Столкновения с демоническими силами в Евангелиях
Внимательное чтение Евангелий о столкновениях Иисуса с демоническими силами и то, как Он поступал с ними, дает нам понимание всего служения освобождения от демонических сил. Не все существующие виды демонических сил описаны в Евангелиях, но те принципы, которые необходимо подчеркнуть из этого учения, применимы ко всему служению.
В этой главе мы рассмотрим все основные столкновения, которые случались в служении Иисуса с бесами и демоническими силами и прокомментируем те уроки, которые мы можем извлечь из каждого такого случая в жизни Иисуса.
В Назарете
(Матфея 13:53-58; Марка 6:1-6 и Луки 4:16-30)
После всего того, что Иисус пережил в пустыне, где Он был искушаем самим сатаной, Иисус вернулся в родную землю Галилейскую. В субботу, следуя Своему обыкновению, Он направился в синагогу поклоняться Богу.
Однако к этому времени Иисус изменился. Это было Его первое посещение синагоги после того, как Он был наполнен Святым Духом. Теперь Он был открыт для влияния силы Божьей, а помазание Святого Духа было на Нем такое, что каждый бес в любом месте знал о Его присутствии!
Он встал, чтобы читать Писание и, казалось не без умысла нашел место из Исайи 61:1, где говорится о том деле, которое должен исполнить Мессия. Он прочитал эти восхитительные слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...» (Луки 4:18).
Подлинный текст Его проповеди в Священном Писании отсутствует. Но в начале люди отнеслись с вежливым вниманием к Его выразительным словам и удивлялись Его манере изложения. Как это часто случается, когда людям бросают вызов и они переживают обличение в своем духе, то они начинают искать оправдания своему небрежению к сказанному, они начали задаваться вопросами Его происхождения, подобными: «Не Иосифов ли это сын ? Не плотник ли Он? Откуда у Него такая премудрость?».
Чтение Писания и комментарии к нему в проповеди было обыкновенной процедурой, принимаемой всеми частью Богослужения в синагоге. Но Иисус сделал нечто большее. Он прочитал один из хорошо известных мессианских отрывков Писания, провозглашавших грядущее пришествие Христа и сказал всем людям, включая присутствовавших фарисеев и учителей закона, что эти предсказания исполнились в то самое время, когда они слушали Его, и теперь все это стало выглядеть совершенно по-другому! Ибо Его требование признать Его Мессией для них было или верхом богохульства (если это было серьезно), или полным безумием, если, разумеется, не признать, что Он — действительно был Мессией.
Обыкновенно, нормальная реакция людей по отношению к религиозным маньякам заключается в стремлении прогнать их, как изгоев общества. В психиатрических лечебницах содержится много людей (одержимых, и, несомненно, обманутых) которые провозглашают себя Иисусом, Мессией, Богом или каким-либо другим божественным проявлением. Никто не воспринимает всерьез их притязаний. Но, когда Иисус сделал провозглашение, какое обычно характерно для людей ненормальных, Он говорил с такой властью, что присутствующие понимали, что Он говорил всерьез. Этот человек не был простым сумасшедшим.
Несмотря на вежливое внимание к Его проникновенным словам, ненависть и стремление к убийству вылезли в них наружу. Иисус знал, как это йотом понимал и говорил Павел, что: «... наша брань не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесных»(Ефесянам 6:12), — что настоящая битва происходит в духовной сфере. Иисус видел насквозь демонические начала, подстрекающие толпу к действию. Иоанн 2:25 говорит нам, что: «(Иисус) не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке».В это субботнее утро в Назарете, Иисус, обладавший совершенным духовным проницанием, видел, что битва в духовной сфере разгорается.
Он знал, что Его притязание на титул Мессии было сомнительным для жителей этих мест, которые знали о Его земном происхождении. Так Он привел им иллюстрацию из Ветхого Завета о том, что никакой пророк Божий не признается в своем отечестве. Накаленная обстановка разразилась взрывом. В считанные минуты субботнее Богослужение превратилось в серьезное покушение на жизнь Иисуса. Потерпев поражение в пустыне, в попытке отвлечь Иисуса от цели Его земной жизни, сатана избрал убийство в качестве главного направления своих атак.
Как случилось, что избранный народ Божий вдруг превратился в разъяренную, готовую на убийство толпу хулиганов? Кажется, это было прямое столкновение между силой Святого Духа, действующей через Иисуса с одной стороны, и бесами, подстрекающими толпу с другой. Бесы узнали Иисуса. Они поняли, что над их благополучием нависла угроза. Тогда они ответили так, как обыкновенно отвечают бесы, которым что-либо угрожает — они заставили людей, в которых они находились, верить, что демонические мысли и чувства происходят из самих людей. Обольщение взяло верх и человек начинает реагировать на то, что он считает своими собственными чувствами, и таким образом впадает в грех. Это выглядело так, как если сатана дирижировал целым оркестром демонических сил, которые были скрыты в собрании, но готовые приступить к действиям по малейшему намеку на сигнал со стороны их дирижера!
