Характер и деятельность злых духов
Силы тьмы
Мы уже видели, что сатана является князем сил тьмы, и что под его контролем находятся все ангелы, присоединившиеся к бушу на небесах и сброшенные на землю архангелом Михаилом. Мы уже установили, что сатана не является вездесущим и что без помощи других сил тьмы он крайне ограничен в своих возможностях.
Тем не менее, к несчастью, он имеет в своем распоряжении очень большое число падших ангелов. Большинство комментаторов полагают, как гласит Откровение 12:4, что третья часть небесных существ взбунтовалась вместе с сатаной и последовали за ним с неба. Но сколько это составляет — треть небесных существ?
Число небесного воинства упоминается в Откровении 5:11. Различные переводы этого стиха упоминают «тьмы тем и тысячи тысяч» и потому ясно, что это число включает неисчислимое воинство ангелов, и если это есть число ангелов, которые остались после того, как третья часть была изгнана, тогда речь идет об очень, очень большом количестве падших ангелов, служащих сатане в мятеже как против Бога, так против Его творения, человека.
Падшие ангелы
Павел доказывает, что падшие ангелы, принявшие участие в мятеже сатаны, сейчас организованы в иерархию сатанинских сил по всему миру. В отдельных случаях он описывает в реальной, но неясной терминологии, сверхъестественную небесную структуру, которая была реальным противником, сталкивавшимся с ним в его повседневном служении.
Наиболее специфичное из этих упоминаний (Ефесянам 6:12) высвечивает линию духовной борьбы: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Павел не был в плену иллюзий. Он верил, что даже хотя его служение было в большой степени земным для человеческих существ из плоти и крови, битва была упорной, потому что причины в значительно большей мере относились к духовным силам на небесах, чем просто к сопротивлению человеческого сознания истине Евангелия. Поэтому он предупреждает нас о необходимости принять всеоружие Божье, чтобы мы были способны твердо стоять против сатаны и его сил, брошенных против нас.
Замечание Павла определенно согласуется с переживаниями Даниила, описанными в книге Даниила 10. Находясь в плену у властителя Персии и служа ему, Даниил обращался к Богу в посте и молитве. Три недели прошло после того, как он начал молиться, когда вдруг предстал перед ним ангел, прибывший в ответ на его молитву.
Ангел сообщил, что его задержка на двадцать один день объяснялась битвой, произошедшей в поднебесье во время его пути! «Ангел — князь Персии» был побежден только после прибытия архангела Михаила, ангела-хранителя Израиля (стих 21). Молитва Даниила послужила началом воздушного сражения, а его последствия, переживаемые на «земле», несомненно были результатом того, что произошло «в воздухе».
Бесы — злые духи
В дополнение к случайным упоминаниям о сатане и его ангелах авторы Евангелия упоминали различные греческие слова, почти взаимозаменяемые, для обозначения тех духовных сил, которые находятся под контролем сатаны и которые вселяются в человека. Это слова «даймон» или «даймонион» (демоны или бесы), «понера» (злые духи) или «акафарта» (нечистые духи).
Демоны, бесы, и злые или нечистые духи означают одно и то же в Евангелиях (они описаны, как имеющие одинаковые воздействия на жизнь подвергающихся демонизации), но эти духовные силы также упоминаются для отличия их от падших ангелов. Лука, например (Деяния 23:8-9), кажется проводит различие между ангелами и духами. Поэтому, в общем плане, можно предположить, что когда мы говорим о служении освобождения, мы имеем дело с демонами (бесами) или злыми и нечистыми духами.
И тем не менее, если мы пытаемся быть особо точными в этих определениях, мы попадаем в опасность пытаться определить вещи, духовно неопределимые. И все же существует побуждение задать очень ясный вопрос. Если Иисус изгонял бесов и злых духов из людей, и эти духовные существа не являются падшими ангелами, то откуда они взялись и кто их создал?
