Четвертое хождение Господа по Галилее
58. Воскрешение юноши в Наине.
Лк. 7, 11-17.
После сего пошел Господь Иисус в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подошед, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Господь Иисус матери его
И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
59. Посольство Предтечи к Господу.
Мф. 11, 2-6;
Лк. 7, 18-23.
И возвестили Иоанну ученики его о всем том. Иоанн, услышав в темнице о делах Христовых, призвал двоих из учеников своих и послал их к Господу Иисусу спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или ожидать нам другого?
Они, пришедши к Господу Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
А в это время Господь Иисус многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видите и слышите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне.
60. Похвала Господня святому Предтече.
Мф. 11, 7-15;
Лк. 7, 24-28.
По отшествии посланных Иоанном, Господь Иисус начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но мягкие одежды носящие, пышно одевающиеся и роскошно живущие находятся при дворах царских, в царских чертогах. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3, 1).
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Божием Небесном больше его.
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
Кто имеет уши слышать, да слышит!
61. Обличения неверия фарисеев и книжников.
Мф. 11, 16-19;
Лк. 7, 29-35.
Господь продолжал слово: И весь народ, слушавший Иоанна, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым. А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
Но кому уподоблю род сей? С кем сравню людей рода сего? И кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные, плачевные песни, и вы не плакали и не рыдали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
И оправдана премудрость всеми чадами ее.
62. Обличение некоторых городов за неверие.
Мф. 11, 20-24.
Тогда начал Господь укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели вам.
63. Призвание к Себе.
Мф. 11, 27-30.
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
64. В доме Симона, помилование грешницы.
Лк. 7, 30-56.
Некто из фарисеев просил Господа вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый (мраморный) сосуд с миром и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Видя это, фарисей, пригласивший Господа, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратясь к нему, Господь Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
Господь Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев[13], а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты сию женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи твои.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром.
65. Продолжается хождение по Галилее в сопровождении жен.
Лк. 8, 1-3.
После сего Господь проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.