Совет Павла Ефесянам — не давать дьяволу шанс
Через текст письма Павла к Ефесянам, проведена тема победы над всеми сипами тьмы и практический совет о том, как держать дьявола (бесов) на расстоянии от своих жизней. После вступительной главы, заканчивающейся одним из величайших утверждений Павла о положении, которое занимает Христос над всеми духовными силами, он начинает вторую главу с напоминания христианам в Ефесе, что прежде чем они стали христианами, они повиновались «... воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефесянам 2:2).
Это последнее заявление интересно тем, что в то время, как Павел говорит о верующих, освобожденных во Христе от этих господствующих (контролирующих) духов, он не исключает возможность неповиновения верующих Богу. По смыслу, следовательно, он не исключает возможность демонического контроля над верующими. Если бы это было единственным утверждением в его послании, которое могло бы поддержать того, кто пришел к этому выводу, то кто-нибудь другой, может быть, испытывал бы искушение отвергнуть его, как неуместное к настоящей теме.
Однако, Павел не оставляет эту тему, потому что он продолжает говорить, что различные служения в Церкви должны остановить нас от колебания и увлечения всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефесянам 4:14). Нам не сказано о том, что это за учения, но в стихе 17, Павел дальше предупреждает ефесян, «... чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего». Так что возможно, что учения были таковы, что позволяли грешной практике дохристианских дней продолжаться в жизни общины.
Затем, Павел в конце главы намекает на различные виды образа жизни, по-видимому вкравшиеся в некоторые круги Церкви, такие как ложь, необоснованный гнев, воровство, использование вредных слов, горечь, похоть, крики, чувство ненависти, половая нечистота, непристойность и т.д. Практикование подобного рода дел, предупреждает он, даст дьяволу шанс, точку опоры, удобную возможность или место (в зависимости от того, какой перевод вы используете в стихе 27) в вашей жизни. Он возвращается к этой теме в главе 5, предупреждая их еще раз: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы,...» (Ефесянам 5:11).
Итак, почему же Павел столько внимания уделяет предостережению ефесян таким образом? Ясно, что у него не было иллюзий по поводу, могут ли христиане не грешить, иначе такие предупреждения были бы неуместны. Я верю, что его забота заключалась по меньшей мере в шести моментах:
1. Грех огорчает Святого Духа (Ефесянам 4:30).
2. Грех подрывает доверие свидетельству Тела Христова (Ефесянам 5:8-9).
3. Грех приводит к Божьему гневу на тех, кто не повинуется Ему (Ефесянам 5:6).
4. Грех подвергает опасности наше наследие в Царстве Божьем (Ефесянам 5:5).
5. Грех дает дьяволу точку опоры (Ефесянам 4:27).
6. Вследствие, существует опасность принять в нашу жизнь нехороший дух.
Последний пункт подразумевается во всем учении Павла. Например, в его замечании о пьянстве, я не верю, что он просто так сочинил каламбур о двух типах духа, вовлеченных в нею, когда сказал: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Ефесянам 5:18). Когда он говорит:
«Вместо этого будьте наполнены Духом», — то кто-нибудь может спросить: «Вместо чего?»
В то время, как здесь определенно есть каламбур о духе алкоголя в вине, я верю, что смысл здесь намного глубже. Это заключительное предписание появляется в конце почти двух глав различных предостережений и кажется, словно Павел говорит, что практикование всего того, о чем он говорил, приведет к наполнению злым духом, которому через грех дано право, тогда как верующие должны, вместо этого, быть постоянно наполнены Святым Духом, как вследствие жизни, угодной Отцу, потому что: «... живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:2). Жизнь и движение под помазанием Святого Духа (в противоположность переживаниям помазания в некоторых харизматических собраниях) является в большей мере последствием нашего послушания. Помазание следует за послушанием.
Истолкование учения Павла полностью подтверждается опытом служения. Факт, что постоянный грех может открыть дорогу присутствию злого духа, даже в жизни верующего, каждый день получал подтверждение, когда мы приносили помощь находящимся в нужде. Раз за разом мы обнаруживаем, что силам тьмы были даны права через постоянную жизнь во грехе, и однажды войдя, злые духи осуществляют работу разрушения в жизни верующего.
Например, мы никогда не перестаем удивляться степени распространения сексуального греха в Теле Христа. Так часто, когда люди начинают рассказывать свою историю, то мы обнаруживаем, что демоническая сила, вошедшая через незаконные половые отношения, контролирует их жизни. Однако, демонические последствия в этих случаях не ограничены просто сексуальной областью. Например, для духов немощи не является необычным войти, таким образом, неся с собой физическую болезнь.