В послании к Ефесянам (6:16) Павел упоминает «раскаленные стрелы лукавого». Что это за раскаленные стрелы? Не есть ли это злые духи, которых лукавый направляет против человека? Или же это просто искушения, которые возникают потому, что мы творения плотские?
Везде, где они упоминаются, Павел использует аналогию со щитом римского воина, который изображается как щит веры, дающий способность отражать эти духовные атаки. Может быть это язык художественных образов, но это изображение защиты отчего-то, что может глубока прорвать нашу оборону, если мы не будем эффективно обороняться. Павел был точным автором и не похоже, чтобы он использовал описательные иллюстрации, подобные этим, если очевидная интерпретация могла бы увести читателя к непониманию или ошибке.
Имеется много вопросов, на которые Писание или не дает точных ответов, или вообще умалчивает, однако это не означает, что мы должны принять позицию самонадеянного безразличия к тем соображениям, которые, несмотря на это, остаются очень важными. Существует много спорных вопросов, о которых Писание умалчивает, но это не означает, что мы должны отложить в сторону наш интеллект и считать грехом попытки найти ответ! Сейчас мы можем посмеиваться над астрономами прошлых веков, которые были сожжены как еретики за предположения, что земля имеет форму шара, но для них насмешки и угрозы богословов тех дней были мучительно реальны!
Часто задают другой вопрос: «Могут ли демоны увеличивать свою численность, могут ли они размножаться?» Ни коим образом не рассчитывая на получение исчерпывающего ответа при рассмотрении этого трудного вопроса, можно найти неясное упоминание в Бытии 6:1 - 4 о результатах половых связей между небесными существами (сынами Божьими) и прекрасными дочерьми человеческими. Порочность такого поведения могла послужить одной из главных причин решения Бога навести потоп на землю и стереть жизнь с лица земли, за исключением Ноя и его семьи.
Ясно, что способность «рожать потомство» некоторым образом содержится в этом отрывке. Некоторые комментаторы считают, что злые духи и демоны увеличивали силу сатаны в результате продолжения развития этого бунта против Божьего творения, во что входили запрещенные половые связи.
Некоторые комментаторы также связывают этот отрывок с указаниями Павла женщинам Коринфа (1 Коринфянам 11:2-16) чтобы их головы во время поклонения или молитвы всегда были покрыты. В стихе 10 он говорит нам, что это знак «для ангелов», подразумевающий, что при вхождении в духовную сферу через молитву, женщины показывают ангелам путем покрытия головы, что она находится под защитой или своего мужа, или, будучи незамужней, своего отца, или другого члена семьи или под защитой Церкви.
Ясно, что это был важный вопрос для коринфской Церкви, ибо сам Павел посвятил ему 14 стихов своего послания. В послании не содержится каких-либо других моментов, которые могут оказать помощь в этом направлении, а всякая информация иного рода, имеющаяся в литературе, находится за пределами Священного Писания.
Большинство комментаторов считает, что значение покрытия головы носило характер местного разногласия, о чем коринфяне задали вопрос Павлу, а не было итогом намерения предусмотреть подробное духовное наставление для женщин на все времена. Тот факт, что в этом мнении сходятся большинство комментаторов, тем не менее,- еще не означает, что они правы, ибо характер высказывания Павла в своем послании выглядит строгим духовным наставлением.
При любых возможных различиях между бесами и нечистыми духами представляется определенным, что силы тьмы имеют различную величину, силу и власть. Я понимаю, что сатанист, чьей повседневной деятельностью является приобретение, манипулирование и использование демонических сил для собственных целей, знает определенные различия в силе и возможностях между демонами и злыми духами, хотя и не в основах их природы и характера. Некоторые могли бы сказать, что бес — это некая общность злых духов, определенная для какой-то особой цели и с общим заданием, а соответственно и с большими возможностями, как служители сатаны.
