Мусульманин не становится неверным за совершение грехов

Приверженцы Сунны убеждены в том, что верующий не становится неверным из-за своих грехов, какими бы тяжкими они ни были, и независимо от того успел он покаяться за них до своей смерти или нет, при условии, что он умер будучи единобожником, не придавая Аллаху сотоварищей. Дело такого остается на усмотрение Аллаха, если Он захочет, то простит его и введет в Рай целым и невредимым, освободив от ответственности за грехи, и, не подвергнув за них наказанию Огнем. Если же Он пожелает, то взыщет с него за них, подвергнув наказанию, однако не оставит его в Аду навечно, а освободит, спустя время, и введет в Рай – вечную обитель блаженства.

Наш шейх имам Абу ат-Тайиб Сахль ибн Мухаммад ас-Са’люки, да помилует его Аллах, говорил: «Даже если грешного верующего и подвергнут наказанию, он не будет брошен в Огонь подобно неверным, его пребывание там не будет подобно их пребыванию, и несчастье его не будет таким же, как их горе. Смысл этого в том, что неверного поволокут в Огонь лицом вниз, а затем, заковав в цепи вверх ногами, бросят в него. Грешник же из числа верующих, если и будет наказан, то войдет в Огонь на своих ногах, подобно тому, как преступник входит в тюрьму в этом мире. Его не будут швырять в Огонь и переворачивать вверх ногами».

Смысл словшейха: «он не будет брошен в Огонь подобно неверным…» также заключается и в том, что тело неверного в Аду будет сжигаться полностью, без остатка, и всякий раз, когда кожа его сготовится, она будет заменена другой, чтобы мучения не прекращались, как об этом сказал Аллах: «Всякий раз, когда их кожа сготовится, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкусили мучения. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый»(ан-Ниса 4: 56).

Что же касается верующих, то их не будут волочить в Огонь лицом вниз, и Огонь не тронет те части тела, которыми они, при жизни, совершали земные поклоны, поскольку Аллах запретил пламени Ада касаться их[57].

Его слова: «его пребывание там не будет подобно их пребыванию» означают, что неверный навсегда останется в Аду и не выйдет оттуда никогда, в отличие от верующих, ни один из которых, если и попадет туда, не останется там навечно.

А его слова: «и несчастье его не будет таким же, как их горе» означают, что неверные, находясь в Аду, полностью отчаются в милости Аллаха, не надеясь хоть на какое-то послабление или отдых от наказания, тогда как верующие, в каком положении бы они ни оказались, никогда не прекратят надеяться на нее. Их конечной обителью станет Рай, ибо они были созданы для него, а Рай, по милости Аллаха и Его щедрости, был создан для них.[58]

Положение человека, сознательно не совершающего молитву

По поводу положения мусульманина, преднамеренно оставившего молитву, последователи хадиса разделились на два мнения.[59]

Ахмад ибн Ханбаль и часть ученых первых поколений, да помилует их всех Аллах, считали такого человека неверным, выводя его из Ислама, в соответствии с достоверным хадисом, передаваемым от пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Человека от многобожия отделяет молитва, и тот, кто оставил молитву – впал в неверие». Муслим 82.

Имам аш-Шафи’и и его последователи, а также часть ученых первых поколений, да помилует их всех Аллах, считали, что до тех пор, пока такой человек убежден в обязательности молитвы, он не становится неверным, однако его следует казнить подобно вероотступнику. А хадис: «и тот, кто оставил молитву – впал в неверие» они истолковывали как: «тот, кто оставил молитву, отрицая ее». И это подобно словам пророка Юсуфа, мир ему, сказавшего: «Воистину, я оставил религию людей, которые не веруют в Аллаха и не признают Последнюю жизнь»(Юсуф 12: 37), где его слова «я оставил религию людей»вовсе не означают, что прежде он тоже был неверным. Нет, поскольку в данном случае его слова: «я оставил религию людей»,означают: «я отрицаю их религию».

Вероубеждения приверженцев Сунны и последователей хадиса

Относительно сотворенности деяний людей

К утверждениям приверженцев Сунны и единой общины (ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а) относится следующее: «Деяния, совершенные людьми, сотворены Аллахом». Никто из них не сомневается в этом, а тех, кто не согласен и отрицает это, они считают отклонившимися от правильного пути и религии истины.[60]

Прямой путь от Аллаха

Последователи хадиса свидетельствуют, что Всевышний Аллах выводит на прямой путь, кого пожелает, и оставляет в заблуждении – кого пожелает. Но, несмотря на это, никто из заблудших не вправе использовать этот факт в качестве довода для своего оправдания. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Многобожники скажут: “Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего”. Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: “Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете”. Скажи: “У Аллаха убедительный довод. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас”»(аль-Ан’ам 6: 148-149).

«Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!»(ас-Саджда 32: 13).

«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей»(аль-А’раф 7: 179).

