После первого трубного гласа все будут охвачены страхом.
Первый трубный глас нарушит установившийся мировой порядок и приведёт его в расстройство.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَيَوْمَ يُنْفَخُ فِي الصُّورِ فَفَزِعَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَنْ شَاءَ اللَّهُ ﴾
«Помни о том дне, когда раздастся трубный глас. Тогда устрашатся те, кто на небесах и на земле, кроме тех, к кому благоволит Аллах» Сура «Муравьи», аят 87.
2. После второго трубного гласа всё живое в мире погибнет.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَنْ شَاءَ اللَّهُ ﴾
«Затрубят в трубу, и будут повержены словно молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить»Сура «Толпы», аят 68.
После третьего трубного гласа люди воскреснут и восстанут из могил.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ مَّ نُفِخَ فِيهِ أُخْرَىٰ فَإِذَا هُمْ قِيَامٌ يَنْظُرُونَ ﴾
«Потом протрубят ешё раз, и люди встанут, озираясь» Сура «Толпы», аят 68.
Сбор
О том, в каком виде люди восстанут из своих могил, сообщается в хадисе, передаваемом со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, и приводимом в обоих «Сахихах». ’Аиша сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “В День воскресения люди будут собраны босыми, нагими и необрезанными”».
В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов аль-Микдада бин аль-Асуада, да будет доволен им Аллах, который передал, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «В День воскресения солнце будет приближено к людям и окажется от них на расстоянии мили, люди же погрузятся в собственный пот по мере дел своих».
В этой ситуации Пророк ﷺ станет ходатайствовать за людей после того, как не возьмутся за это Адам, Нух, Ибрахим, Муса и ’Иса, мир им, что и станет величайшим заступничеством и местом достохвальным.
Предстояние и расчёт
Под предстоянием имеется в виду то, что все люди предстанут перед Аллахом Всемогущим и Великим.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَعُرِضُوا عَلَىٰ رَبِّكَ صَفًّا لَقَدْ جِئْتُمُونَا كَمَا خَلَقْنَاكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ ﴾
«И они предстанут перед Господом твоим, выстроившись в ряд, и будет сказано им: “Вы пришли такими, какими Мы сотворили вас изначально…”» Сура «Пещера», аят 48.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ يَوْمَئِذٍ تُعْرَضُونَ لَا تَخْفَىٰ مِنْكُمْ خَافِيَةٌ ﴾
«В тот день вы предстанете, и ни одна из тайн ваших не останется сокрытой» Сура «Судный день», аят 18.
Расчёт: Аллах Всемогущий и Великий сообщит людям об их благих и дурных делах и напомнит им о том, что они забудут.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ يَوْمَ يَبْعَثُهُمُ اللَّهُ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُهُمْ بِمَا عَمِلُوا ۚ أَحْصَاهُ اللَّهُ وَنَسُوهُ ﴾
«…в тот День, когда Аллах воскресит их всех и тогда поведает им о том, что они творили. Аллах сочтёт деяния их, о которых они забудут…» Сура «Препирательство», аят 6.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِنَّ إِلَيْنَا إِيَابَهُمْ {25} ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا حِسَابَهُمْ ﴾
«Ведь к Нам они вернутся, и Мы предъявим им счёт» Сура «Покрывающее», аяты 25-26.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ فَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ مُخْلِفَ وَعْدِهِ رُسُلَهُ ۗ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ ذُو انْتِقَامٍ {47} يَوْمَ تُبَدَّلُ الْأَرْضُ غَيْرَ الْأَرْضِ وَالسَّمَاوَاتُ ۖ وَبَرَزُوا لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ {48} وَتَرَى الْمُجْرِمِينَ يَوْمَئِذٍ مُقَرَّنِينَ فِي الْأَصْفَادِ {49} سَرَابِيلُهُمْ مِنْ قَطِرَانٍ وَتَغْشَىٰ وُجُوهَهُمُ النَّارُ {50} لِيَجْزِيَ اللَّهُ كُلَّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ ۚ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ ﴾
«Не думай, что Аллах нарушит обещания, данные Им Своим посланникам. Поистине, Аллах велик, и не откажется Он от возмездия в тот день, когда земля будет изменена, когда и небеса будут изменены и все люди предстанут пред Аллахом Единым, Всевластным. И в тот день ты увидишь грешников, закованных в цепи. Одеянием им послужит смола, а лица их будут укрыты огнем, дабы Аллах воздал каждому живому существу за то, что оно совершило. Поистине, Аллах скор в расчёте!» Сура «Ибрахим», аяты 47-51.
