. Oldenburg, Die Religion des Veda, S. 43.

с. 91. Поджигательница: Krapelin, Einfuhrung in die psychiatrische Klinik. Bd. II. Fall 62, S. 235–240.

с. 99. Боги бури в Ведах: Macdonell, Hymns from the Rigveda, p. 56–57.

с. 103. Plutarch, Leben des Pompejus, Кар. II. с. ill. Распределение охотничьей добычи: E. Lot-Falck, Les Rites de Chasse chez les peoples siberiens. Paris. Gallimard 1953, p. 179–183.

с. 112. Военный танец таулипангов, выступающих против пишауко: Koch-Griinberg, Vom Roroima zum Oriniko. Bd. III. Ethnographic, S. 102–105.

с. 123. О тотемах австралийцев: наряду со старыми работами Спенсера, а также Джиллена и Штрелова особенно важны книги: Elkin, The Australian Aborigines 1943. Elkin, Studies in Australian Totemism. The Oceania Monographs № 2, 1933. с. 125. Танец буйволов у манданов: George Catlin, The North American Indians, vol. I, p. 143–44.

с. 133. Унгутника и дикие собаки: Spencer and Gillen, The Arunta, p. 169.

с. 134. Охотничья стая и кенгуру: Arunta, р. 170–71. с. 136. Лежанье на кандидатах: Arunta, р. 192–93. с. 137. Spencer and Gillen, The Arunta. Ходьба гуськом, p. 160; бег по кругу, р. 273; лежание в ряд, р. 280; танцующий диск, р. 261–262; два ряда друг против друга, р. 189; каре, р. 278; груды на земле, р. 286, р. 290–292; испытание огнем, р. 294; стегание горящими ветками, р. 279, р. 289; обрезание, р. 219.

с. 142. Магу Douglas, The Leie of Kasai, in African Worlds, edited by Daryll Forde. Oxford University Press 1954, p. 1–26. с. 142. Престиж леса: М. Douglas in African Worlds, p. 4. с. 144. Совместная охота: М. Douglas, р. 15–16. с. 148. R. Karsten, Blood Revenge, War and Victory Feasts among the Jibaro Indians of Eastern Ecuador, Washington 1922. Новое исследование: М. W. Stirling, Historical and Ethnographical Material on the Jivaro Indians. Washington 1938.

с. 150. Ruth Benedict, Patterns of Culture, Houghton Mifflin, Boston 1934. p. 57–130. Немецкий перевод: Urformen der Kultur, Rowohits Enzykiopadie 1955, S. 48-104.

с. 151. Заклинание дождя: Urformen der Kultur, S. 53. с. 154. О Дагомее: Dalzel, The History of Dahomey. 1793. Эта бесценная старая книга содержит одно из первых детальных описаний Annual Customs — годичных праздников (р. XX). Другие книги о Дагомее: Barton, Mission to Gelele, King of Dahomey. 2 vols. London 1864. Ellis, The Ewe-speaking Peoples of the Slave Coast of West Africa 1890. Le Herisse, L'Ancient Royaume du Dahomey. Paris 1911. Herskovits, Dahomey, an Ancient West African Kingdom. 2 vols. New York 1938.

с 157. Испанский паломник Ибн Убаяр: The Travels of Ibn Jubayr. Translated by R. J. С Broadhurst. London, Cape 1952. О растяжимости Мекки: p. 174.

с. 157. Пророк борьбы и войны: Goldziher, Vorlesungen uber den Islam, S. 22 und 25. «Убей неверного»: Коран, сура 9, ст. 5.

с. 158. Неистовствующая Кибела: Lukian, Gottergesprache. 12. Gesprach, в переводе Виланда.

с. 158. Жалоба Исиды: Erman, Religion der Agypter, S. 39.

