Прерывание поминовения — единственная действенная мера против ереси. Замечания канонического порядка
Прерывание поминовения — единственная действенная мера против ереси. Замечания канонического порядка
Доклад на Румынском антиэкуменическом синаксисе 18 июня 2017 года
Богослов Михай-Сильвиу Кирилэ
Отложение от еретика в Священном Писании
Отложение от человека-еретика — это заповедь Священного Писания, по словам святого апостола Павла и святого апостола и евангелиста Иоанна. Святой апостол Павел советует Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3: 10–11; выделено нами. — Авт.).
В Послании к Римлянам святой апостол Павел предупреждает: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16: 17; выделено нами. — Авт.).
В Послании к Галатам святой апостол Павел говорит: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1: 8–9).
В свою очередь, святой апостол и евангелист Иоанн учит: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1: 10–11; выделено нами. — Авт.).
Прерывание поминовения по причине ереси епископа не является расколом
Прерыванием поминовения епископа-еретика или причастного к ереси не учиняется никакого раскола, и не совершается отпадения священника от состояния благодати, и не становятся недействительными Святая Литургия и Таинства, совершаемые им. Если бы это было так, тогда Святые Отцы не разрешали бы этими двумя канонами практику прерывания поминовения иерарха священником, желающим оградиться от ереси, проповедуемой им.
Благодать священства дается Христомчерез совершение Святого Таинства Хиротонии епископом, являющимся совершителем Таинства, а не источником благодати. В случае если священник прерывает поминовение иерарха по любой иной причине, кроме ереси, тогда он становится виновным в расколе, согласно 31 Апостольскому правилу и 13-му правилу Двукратного Константинопольского Собора, и по этой причине может понести наказание в виде лишения сана, чем у него отнимается право совершать священническое служение. А поскольку непоминовение иерарха по причине ереси не является расколом, как это ясно показывает 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора, но защитой Церкви от ереси и раскола, то действие благодати священства не может быть утрачено тем, кто оградился от ереси, проповедуемой иерархом, а Таинства, совершаемые данным священником, во всем действительны, как показывает это и 3-е правило III Вселенского Собора, даже в условиях, когда над священником официально было объявлено лишение сана. Более того, прерывающие поминовение епископа-еретика «не подлежат прещению вышеназванных, но и чести, подобающей православным, удостаиваются по 15-му правилу Двукратного Собора»[13].
Центральное место епископа в Церкви обозначено как православным вероучением, так и практикой священных канонов. Существует, однако, условие для этой важной роли иерарха — это проповедание истины веры и хранение правой веры. Совершение Святых Таинств в Церкви тесно связано с исповеданием истинной веры, поскольку Таинства сами по себе, без правой веры, не являются спасительными. Поэтому в тот момент, когда епископ более не проповедует истину веры, он становится, как гласит 15-е правило Двукратного Собора, «лже-епископом и лже-учителем», и ему более не должно оказывать никакого послушания до тех пор, пока будет упорствовать в ереси.
Церковное общение
Прерыванию священником поминовения иерарха корреспондирует в рядах верующих прерывание церковного общения со священниками, поминающими на богослужениях иерархов, причастных к ереси. Цель прерывания поминовения иерарха — подать сигнал тревоги о том, что в Церкви проповедуется ересь, а это может случиться не иначе как в тот момент, когда верующий народ присоединяется к священникам, которые прерывают поминовение, и больше не посещают церквей, где поминается иерарх.
Прерывание поминовения прежде соборного расследования дела епископа, причастного к ереси, совершается потому, что в храмах, где поминается его имя, имеет место ересь, а не потому, что там якобы нет благодати. Народ, который отделяется от священника, поминающего иерарха, причастного к ереси, делает это не потому, будто в его храме больше не совершается действительных Святых Таинств, а потому, что причащение этих Святых Таин было бы ему во осуждение, тогда как он знает, что принимает их из рук священника, причастного к ереси.
Святоотеческая аргументация следования за непоминающими священниками и прерывания церковного общения с теми, кто поминает иерархов, причастных к ереси, базируется на увещаниях Святых Отцов, обращенных к верующим, не состоять в общении с ними. Самым ясным из них является увещание святого Германа II, патриарха Константинопольского (1222–1240): «Умоляю всех мирян, всех вас, являющихся истинными чадами Православной Соборной Церкви, уходить как можно скорее от священников, покорившихся латинянам, и ни в храме не собирайтесь с ними, ни благословения не берите из их рук. Лучше одним молиться Богу в домах ваших, чем собираться в храме вместе с латиномудрствующими. В противном случае вы понесете то же осуждение, что и они»[19]. Тот же совет дает и святой Феодор Студит Навкратию, как мы это увидим далее.
