Торой курс по изучению Единобожия
«Основы вероубеждения». Часть 4-я
Неверие, многобожие и лицемерие
Как неверие, так и многобожие и лицемерие являются противоположностью таких понятий как вера и единобожие, причём неверие (подобно многобожию и лицемерию) бывает двух видов: большое и малое.
Большое неверие (многобожие, лицемерие) полностью несовместимо с верой и единобожием, тогда как малое несовместимо с полнотой веры и единобожия. Большое неверие (многобожие, лицемерие) ставит человека вне рамок религии Ислама, тогда как малое не приводит к этому. Большое неверие (многобожие, лицемерие) Аллах может простить только при условии покаяния, тогда как малое Аллах может простить, если будет Ему угодно, даже без покаяния.
Некоторые мусульманские учёные говорили:
— Аллах не простит человеку малого многобожия, как не простит и большого, если только человек не покается, ибо Аллах Всевышний сказал:
﴿ إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ ﴾
«Поистине, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам наряду с Ним…» Сура «Женщины», аят 48.
Что касается большого многобожия (неверия, лицемерия), то наказанием за него послужит вечное пребывание в Аду, если же говорить о малом, то оно неизбежно навлекает на человека наказание, которым грозил многобожникам, неверным и лицемерам Аллах.
Два вида неверия
ПЕРВЫЙ: Большое неверие
К числу проявлений подобного неверия относится нижеследующее:
1. Неверие, находящее своё выражение в опровержении и отрицании:
Суть его состоит в полном или частичном отрицании того, что принёс с собой посланник Аллаха ﷺ например, в отрицании тех или иных обязанностей мусульман, или отрицании каких-либо запретов, существующих в исламе, или одного из атрибутов Аллаха, об обладании которым говорил Сам Аллах или же посланник Его ﷺ или отрицании чего-либо из того, о чём поведал людям Аллах или посланник Его ﷺ если только человек делает это умышленно, а не по невежеству, не по ошибке, не в силу сомнения или произвольного толкования.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَىٰ عَلَى اللَّهِ كَذِبًا أَوْ كَذَّبَ بِالْحَقِّ لَمَّا جَاءَهُ ۚ أَلَيْسَ فِي جَهَنَّمَ مَثْوًى لِلْكَافِرِينَ ﴾
«Кто же несправедливее измышляющего ложь или отвергающего истину, которая перед ним? И не в Аду ли убежище неверных?» Сура «Паук», аят 68.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنْفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا ﴾
«Они отвергли их неправедно и из кичливости, хотя в душе убедились в истинности этого» Сура «Муравьи», аят 14.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ كَذَّبَتْ ثَمُودُ بِطَغْوَاهَا ﴾
«Самудиты отвергли посланника из-за нечестия своего…» Сура «Солнце», аят 11.
2. Неверие, причиной которого является высокомерие, сопровождаемое подтверждением:
Таковым является неверие Иблиса.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَىٰ وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ ﴾
«И тогда Мы повелели ангелам: “Склонитесь до земли перед Адамом”. Все склонились, кроме Иблиса, отказавшегося, возгордившегося и ставшего неверным» Сура «Корова», аят 34.
Таким же было и неверие тех, кто знал посланника Аллаха ﷺ но отказался подчиниться ему из-за своего высокомерия, что было свойственно иудеям, о которых Аллах Всевышний сказал:
﴿ فَلَمَّا جَاءَهُمْ مَا عَرَفُوا كَفَرُوا بِهِ ﴾
«…когда к ним явилось то, о чём было им известно заранее, они отвергли это…» Сура «Корова», аят 89.
3. Неверие, причиной которого является уклонение:
Речь идёт о тех случаях, когда слух и сердце человека уклоняются от того, что принёс с собой посланник Аллаха ﷺ в результате чего он не стремится к познанию и применению этого, о чём Аллах всевышний сказал так:
﴿ وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنْ ذُكِّرَ بِآيَاتِ رَبِّهِ ثُمَّ أَعْرَضَ عَنْهَا ۚ إِنَّا مِنَ الْمُجْرِمِينَ مُنْتَقِمُونَ ﴾
«Кто же несправедливее того, кому были возвещены аяты его Господа, а он не принял их?! Поистине, воздадим Мы грешникам сполна!»Сура «Земной поклон», аят 22.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَالَّذِينَ كَفَرُوا عَمَّا أُنْذِرُوا مُعْرِضُونَ ﴾
«Те, которые не уверовали, отворачиваются от того, о чем их увещевали» Сура «Пески», аят 3.
ВТОРОЙ: Малое неверие
Проявлением малого неверия является совершение тех или иных грехов, которые, по шариату, приравниваются к неверию, однако не являются столь же тяжкими как грех большого неверия.
Так, например, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Поношение мусульманина является нечестием, а сражение с ним — неверием». Этот хадис Бухари и Муслим приводят со слов Ибн Мас’уда.
Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Не становитесь после смерти моей неверными, которые рубят друг другу головы». Этот хадис Бухари и Муслим приводят со слов Ибн ’Умара.
Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Если человек скажет брату своему: “О неверный!”, — это обязательно вернётся к одному из них!» Этот хадис Бухари и Муслим приводят со слов Ибн ’Умара и Абу Хурайры.
Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником». Этот хадис приводит Муслим.