В таком случае авторы Евангелия могли бы быть почти точными во взаимозаменяемости этих слов, ибо в борьбе с одним злым духом или с группой остается противостояние изгнания злой духовной силы. Конечно, в нашем собственном служении мы сталкиваемся со злыми духами, которые просто легко изгоняются, без особых потрясений, но также мы регулярно сталкиваемся и с теми, кто кажутся намного сильнее и имеют значительно большую опору в жизни человека. Иногда мы задаемся вопросом, имеем ли мы дело с одним конкретным бесом или с группой духов, связанных вместе, и поэтому способной более крепко держаться на основании того, что они захватили в личной жизни данного человека. В то время, как существуют интересные вопросы подобные этому, имеется некоторая нижняя граница, обусловленная тем, что сатане было нанесено поражение при распятии, и никакая духовная сила, находящаяся под его началом, будь то демон, бес, злой дух или падший ангел, в конечном итоге не может устоять против силы имени Иисуса, и где бы они ни противились, они должны повиноваться власти, которую Иисус дал Своей Церкви!
И в этом заключается Благая Весть — действительно, это послание исходящее из самого сердца Евангелия. Выражение: «... Христос в вас, упование славы» (Колоссянам 1:27), — становится глубоким выражением той позиции, которую мы принимаем, становясь христианами, по отношению к силам тьмы. Находясь под их контролем и доминированием, наше единственное «упование» — это вечное отделение от Бога. Но так как Христос в нас, то мы разделяем Его победу и принимаем полноправное участие в славе, которая грядет. А благодаря тому, что мы «во Христе», мы больше не подвластны «вещественным началам мира» (Галатам 3:4-5).
Характеристики бесов
В то время, как множество вопросов относительно происхождения бесов остается без ответов, мы не должны быть настолько невежественны в отношении их характеристик. Об этом имеется множество упоминаний, равно как и наблюдений, распространенных среди всех, кто привлечен к служению освобождения по всему миру. Иногда встречаются попытки утвердить теологию, построенную на личных переживаниях, и это часто не приносит пользы. Однако там, где такой опыт согласуется с Писанием, а также с наблюдениями, проделанными в различных странах и в различное время, мы не можем отрицать их ценность.
Действительно, если мы признаем обратное, что если наша теология не согласуется с практикой тех христиан, которым доверено служение под господством Иисуса Христа, и чей труд не находится в противоречии с Писанием, тогда мы должны будем переоценить понимание всего, что мы думали по существу этого вопроса!
Бесы — живые существа!
Бесы — это не просто идеи, или неопределенные силы, которые воздействуют на человеческое сознание изнутри. Это живые, действующие духовные существа, имеющие собственное сознание, индивидуальность и волю, направленную на служение сатане. Все это прямо подразумевается в Евангелии, где Иисус сталкивался с бесами (более подробный анализ всех таких случав смотреть в главе 8 этой книги).
Иисус обращался с бесами всегда не иначе, как с живыми существами, противящимися интересам Бога и человека. Он не удивлялся, когда они говорили через уста человека, связанного ими (Луки 4:34). Он не был захвачен врасплох их возражениями в виде утверждений или вопросов из которых очевидно просвечивалось сверхъестественное знание, такие как: «... что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» (Луки 8:28).
Сам Иисус говорил: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным: тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матфея 12:43-45).
В этом комментарии Иисус подразумевает, что бесы — существа живые (они выбирают место, где им жить); они имеют собственную волю (по собственному желанию выбирают, что им делать); они имеют достаточно ума подумать, что место, из которого они только что вышли, может быть еще не занято и стоит вернуться обратно; и имеют достаточно врожденной мудрости, чтобы заискивать перед более высокой демонической силой (духов, злейших себя) вводя их в новый дом!