При этом будут развёрнуты свитки и будут спрошены все — как посланники, так и члены их общин.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ فَلَنَسْأَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْأَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ ﴾
«…спросим Мы с тех, к кому направляли посланников, спросим и с самих посланников!» Сура «Преграды», аят 6.
Однако задавать вопросы и рассчитываться с людьми будут по-разному. Что касается мусульман, то им будут предъявлены грехи их, они признают их и грехи эти будут покрыты.
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: “Тот, у кого потребуют серьёзного отчёта, будет подвергнут мучениям”. Я спросила: “Разве не говорит Аллах Всевышний:«…и расчёт его будет лёгким»” (Сура «Раскалывание», аят 8), — на что он сказал: “Таким будет предстояние!”»
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн ’Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «В День воскресения верующий будет приближен к Господу своему настолько, что окажется под покровом Его, и признает грехи свои. Аллах спросит его: “Признаёшь ли ты это?” Он ответит: “Да, о Господь, признаю!” Тогда Он скажет: “Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!”, — а потом будут даны ему записи его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, то обратятся к ним перед всеми: “Это те, которые возводили ложь на Господа своего!”».
Среди верующих будут и такие, кто войдёт в Рай без расчета и мучений, например, те семьдесят тысяч человек, о которых говорится в хадисе, переданном со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и приводимом в обоих «Сахихах».
Что же касается неверных, то расчёт с ними не будет подобен расчёту с теми, благие и дурные дела которых будут взвешены, ибо не окажется у них благих дел.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَقَدِمْنَا إِلَىٰ مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاءً مَنْثُورًا ﴾
«Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!» Сура «Различение», аят 23.
Расчёт с неверными будет состоять в том, что им представят их дурные дела и подвергнут их порицанию.
Весы
Имеются в виду те Весы, которые в День воскресения будут установлены для того, чтобы взвешивать дела рабов Аллаха и отличать их друг от друга и определять их количество. Взвешивание будет происходить после расчёта, поскольку расчёт необходим для установления того, что было сделано, а взвешивание — для того, чтобы человеку было видно, чего стоят его дела, в соответствии с которыми он и получит воздаяние.
Как в Коране, так и в Сунне имеется множество указаний, свидетельствуюших о точности этих Весов.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا ۖ وَإِنْ كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا ۗ وَكَفَىٰ بِنَا حَاسِبِينَ ﴾
«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и никто не будет обижен даже на вес горчичного зерна, ибо никто иной не умеет считать так, как умеем это Мы!» Сура «Пророки», аят 47.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ فَأَمَّا مَنْ ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ {6} فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ {7} وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ {8} فَأُمُّهُ هَاوِيَةٌ ﴾
«Тогда тот, чаша добрых дел которого на Весах перетянет, будет благоденствовать, тому же, у кого чаша эта окажется легче, пропасть послужит пристанищем» Сура «Поражающее», аяты 6-9.
В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «Есть две фразы, которые легки для языка, но тяжелы они будут на Весах, а Милосердный любит их, и это — “Слава Аллаху Великому, слава Аллаху и хвала Ему!” (Субхана-Ллахи аль-’Азым, субхана Ллахи уа би хамди-хи!)».