с. 161. Кроме «Лекций об исламе» Гольдциера в этой главе использованы: Gobineau, Religions et Philosophies dans l'Asie Central, 1865. Новое издание: Paris, 1957. Donaldson, The Shiite Religion. London 1933. v. Grunebaum, Muhammadan Festivals. London 1958. Virolleaud, Le Theatre Persan. Paris 1950. Titayna, La Caravane des Morts. Paris 1930.

с 162. Страдания Хуссейна: Donaldson, p. 79–87.

с. 163. Несчастья семьи пророка: Goldziher, S. 212-13.

с. 163. Плач о Хуссейне: Goldziher, S. 213-14.

с. 164. Могила Хуссейна в Кербеле: Donaldson, р. 88–100.

с. 164. Большой праздник шиитов: Grunebaum, р. 85–94.

с. 165. Два вида братств: Gobineau, р. 334–38.

с. 167. «Театр переполнен»: Gobineau, р. 353–56.

с. 169. «Иди и спаси из пламени»: Grunebaum, р. 94.

с. 169. День крови: Titayna, La Caravane des Morts, p. 110–113; цит. no: De Felice, Foules en Delire, p. 170–71.

с 175. Stanley: Sinai and Palestine, p. 354–58.

с 177. Curzon: Visits to Monasteries in the Levant, p. 230–50.

с 183. В этом разделе объединены лишь несколько глав, относящихся, в основном, к современным реалиям. Было бы соблазнительно дать здесь больше. Но читатель еще не знаком с результатами остальных частей книги, посвященных исследованию власти. Поэтому может правильно показаться, что заголовок «Масса и история» претендует на слишком многое. Применение добытых здесь знаний о массе и стае к историческим движениям ранних эпох предполагается в последующих публикациях, которые частично уже подготовлены, а частично намечены.

с. 211. Сообщение о происшедшем с племенем козов представляет собой несколько упрощенный вариант материалов Типа: Theal, The History of South Africa, vol. III, p. 198–207. Немецкий миссионер Kropf, бывший свидетелем событий, привел свои впечатления в короткой и наглядной, но труднодоступной статье: Die Lugenpropheten des Kaffernlandes. (Neue Missionsschriften, 2. AufL, Nr. 11, Berlin 1891). Katesa Schlosser B книге «Propheten in Africa» (Braunschweig 1949), S. 35–41 излагает краткую версию событий. Важнейшие места из Кропфа даются ею в цитатах. Подробное современное изложение с привлечением нового материала, оставшееся, правда, неизвестным в Европе, дано в книге южноафриканского провинциального писателя: Burton, Sparks from the Border Anvil, King Williams Town 1950, p. 1–102.

с 232. Zuckerman: The Social Life of Monkeys and Apes. London, Kegan Paul 1932, p. 57–58.

с 234. Zuckerman, p. 268–69; p. 300–304.

с 248. Чингиз-Хан: Wladiminov, The Life of Chingis-Khan. London, Routledge 1930, p. 168.

с 249. Цезарь: Plutarch, Leben des Casar, Кар. 15.

с. 252. Банкет мертвецов Домициана: Dio, Romische Geschichte. Epitome von Buch LXVII, Cap. 9.

с 254. Спасение Иосифа: Josephus, Geschichte des Judischen Krieges, Buch III, Кар. 8. (Цит. по русс, переводу: Иосиф Флавий. Иудейская война. Пер. с древнегреч. М.-Иерусалим, 1993, с. 210–216).

с. 258. «Но Иосеф, благодаря ли удаче или же по воле божественного провидения, остался последним с еще одним человеком». В славянской версии «Иудейской войны», которая, по мнению некоторых ученых, базируется на раннем греческом тексте, на месте этой фразы находится другая, в которой вещи прямо называются их именами: «Сказав это, он (Иосиф) по секрету пересчитал все жребии и так обманул их всех». См. новый английский перевод в серии Penguin Classics: Josephus, The Jewish War, translated by G. A. Williamson, p. 403. Appendix: The Slavonic Additions.