Аллах, пречист Он, сотворил людей, нисколько не нуждаясь в них. Он сотворил их двумя группами. Одну для блаженств Рая, которых они удостоятся в качестве дара от Аллаха, а другую для мук в Аду, который они справедливо заслужат сами своими деяниями. Одних Он сделал следующими верным путем, других – отклонившимися, одних – счастливыми, других – несчастными, одних – близкими к Милости Своей, других – далекими от нее.

«Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены»(аль-Анбия 21: 23).

«Разве не Он творит и повелевает? Благословен Аллах, Господь миров!»(аль-А’раф 7: 54).

«Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены. Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение. Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем»(аль-А’раф 7: 29-30).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу этих слов Аллаха: «Это счастье одних и несчастье других были написаны им на роду еще до их появления на свет».[61]

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же – в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Огня и войдет в него. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет туда». аль-Бухари 6594, Муслим 2643.

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, человек может совершать дела обитателей Рая, тогда как в Писании уже записано, что он будет обитателем Огня. И вот когда он будет уже при смерти, положение его изменится, он станет совершать деяния обитателей Огня, умрет и попадет в Огонь. И поистине, человек может совершать дела обитателей Огня, тогда как в Писании уже записано, что он будет обитателем Рая. И вот, когда он будет уже при смерти, положение его изменится, он станет совершать деяния обитателей Рая, умрет и войдет в Рай».[62]

Добро и зло

Приверженцы Сунны свидетельствуют и убеждены в том, что добро и зло, польза и вред, радость и горе – все происходит по предустановлению и предопределению Аллаха, которые неминуемы, и которые невозможно предотвратить или избежать. Человека постигает лишь то, что было предписано для него Его Господом и даже если все творения Аллаха соберутся, чтобы принести пользу или вред кому-либо из людей вопреки тому, что ему было предписано – они не смогут этого сделать, как об этом говорится в хадисе от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса.[63]

Всевышний сказал: «Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости»(Юнус 10: 107).

Приверженцев Сунны утверждают, что все добро и зло – от Аллаха, и это происходит по Его предопределению. Однако также к их пути и учению относится правило не причислять и не относить к Аллаху вне контекста все, что в отдельном использовании может показаться указанием на недостаток или изъян в Его совершенной сущности. Так, например, нельзя обращаться к Аллаху, говоря: «О Создатель обезьян» или «О создатель свиней» или «О Создатель навозных жуков» и т.п., несмотря на то, что все они являются Его творениями. Доказательством этому служат, слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который в своей мольбе говорил: «Благословен Ты и Возвышен, в Твоих Руках благо, а зло никак не относится к Тебе».[64]

Смысл этих слов, а Аллаху ведомо лучше, заключается в том, что зло, отдельное от добра, нельзя относить к Аллаху, как бы специально подчеркивая это. Нельзя, например, взывать к Аллаху, обращаясь к Нему: «О Создатель Зла» или «О Предопределяющий зло», хотя, вне сомнения, именно Он творит и предопределяет и добро и зло.

По этой же самой причине, Хадыр объясняя пророку Мусе (мир им обоим) смысл своих злых поступков, которые он совершил по велению Аллаха, желание причинить вред людям приписал себе. Так, он сказал: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли» (аль-Кахф 18: 79).

Когда же Хадыр объяснял смысл своих благих поступков, как желание оказать милость, благодеяние и добро, то он отнес это к Аллаху, сказав: «Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением»(аль-Кахф 19: 82).

В этом же ключе необходимо понимать и слова Ибрахима, мир ему, когда говоря об Аллахе, он сказал: «Когда я заболеваю, Он исцеляет меня»(аш-Шу’ара 26: 80).

Здесь Ибрахим, мир ему, отнес болезнь к себе, а исцеление от нее к Аллаху, хотя известно, что и болезнь и исцеление, исходят только от Него.

Воля Аллаха

Также к убеждениям приверженцев Сунны и единой общины относится вера в то, что все благие и дурные деяния рабов Аллаха происходят по Его воле. Никто не может уверовать или стать неверным, если на то не будет Его воли и желания.

Если бы пожелал Аллах, то сделал бы людей единой общиной, как Сам сказал об этом: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле»(Юнус 10: 99).

А если Он бы пожелал, чтобы никто не ослушивался Его, то не создал бы Иблиса.

Поэтому все – и неверие неверных, и ересь безбожников, и единобожие верующих, и повиновение покорных, и ослушание грешников, происходят по предустановлению Аллаха, Его предопределению, воле и желанию. Он пожелал все это, и постановил, что так тому и быть.

Однако, это вовсе не означает, что Он доволен неверием и ослушанием Своих рабов. Нет, напротив, Он доволен их верой и покорностью, а неверие и ослушание ненавидит. Сказал Всевышний Аллах: «Он не доволен неверием для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это»(аз-Зумар 39: 7).

Наши рекомендации