Свитки с записями дел
После завершения расчёта и взвешивания каждый человек возьмёт запись своих дел и прочтет то, что там будет написано, и окажутся среди людей такие, которые возьмут эту запись правой рукой, другие же возьму её левой и из-за спины.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ فَيَقُولُ هَاؤُمُ اقْرَءُوا كِتَابِيَهْ {19} إِنِّي ظَنَنْتُ أَنِّي مُلَاقٍ حِسَابِيَهْ {20} فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ {21} فِي جَنَّةٍ عَالِيَةٍ {22} قُطُوفُهَا دَانِيَةٌ {23} كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الْأَيَّامِ الْخَالِيَةِ {24} وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِشِمَالِهِ فَيَقُولُ يَا لَيْتَنِي لَمْ أُوتَ كِتَابِيَهْ {25} وَلَمْ أَدْرِ مَا حِسَابِيَهْ {26} يَا لَيْتَهَا كَانَتِ الْقَاضِيَةَ {27} مَا أَغْنَىٰ عَنِّي مَالِيَهْ ۜ {28} هَلَكَ عَنِّي سُلْطَانِيَهْ ﴾
«Тот же, кому будет вложена в правую руку запись дел его, скажет: “Подойдите и прочтите запись мою! Поистине, я верил, что предстану пред этим счётом”. И будет он доволен жизнью в вышнем саду, где низко склонятся плоды. Таким скажут: “Ешьте и пейте во здравие за то, что совершали вы в минувшие дни”. Тот же, кому запись будет вложена в левую руку, скажет: “О, если бы не давали мне мою запись! Тогда и не знал бы я, каков счёт мой! О, если бы смерть была концом всего! Не спасло меня моё достояние, и силы покинули меня!”» Сура «Судный день», аяты 19-29.
Мост (ас-Сырат)
Так называется мост, пролегающий над Адом, но которому пройдут и первые, и последние, и тот, кто преодолеет его, спасётся от огня, и по нему люди будут проходить только после того, как они покинут место расчёта. Верующие сумеют пройти по нему и избежать ада, что же касается тех, кому уготован ад, то они упадут с этого моста.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَإِنْ مِنْكُمْ إِلَّا وَارِدُهَا ۚ كَانَ عَلَىٰ رَبِّكَ حَتْمًا مَقْضِيًّا {71} ثُمَّ نُنَجِّي الَّذِينَ اتَّقَوْا وَنَذَرُ الظَّالِمِينَ فِيهَا جِثِيًّا ﴾
«И нет среди вас такого, кто не войдёт в Ад, и Господом твоим это решено окончательно. Потом Мы спасём богобоязненных, а нечестивцев оставим стоять на коленях» Сура «Марйам», аяты 71-72.
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды люди спросили: “О посланник Аллаха, увидим ли мы Господа нашего в День воскресения?”. И в этом хадисе приводятся такие слова Пророка ﷺ: “Будет перекинут над адом мост, по которому первым пройду я вместе с членами моей общины. В тот день никто, кроме посланников, не произнесёт ни одного слова, а посланники будут взывать: «О Аллах! Спаси, спаси!» А в Аду будут крюки, подобные колючкам са’дана”».
В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «“А потом над Адом будет перекинут мост, и будет разрешено заступничество и они станут говорить: “О Аллах, спаси, спаси!” Люди спросили: “О посланник Аллаха, а что это за мост?” Он ответил: “Будут на нём крючья и колючки, подобные колючкам растения са’дан. Часть верующих преодолеет его с быстротой взора, другие — подобно молнии, третьи — подобно ветру, четвёртые — подобно птицам, а иные — подобно несущимся коням, и мусульманин спасётся, а тот, кого эти крючья оцарапают, свалится в пламень Ада”».
Мост
После того, как верующие пройдут по Сырату и спасутся от огня, но перед тем, как войти в Рай, они будут остановлены на другом мосту, который перекинут между Раем и Адом. Это будет сделано для того, чтобы обиженные могли воздать равным своим обидчикам за те обиды, которые они нанесли им в мире этом, а когда они рассчитаются друг с другом, им будет позволено войти в Рай.
Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Веруюшие спасутся от огня и будут задержаны на мосту, перекинутом между Раем и Адом, где обиженные смогут воздать равным своим обидчикам за то, что они претерпели от них в мире этом, а когда они очистятся, им будет позволено войти в Рай, и клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из них найдёт путь к своему месту в раю легче, чем он находит путь к дому своему в этом мире!» Этот хадис приводит Бухари.
Относительно этого моста среди комментаторов существуют определённые расхождения во мнениях. Так, одни считали его завершением Сырата, иначе говоря, той его частью, которая примыкает к Раю, иные же утверждали, что это другой мост.
Водоём
Речь идёт о водоёме пророка ﷺ.
В «Сахихах» Бухари и Муслима приводится хадис, передаваемый со слов ’Абдуллаха бин ’Амра бин аль-’Аса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк ﷺ сказал: «Для того, чтобы обойти мой водоём, потребуется месяц пути, углы его равны между собой, вода его белее молока, благоухание его приятнее аромата мускуса, а кувшины, стоящие на берегах его,(по численности своей) подобны звёздам небесным, и каждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды».
В обоих «Сахихах», равно как и в других сборниках, приводится также и много других хадисов, в которых есть упоминания об этом водоёме.
Рай и Ад
Рай и Ад являются двумя обиталищами, в которых поселятся люди и которые Аллах Всевышний приготовил для рабов Своих в качестве воздаяния за дела их.
Рай является обителью блаженства и проявления щедрости по отношению к тем богобоязненным верующим, которые приблизились к Аллаху, уверовали в Аллаха, Его посланника и в то, с чем он пришёл к людям, подчинились Аллаху и посланнику Его, поклонялись искренне только Аллаху и следовали за Его посланником ﷺ.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَٰئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ {7} جَزَاؤُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۖ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ۚ ذَٰلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ ﴾
«Поистине, те, кто уверовал и творил благие дела, они — лучшие из созданий, воздаяние им у их Господа — сады ’Адна, где внизу текут реки, и останутся они там навечно. Аллах доволен ими и они довольны Им. Это — для тех, кто боялся своего Господа» Сура «Явное доказательство», аяты 7-8.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَسَارِعُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ ﴾
«Спешите же к прощению от Господа вашего и к Раю, равному по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных» Сура «Семейство Имрана», аят 133.
В Раю праведных ожидает множество таких наслаждений, которых в этом мире никто не видел и о которых никто не слышал и не догадывался.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَا أُخْفِيَ لَهُمْ مِنْ قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴾
«Ни одна душа не знает о том, что из благ пока сокрыто для них в воздаяние за то, что они делали» Сура «Земной поклон», аят 17.
Величайшим же наслаждением для оказавшихся в раю станет то, что они будут иметь возможность видеть своего Господа воочию, как сказал об этом Всевышний:
﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاضِرَةٌ {22} إِلَىٰ رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾
«Лица в день тот будут сиять и взирать на Господа своего» Сура «Воскресение», аяты 22-23.
То же самое говорится и во многих хадисах.
Что же касается Ада, то он является обителью мук и унижений, которую Аллах уготовал для Своих врагов из числа неверных, не веровавших в Него и не подчинявшихся Его посланникам.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ ﴾
«И страшитесь огня, уготованного для неверных» Сура «Семейство Имрана», аят 131.
В Аду грешников подвергнут многим видам наказаний и мучений.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ إِنَّا أَعْتَدْنَا لِلظَّالِمِينَ نَارًا أَحَاطَ بِهِمْ سُرَادِقُهَا ۚ وَإِنْ يَسْتَغِيثُوا يُغَاثُوا بِمَاءٍ كَالْمُهْلِ يَشْوِي الْوُجُوهَ ۚ بِئْسَ الشَّرَابُ وَسَاءَتْ مُرْتَفَقًا ﴾
«Поистине, Мы уготовали для грешников адский огонь, который покроет их подобно шатру, а если они будут взывать о помощи, принесут им воду, подобную расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверное убежище!» Сура «Пещера», аят 29.