с 263. Подробнее о Мухаммеде Туглаке см. в главе «Делийский султан».

с 264 Завоевание Мудкала: Sewell, A Forgotten Empire,p. 34 с. 264. Хаким: Wolff, Die Drusen und ihre Vorlaufer. Leipzig 1845.

с 265 Краткий обзор истории династии Моголов дает Smith: The Oxford History of India, pp. 321–468. с 265. Сообщение иезуитов о принце Салиме по книге Du Jarrik, Akbar and the Jesuits, translated by С. H. Payne. London, Routledge 1926, p. 182.

с. 267. Лучшее описание Чаки, относящееся к его времени, дано английским путешественником Генри Финном. Его дневник, постоянно использовавшийся и ранее, более чем через сто лет был опубликован в виде книги: The Dairy of Henry Francis Finn, Edited by J. Stuart and D. Mck. Malcolm . Pietermaritzburg, Shuter and Shooter 1950. Единственная достойная современная биография, использующая наряду с письменными источниками и устную традицию, написана Риттером: Ritter , Shaka Zulu. London, Longmans Green, 1955.

с. 271. «Века» у этрусков: A. Grenier , Les Religions Etrusque et Romaine. Paris 1948. p. 26.

с. 273. Мана на Маркизах: Handy , Polynesian Religion, р. 31.

с. 274. Убийца у мурнгинов: Warner , A Black Civilisation. Harper and Brothers 1958. p. 163–165. Эта книга, появившаяся в 1937 году, представляет собой самое полное и самое значительное из всех имеющихся описаний австралийских племен.

с. 276. Герой на островах Фиджи: Lorimer Fison , Tales from Old Fiji, p. 51–53, p. XXI.

с. 277. Чудовище-змея и герой у уитото: К. Th. Preuss , Religion und Mythologie der Uitoto. Gottingen 1921. Bd. I, S. 220-29.

с. 280. Выживший у таулипангов: Koch-Griinberg, Indianermarchen aus Sudamerika. Jena, Diederichs 1921. S. 109-10.

с. 282. Происхождение кутенаи: Boas, Kutenai Tales. № 74, The Great Epidemic, p. 269–70. Washington 1918.

с. 283. Массовое самоубийство у баила: Smith and Dale , The Illa-speaking Peoples of Northern Rhodesia. London 1920. Vol. I, p. 20.

с. 284. Кабры и караибы: Humboldt , Reise in die Aquinoctial-Gegenden des neuen Continents, Bd. V, S. 63.

с. 286. Смерть индейского ребенка: Roth , An Inquiry into the Animism and Folklore of the Guiana-Indians. Washington 1915. p. 155.

с. 287. Культ предков у зулу, мертвые и живые братья: Callaway , The Religious System of the Amazulu. 1870. p. 146–159.

с. 293. Медиум короля в Уганде: N. К. Chadwick , Poetry and Prophecy, Cambridge 1942. p. 36–38.

с. 294. Культ предков у китайцев: Granet , La Civilisation Chinoise. Paris 1929. p. 300–302. Henri Maspero , La Chine Antique. Новое издание: Paris 1955. p. 146–155. Jeanne Cuisinier , Su-mangat. L'ame et son culte en Indochine et en Indonesie. Paris, Gallimard 1951. p. 74–85.

с. 297. Чума в Афинах: Thakydides , Geschichte des peloponnesi-schen Krieges, Buch II, Кар. 47–54.

с. 306. «Предком Чингиз-Хана был созданный небом и избранный судьбой серый волк», — этой фразой начинается «Тайная история монголов»: Die Geheime Geschichte der Mongolen, herausgegeben und libersetztvon Haenisch. Leipzig 1948.

с. 306. Душа римского императора взлетает в небо в виде орла. Великолепное изображение апофеоза римского императора, в данном случае Септимия Севера: Herodian , Geschichte des romischen Kaisertums seit Mark Aurel, Buch IV, Кар. 2.