Причина, по которой самоубийцы хотят покончить счета с собственной жизнью, состоит в том, что они поверили лжи какого-то беса. Причина, по которой люди ведут совершенно неразумный образ жизни и противоречащий Божьим планам и намерениям состоит в том, что они верят той лжи, которую бесы внедрили в их сознание. Причина, по которой избранный религиозный народ может выглядеть совершенно глухим к действиям Святого Духа может заключаться в том, что сознание людей контролируется религиозными духами и закрыто для истины действиями демонических сил. Иаков говорит, что мудрость, не исходящая свыше — перед Богом она «душевная и бесовская» (Иакова 3:15). В 1 Тимофею, которое было адресовано верующим, говорится, что некоторые «отступят... от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тимофею 4:1).
Это столкновение в Назарете было не просто конфронтацией между Человеком Иисусом и людьми в синагоге. Это было тщательно направляемое нападение демонических сил на служение Сына Божьего. Единственная причина того, что сатана мог организовать такую атаку в Божьем доме, заключалась в уровне демонической повязанности верующих в синагоге. Это урок, который мы должны принять к самому сердцу в наши дни нашего века.
Когда дело доходит до возрождения Церкви и послушания Святому Духу, служителям Церкви часто приходится сталкиваться с противостоянием организованного демонического царства, действующего через людей, восстающих против Божьих действий. До тех пор, пока служители Церкви не распознают, каков источник этого противостояния и не предпримут соответствующие меры в этом духовном столкновении, они будут истощать свои силы против скрытых стен оппозиции, даже не понимая, почему они чувствуют себя усталыми и разбитыми!
В дни Иисуса, иудеи были исторически народом Божьим. Однако, поколение, среди которого мы сейчас живем, мало соблюдает христианское наследие. И если проблема демонизированной «Церкви» была проклятием в служении Иисуса, насколько большей проблемой это стало сегодня, когда через средства массовой информации умы людей постоянно подвергаются атакам, как например, привлекая с помощью различных видов половых извращений; используя телевидение, чтобы вносить зрительные образы в частные дома, что начинает достигать крайностей развращения; и демоническое влияние, стоящее за большей частью современной популярной музыки. Все это, и многое другое, я верю, ставит нас перед поколением демонизированных людей, для которых спасающая, исцеляющая и освобождающая сила Иисуса Христа остается единственным ответом.
В то время, когда я пишу эту книгу, в Великобритании происходит исторический судебный процесс. Впервые в истории ущербу подверглись люди, непосредственно не вовлеченные в трагедию. Родственники болельщиков футбола, погибших в Хиллсборо при аварии на стадионе, даже не присутствовавшие на матче, наблюдали все случившееся по телевидению прямо в момент происшествия. Теперь они страдают от синдрома посттравматического стресса, вызванного зрелищем ужасной картины гибели своих близких. Хотелось бы знать, сколько из этих людей стали реально одержимыми в результате шока от просмотра этих картин в стенах собственного дома и нуждаются в освобождении так же, как и в медицинском уходе?
А какое количество людей подверглось демонизации со стороны сексуальных духов через порнографические образы, которые отравили их сознание через кино и телевидение? Люди могут смеяться и качать головами в неверии, но ясно, что у них не много опыта в освобождении людей от бесов, которые получили доступ таким образом.
Даже хотя Иисус не сталкивался с бесами, вошедшими в людей через современные средства массовой информации наших дней, они были таким же злобным врагом в своих атаках на Его служение. Однако Иисусу еще не пришло время умирать. Никто (ни человек, ни дьявол) не мог забрать Его жизнь, пока не наступило время, которое Он Сам выбрал для того, чтобы добровольно сложить Свою жизнь за грехи мира и пророческое значение Его имени должно было исполниться.
Таким образом, в Назарете ангелы проложили Ему путь, чтобы Он мог пройти через толпу, горевшую намерением сбросить Его со скалы. В этом столкновении Он остался невредим, но там, должно быть, осталось некоторое количество очень рассерженных бесов, получивших чувствительный удар от ангелов, что толпа не могла довести намерение до конца. Так же, как и в этом случае в Назарете, было много других столкновений Иисуса с людьми, которые можно понять правильно только в свете того, что происходило в демонической и ангельской сферах.
