Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийя)
Имеется в виду признание единственности Аллаха в отношении Его действий, иначе говоря, признание того, что лишь Аллах является Творцом всего и что лишь Он является Господом, Владыкой, Оживляющим, Умерщвляющим, Дарующим средства к существованию, Управителем, Проявляющим благоволение, Наносящим вред, а также обладающим прочими атрибутами, присущими только Господу.
Нам неизвестны факты отрицания этого вида единобожия представителями каких-либо религиозных общин, как неизвестны и какие-либо заявления о том, что мир сотворён двумя творцами, подобными друг другу по своим атрибутам и способными на одни и те же действия, ибо это невозможно по определению, к чему мы ещё вернёмся позднее.
Нет никаких сообщений также и о том, что кто-либо из людей утверждал, будто некто участвовал в процессе творения всего сущего наряду с Аллахом, или утверждал бы, что существует некто, обладающий такими же атрибутами, как и Аллах. Суть утверждений многобожников отражает их убеждённость в том, что любой из сотоварищей Аллаха, будь то ангел, пророк, планета или какой-нибудь идол, подвластен Аллаху. В одном из хадисов, приводимых в «Сахихе» Муслима и передаваемых со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что произнося слова тальбийи, многобожники из числа арабов говорили: ”Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, кроме того, кто подвластен Тебе, как подвластно Тебе и то, чем он владеет”. Что же касается посланника Аллаха, то он стал произносить то, что свидетельствует о чистом единобожии, говоря:
«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала, милость и власть — всё принадлежит Тебе, и нет у Тебя сотоварища!»
Аллах Всевышний поведал нам, что многобожники из числа арабов, к которым был направлен посланник Аллаха, в целом признавали Аллаха единственным Творцом, о чём упоминается во многих аятах Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ ﴾
«Если ты спросишь их: ”Кто сотворил небеса и землю?”-, то они, несомненно, ответят: ”Аллах”. Скажи им: ”Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура «Лукман», аят 25.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۖ فَأَنَّىٰ يُؤْفَكُونَ ﴾
«Если ты их спросишь: ”Кто создал небеса и землю и подчинил Своей власти солнце и луну?”, — то они непременно ответят: ”Аллах”. Но сколь же отвратились они!»Сура«Паук», аят 61.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ نَزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ ﴾
«А если ты их спросишь: ”Кто низверг с неба воду и оживил ею землю, после того как она умерла?”, — они непременно ответят: ”Аллах”. Скажи: ”Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура «Паук», аят 63.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ قُلْ مَنْ يَرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّنْ يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَنْ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَنْ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ ۚ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ ﴾
«Спроси: ”Кто даёт вам удел с неба и земли?” Или: ”Кто властен над слухом и зрением? Кто извлекает живое из мёртвого и извлекает мёртвое из живого? Кто управляет всем?” И они ответят: ”Аллах”» Сура «Йунус», аят 31.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ قُلْ لِمَنِ الْأَرْضُ وَمَنْ فِيهَا إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ {84} سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ {85} قُلْ مَنْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ {86} سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ {87} قُلْ مَنْ بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيْهِ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ {88} سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ فَأَنَّىٰ تُسْحَرُونَ ﴾
«Спроси: ”Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если вы только знаете?” Они ответят: ”Аллаху”. Спроси: ”Неужели же вы не призадумаетесь?” Спроси: ”Кто Господь семи небес и Господь великого трона?” Они ответят: ”Они принадлежат Аллаху”. Спроси: ”Неужели же вы не устрашитесь?” Спроси: ”В чьей деснице власть надо всем сущим? Кто защищает и от кого нет зашиты, если только вы знаете?” Они ответят: ”Аллах”. Скажи: ”До чего же вы околдованы!”» Сура «Верующие», аяты 84-89.
Тем не менее некоторые люди считают, что есть вещи, сотворённые не Аллахом. Так, например, дуалисты-огнепоклонники считают, что не Аллах сотворил мрак, кадариты считают, что Аллах не является творцом действий животных, а некоторые многобожники из числа арабов и прочих народов считали, что их божества приносят им пользу или наносят вред сами по себе, а Аллах не творит этого.
В связи с существованием такого вида многобожия в Коране была показана его несостоятельность. Аллах Всевышний сказал:
﴿ مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِنْ وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَٰهٍ ۚ إِذًا لَذَهَبَ كُلُّ إِلَٰهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعْضُهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ ﴾
«Аллах не порождал сына, и нет наряду с Ним другого бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» Сура «Верующие», аят 91.
Слова Всевышнего в данном случае являются не чем иным как образцом умозрительного довода, суть которого состоит в отрицании возможности существования двух творцов, и разъяснением того, что Бог Истинный обязательно должен являться Творцом, обладающим способностью к действиям и могуществом, а если бы наряду с Ним существовал и какой-нибудь иной бог, обладающий такой же властью, то он был бы властителем отдельного творения и тоже отличался бы дееспособностью и могуществом. Однако совместное владение не устроило бы другого бога, который попытался бы подчинить себе сотоварища и управлять всем единолично, и если бы смог, то сделал это, а если нет, то отделился бы со своим творением, унеся его куда-нибудь прочь.
Таким образом, в случае существования двух творцов, неизбежным стало бы одно из двух:
· либо каждый бог унёс бы то, что он сотворил,
· либо один бог возвысился бы над другим.
Однако всё то, чему мы являемся свидетелями, противоречит самой мысли о возможности существования нескольких творцов, ибо упорядоченность и гармоничная взаимосвязь между собой всех составных частей творения — небес и земли, того, что вверху, и того, что внизу — указывают на то, что всем в мире управляет Единственный Бог, Великий и Всемогущий.