с. 306. О страхе монголов перед грозой говорится у Рубрука : Contemporaries of Marco Polo, edited by Komroff. London 1928. p. 91.

с. 307. «Фульгураторы» у этрусков: A. Grenier , Les Religions Etrus-que et Romaine, p. 18–19.

с. 307. Власть и молния: Franz Kahn , Altchinesische Staatsweisheit, S. 105. Исчезновение Ромула в буре: Livius , Buch 1. 16. Смерть Тилла Хостилия от удара молнии: Livius 1, 31. Смерть древнего короля Альба Лонги Ромула Сильвия от удара молнии: Livius 1, 3.

с. 311. Первые вопросы ребенка: Jespersen , Language, р. 137.

с. 314. Полдневная женщина заспрашивала до смерти: Wendische Sagen, herausgegeben von Sieber, Jena 1925, S. 17.

с. 315. Туземный лекарь у аранда: Spencer and Gillen , The Arunta, vol. II, p. 391–420.

с. 317. Загадочность последнего Висконти: Decembrio , Leben des Filippo Maria Visconti, ubersetzt von Funk. Jena 1913. Кар. 43, S.

с. 318. Испытание тайной Хосрова II: Le Livre de la Couronne, attribue a Sahiz, traduit par Ch. Pellat. Paris 1954. p. 118–120.

с. 337. Вакуф и ифадха: уже упоминавшаяся книга Gaudefroy-De-mombynes . Le Pelerinage a la Mekke. Paris 1923. p. 235–303.

с. 343. «О сирийской богине» Лукиана в переводе Виланда: Wieland. Samtliche Werke, Bd. IV, Munchen 1911. S. 376-77.

с 343. Самая подробная, хотя и тяжеловатая книга о скопцах написана Трасом: Grass, Die russischen Secten. Band II: Die weissen Tauben oder Scopzen. Leipzig 1914. Ему же принадлежит перевод «Die geheime heilige Schrift der Scopzen». Leipzig 1904. Новая работа на хорошем фактическом материале: Rapaport, Introduction a la Psycho-pathologie Collective. La Secte mystique de Scoptzy. Paris 1948.

с 345. Старая литература об ассасинах частично подытожена и подвергнута критике в книге: Hodgson, The Order of Assassins. Haag 1955.

с 347. Рабство внушаемости: Krapelin, Psychiatrie, III. Band, S. 723.

с 348. Говорящие комары и т. д. Все цитаты из Крепелина: Psychiatrie, III. Band, S. 673–674.

с. 349. Hermann Lommel воспроизвел странствия Бригу, описанные в «Сатапатха Брахмана», в статье «Бригу в потустороннем мире», опубликованной в Paideuma (1950, Bd.4). Его материалом я и пользуюсь. Ломмель проанализировал все подобные истории из древнеиндийской литературы в дополнении, опубликованном там же в 1952 г. (Bd.5), где сравнил их с представлениями других народов о «перевернутом мире мертвых». Хотя я не во всем следую его интерпретации древнеиндийских текстов и прихожу к иным, чем он, выводам, я очень многим обязан его трудам. В цитатах из Ломмеля опущено все, что излишне с точки зрения моего истолкования.

с. 359. Предчувствия бушменов: Bleek and Lloyd, Specimens of Bushman Folklore. London 1911. pp. 330–339.

с 365. Мифы лоритья: С. Strelow, Die Aranda- und Loritja-Stamme in Zentral-Australien, II, p. 2–3. См. также: Levy-Bruhl, La Mythologie Primitive. Paris 1935. Эта книга крайне важна для изучения многих аспектов превращения. В ней рассматривается в основном мифический мир австралийцев и папуасов, приводятся обширные выдержки из лучших работ, посвященных этому региону, а выводы во многом оставляются за самим читателем. Ее можно считать наименее проблематичной книгой Леви-Брюля.