При этом следует учитывать, что если человек считает дозволенным для себя нечто запретное, или отказывается от совершения обязательного, или насмехается над религиозными обязанностями или же глумится над теми, кто вменил это в обязанность людям, то — над Аллахом Всевышним или над Его посланником ﷺ это значит, что он впал в грех большого неверия.
Два вида многобожия
Большое многобожие
Проявлением большого многобожия является приравнивание кого-либо в чём бы то ни было к Аллаху. Аллах Всевышний поведал, что в огне многобожники говорят своим богам:
﴿ تَاللَّهِ إِنْ كُنَّا لَفِي ضَلَالٍ مُبِينٍ {97} إِذْ نُسَوِّيكُمْ بِرَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾
«Клянёмся Аллахом, мы ведь явно заблуждались, когда равняли вас с Господом миров!» Сура «Поэты», аяты 97-98.
Большое многобожие бывает двух видов:
1. Многобожие в отношении единственности господства Аллаха, Его имён, атрибутов и действий:
Таким образом, этот вид многобожия касается сущности Аллаха, Его имён, Его атрибутов и Его действий. Поистине, Господь, слава Ему, является Творцом, Царём, Управителем, Дарующим, Защищающим, Вредящим, Благоволящим, Унижающим, Возвышающим, Дающим силу и Принижающим, а если кто-нибудь засвидетельствует, что подобное присуще ещё кому-либо хоть в чём-то, это будет означать, что такой человек впал в многобожие в отношении единственности господства Аллаха, Его имен и Его атрибутов.
2. Многобожие в отношении божественной природы, обладателем которой является только Аллах:
Этот вид многобожия находит своё выражение в том, что наряду с Аллахом раб начинает поклоняться ещё и кому-то другому точно также, как он поклоняется Аллаху, начиная также и любить этого другого, также бояться его, также надеяться на него и также обращаться к нему со своими просьбами, как обращается он к Аллаху.Именно из-за такого многобожия посланник Аллаха ﷺ и сражался с многобожниками из числа арабов, которые считали, что божественной природой обладает не только Аллах.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ ۖ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ ﴾
«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху идолов и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» Сура «Корова», аят 165.
Аллах Всевышний сообщил, что они говорили:
﴿ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ ﴾
«Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше» Сура «Толпы», аят 3.
И они говорили также:
﴿ أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَٰهًا وَاحِدًا ۖ إِنَّ هَٰذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ ﴾
«Неужели он хочет заменить многих богов одним Богом?! Поистине, это поразительно!» Сура «Сод», аят 5.
Малое многобожие
К числу его проявлений относятся такие вещи как лёгкие формы стремления к показному, клятвы, если приносящий их клянётся не Аллахом, произнесение фраз наподобие: «Как угодно Аллаху и тебе» и т.д.
Сообщается, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Поистине, больше всего боюсь я, что впадёте вы в малое многобожие!» Люди спросили: “А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Это совершение чего-либо напоказ другим». Этот хадис приводит имам Ахмад.
Сообщается также, что однажды Пророк ﷺ спросил людей: «Не сообщить ли вам о том, чего я боюсь для вас больше, чем Антихриста?» Они сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда он сказал: «Скрытого многобожия, когда человек будет становиться на молитву и совершать её должным образом лишь потому, что будет знать о том, что на него смотрят люди!». Этот хадис приводит имам Ахмад со слов Абу Са’ида аль-Худри.
Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в многобожие».
В другом варианте этого хадиса сообщается, что пророк ﷺ сказал: «…впал в неверие». Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи со слов ’Абдуллы ибн ’Умара.
Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды к пророку, пришёл какой-то человек, желавший спросить его о чём-то, а потом этот человек сказал ему: “Как будет угодно Аллаху и тебе”. Услышав это, посланник Аллаха, воскликнул: “Ты что же, приравниваешь меня к Аллаху?! Говори: как будет угодно одному лишь Аллаху!”» Этот хадис приводят Ахмад и Ибн Маджа.
Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Не говорите: “Как будет угодно Аллаху и Мухаммаду”, но говорите: “Как будет угодно Аллаху, а потом уже Мухаммаду”». Этот хадис со слов Хузайфы бин аль-Йамана передали имам Ахмад и Ибн Маджа.
Два вида лицемерия
Большое лицемерие
Таковым является лицемерие, имеющее отношение к убеждениям, иначе говоря, выказывание приверженности к исламу и сокрытие неверия. Виновные в подобном грехе окажутся на самом дне ада, ниже прочих неверных, о чём поведал Аллах Всевышний:
﴿ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَنْ تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا ﴾
«Поистине, лицемеры окажутся на самом дне Ада, и не найдётся заступника для них!» Сура «Женщины», аят 145.
Малое лицемерие
Его называют ещё и “практическим лицемерием”, а это значит, что проявления его многообразны. Так, например, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Лицемера отличают собой три признака: если он рассказывает о чём-либо, то лжёт, если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания, а если ему доверяются в чём-то, то он предаёт». Этот хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передали Бухари и Муслим.
Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а отличающийся хотя бы одним из них не избавится от своего лицемерия, пока не избавится от этого качества. Четырьмя, о которых идёт речь, отличается тот, кто предаёт, если ему доверяются, лжёт, если рассказывает о чём-либо, поступает вероломно, если заключает договор с кем-либо, и преступает границы закона, если враждует с кем-нибудь». Этот хадис Бухари и Муслим передают со слов Абдаллаха бин Амра.