Пределы икономии
Говоря о применении икономии, святой Феодор Студит объясняет, что существует «икономия навсегда», и приводит пример святого Афанасия, который использовал для верующих Италии термин «личность» вместо «ипостась», и «икономия до некоторого времени», которую он определяет следующим образом: «Это делается до какого-то времени, и не содержит ничего достойного обвинения, и не является чем-то вне закона, но просто опускает планку пониже и не держится чрезмерной акривии. Это икономия “на некоторое время”»[20].
Данная дефиниция святого Феодора является ответом на вопрос Навкратия: «Почему Божественный Кирилл совершил икономию, чтобы не отделяться от восточных, поминавших в диптихах Феодора Мопсуестийского, который был еретиком, если те хранили самые правые и самые важные догматы правой веры?»[21]. Ответом святого Феодора было: «Потому он терпел медлительность восточных, [это было лучше] чем, чтобы они, не принимая того, кто воистину еретик, принимали склонность к тому, что является еретическим»[22]. Аргументация данной временной икономии базируется на том, что «поскольку вера проповедовалась православно, то этим они предавали анафеме даже тех, кого поминали. Потому что всякий, кто православен во всем, потенциально [en dynamei] предает анафеме любого еретика, пусть даже и не словом»[23].
Применение данной временной икономии на уровне отношений между епископиями, митрополиями и патриархиями дополняется ответом на другой вопрос Навкратия: «Если епископ не находился на прелюбодейном соборе и называет его ложным собранием, но поминает своего митрополита, находившегося на этом соборе, надо ли нам причащаться от священника этого православного епископа?». Ответ таков: «Ради икономии, надо [причащаться], только чтобы он [священник] не литургисал вместе с еретиками. Ибо это ничего, поскольку он поминает православного епископа, даже если тот из страха и поминает своего епископа-еретика»[24].
Ответ продолжается: «Если священника подобного епископа зовут на бдение, нам надо идти, а храм, данный ему, нужно принимать и нужно позволять, чтобы он [священник] приходил литургисать в него или поминать какого-нибудь покойника, конечно православного, и простительно и ничто не препятствует [священнику], получившему [храм от того епископа], литургисать в нем»[25].
Временная икономия, совершаемая применительно к епископу православной веры, не применяется и к священнику православной веры, поминающему епископа-еретика, поскольку он через поминовение исповедует веру своего епископа: «Но если священник поминает какого-либо епископа-еретика, даже если этот священник имеет блаженное жительство, даже если он православный, мы должны отдаляться от Божественного Причащения; а когда речь идет об общей трапезе, — так как он только там [на литургии] из страха поминает его [епископа-еретика], — то можно было бы принять, чтобы [этот священник] благословил и пел с нами, но только если он не служил и сознательно не имел соучастия ни с еретиком, ни с его епископом, ни с кем-либо еще подобного рода»[26].
Данный предел икономии в отношениях между священниками и между священниками и верующими преподобный Феодор устанавливает в ответе на другой вопрос, заданный Навкратием. Вопрос был связан с православным священником, который, однако, поминает, из боязни гонений, епископа-еретика, а ответ звучит так: «Если он не будет литургисать вместе с еретиком и не будет причащаться с таковыми, такового надо принимать, когда речь идет о совместной трапезе и псалмопении и о благословении яств (и то по икономии), но не о Божественном Причащении. И покуда продолжается ересь, его нужно непременно исследовать, а о том, будто для принятых достаточно исповедания, знаю только, что это явно большое лукавство… Только в то время, когда не неистовствует ересь, и [только] относительно тех, кто явно не осужден, мы научены от Отцов не исследовать. Но такого священника, который не был бы замешан и не имел бы причастности к еретикам, редко можно найти теперь»[27].
Прерывание поминовения — единственная действенная мера против ереси. Замечания канонического порядка
Доклад на Румынском антиэкуменическом синаксисе 18 июня 2017 года
Богослов Михай-Сильвиу Кирилэ