с. 366. Хозяин и ученик: Dirr, Kaukasische Marchen. Jena 1922.

с. 366. Протей: Odyssee, IV, 440–460.

с. 368. Истерия: Krapelin, Psychiatrie, Band IV, S. 1547–1706. Bleuler, Lehrbuch der Psychiatrie. S. 392–401. Kretschmer, Uber Hysteric 1927.

с. 369. Шаманы: Czaplicka , Aboriginal Siberia. 1914. Ohlmarks , Stu-dien zum Problem des Schamanismus. 1939. Eliade , Le Chamanisme. 1951. Findeisen, Schamanentum. 1957.

с. 370. Мания и меланхолия: Krapelin , Psychiatrie, Band III. Маниакально-депрессивное состояние. S. 1183–1395. Bleuler , Lehrbuch der Psychiatrie. S. 330–351.

с. 371. Т. G. Sirehlow , Aranda Traditions. Melbourne University Press 1947.

с. 371. Миф о бандикутах: Sirehlow , р. 7–10. с. 373. Миф о Лукаре: Strehiow , р. 15–16. с. 377. «Предок как совокупность жизненных субстанций»: Strehlow , р. 17.

с. 381. Предок-личинка из Мборинги: Strehiow , р. 12. с. 383. Галлюцинации при Delirium tremens: Krapelin , Psychiatrie, Band II, S. 132. Bleuler , Lehrbuch der Psychiatrie, S. 227-28, S. 233.

с. 390. Хозяин заведения: Krapelin , Einfuhrung in die psychiatrische Klinik, Bd. II, Fall 43, S. 157-61.

с. 392. Шизофренический делирант: Bleuler , Lehrbuch der Psychiatrie, S. 234-35.

с. 397. Осел в тигровой шкуре: Hertel , Indische Marchen. Diederichs, Jena 1921. S. 61–62.

с. 429. Liudprand von Cremona , Das Buch der Vergeltung, Buch VI, Кар. 5.

с. 430. Классический паралич: Krapelin , Einfurung in der psychiatrische Klinik, Band II, Fall 26, S. 93–97.

с. 433. Возбужденный паралич: Krapelin , ebenda, Fall 28, S. 101–102.

с. 437. D. Westermann , Geschichte Africas, Koln 1952, книга, в которой переработан гигантский материал и которая используется мною в этой работе постоянно.

с. 437. Смерть и выборы короля в Габоне: Du Chaulu , Explorations and Adventures in Equatorial Africa. 1861. p. 18–20.

с. 440. Король Юкуна: Meek , A Sudanese Kingdom. London. Kegan Paul 1931. p. 120–177, p. 332–353. См. кратко: Westermann , S. 149-50.

с. 442. Признаки африканских королей: Westermann , S. 34–43. с. 443. Подражание королям. — Мономотапа: Westermann , S. 413-14. Эфиопия: Diodor, III, 7. Strabo, XVII. 2, 3. Darfur , Travels of an Arab Merchant in Soudan. London 1854. p. 78. Уганда, Бони, Китай: Fraser , The Dying God. p. 39–40.

с. 445. Король сам определяет срок своего правления: Monteil, Les Bambara du Segou. Paris 1924. S. 305.

с 446. Выбор и избиение короля у йоруба: Westermann, S. 40. В Сьерра-Леоне: ebenda, S. 41.

с. 446. Беззаконие после смерти короля. У мози: Westermann, S. 185. У ашанти: ebenda, S. 222. В Уганде: Roscoe, The Ва-ganda, London 1911. p. 103–104.

с. 446. Государства хима возникли в результате завоеваний на территории сегодняшней Уганды и к югу от нее. Воинственные кочевники хамитского происхождения, собственно и называемые хима, вторглись с севера и покорили живущих здесь негров, занимавшихся земледелием. Их королевства относятся к самым интересным в Африке, для них характерно четкое кастовое разделение на господ и крепостных, находящихся в личной зависимости.