Их знание, тем не менее, ограничено. Злой дух, отвечавший сыновьям Скевы (Деяния 19:15), сказал: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» Все демоны признают и знают Иисуса. Много раз в служении демоны в страхе отступали, когда видели Иисуса в тех, кто был в нашей команде служения. Они не могут устоять из-за Его любви к человеку в нужде, или перед властью, которую имеют верующие, потому что они имеют в себе Христа. Но знание бесов было ограничено по отношению к сыновьям Скевы. Некоторые демоны кажутся очень осведомленными, тогда как другие кажутся абсолютно невежественными! Их умственные способности и познания могут быть самого разного уровня и эта разница может быть очень огромной.
Что касается эмоций, то определенно, что бесы сами по себе имеют собственные чувства. Иаков говорит нам: «... и бесы веруют и трепещут» (Иакова 2:19). Говоря, что бесы веруют, Иаков имел в виду не веру в Бога, но признание того, что они хорошо осведомлены об истине Божьей.
Приведенный отрывок высвечивает не только необходимость веры, как умственного согласия с истиной Евангелия, но веры, включающей личное посвящение Иисусу Христу. Многие люди обманываются, думая, что поскольку они веруют в Бога, они являются частью Его Царства. Вера в Бога без вручения Ему своего сердца, и личного доверия, мало чем отличается от той веры, которую имеют бесы в существование Бога. Бесы трепещут от страха, так как они знают, что находятся на проигравшей стороне.
В нашем служении мы видели, что бесы выражают весь ряд эмоций, которые также чувствуют и люди, иногда обнаруживая глубокий страх. Иногда они жалко хнычут, опечаленные перспективой изгнания из их жилища, которое они так долго занимали! Мы пришли к пониманию, что многие люди, чьи эмоции расстроены, или даже вышли из равновесия, ведут себя таким образом по той причине, что их чувства находятся под контролем демонов.
Тот факт, что бесы являются живыми духовными существами, не может служить поводом сочувствовать им, или обращать внимание на их мольбу, когда они просят позволения остаться, даже иногда обещая быть хорошими, если мы только не будем изгонять их!
Бесы не имеют тела
Бесы не имеют собственного тела. Тогда как они могут существовать вне тела, подобно духам, управляющим территориями, они могут выражать себя наиболее эффективным образом через захваченное тело, предпочтительно человеческое тело, или животного. Имеют ли они свои собственные тела или нет, это другой теологический вопрос, который для нас остается без ответа, пока не наступит тот день, когда мы увидим все эти духовные тайны в свете вечности.
Некоторые верят, что такое сильное желание занять чужое тело по-видимому продиктовано их собственными воспоминаниями, что они когда-то в прошлом имели свои тела, чего они лишены сейчас. Так или иначе, когда они устраивают свою резиденцию в человеке (или животном), они могут эффективно противостоять Божьим намерениям, которые Бог имеет для Своих сотворенных существ.
Римский легион содержал до 6000 человек. Обычно предполагается, что управляющий дух, назвавший себя легионом, вероятно имел у себя под началом такое число духов. Неудивительно, что гадаринский одержимый испытывал большие трудности (Луки 8:26-39)! Когда стало ясно, что Иисус победил в сражении, и вся армия бесов, находившаяся под контролем легиона должна была выйти, то именно бесы попросили разрешение войти в свиней. Вероятно, из-за сочувствия к человеку, чьей главной целью было освободиться от бесов как можно быстрее, Иисус позволил им исполнить то, что они просили. Я не думаю, что бесы Могли что-либо предвидеть, но свиньи оказались кратковременным пристанищем, так как все стадо бросилось в озеро Галилейское!
Как бы то ни было, существование бестелесных созданий вводит нас в новое понимание служения освобождения, которое является абсолютно жизненным, и о котором подробнее будет сказано несколько позже. Тогда как люди умирают, бесы не умирают. Они абсолютно невредимые в случае смерти человека, служившего им прибежищем. Они должны покидать тело, да, но тогда они свободны провести свою разрушительную работу в ком-нибудь еще, чтобы попытаться овладеть им. В целом, вся тема перехода бесов из одного места в другое в случае смерти человека, является таким важным субъектом, что мы рассмотрим все это позже в этой книге.