Шестое хождение Господа по Галилее
81. Вторичное посещение Назарета.
Мф. 13, 53-58;
Мк. 6, 1-6;
Потом, вышел Господь из Капернаума и пошел в отечество Свое (Назарет); за Ним следовали ученики Его.
Пришедши в отечество Свое, Он, когда наступила суббота, начал учить в синагоге. Слышавшие изумлялись и в изумлении говорили: откуда у Него это, – такая премудрость и силы? Что за премудрость дана Ему? И как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и не братья ли Его – Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? Не плотник ли Он Сам, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, все Его сестры? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем.
Господь же Иисус сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем. И не мог совершить там много чудес, по неверию их; только на нескольких больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их.
82. Хождение по горам и селам и жаление о беспастырности народа.
Мф. 9, 35-38;
Мк. 6, 6;
Потом ходил Господь по окрестным селениям и по всем городам и селам, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
83. Послание двенадцати Апостолов на проповедь.
Мф. 10, 1-5;
Мк. 6, 7;
Лк. 9, 1-2.
Тогда, позвав и собрав к Себе двенадцать учеников Своих, Господь дал им силу и власть над нечистыми духами и над всеми бесами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь, и начал посылать их по два, проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
84. Наставление Апостолов на сей случай.
Мф. 10, 5-15;
Мк. 6, 8-11;
Лк. 9, 3-5.
Сих двенадцать послал Господь Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите. А идите наипаче к погибшим (заблудшим) овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте.
Еще заповедал Он им ничего не брать с собою в дорогу, кроме одного посоха, ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы, ни двух одежд, ни обуви (запасной), но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд, ни посоха (другого), ни хлеба. Ибо трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, к тому и войдите, и у него оставайтесь, доколе не выйдете из того места, и оттуда отправляйтесь снова в путь. А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
А если кто не примет вас и не будет слушать вас, не послушает слов ваших, то, выходя оттуда, из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
85. Наставление по сему случаю для всей апостольской деятельности.
Мф. 10, 16-42.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего. Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги его, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак, не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий[15]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мих. 7, 6).
Кто любит отца и матерь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка, – и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
86. Хождение с проповедью – особо Господом, особо Апостолами.
Мф. 11, 1;
Мк. 6, 12, 13;
Лк. 9, 6.
Когда окончил Господь Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
А Апостолы пошли и проходили по селениям, благовествуя и проповедуя покаяние и исцеляя повсюду. Они изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли.
87. В это время, или немного прежде, – усекновение Предтечи.
Мф. 14, 6-12;
Мк. 6, 19-29.
Иродиада, злобясь на Иоанна Крестителя, искала всячески, как бы погубить его, и не находила. Но настал наконец удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Во время празднования этого дня дочь Иродиады, вошедши, плясала пред собранием и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И с клятвою обещал ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. Наущенная так матерью своею, девица тотчас с поспешностию пошла к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, не захотел отказать ей. И тотчас послал оруженосца отсечь Иоанну голову в темнице и принести ее. Он пошел, отсек Иоанну голову и принес ее на блюде. И отдали ее девице, а девица отнесла ее матери своей.
Ученики Иоанна, услышав о сем, пришли, взяли тело его и положили его во гробе.
Потом пошли и возвестили о сем Господу Иисусу.
88. Смятение Ирода при слухе о делах Господа.
Мф. 14, 1, 2;
Мк. 6, 14-16;
Лк. 9, 7-9.
В то время, как Апостолы ходили по Галилее с проповедию, а Господь проповедывал в городах их, услышал Ирод четвертовластник молву о Господе Иисусе и обо всем, что Он делал: ибо имя Его стало гласно, – и был в недоумении. Ибо одни говорили, что Иоанн восстал из мертвых, другие, что Илия явился; а иные, что один из древних пророков воскрес. Слыша это, Ирод говорил в себе: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? Но совесть заставила его остановиться на Иоанне, и он гласно стал говорить служащим при нем: это Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
И когда другие говорили: это Илия, это пророк или как один из пророков; он твердил одно: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. – И искал видеть Его.