с. 446. Наследование в Анколе: Oberg, The Kingdom of Ankole in Uganda, in: African Political Systems, edited by Fortes and Evans-Pritchard, Oxford University Press. 1954. p. 121–62. Раздел о наследовании, p. 157–61. He так выразительна, но тоже достойна упоминания более старая книга: Roscoe, The Banyankole, Cambridge 1923. О южном государстве хима — Руанде имеется великолепная работа: Maquet, The Kingdom of Ruanda, in: African Worlds, edited by Daryll Forde, p. 164–89.

с 448. Принесение в жертву молодого принца во время коронования в Китаре: Roscoe, The Bakitara. Cambridge 1923. p. 129–30.

с. 449. Лук короля Китары: Roscoe, Bakitara, p. 133–34. «Я расстреливаю народы»: Roscoe, ebenda, p. 134.

с. 449. Барабаны в Уганде: Roscoe, The Baganda, p. 188.

с. 449. «Я буду жить дольше, чем мои предки»: Roscoe, The Baganda, p. 194. Двое прохожих: Roscoe, ebenda, p. 197. Козел отпущения и надсмотрщик: Roscoe, p. 200.

с. 450. Двойная жертва, один убит, другой помилован: Roscoe, р. 210.

с. 450. «Ты теперь Ата»: Westermann, Geschichte Africas, S. 39.

с. 451. Король Уганды ест в одиночестве как лев: Roscoe, The Baganda, p. 207.

с. 451. Повар кормит короля Китары: Roscoe, The Bakitara, p. 103.

с. 451. Королевское правосудие: Roscoe, Bakitara, p. 61, p. 63.

с. 452. Путешествие араба Ибн Батуты по Индии и Китаю: Ibn Batuta. Travels in Asia and Africa. 1325–1354. Translated and selected by H.A.R. Gibb, London, Routledge 1929. Цитаты по этому английскому изданию.

с. 453. История Зияддина Бараны содержится в III томе книги: Elliot and Dowson , The History of India as told by its own Historians. 1867-77. Теперь она вышла отдельным изданием в Калькутте (Later Kings of Delhi, издательство S. Gup-ta). Мухаммед Туглак обсуждается здесь на стр. 169–192.

с. 464. Примером современного защитника султана может служить индийский историк Ishwari Prasad . Linde du Vile au XVIe Siecle (в собрании Histoire du Monde). Paris 1930. p. 270–300. Он называет султана «несчастным идеалистом» и «без сомнения, способнейшим человеком средневековья».

с. 464. Denkwlirdigkeiten eines Nervenkranken, von Dr. jar. Daniel Paul Schreber . Leipzig 1903.

Литература

Невозможно перечислить все книги, повлиявшие на эту работу. Отбор литературы диктовался тремя соображениями. Во-первых, приведены все работы, цитаты из которых вошли в настоящий, первый том «Массы и власти». Во-вторых, названы книги, сыгравшие важнейшую роль в формировании идей автора, — книги, без которых прийти к некоторым выводам просто не удалось бы. Речь идет, в основном, об источниках самого разного рода: мифологических, религиозных, исторических, этнографических, биографических, психиатрических. К ним относятся, разумеется, и работы, вошедшие в первую группу. В-третьих, упоминаются некоторые новые книги, дающие хороший обзорный материал о чужих культурах. Они могут оказаться полезными для читателя, как были полезны для автора.

