Приимите, ядите: сие есть Тело Мое»
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф.26:26). Евангелист Лука прибавляет еще такие слова: которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:27–28).
Когда мы участвуем на Литургии в Таинстве Причащения и принимаем в себя часть Святого Евхаристического Хлеба — Тела Христова, — мы не кусочек Христа принимаем, а Его Самого целиком.
В Ветхом Завете члены ветхозаветной Церкви (Израильского общества) ели мясо ягненка — пасхального агнца, который был прообразом Истинного Агнца Божия — Иисуса Христа. Христовы ученики приобщаются уже не символического, как древние евреи, а Самого Агнца Божия, соединяют свою жизнь с жизнью Воскресшего Богочеловека Христа. Происходит величайшая и важнейшая встреча со Христом и соединение с Ним. Он входит в нашу жизнь, а мы в Его, очищая и освящая свою душу.
Христос говорит о Новом Завете. Новый Завет — это новые семейные отношения с Богом. Они рождаются через соединение человеческой жизни со Христом.
В конце Тайной Вечери Спаситель мира устанавливает Святейшее Таинство Евхаристии (Благодарения), или иначе — Святого Причащения.
В молитве перед Причащением есть такие слова: «Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь (сегодня), Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́». Мы просим Бога принять меня сегодня — «днесь» — причастникомЕго Тайной Вечери, то есть участвующим в ней.
Таинство Евхаристии — Святого Причащения, — как и другие Таинства в Православной Церкви, совершает наш Господь Иисус Христос, священник же — служитель Таинств — священнодействует. В церковных богослужениях и Таинствах мы встречаемся с вечностью. Причащаясь на Литургии, мы через священника из рук Самого Иисуса Христа принимаем Его Тело и Кровь, Которые Он на Тайной Вечери преподал апостолам.
В молитве перед Причащением мы молимся: «Ве́рую, Го́споди, и испове́дую… я́ко сие́ есть са́мое пречи́стое Те́ло Твое́, и сия́ есть са́мая честна́я Кровь Твоя́».
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не человек претворяет предложенные дары (хлеб и вино) в Тело и Кровь Христа, но Сам Распятый за нас Христос. Являя Его образ, стоит священник, произносит те слова, а действует сила и благодать Божия».
На Тайной Вечере причащались не только ученики, причащался и Богочеловек Иисус Христос: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).
Такое принятие Тела и Крови Христа есть Воплощение Христа в причащающегося. Об этом святой апостол Павел говорит: Тела́ ваши суть члены Христовы (1 Кор.6:15). Через соединение со Христом плоть наша (наше тело) делается храмом Святого Духа (1 Кор.6:19).
В непринимающем Евхаристии (Причащения) не воплощается Христос. Поэтому такой человек остается вне спасения — вне Вечной Жизни, которая возможна только во Христе и через Христа.
Вопросы:
1. Кто установил Таинство Причащения?
2. В чем состоит смысл Причащения?
3. Кто освящает хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Христовыми?
Икона Тайной Вечери
Икона Тайной Вечери изображает Иисуса Христа и Его двенадцать учеников. Они за праздничным столом. Последняя ветхозаветная пасха — прообраз Истинной Жертвы, а Сам Агнец Божий становится этой единственной Истинной Жертвой за грехи всего мира.
И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Мф.26:21–23).
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это (Ин.13:23–24).
Апостол Петр изображен рядом с Иоанном, который припал к груди Иисуса Христа и тихонько задал волнующий его вопрос любимому Учителю. Так же тихо, чтобы никто не услышал, кроме Иоанна, Спаситель ответил: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин.13:26).
Как ответ Иоанну, рука Господа указывает на блюдо, к которому тянется за куском Иуда-предатель.
Апостолы изображены в волнении и смущении от сказанных Учителем слов. Все они вместе с Иисусом Христом представляют собой замкнутый круг — образ Новозаветной Церкви Христовой, которая через действие Святого Духа родится в пятидесятый день после Воскресения Христова. Она объединит множество людей в единый духовно-телесный организм, Глава которого — Иисус Христос.
Люди, члены Церкви, соединяются в одно Тело Христово через Крещение и Причащение. Причащаясь, человек участвует в жизни Иисуса Христа, и в то же время непостижимым для нашего ума образом Спаситель участвует в жизни этого человека. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:51; 53–54).
В иконе Сошествия Святого Духа, о которой будем говорить позднее, мы увидим тот же символ круга — Тела Церкви, но он уже будет включать в себя не только апостолов, но и всех членов Православной Христовой Церкви.
А как же понимать то, что некоторые из христиан, участвуя в Тайной Вечере через Причащение на Божественной Литургии, предают словами и делами любовь Христову? Об этом так сказал Спаситель, уподобляя Церковь живой виноградной лозе: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин.15:5–6).