Во многих аятах Корана и хадисах приводятся описания Рая и Ада, указывается на то, что они сотворены и существуют в настоящее время, и упоминается о том вечном блаженстве или мучительном наказании, которые ожидают оказавшихся в Раю или в Аду.
Как Рай, так и Ад пребудут вечно и никогда не исчезнут.
Вот что сказал Аллах Всевышний о Рае:
﴿ أُكُلُهَا دَائِمٌ وَظِلُّهَا ﴾
«…не иссякнут яства и тень его» Сура «Гром», аят 35.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِنَّ هَٰذَا لَرِزْقُنَا مَا لَهُ مِنْ نَفَادٍ ﴾
«Поистине — это то, что дано Нами в удел, и оно не иссякнет» Сура «Сод», аят 54.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ﴾
«…и останутся они там навечно» Сура «Явное доказательство», аят 8.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ لَا يَذُوقُونَ فِيهَا الْمَوْتَ إِلَّا الْمَوْتَةَ الْأُولَىٰ ﴾
«Там они не вкусят смерти после смерти первой» Сура «Дым», аят 56.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَمَا هُمْ مِنْهَا بِمُخْرَجِينَ ﴾
«…и их не изгонят оттуда» Сура «аль-Хиджр», аят 48.
Что же касается Ада, то о нём Аллах Всевышний сказал так:
﴿ يُرِيدُونَ أَنْ يَخْرُجُوا مِنَ النَّارِ وَمَا هُمْ بِخَارِجِينَ مِنْهَا ۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ مُقِيمٌ ﴾
«Они захотят спастись от огня, но ни за что не спасутся: уготовано им вечное наказание» Сура «Трапеза», аят 37.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ لَا يُقْضَىٰ عَلَيْهِمْ فَيَمُوتُوا وَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُمْ مِنْ عَذَابِهَا ﴾
«С ними там не покончат и не умертвят их, и муки их не облегчатся» Сура «Создатель», аят 36.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ﴾
«…в котором они пребудут вечно» Сура «Женщины», аят 169.
Заступничество
Наш пророк Мухаммад ﷺ будет первым из тех, кто попросит открыть врата рая, а члены его обшины окажутся первыми из тех, кто войдёт туда.
Только наш пророк ﷺ обратится к Аллаху с ходатайством о том, чтобы верующих впустили в Рай, с величайшим ходатайством о том, чтобы Аллах рассудил ожидающих решения своей участи, а также о том, чтобы Аллах облегчил муки его дяди Абу Талиба, что будет позволено только нашему пророку ﷺ.
Что же касается других ходатайств, то с ними к Аллаху Всевышнему будут обращаться и другие пророки, ангелы и верующие. Из числа подобных ходатайств можно выделить следующие:
1. Ходатайства о том, чтобы в Аду не оказались те из согрешивших единобожников, которые достойны подобного наказания.
2. Ходатайства о том, чтобы такие грешники, уже оказавшиеся в Аду, были выведены оттуда.
3. Ходатайства о том, чтобы некоторые из вошедших в Рай заняли более высокое положение.
Успех ходатайств такого рода будет определяться двумя обстоятельствами:
1. Позволением Аллаха Всевышнего, ибо Аллах Всевышний сказал:
﴿ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ ﴾
«Кто же станет без соизволения Его заступаться перед Ним?» Сура «Корова», аят 255.
2. Благоволением Аллаха по отношению к тому, за кого станут ходатайствовать другие.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَىٰ ﴾
«Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах…» Сура «Пророки», аят 28.
Обо всём том, что будет происходить в мире ином, а именно — в период между смертью человека и Днём Воскресения, в День Воскресения, в Раю и в Аду, — мы знаем лишь из Корана и Сунны, веруя в это, несмотря на то, что не знаем обо всех деталях того, как это будет выглядеть.