Икона праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Главная мысль праздника — осознание роли Креста в спасении человечества. В день, когда происходило его Воздвижение, сам Крест был реальным центром службы.
Есть несколько разных видов икон праздника.
Поиски величайшей христианской святыни проводились по воле святого равноапостольного императора Константина. Руководила поисками Креста и святых мест его мать — святая царица Елена. По этой причине обретение Креста Христова может изображаться таким образом: посредине иконы — найденный в Иерусалиме Крест Господа. Стоя рядом с Ним, Его держат император Константин со своей матерью — царицей Еленой.
Хотя сам царь не присутствовал во время обретения Креста в Святой Земле, он первый из императоров понял всемирное значение Креста, как выражения Божией любви к согрешившему человечеству. Именно святые Константин и Елена явили миру эту величайшую драгоценность.
На иных иконах изображается событие обретения Креста Христова. На амвоне — специальном возвышении — с Крестом в руках стоит Иерусалимский патриарх Макарий. Он возложил Крест Христов на умершего человека. Через это прикосновение Креста умерший воскрес. Таким образом патриарх определил, какой крест является Крестом Спасителя мира.
Патриарх возносит (поднимает) Крест и благословляет им на все четыре стороны. Рядом с ним изображены два диакона со свечами. Вокруг — служители Церкви и молящийся народ. На переднем плане справа изображена группа евреев из Иерусалима. Среди них, ближе к амвону, — старец, который указал место, где находились три креста и пещера, в которой Воскрес Господь.
Слева на переднем плане изображен святой император Константин, по воле которого святыня была найдена.
После обретения Креста его часть была положена в серебряный ковчег и осталась в Иерусалиме. Другие части Святого Креста разошлись по всему христианскому миру. Одна из частей была отправлена в Константинополь — столицу Византийской империи.
В седьмом веке с праздником Воздвижения Церковь соединила праздник возвращения части Святого Креста из Персии в Иерусалим.
Персидский царь Хозрой в 614 г. пришел с войной в Палестину, разорил и разграбил Иерусалим. В числе прочего была украдена и хранившаяся в этом городе величайшая христианская святыня — крест, сделанный из частей самого Креста Христова.
После победы над персами в 628 г. этот Крест был возвращен в Константинополь. В 629 г. Константинопольский патриарх Захария с императором Ираклием при большом стечении народа переносили Святой Крест в Иерусалим. У Елеонской горы император принял Его, чтобы нести до храма Воскресения. Но у Голгофы невидимая сила остановила Крест.
Патриарх сказал царю, что Сам Господь смиренно, уничиженный и оскорбленный, нес Свой Крест на Голгофу. Тогда император Ираклий снял с себя все знаки царского достоинства и босой, в простой одежде внес Крест в храм. Этот Крест называют в Иерусалиме Крестом императора Ираклия. Как драгоценнейшую общехристианскую святыню его выносят на поклонение народу.
На современной фотографии мы видим, как православный епископ несет этот Крест, так называемый Крест императора Ираклия, в Великую Субботу на крестном ходе ко Гробу Господню в Иерусалиме перед сошествием благодатного огня.
Этот огонь сходит у Гроба Господня в присутствии тысяч людей по молитвам православного Иерусалимского патриарха. И это чудо повторяется каждый год.
Есть еще немало икон, где изображено само празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
На одной из таких икон мы видим епископа, который на амвоне воздвигает Крест над собой. В руках у него вместе с Крестом ветви растения базилика. Само название этого растения — «базилик» — созвучно с именем «Базилевс», что означает «царь». Так совершалось возношение Креста во время праздника в Константинополе. Своим названием базилик как бы подчеркивал, что на Кресте для спасения людей распят вечный Царь всего мира Иисус Христос.
Любовь Божия к человеку явлена через учение, жизнь, Смерть на Кресте и Воскресение Иисуса Христа. И люди так или иначе отвечают на эту любовь Спасителя. Некоторые из них могут отвернуться и сказать: «Нам все это не интересно и не нужно». Люди могут сделать и такой выбор. Бог не лишает их свободы. Но следствием такого выбора будет бессмысленность существования на земле. Ведь всё, что созидается на земле, имеет ценность только какое-то время, а потом остаются только воспоминания, да и то далеко не навсегда. А после смерти — бессмысленное прозябание души в полнейшем унынии, отчаянии, скорби о безвозвратно утраченных радостях и земных ценностях. Душа-то не умирает, а вечной радости и вечных ценностей человек приобрести не удосужился…
А можно ответить на Любовь Божию своей любовью и обрести Иисуса Христа как самого Верного Друга. С Ним преобразится и вся земная жизнь. Человек будет жить не для смерти, а для жизни. Земная жизнь перестанет быть тусклым существованием. Все то доброе, что будет делать человек, приобретет вечную ценность. Ведь только личное бессмертие дает жизни настоящий смысл.
Человек призван к бессмертию и подвигу любви и добра. И это бессмертие открывает людям Любовь Божия через Крест и Воскресение Иисуса Христа.
Список литературы
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2005.
2. Библия на церковнославянском языке. СПб., 1900.
3. Святое Евангелие с приложениями. Клин: Христианская жизнь, 2006.
4. Епископ Михаил (Лузин). Толковое Евангелие: В 3 т. М.: Донской монастырь, Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
5. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Под. ред. А. П. Лопухина: В 12 т. СПб., 1904–1913.
6. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Клин: Христианская жизнь, 2004.
7. Триодь постная в 2-х частях. М.: Московская Патриархия, 1992.
8. Триодь цветная. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002.
9. Минея праздничная. М.: Донской монастырь, Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
10. Православный богослужебный сборник. М.: Даниловский благовестник, 2006.
11. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви: на русском языке. Париж, 1989.
12. Митрополит Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Клин: Христианская жизнь, 2001.
13. Протоиерей Борис Балашов. Христос и мы. Клин: Христианская жизнь, 2007.
14. Протоиерей Борис Балашов. На камне или на песке? Клин: Христианская жизнь, 2009.
15. Протоиерей Борис Балашов. Десять заповедей. Клин: Христианская жизнь, 2010.
16. Ильин В. Н. Запечатанный гроб. Пасха нетления: Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи. Клин: Христианская жизнь, 2001.