В другом месте Павел предупреждает коринфян, что если они, например, вступают в половую связь с проститутками, то тогда они становятся с ними одной плотью (1 Коринфянам 6:16). В действии нечестивой связи кажется, что бесы свободно проходят, чтобы переместиться между партнерами и люди, поэтому, подхватывают всевозможных бесов от своих сексуальных партнеров. Бесы определенно обретают свободное вхождение в верующего в подобной ситуации. Сатана (бесы) воспользуется подобной пригласительной табличкой, кто бы ни был под ней, будь то грешный христианин, буддист, мусульманин или атеист.
Сатана не уважает личность и если христиане дают бесам права, то они должны ожидать наступление последствий. Библейский принцип сеяния и жатвы не прекратился для верующих! В нашей практике редко встречались христиане, допустившие сексуальный грех и не нуждавшиеся в освобождении, так же, как и в переживании глубокого покаяния. Покаяние и прощение, без предложения освобождения, разберутся с вечными последствиями греха, но оставят человека неисцеленным и в борьбе с бесами весь остаток своих дней.
Мы освободили от злых духов множество людей, годами живших с мыслью, что им не была прощена их сексуальная неосторожность их молодости. Они вели бесконечную борьбу с похотью, чувством вины и духовными, а иногда и физическими последствиями их греха. На деле, их грех был прощен в самый первый раз, когда он был истинно исповедован и в нем покаялись, но бесы не были изгнаны до тех пор, пока законное место, на котором они основались, не было \ принесено на Крест.
Исцеление и последующее восстановление, переживаемое теми, кто был освобожден от духов, гак сильно контролировавших их жизнь, нужно видеть, чтобы поверить. Победа, одержанная Иисусом для нас на Кресте, относится ко времени так же, как и к вечности. Поэтому, мы должны вводить людей в свободу во времени, также как и провозглашать Божье прощение тем, кто был уловлен грехом.
Те, кто мог бы, с мерой самодовольства, посчитать себя «чистыми» в сексуальной области и поэтому верят, что они не могут быть под влиянием бесов, должны быть настороже. Потому что существует множество других способов, как бесы могли войти в верующего, а не только через сексуальный грех. Например, Иаков говорит нам, что «... если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иаков 3:14-15).
Неудивительно, что Павел связывает свое письмо к Ефесянам с таким великим учением о всеоружии Божьем (Ефесянам 6:10-18). Он шал атаки, которые сатана, через бесов, совершает на верующих. Но он знал также, что если мы стоим твердо, облачившись и используя нее защитное оружие, Самим Богом приготовленное для нас, тогда нам не нужно бояться его атак, потому что с щитом веры мы будем способны отразить все горящие стрелы, выпущенные дьяволом.
Павел выразил свое понимание духовной брани совершенно ясным образом, когда он сказал: «... наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефесянам 6:12). Война продолжается и дьявол делает все, что он может, чтобы разрушить верующих и контролировать их через демонизацию. Слава Богу, однако, что если мы согрешим и исповедуем этот грех, то Бог не только простит нас, но Он также и очистит нас от всякой неправды (1 Иоанна 1:9). Служение освобождения является просто одной гранью обеспечения, которое Бог провидел для очищения верующих от последствий греха.
Учения бесовские
(1 Тимофею 4:1-5)
Павел предупредил Тимофея, что в последние дни некоторые отрекутся от веры, будут повиноваться лживым духам и следовать бесовским учениям. Он сказал, что это было тем, что Святой Дух открыл ему (1 Тимофею 4:1). Ясно, что Павел говорит здесь о людях, которые были однажды верующими, но они предпочли отречься от веры, которую они когда-то имели, но они оказались под контролем бесов, и теперь ведут других в обольщение.
Павел явно не имел проблем с верой в то, что верующие могут стать демонизированными, и, вследствие этого, в конце концов оставить веру. Для него это было фактом опыта, которым он поделился со своим молодым учеником Господа, Тимофеем. Трудность в этом отрывке представляет не столько предположение Павла о том, что верующие могут быть, таким образом, введены в заблуждение, а то, каким образом, по описанию Павла, люди отрекаются от веры.
