Восьмое пребывание Господа в Капернауме
93. Беседа Господа о Небесном хлебе.
Ин. 6, 22-71.
В этот другой день народ, оставшийся на ночь по ту сторону моря, видев, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики, иной не было, и что Господь Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его, недоумевал, где же Господь. Почему, когда теперь пришли из Тивериады другие суда близко к тому месту, где ели хлеб, по благословении Господнем, народ, увидев, что тут нет Господа Иисуса, ни учеников Его, сели на суда и приплыли в Капернаум, ища Господа Иисуса.
И, нашедши Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Господь Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Те сказали Ему: что же нам делать, чтобы творить дела Божии? Господь Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть (Пс 77, 24).
Господь же Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру.
На сие сказали Ему: Господи! всегда подавай нам такой хлеб. Господь же Иисус сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Тут возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес.
Господь Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом (Ис 54, 13). Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни (вечной). Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Господь же Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (вечной). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Сие говорил Господь в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Господь Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть же не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Господь Иисус сначала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
С сего времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Господь Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго. Господь Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.
Восьмое хождение Господа
94. Обличение фарисеев за нелепые предания.
Мф. 15, 1-20;
Мк. 7, 1-23;
Ин. 7, 1.
После сего Господь Иисус ходил по Галилее: ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Однажды собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. Третья Пасха уже прошла. Увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми руками, они укоряли их. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, пришедши с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом приходят они к Господу и говорят: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, а преступают его? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб, но едят его неумытыми руками.
Он сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать, смертью да умрет (Исх. 20, 12; 21, 17). А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почтить отца своего или мать свою, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое сами установили; и многое, сему подобное, делаете. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут они Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Ис. 29, 13). Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
И, призвав весь народ, сказал: слушайте Меня все и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека, – и ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, что выходит из уст его, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Когда же Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче, и Петр от лица всех сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Господь Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Неужели и вы так непонятливы? Еще ли не понимаете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что все, входящее в уста, не в сердце его входит, а в чрево и извергается вон, чем очищается всякая пища. А исходящее из уст – из сердца исходит, и сие оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все сие зло извнутрь исходит и оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.
95. Исцеление дочери Сирофиникианки.
Мф. 15, 21-28;
Мк. 7, 24-30.
Вышедши оттуда, Господь Иисус удалился в пределы Тирские и Сидонские. И вот женщина Хананеянка, у которой дочь одержима была духом нечистым, услышав о Нем, вышла из пределов тех и кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
И, вошедши в дом, не хотел, чтобы кто узнал, но не мог утаиться. Ибо женщина та, и сюда пришедши, припала к ногам Его, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне! Была она язычница, родом Сирофиникианка, и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
Но Господь Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи! но и псы под столом едят крохи, падающие со стола господ их.
Тогда Господь сказал ей в ответ: о женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему; за это слово пойди; бес вышел из твоей дочери. И исцелилась дочь ее в тот самый час И она, пришедши в дом свой, нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели здоровая.
96. Исцеление глухого косноязычного.
Мк. 7, 31-37.
Вышедши из пределов Тирских и Сидонских, Господь Иисус опять пошел к морю Галилейскому, чрез пределы Десятиградия, то есть с восточной стороны. Там привели к Нему глухого косноязычного и просили Его, чтобы возложил на него руку.
Господь, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; потом, воззрев на небо, вздохнул и сказал: "еффаф`а", то есть: отверзись! И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы языка его, и стал он говорить чисто.
И повелел им Господь не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И все чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.
97. Исцеление разных больных.
Мф. 15, 29-31.
После сего взошел Господь Иисус на гору и сел там. К Нему приступило множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым. И Он исцелил их. Так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими, и прославлял Бога Израилева.
98. Чудесное насыщение четырех тысяч народа.
Мф. 15, 32-38;
Мк. 8, 1-9.
В это время, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Господь Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся они при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. Если неевшими отпущу их в домы их, они ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики Его отвечали Ему: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Господь Иисус спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь и немного рыбок.
