Коран – это ниспосланная Речь Аллаха, и он не сотворен

Последователи хадисов решительно и будучи убежденными в этом заявляют, что Коран – это несотворенная речь Аллаха, Его Писание, обращение к верующим и ниспосланное Им откровение. Того же, кто говорит, что он создан они считают неверным.

Джибриль (мир ему) снизошел с этим откровением к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в виде Корана на арабском языке для людей знающих, возвещающим благую весть и предостерегающим. Как сказал Всевышний: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» (аш-Шу’ара 42: 192-195).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) донес его до своей общины в соответствии с велением своего Господа, сказавшего: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания»(аль-Маида 5: 67)

И то, что он доносил до людей, несомненно, являлось речью Аллаха, о чем он ясно сказал в своих словах: «Неужели вы запрещаете мне доносить до людей речь моего Господа?!»[12]

Речь Аллаха в виде Корана, хранится в сердцах хафизов, читается людьми и записана ими в своих свитках. Как бы он не был представлен, будь то в виде декламации чтецов или цитирования, непосредственно в момент чтения или в виде записей в свитках мусульман (мусхаф) и ученических скрижалях и т.п. – все это является несотворенной речью Аллаха. Тот же, кто ложно заявляет, что он сотворен, является неверным в отношении Великого Аллаха.

Имам Абу-ль-Уалид аль-Хассан ибн Мухаммад сказал: “Я слышал, как имам Абу Бакр Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма сказал: «Коран несотворенная речь Аллаха. Тот же, кто будет говорить, что он сотворен, станет неверным в отношении Великого Аллаха. Принимать свидетельские показания такого человека, посещать его во время болезни, совершать заупокойную молитву над ним и хоронить на кладбищах мусульман – запрещено. Его следует призвать к покаянию и отказу от этих слов, а если он не откажется – отрубить голову»”.

Теперь, что касается концепции ляфза[13], согласно убеждениям которой, сотворенным является не сам Коран, а именно его произношение людьми. Шейх Абу Бакр аль-Исма’или аль-Джурджани, да помилует его Аллах, в своем послании к жителям Джиляна писал: «Тот, кто говорит: “Мое произношение Корана является сотворенным”, тем самым утверждает, что сотворен и Коран».

Ибн Махди ат-Табари в своей книге «аль-И’тикад», которую он написал для жителей этих селений[14] сказал: “Учение приверженцев Сунны и единой общины (Мазхаб Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а) заключается в убеждении, что Коран – это несотворенная речь Аллаха, пречист Он, Его ниспослание, откровение, веления и запреты. Тот же, кто говорит, что он сотворен, является неверным в отношении Великого Аллаха. Коран, как речь Аллаха, хранится заученным в наших сердцах, записанным в наших свитках и мы читаем его своими устами. Это речь Великого и Могучего Аллаха, посредством которой Он говорит. А те, кто говорят: «Коран, в моем произношении, является сотворенным» - заблудшие невежды, неверующие в Аллаха”.

Несмотря на то, что Ибн Махди был одним из ведущих ученых Каляма[15] и автором многих сочинений о нем, я все же привел его цитату по этому вопросу, в знак своего согласия и одобрения, ибо в нем он выбрал путь первых поколений из числа последователей хадиса.[16]

Сообщается от Абу ‘Усмана Са’ида ибн Ишкаба следующее: «Однажды в Найсабуре я спросил Исхакъа ибн Ибрахима ибн Рахауайха о «концепции ляфза». И он сказал: «В споры и дискуссии об этом даже не стоит вступать! Коран – это несотворенная речь Аллаха, вот и все».

Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своем труде «аль-И’тикад», который он посвятил разбору этого вопроса, писал: «Что касается концепции ляфза, то мы не знаем о существовании какого-либо предания от сподвижников или их последователей об этом. Однако у нас есть сообщение от Абу ‘Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах, чьи слова есть верный путь и которые можно смело причислить к словам первых имамов. Так Абу Исма’иль ат-Тирмизи сообщил мне, что он слышал как Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Ляфзыйя (утверждение, что сотворенным является не Коран, а его произнесение) – это джахмизм. Так Всевышний Аллах сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать речь Аллаха»(ат-Тауба 9: 6). Как же и от кого, в таком случае, этот многобожник должен услышать речь Аллаха?!” Ат-Табари продолжает: «Помимо этого, я слышал от целой группы наших соратников, имена которых я, однако не запомнил, передававших от имама Ахмада следующее: «Тот, кто говорит: “Произнесение мною Корана – сотворено” является джахмитом, а тот, кто говорит, что оно не сотворено, является приверженцем нововведений». И поскольку у нас нет слов какого-либо имама по этому вопросу, кроме слов имама Ахмада, мы не можем утверждать обратное им. Он – имам, достойный следования, его слов нам достаточно, и мы удовлетворены ими. Да помилует Его Аллах и будет им доволен!» ат-Табари в «аль-И’тикад» 28-29.

Этими словами Мухаммад ибн Джарир отверг всякую клевету в свой адрес о том, что он сошел с пути Сунны, склонившись к нововведениям. А слова имама Ахмада, которые он привел, о том, что ляфзыйя – это джахмизм, правильны и это действительно так. Джахм и его последователи открыто заявляли, что Коран – сотворен, те же, кто ввели концепцию ляфза, проложили постепенный путь к мнению джахмитов. Они облекли мнение о сотворенности Корана в эти свои слова из страха перед приверженцами Сунны того времени. Ведь если бы они заявили об этом прямо, те могли причислить их к джахмитам, являющимися дьяволами в людском обличии и обольщающими друг друга своими слащавыми речами.

Так они придумали свой ляфз, смысл чего состоял в том, чтобы завуалировано высказать свое мнение, которое на самом деле заключалось в сотворенности Корана. И именно поэтому имам Ахмад назвал их джахмитами. Говорят, что он считал их даже хуже джахмитов.

Что же касается его слов: «а кто говорит, что произнесение мною Корана не сотворено – тот приверженец нововведений», то этим он лишь хотел сказать, что первые поколения приверженцев Сунны (саляф), вообще не погружались в эту тему, и у них не было нужды в этом. Разговор об этом завели различные глупцы, которым было свойственно углубляться и являть людям разные новшества, преступая грань дозволенного и впадая в заблуждения. Причиной всему этому было то, что они стали интересоваться теми вопросами, которые ученые первых поколений даже не затрагивали.

Говоря проще, эти слова имама нужно понимать так: Эта тема сама по себе является нововведением, и долгом каждого приписывающего себя к Сунне является оставить ее, не использовать терминологию приверженцев нововведений и ограничится словами первых имамов, а именно, что Коран – это несотворенная речь Аллаха. Добавить к этим словам нечего, кроме разве что такфира(обвинение в неверии) тому, кто заявляет об обратном.

Сообщается, что ‘Али аль-Башани сказал: «Я слышал, как ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Кто не верит в одну букву из Корана – не верит в него полностью, и тот, кто говорит: «Я не верю в эту речь – является неверным».

Наши рекомендации