Сначала он описывает их разрушительными словами, как людей, являвшихся лукавыми лжецами с мертвой совестью. Кто-нибудь после этого ожидает, что Павел теперь расскажет нам об очень плохих моментах, в которые эти люди верят и которые они делают. Но единственным примером, данным Павлом, являются люди, учащие неправде о браке или тому, что неправильно есть некоторые виды пищи! Моменты, которые едва ли являются самыми непростительными грехами и которые во многих местах христиане делают даже и бровью не поведя, особенно в отношении вопроса о неупотреблении определенной пищи. В конце концов, что же тогда неправильно с вегетарианством, например? Но Павел говорит здесь, что все сотворенное Богом хорошо и достаточно категорично заявляет, что никакая пища не может быть отвергнута, и что после благодарственной молитвы, в пищу пригодно все!
Я верю, что Павел здесь противостоит тем, кто будет учить человеческим учениям вместо жизни по Духу. В конечном счете, это является идолопоклонством и формой духовного прелюбодеяния. Идолопоклонством потому, что человек заканчивает поклонением правилам, а не Богу, и духовным прелюбодеянием потому, что повинуясь таким правилам, человек отдал сердце букве закона! В этот момент человек начинает видеть опасности и обольщения современного движения Нью Эйдж (Новая Эпоха), которое говорит, что каждый человек уже имеет Бога внутри себя, или, некоторые более явно говорят, что все мы боги!
Когда религиозная практика становится более важной, чем основополагающие принципы христианской жизни, тогда это является потенциально очень скользким склоном для человека (или деноминации), провозглашающего человеческие принципы, в противоположность Божьим. Тогда нет границ опасности такого обольщения, открывающего врата множеству христианских ересей, которые преподаны их сторонниками под видом закона Божьего, также как и лжерелигии, которые не делают никаких попыток сделать Иисуса центром их жизни и учения, и философии, которые ничего не имеют общего с христианской верой главного течения.
В мириадах философий Нью Эйдж существует множество людей, подчинивших свою жизнь удивительному разнообразию дисциплин, оставаясь им верными с религиозностью фанатиков! Один очень хорошо известный международный актер, например, публично заявляет, что он начинает каждый день с двух часов йоги. Есть немного христиан, которые могут претендовать на то, что они начинают день с двух часов молитвы!
Мир очень восприимчив ко всем видам убеждений и занятий, исключая только точку зрения посвященных христиан, что Иисус в действительности является единственным путем, единственной истиной и единственной жизнью. В Нью Эйдж не существует абсолютного предмета веры, а только всеобщее принятие и уважение любого свода правил, какой человек не захотел бы принять и осуществить в жизни. Отсюда и изобилие беспорядочных верований и практик, все из которых расставляют свои ларьки, чтобы привлечь последователей, и все из которых успешно провозглашает, что они правы! Это царство хаоса.
Любой может провозгласить новое верование или философию и приклеить ярлык, например: цветовая терапия, ароматерапия или кристаллическое исцеление; и добиваться мгновенного принятия от легковерного мира, который кажется странно слеп к факту, что само существование такого количества очевидно беспорядочных систем верований постоянно сеет ложь на их требования.
Послужив многим сотням людей, любительски занимавшимся удивительно большим количеством ложных верований, религий и практик и обнаружив, что почти все они нуждались в освобождении от бесов, вошедших через их вовлечение во все это, становится совершенно ясно, что сатана стоит за спиной всех таких ложных систем вероисповеданий и что, снова цитируя Павла, они являются ничем иным, как обольщением «...духов обольстителей и учений бесовских» (1 Тимофею 4:1), и им способствовал «...дух, действующий ныне в сынах противления» (Ефесянам 2:2).
Очень немногие христиане не согласятся со всеобщим утверждением, что демоническое обладание является вероятным последствием вовлечения в оккультизм. Однако, Павел идет гораздо дальше и намекает на то, что демонизация также будет результатом приверженности другим религиям и даже подчинения учениям человеческим (ересям), продвинувшимся вовнутрь общей структуры основных течений христианской веры. Он даже включает в список таких «ересей» правила и предписания о том, что человек может и что не может есть. Так что его комментарии простираются очень далеко, и для Тела Христа имеет громадные последствия то, о чем мы учим, значение, придаваемое нами нашим деноминационным особенностям и то, как мы служим находящимся под нашей опекой людям.
Один из отличительных признаков учения Павла — это его постоянное ударение на послушание Божьему Духу, как противоположность человеческим правилам и предписаниям — тема, никогда не стоящая в отрыве от учения Иисуса, когда Он в Свои дни боролся с фарисеями. Поэтому, в этот момент человек должен задать намного более прямые вопросы о том, стыкуется ли или нет опыт с вышеприведенными истолкованиями этих отрывков.