Тогда Господь повелел народу возлечь на земле. И, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломлял и давал ученикам Своим, а ученики раздавали народу. Потом взял рыбки и, благословив их, велел раздать и их.
И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков семь корзин полных. Евших же было около четырех тысяч, или четыре тысячи человек, кроме жен и детей. И отпустил их Господь.
99. Ответ просившим знамения в пределах Магдалинских и Далмануфских.
Мф. 15, 39; 16,1-4;
Мк. 8, 10-13.
Отпустив народ, Господь Иисус тотчас вошел в лодку с учениками Своими и прибыл в пределы Магдалинские и Далмануфские. Тут вышли фарисеи и саддукеи и, приступив к Господу, начали с Ним спорить и, искушая Его, просили и требовали от Него показать им знамение с неба. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
И сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; а поутру: сегодня ненастье, потому что багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамения времен не можете? Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.
И, оставив их, Господь отошел, вошел опять в лодку и отправился на ту сторону.
100. Предостережение от закваски фарисейской и саддукейской.
Мф. 16, 5-12;
Мк. 8, 13-21.
При сем ученики Господни, переправившись на другую сторону, забыли взять хлебов и, кроме одного хлеба, не имели ничего с собою в лодке. А Господь Иисус заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской, и саддукейской, и Иродовой. Ученики же, помышляя в себе и рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов мы не взяли, – что нет у нас хлебов.
Уразумев то, Господь Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли, и рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите? И не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, ни о семи хлебах на четыре тысячи? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. Он сказал им: как же не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам, говоря: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
101. Исцеление слепого в Вифсаиде Заиорданской.
Мк. 8, 22-26.
Переправясъ на другую сторону, приходит Господь в Вифсаиду Заиорданскую; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы Он прикоснулся к нему. Он взял слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли он что? Тот взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Господь опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть И он исцелел и стал видеть все ясно И послал Он его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
102. Исповедание Апостолами Иисуса Христа Сыном Божиим.
Мф. 16, 13-20;
Мк. 8, 27-30;
Лк. 9, 18-21.
После сего пошел Господь Иисус в селения Кесарии Филипповой. Дорогою, в одно время, когда Он помолился в уединенном месте, и ученики были с Ним, спросил Он их: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали Ему в ответ: одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, иные – за Иеремию или за одного из пророков, говоря, что один из древних пророков воскрес.
Господь Иисус спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Симон Петр сказал Ему в ответ: за Христа Божия; Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Господь сказал ему на это: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр[17], и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Потом Господь строго приказал им никому не говорить о сем, – запретил ученикам Своим, чтоб никому не сказывали, что Он есть Христос.
103. Господь предсказывает о Своей смерти и воскресении.
Мф. 16, 21-23;
Мк. 8, 31-33;
Лк. 9, 22.
С этого времени Господь Иисус начал открывать ученикам Своим и учить их, сказывая, что Ему, Сыну Человеческому, должно идти в Иерусалим и много пострадать, быть отвержену от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И Он говорил о сем открыто.
Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Господь же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
104. Слово ко всем о несении креста.
Мф. 16, 24-28;
Мк. 8, 34; 9, 1;
Лк. 9, 23-27.
Затем подозвав народ с учениками Своими, Господь Иисус сказал ко всем: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу[18] свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет – обретет – ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Какая польза приобресть мир весь, а себя самого погубить, себе повредить? Или какой выкуп даст человек за душу свою.
Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. И кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего и Своей, со святыми Ангелами.
Сию речь Свою Господь заключил так: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе, – увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
105. Преображение Господне.
Мф. 17, 1-13;
Мк. 9, 2-13;
Лк. 9, 28-36.
После сих слов, по прошествии восьми или шести дней Господь Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел на гору высокую особо – их одних, – взошел с ними на гору сию помолиться.