В Капернауме
(Марка 1:21-28, Луки 4:31-37)
В Назарете демонические люди действовали против Иисуса, но люди не понимали происходящего. Но в Капернауме реакция была иной. Бесы проявили свое присутствие, и сделали его явным для всех. Иисус говорил в синагоге со властью и бесы не могли этого больше выдержать.
Человек вскричал громким голосом (вряд ли похоже на вежливый комментарий внимательной аудиенции!): «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Луки 4:34). Здесь мы видим одного человека, выкрикивающего слова Иисусу, по которым можно судить, что этот человек имеет в себе множественное число! Очевидно, этот человек имел в себе не одного беса — или, возможно, этот один особенный бес выступал в качестве представителя всех других бесов, которые присутствовали в тот день в синагоге в других людях!
Когда Иисус отреагировал на ситуацию, Он совершенно не обратил внимание на человека, а выступил против беса. Он обратился прямо к бесу, приказав ему замолчать и выйти из человека. Вопреки приказанию Иисуса, бес сначала бросил человека на землю, а только потом вышел из него. Нам не следует бояться таких проявлений, когда речь идет об освобождении людей. Было видно, что Иисус не уделял внимания тому, как бес поступил с человеком в момент действительного освобождения — не должно это заботить и нас.
Действительно, это очень сильный аргумент, когда люди видят, что бесы делают с другими людьми. Это действует как сильное средство против греха и открывает людям возможность освободиться самим. Довольно часто я чувствовал, как бесы выдавали свое присутствие, проявляя страх, когда другие проходят через процесс освобождения.
Как я уже упоминал, что однажды я проповедовал в одной англиканской Церкви, когда, спустя пять минут после начала проповеди об исцелении и освобождении, одна женщина вскочила и начала кричать на пределе возможностей своего голоса: «Заткнись! Заткнись! Заткнись!», — при этом она старалась изорвать Библию в клочья, бросая в меня скомканными листами! Реакция у всего собрания была подобна электрическому шоку. У них никогда в жизни прежде не было такого утреннего Богослужения!
Бесы, находившиеся в этой женщине, больше не могли выдержать угрозу своей безопасности. Им необходимо было любой ценой остановить учение, которое в тот момент давалось этой Церкви. Но они переступили черту, выдав свое присутствие, и стало возможным начать молиться за освобождение этой женщины. Она немедленно была освобождена от беса, кричавшего в Церкви, а затем Господь начал показывать другие сферы ее жизни, где демонические силы имели сильный контроль.
Это была впечатляющая демонстрация победы Иисуса и действий Святого Духа. Ибо этот инцидент был одним из стратегических событий в жизни той Церкви, который открыл этой общине путь к динамичному служению в силе Святого Духа.
Знаменательно, что та женщина сейчас состоит членом команды служения в своей Церкви, где она, вместе со своим мужем, принимает участие в освобождении других людей от демонических сил. Описанный инцидент оказался очень мощной иллюстрацией того факта, что христиане могут иметь в себе бесов. К тому моменту она была христианкой уже в течение пяти лет и являлась секретарем Церкви.
Этот особенный инцидент в жизни Иисуса показал людям в Капернауме, что Иисус имеет невиданную прежде власть над бесами. Вне всякого сомнения эти люди были знакомы с еврейскими заклинателями духов, которые свою борьбу сопровождали длинными и неэффективными ритуалами и большим шумом, чтобы выгнать бесов из людей. Их свидетельство о том, что Иисус обладал властью изгонять бесов из людей словом, распространялись по всей округе подобно огню! Ибо нужды людей были велики, и в освобождении, как и сегодня, нуждались многие.
В доме Симона и после
(Матфея 8:14-17, Марка 1:29-34, Луки 4:38-41)
Покинув синагогу в Капернауме, Иисус со Своими учениками направился к дому Симона, где теща Симона была одержима горячкой. При отсутствии антибиотиков и современных медикаментозных средств, горячка была опасной и, в потенциале, могла привести к смертельному исходу. Таким образом, просьба Симона к Иисусу о помощи была, вероятно, значительно большим, чем просто обращением о некотором духовном лечении. Значительно более вероятно, что вопрос стоял о жизни и смерти, а не просто об исцелении небольшой болезни.
Общественные комментаторы также добавляют, что ситуация была очень тяжелой для Симона с точки зрения обычаев тех дней. Иисус был почетным гостем. Его друзья вернулись со служения в синагоге, и по обычаю, домохозяйка должна была прислуживать им. Для Симона, определенно, было бы неправильным, если бы ему нужно было идти на кухню и готовить пищу. Таким образом ситуация была тяжелой вдвойне. Теща Симона была больна и нуждалась в исцелении, но что угнетало в тот момент еще более., так это факт, что пока она не была исцелена, причем немедленно, над Симоном нависала неприятность социальная!