Совершая тяжкие грехи, человек отделяет себя от спасительной жизни Христовой Церкви. А верный своему Божественному Учителю духовно возрастает, воюя с грехом в собственной душе. Христианин всегда не один. Он имеет верного и надежного Друга в лице Спасителя мира. Об этой таинственной связи один древний святой сказал: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не отец».
Арест и суд
После Тайной Вечери Иисус Христос со Своими учениками идет в Гефсиманский сад на Елеонской горе. Там Он пребывает в молитвенном общении со Своим Небесным Отцом.
Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими(Ин.18:2). Иуда с Тайной Вечери ушел в ночь. Тьма завладела его сердцем и умом. Зная, что Господь любил уединяться для молитвы в Гефсиманском саду, Иуда ведет туда вооруженный отряд воинов. С ними шла толпа озлобленного народа, вооруженная мечами и кольями. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́ (Учитель)! И поцеловал Его (Мф.26:48–49).
В богослужении утрени Великой Пятницы звучат такие слова (в русском переводе): «Сегодня Иуда бодрствует, чтобы предать Господа, Превечного Спасителя мира… Сегодня преступник отрекается от своего Учителя. Будучи учеником, предал Владыку, продал за деньги».
Стоило Господу только захотеть, и все Его враги в момент превратились бы в пыль. Но Иисус Христос пришел спасать людей, а не губить. Он сознательно и добровольно предает Себя в руки врагов для того, чтобы Его арестовали, судили и распяли на Кресте.
Проводятся допросы у первосвященников. Суд, пытаясь возвести ложные обвинения на Христа, видит, что Его не в чем обвинить. Но еврейские вожди твердо решили убить Иисуса Христа. Иудея покорена римлянами, поэтому смертный приговор может вынести только римский начальник. Как же его убедить вынести смертный приговор Христу?
И вот у еврейских первосвященников созрел план. Римляне были язычниками и почитали многих богов. Римский император считался живым богом. Ему посвящались храмы. Перед его статуями совершали жертвоприношения. Если кто-то еще считает себя богом, значит он претендует на царский трон.
Для того чтобы осудить Иисуса Христа по закону, был заранее приготовлен свидетель — Иуда. Но тот, осознав свое предательство, повесился. На него, как на свидетеля, рассчитывать теперь невозможно. Все обвинения, предъявленные Христу, рассыпались. Тогда первосвященник обратился к Иисусу с решительным вопросом: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф.26:63).
Это прямой вопрос, и задан он с призыванием имени Божиего. На него Иисус отвечает утвердительно. И даже более того, открывает Свою будущую славу: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф.26:64). В этих словах Спаситель указывает на пророчества царя Давида (см. Пс.109:1) и пророка Даниила (Дан.7:13).
Смысл слов Христовых таков: «Я действительно Мессия — Христос, — вы Меня увидите в величии и славе».
Эти честные слова Господа и стали использовать в своих целях иудейские начальники, требуя и добиваясь от римского областного начальника, прокуратора Понтия Пилата, смертного приговора Иисусу. Поскольку Христос признал Себя Мессией и Божиим Сыном, Он был выставлен перед римским оккупационным судом как мятежник, стремящийся к царской власти.
Подговоренная еврейскими первосвященниками толпа неистово требовала от Пилата осуждения Иисуса Христа на смерть через распятие на кресте: Распни Его (Мк.15:13).
Невинный Богочеловек несправедливо осужден Понтием Пилатом на позорную и мучительную смерть. Над Ним издевались римские солдаты. Спасителя жестоко били. Насмехаясь, Ему на голову надели, как корону, венец из колючего терновника. В руки дали палку, как царский скипетр. Избитый, оплеванный, истекающий кровью Иисус Христос все смиренно переносил без озлобления, потому что любил и любит нас.
Вопросы:
1. Куда пошел Иисус Христос после Тайной Вечери?
2. Как Иуда предал Христа?
3. Какое обвинение против Христа придумали иудейские вожди?
4. Кто вынес смертный приговор Иисусу Христу?
Смерть на Кресте
Иисуса Христа осудили на позорную и мучительную казнь. Вместе с Ним должны были казнить еще двух разбойников. К месту Своих страданий, Голгофе, Господь на Своих плечах нес Крест — орудие казни. Измученный и избитый, Он падал под его тяжестью. Тогда римские воины, чтобы быстрее дойти до места казни, заставили нести Крест Христов иудея Симона, который возвращался с полевых работ. У Бога случайностей не бывает. Значит, Симон достоин был перед Творцом помочь Сыну Божиему в земном служении.
За Иисусом Христом шло множество народа, в том числе и женщин, которые плакали и рыдали о Нем(Лк.23:27). Вели с Ним на смерть и двух злодеев (Лк.23:32). Пришли на место казни — небольшой холм Голгофу, что в переводе означает «лобное место» (оно получило такое название потому, что было похоже на верхнюю часть головы). Перед казнью Спасителю предложили выпить одурманивающего напитка, но Иисус отказался, так как не хотел притуплять Свою боль. Для нашего спасения Он решил принять на Себя всю тяжесть человеческого страдания.
Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять (Мк.15:24). По римскому закону одежда казненных отдавалась воинам, которые совершали казнь.
Руки и ноги осужденных прибили гвоздями ко крестам. Раны от гвоздей под тяжестью тела разрывались. Осужденные мучились от жажды. Справа и слева от Иисуса Христа висели распятые разбойники. В верхней части Креста Христова была прибита дощечка с надписью вины Осужденного: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин.19:19). Пилат велел написать её на трех языках: еврейском, греческом и римском (латинском), чтобы и евреи, и язычники могли её прочитать.
Таким образом миру было возвещено, что Иисус из Назарета — Царь!
Сын Девы Марии висит на Кресте. Над Ним продолжают издеваться люди: Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф.27:39–40).
Разбойник, висевший слева от Спасителя, злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:39–43).
Разбойник, распятый справа, сумел увидеть величие Иисуса Христа в его унижении, оскорблении и страшной боли. Покаяние разбойника открыло ему путь к вечному спасению.
В полдень тьма опустилась на землю, и три часа было темно. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине (Лк.23:45).
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду (Ин.19:28). Он жаждал скорее сразиться со смертью и адом и освободить людей. Но солдаты поняли Его слова буквально, как телесную потребность, желание попить. Воины взяли губку, наполнили её уксусом (прокисшим вином), одели на трость и поднесли к устам Христа. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух (Ин.19:30).
Богочеловек умер на Кресте. Но это не поражение, а путь к победе!
Наступала пасхальная суббота, великий праздник для евреев. Надо убрать с крестов тела казненных. По просьбе иудеев Пилат разрешил воинам добить распятых. Двум разбойникам перебили голени — кости ног. И они, не имея возможности опираться на ноги при вдохе, умерли от удушья. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин.19:33–34). Сбылось пророчество о Пасхальном Агнце — Жертве: Костей ее не сокрушайте (Исх.12:46).
Тайный ученик Господа, Иосиф, добился у Пилата разрешения снять Иисуса с Креста и похоронить. Иосиф купил плащаницу — длинный кусок холста. В нее положили мертвое Тело. Другой тайный ученик, Никодим, принес ароматические вещества. Ими умастили Тело и плащаницу.
Рядом была недавно вырубленная пещера для погребения. Там положили Иисуса (Ин.19:42). Закрыв вход в пещеру большим камнем, все удалились.
Наступил вечер пятницы. Начинался еврейский праздник пасхи.
Вопросы:
1. Кто помог Иисусу нести Крест?
2. Где распяли Иисуса Христа?
3. Какая надпись была на Кресте?
4. Кто из разбойников попал в рай и почему?
5. Как похоронили Господа?
Икона Распятия
Икона Распятия Господа нашего Иисуса Христа изображает самое трагическое событие из земной жизни Богочеловека. Это битва, решающая судьбу всех людей, — битва с грехом человеческого рода. Всю тяжесть греха взял на Себя Господь в водах Иордана, принимая Крещение от Иоанна. Он — Тот Пасхальный Агнец, кровию Которого для потомков Адама приобретается свобода от власти греха и смерти. «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю (Сотворивший землю); на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы» (15-й антифон утрени Великой Пятницы в русском переводе).
В трепете и ужасе изображены на иконе Ангелы, видя Создателя мира и своего Царя умирающим в муках на Кресте.
При Кресте стоит Богоматерь с апостолом Иоанном. Богородица изображена в молитве с воздетыми руками. Она единственная понимала суть происходящего: сейчас решается судьба всех людей. Под Крестом в недрах земли символически изображен череп мертвого Адама. Ведь именно Кровию Христовою омывается прародительский грех и возрождается к Вечной Жизни род Адамов — люди, созданные по образу Божиему. «Ты искупил нас от подзаконного проклятия (то есть греха, смерти и ада) драгоценной Твоей Кровию: был пригвожден ко Кресту и прободен копием, источил людям бессмертие, Спасе наш, слава Тебе» (тропарь 4-го гласа утрени Великой Пятницы в русском переводе).
В ужасе и горе застыл юный Иоанн. Рядом с Приснодевой стоит одна из жен-мироносиц, Мария Магдалина, разделяющая страдания своего любимого Учителя.
Рядом с Иоанном в военных доспехах стоит римский офицер Лонгин-сотник (командир отряда из 100 воинов). Он, видя все происходящее, стал очевидцем смерти Господа и уверовал в Него. Евангелие приводит его слова: Истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк.15:39).
Голгофа находилась за чертой города. Поэтому на заднем плане иконы виден Иерусалим.