Между тем как Он молился, Петр и бывшие с Ним отягчены были сном, но пробудились (от действия чрезвычайного света). Они увидели славу Господа, ибо Он, когда молился, преобразился весь: вид лица Его изменился, и оно просияло, как солнце; также и одежды Его сделались белыми, как снег, весьма белыми, как на земле белильщик не может выбелить, – сделались блистающими, как свет.
И вот, явились во славе два мужа, которые были Моисей и Илия, и начали беседовать с Господом Иисусом, и беседовали об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
При сем, когда они отходили, Петр сказал Господу Иисусу: Равви! Наставник! Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, мы сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии, сам не зная, что говорил; ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе.
Но когда еще он говорил сие, явилось светлое облако и осенило их; и они еще более устрашились, когда вошли в облако. И се, исшел глас из облака, говорящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! Когда был глас сей, Господь Иисус остался один.
Но ученики Его, услышав глас сей, пали на лица свои и очень испугались. Господь же Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Они возвели очи свои, но, посмотрев вокруг, никого уже более с собою не видели, кроме одного Господа Иисуса.
Когда потом сходили они с горы, Господь не велел никому рассказывать о том, что видели, запретил им это, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели.
Но они остановились на сем слове, – доколе не воскреснет, – и спрашивали друг друга, что значит: из мертвых воскреснуть.
Потом спросили Господа сии ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все. Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, – как и написано о нем. Так и Сын Человеческий пострадает от них; ибо и Сыну Человеческому надлежит, как написано о Нем, много пострадать и быть уничижену.
Тогда ученики Его поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
106. Исцеление бесновавшегося на новые месяцы.
Мф. 17, 14-21;
Мк. 9, 14-29;
Лк. 9, 37-44.
В следующий день, когда сошли они с горы, встретило Его множество народа, который, увидев Его, изумился и, подбегая, приветствовали Его. Пришедши к ученикам, Господь Иисус около них увидел много народа и книжников, спорящих с ними. Он спросил книжников: о чем вы спорите с ними?
Но вдруг некий из народа человек подошел к Нему и, преклоняя пред Ним колена, воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, одержимого духом немым; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Где ни схватывает его дух сей, повергает его на землю и терзает его, так что он внезапно вскрикивает, испускает пену, скрежещет зубами своими и цепенеет; и насилу отступает от него сей злой дух, измучив его. Учитель! я привел его к Тебе, но Тебя не было. Я приводил его к ученикам Твоим и просил их изгнать духа сего, но они не могли исцелить сына моего. Господи, помилуй сына моего; и он у меня один.
Отвечая ему, Господь Иисус сказал: о род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его сюда ко Мне, – приведи ты сюда сына своего.
И привели его к Нему. Но когда тот еще шел к Господу и когда лишь увидел Его, дух бесной потряс его, поверг на землю и стал бить; тот пал на землю и валялся, испуская пену.
Господь спросил отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства. И многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его. Но если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Господь Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Господь Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И он, вскрикнув и сильно потрясши его, вышел. Отрок же сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Господь Иисус, взяв его за руку, поднял его. Отрок исцелился в тот час и встал, и Господь отдал его отцу его.
И все удивлялись величию Божию. Но когда все дивились всему, что творил Господь Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
Когда после сего Господь вошел в дом, ученики Его, приступив к Нему, спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? Господь Иисус сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом, – и не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
107. Господь ходит по Галилее и еще говорит о Своей смерти и воскресении.
Мф. 17, 22-23;
Мк. 9, 30-32;
Лк. 9, 45, 46.
Вышедши оттуда, Господь и ученики Его проходили чрез Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал о Нем. Ибо, во время сего пребывания их в Галилее, Он опять учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Но они не поняли слова сего, и оно закрыто было от них, так что они не постигали его и не разумели, а спросить Господа о слове сем боялись. И опечалились весьма.
В шествии сем они подвигались к Капернауму.
Тут пришла им мысль, кто бы из них был больше; и они начали рассуждать о сем, но ничего не решили.