Albert von Aachen, Geschichte des ersten Kreuzzugs. Ubersetzt von H. Hefele. 2 Bde. Jena 1923

Ammianus Marcellinus, 3 vols. Loeb Classical Library. London 1950

Appian, Roman History. 4 vols. Loeb Classical Library. London 1933

Arabshah, Ahmed Jbn, Tamerlane, translated by Sanders. London 1936

Baumann, H., Thurnwald, R. und Westermann, D., Velkerkunde von Africa. Essen 1940

Benedict, Ruth, Patterns of Culture. Boston 1934

Bernier, F., Travels in the Moghul Empire 1656–1668. London 1914

Bezold, F. v., Zur Geschichte des Hussitentums. Munchen 1874

Bland and Backhouse, China under the Empress Dowager. Boston 1914

Bleek and Lloyd, Bushman Folklore. London 1911

Bleuler, E., Lehrbuch der Psychiatrie. Berlin 1930

Boas, F., Kutenai Tales. Washington 1918

Bouvat, L., L'Empire Mongol (2eme phase). Paris 1927

Brandt, О. H., Die Limburger Cronik. Jena 1922

—, Der grope Bauernkrieg. Jena 1925

Browne, E. G., A Literary History of Persia, vols. I–IV. Cambridge 1951

Brunei, R., Essai sur la Confrerie Religieuse des Aissoua au Ma-roc. Paris 1926

Bryant, A., Olden Times in Zuzuland and Natal. London 1929

Biicher, K., Arbeit und Rhythmus. Leipzig 1909

Buhler, G., The Laws of Manu. Oxford 1886

Burckhardt, Jacob, Griechische Kulturgeschichte Bd. I–IV.

—, Die Kultur der Renaissance in Italien.

—, Die Zeit Konstantins des Grossen.

—, Weltgeschichtliche Betrachtungen.

Burton, A. W., Sparks from the Border Anvil. King Williams Town 1950

Burton, Richard, A Mission to Gelete, King of Dahomey. London 1864

Bury, J. В., History of the Later Roman Empire. 2 vols. New edition. New York 1958

Cabeza de Vaca, Naufragios Y Comentarios. Buenos Aires 1945

Callaway, H., The Religious System of the Amazulu. Natal 187

Calmeil, L. R, De la Folie. 2 vols. Paris 1845

Carcopino, J., Daily Life in Ancient Rome. London 1941

Cartwright, Peter, The Backwoods Preacher. An Autobiography. London 1858

Casarius von Heisterbach, The Dialogue on Miracles. 2 vols. London 1929

Casalis, E. Les Bassoutos. Paris 1860

Catlin, George, The North American Indians. 2 vols. Edinburgh 1926

Chadwick, N. K., Poetry and Prophecy. Cambridge 1942

Chantepie de la Saussaye, Lehrbuch der Religionsgeschichte. 4. Aufl. 2 Bde. Tubingen 1925

Chamberlain, В. H., Things Japanese. London 1902

Cieza de Leon, Cronica del Peru. Buenos Aires 1945

Codrington, R. H., The Melanesians. Oxford 1891

Cohn, Norman, The Pursuit of the Millenium. London 1957

Contenau, G., La Divination chez les Assyriens et les Babyloniens. Paris 1940

Constantin VII. Porphyrogenete, Le Livre des Ceremonies. Traduit par A. Vogt. Tomes I. et II. Paris 1935 bis 1939

Commynes, Ph. de, Memoires, vols. I–III. Paris 1925

Cortes, Hernando, Five Letters 1519 to 1526, translated by Morris. London 1928

Coxwell, С R, Siberian and Other Folk-Tales. London 1925

Crooke.W., Things Indian. London 1906

Cuisinier, Jeanne, Sumangat. L'Ame et son Culte en Indochme et Indonesie. Paris 1951

Cunha, Euclides da, Rebellion in the Backlands, translated by Putnam. Chicago 1944

Cumont, Franz, The Mysteries of Mithra. New York 1956

— Oriental Religions in Roman Paganism. New York 1956

Curzon, Robert, Visits to Monasteries in the Levant. London 1850

Czaplicka, M. A., Aboriginal Siberia. Oxford 1914

Dalzel A., The History of Dahomey. London 1793

Darmesteter, J., The Zend-Avesta. Part II. Oxford 1883

Davenport, F. N., Primitive Traits in Religious Revivals. New York

Decary R Moeurs et Coutumes des Malgaches. Paris 1951

Decembrio Pier Candido, Leben des Filippo Maria Visconti. Ubersetzt von Funk. Jena 1913

Depont et Coppolani, Les Confreries Religieuses Musulmanes. Algers 1897

Dhorme, Ed., Les Religions de Babylonie et d'Assyrie Mana, Tome 1. II. Paris 1945.