Я начну с возвращения к цитате из начала этой главы, взятой от отчета о Седьмом Совете, дошедшем до наших дней, в котором было сформулировано, что еретики должны быть очищены от духов и крещены, прежде чем они будут приняты в Церковь. Эта формулировка интересна по меньшей мере в двух моментах.
Во-первых, если изгнание духов (освобождение) было необходимо для еретиков, тогда опытом Церкви самых ранних дней был также и тот факт, что демонизация была последствием следования ереси. Ересь является отклонением от христианской истины, нет верований, не претендующих на общность с христианством. Поэтому, этот отчет мог бы предоставить сильную поддержку спору Павла о том, что даже незначительные отклонения от учений Иисуса, могутбыть бесовскими. Этот отчет не только намекает на бесов, стоящих за ересью, но также и на то, что приверженцы ереси принимают в себя бесов, которым было дано право войти через неверные убеждения!
Во-вторых, отчет заявляет о том, что как изгнание духов, так и крещение являются необходимыми предшественниками принятию еретиков в Церковь. Никаких исключений не делалось для еретиков, которые прежде были крещены, но впали в заблуждение. Здесь кажется, что эта практика возникла там, где очищение водой рассматривали в качестве важного шага к восстановлению верующего в Теле Христа.
Наш опыт служения также мог бы поддержать и подчеркнуть как учение Павла так и отчет Совета. Мы- освобождали христиан не толькоотбесов, вошедших через их прежнее признание лжерелигий, таких как буддизм, сикхизм, но также и от бесов, связанных с предписаниями христианских деноминаций основного течения!
Один человек, обращенный в христианство из сикхизма, почти за пять лет до того, как мы служили ему, был поражен тем размахом и количеством демонической силы, от которой он был освобожден, когда ложные убеждения были полностью отвергнуты и с бесами говорили напрямую. Бесами были выражены большие неистовство и гнев, когда их вызвали и выгнали из их жилища.
Эта достопримечательная история подчеркивает, как важно освобождать людей от религиозных духов, когда они обращаются в христианство от лжерелигий или культов. Например, если Свидетели Иеговы (один из наиболее законнических культов в наши дни) становятся христианами, то им не только необходимо отречься от их прошлых убеждений и принять Иисуса, но они также должны быть освобождены от демонических духов, вошедших в них через их признание Иеговизма.
Если они не освобождены, тогда религиозные духи будут продолжать действовать внутри человека, делая все, что они могут, чтобы извратить новую веру религиозным законничеством Иеговистов. Вот почему обращенные из некоторых наиболее фанатических культов, после своего обращения часто являются фанатиками Иисуса. Иисус не нуждается в демоническом инспирированном фанатизме в Теле Христа, но в людях, которые будут слушать мягкий голос Святого Духа, вместо предписаний бесов, и будут послушны.
Демонически инспирированный фанатизм не будет влиянием, привлекающим в Церковь, приводя многих людей к личной вере, но будет отвращать многих, которые могли бы тем или иным образом приблизиться ко Христу. Нам нужно обратить внимание на слова Иисуса к Симону Петру, когда тот пытался противиться тому, что Бог запланировал для жизни и смерти Иисуса. Обращаясь к Петру, Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн...» (Матфея 16:23).
Однако, религиозным духам дается право не только через лжерелигии и культы. В пределах христианских деноминаций главного течения есть многое, что преподается как закон Божий, но является, в лучшем случае, деноминационными указаниями. К несчастью, как только повеление деноминаций становится более важным, чем чувствительность к Божьему Духу, то ворота для бесов открыты.
Мы видели людей, вошедших в изумительную свободу во Христе через освобождение от духов братства, англиканства, католичества и т.д. Сатана является очень религиозным существом. В конце концов, он был ответственен за поклонение в небесах, прежде чем был свержен на землю, так что он очень счастлив поддержать религию, предусмотрев для нее отсутствие самого Божьего дыхания, приходящего от Иисуса, стоящего прямо у руля нашей жизни над помазанием Святого Духа.
Религиозные духи ответственны за большое количество оков внутри Церкви, когда люди встают за убеждения, не являющиеся основами веры и, действуя таким образом, создают разделение между верующими. Создание разделений является одной из основных тактик сатаны для наведения хаоса в Теле Христа. Смотря на последствия такого рабства в жизнях многих людей и то, как бесы будут держаться за все религиозные виды деятельности, являющиеся второстепенными в служении Иисусу, вы сможете понять значение слов, данных Богом Исайе — осудить иудейские религиозные церемонии, которые были искажены греховностью участников (Исайя 1:10-20).