Diaz, Bernal, Historia Verdadera de la Conquista de Nueva Espana. Mexico 1950

Dio, Cassius, Roman History. Loeb Classical Library. 9 vols. London 1955

Dirr, A., Kaukasische Marchen. Jena 1922

Donaldson, D. M., The Shiite Religion. London 1933

Dornan Pygmies and Bushmen of the Kalahari. London 1925

Douglas, Mary, The Lele of Kasai, in African Worlds, edited by Daryll Forde. Oxford 1954

Dubois, Abbe, Hindu Manners. Customs and Ceremonies. Oxford 1906

Du Chaillu, Explorations and Adventures in Equatonal Alnca. London 1861,

Du Jarric, Akbar and the Jesuits, translated by Payne. London 1926

Dumezil, Georges, Mitra-Varuna. Pans 1948

— Mythes et Dieux des Germains. Paris 1939

Dupeyrat Andre, Jours de Fete chez les Papous. Paris 1954

Eisler, R., Man into Wolf. London 1951

Eliade, M., Le Chamanisme. Paris 1951

—, Traite d'Histoire des Religions. Paris 1953

Elkin, A. P., Studies in Australian Totemism. Oceania Monographs № 2. Sidney 1933

Elkin, A. P., The Australian Aborigines. Sidney 1943

Elliot and Dowson, The History of India as told by its own Historians. 8 vols. London 1867-1877

Ellis, А. В., The Ewe-speaking People of the Slave Coast of West Africa. London 1890

Erman, Ad., Agypten und agyptischen Leben im Altertum. Tubingen 1885

—, Die agyptische Religion. Berlin 1909

—, Die Literatur der Agypter. Leipzig 1923

Evans-Pritchard, Wirtschaft, Oracles and Magic among the Azande. Oxford 1937

Felice Philippe de' Foules en D61ire- Extases Collectives. Paris

Findeisen, H., Schamanentum. Stuttgart 1957

Fison, Lorimer, Tales from Old Fiji. London 1904

Florenz, Karl, Geschichte der japanischen Literatur. Leipzig 1909

Forde, Daryll C, Habitat, Economy and Society. London 1950

—, Editor: African Worlds. London 1954

Fortes and Evans-Pritchard, African Political Systems. Oxford 1940

Fortune, R. G., Sorcerers of Dobu. London 1932

Fox, Georg, The Journal. Cambridge 1952

Franke, O., Studien zur Geschichte der konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion. Hamburg 1920

—, Geschichte des chinesischen Reiches. 5 Bde. Berlin 1930–1952

Frankfort, Henri, Kingship and the Gods. Chicago 1948

Friedlander, L. Darstell ngen aus der Sittengeschichte Roms Bd. I–IV. Leipzig 1922

Frazer, J.G., The Golden Bough. Vols. I–XI. London 1913 ff

—, The Fear of the Dead in Primitive Religion. I, II und III.

—, The Belief in Immortality and the Worship of the Dead Vols I–III. London 1913-1924

Frobenius, Leo, Atlantis, Volksmarchen und Volksdichtungen Afncas. Bd. I–XII. Jena 1921-1928

—, Kulturgeschichte Africas. Wien 1933

Fung Yu-Lan, A History of Chinese Philosophy, vols. I–II.

Fynn, The Dairy of Henry Francis Fynn. Pietermaritzburg 1950

Garcilasso de la V

Наши рекомендации