Внешне кажется, что существует очень маленькая разница между всеми различными кричащими голосами в Нью Эйдж, с их различными убеждениями и эквивалентно большим числом различных кричащих голосов внутри Церкви, подразумевающих, что только они имеют настоящий мандат от Бога о том, как Церковь должна быть организована и во что она должна верить! Это правда, что христиане должны быть организованы в Церкви с целью общения, но как только провозглашена какая-нибудь форма особой доктрины или практики, формирующей часть основания для членства в этой Церкви, тогда мы должны быть настороже против предписаний «духов обольстителей и учений бесовских»!
Распознание контролирующего рабства религиозных духов не всегда легко, но пока они не распознаны, и эта проблема радикальным образом не разрешена, то бесовским учениям будут подчинены не только отдельные личности, но и те Церкви, которым они принадлежат. Церковная община является корпоративным строением и если однажды демонической силе были даны права через обольстительные учения лидеров, стоящих над общиной, тогда эта демоническая сила будет еще долго оставаться даже после того, как эти лидеры, которые дали проход бесам в общину, уйдут в прошлое.
Например, существует много Церквей, которые были частично финансируемы при их строительстве деньгами масонов. У некоторых есть даже особые масонские камни или символы для фундамента, встроенные в их конструкции. Масонство является формой идолопоклонства, которая всегда дает доступ демонической силе. Духи масонства над Церковью будут всегда прямо противопоставлены обновляющей силе Святого Духа и с ними необходимо разобраться, если люди хотят свободно двигаться вперед под помазанием Святого Духа.
Возвратимся теперь к замечанию Павла о том, чтобы не есть определенные виды пищи. Я помню, как я служил человеку, к котором очень сильно проявлялись бесы, но первоначально они его не оставляли. Они, казалось, имели законное право быть в нем. Этот человек был ранее вовлечен в семью, исповедующую учения Нью Эйдж, и через влияние философии Новой Эпохи он стал вегетарианцем. После обращения ко Христу, человек отрекся от всех своих старых убеждений, но остался вегетарианцем, потому что он думал, что это имело смысл.
Во время служения ему, Господь привлек мое внимание к этому через Слово Знания и поэтому я спросил его, отрекается ли он также и от вегетарианства? Он отказался, бесы не выходили и я был не способен больше ему служить. Час спустя он вернулся, осознав, что если бесы, вошедшие в него через вовлечение в Нью Эйдж не выходят из-за того, что вегетарианство дает им законное право находиться в нем, то он предпочел перестать быть вегетарианцем, чем продолжать жить под влиянием бесов!
Сразу же после его отречения от вегетарианства он смог получить освобождение и в относительно короткое время большое количество духов оставило его. Отказ есть все то, что Бог сделал пригодным в пищу, дал достаточно почвы для врага, чтобы взять его в глубокое рабство, что наглядно доказывает истинность слов Павла к Тимофею в отношении учений о бесах!
Вышесказанным я не хочу сказать, что для того, чтобы освободиться, мы должны есть то, что нам не нравится — это само по себе может стать мощными твердынями в нас! Но, кажется, что если мы отказываемся есть определенные виды пищи по псевдодуховным причинам, то тогда мы вводим в нашу жизнь форму рабства, которую Павел описывает как «учение бесов».
В заключение
Существует много других мест в Посланиях, которые можно разъяснить так, что понимание демонической сферы обретет еще большую важность, но мы не будем вдаваться глубже приведенных секций, имеющих определенную уместность.
Ясно, что для ранней Церкви служение освобождения было постоянной и обычной частью церковной жизни и существует множество предупреждений о последствиях различного поведения, которое дает почву для атаки и захвата врагом.
Глава 12
Демонизация христиан
Большая часть первого раздела' сконцентрирована на обзоре отрывков текста Нового Завета, особенно относящихся к служению освобождения. Следующая часть будет посвящена принципам, которые должны быть применены для служения в исцелении и освобождении и приведению людей в свободу от сил тьмы.
Однако прежде чем мы перейдем к практике освобождения, существует одна основная область, к которой необходимо обратиться, даже несмотря на то, что она была большей частью затронута ранее, когда мы комментировали различные места Писания, проанализированные в предыдущих главах. Нити необходимо соединить вместе так, чтобы читатели имели краткое понимание . этого ключевого вопроса, обычно являющегося источником многих дискуссий и не так уж редко напрасных ссор.