Икона праздника Крещения Господня
Икона Крещения или Богоявления Господня изображает Иисуса Христа, сошедшего в воды Иордана и принимающего Крещение от Иоанна.
Рядом с Иоанном изображено дерево. На многих других иконах Крещения рядом с деревом изображается секира (топор). Дерево символизирует Израильский народ — Церковь ветхозаветную: Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф.3:8–10), — пророчески возглашал Иоанн. И человек, и народ, не приносящий плодов благочестивой жизни, обрекает себя на уничтожение и вечные страдания.
С одной стороны, принимая Крещение, Иисус Христос берет на Себя всю тяжесть человеческого греха. С другой стороны, освящая Самим Собою воды Иордана, Господь устанавливает Таинство Крещения, в котором, совершая покаяние, многие языческие народы войдут в Новозаветную Христову Церковь (из камней сихвоздвигнуть (сотворить) детей Аврааму — иудеи считали язычников подобными бездушным камням).
Луч света, снисходящий с небес ко Христу, изображает и явление Духа Святого, и голос Бога Отца, свидетельствующий о Своем Сыне.
В утренней хвалитней стихире праздника воспевается: «Небесные силы ужаснулись, видя чудное таинство; море увидело Его и побежало; Иордан, увидев, обратился назад» (русский перевод).
«Когда Избавитель наш — Христос Спаситель — был крещен от Своего раба Иоанна и был засвидетельствован сошествием Святого Духа, видя это, Ангельские силы пришли в ужас» (стихира на «Господи воззвах» праздника Крещения в русском переводе). На иконе праздника эти Ангелы изображаются стоящими в благоговении и трепете справа от фигуры Спасителя.
В стихах 113-го псалма, используемых в праздничном богослужении, говорится: Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? (Пс.113:5). В псалме 113-м вспоминается переход израильтян через Красное море и Иордан. Эти стихи псалмов вошли и в тексты стихир, изображая ужас и трепет земной природы при погружении Творца мира в воды Иордана.
В иконе использованы древнегреческие образы: реку символизирует человеческая фигура с пифосом (сосудом), а море — аналогичная фигура, сидящая на морском животном.
Преображение Иисуса Христа
Совершая Свое служение спасению людей, Иисус Христос творил много чудес, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. Конечно, самое главное чудо — то, что рядом с Иисусом люди духовно оживали, преодолевали свои грехи, становились добрее и чище. Силы ада не могли с этим примириться, они готовились к решительной битве со Христом, собираясь победить и уничтожить Иисуса из Назарета. Господь знал об этом, знал, что Ему для решительной победы нужно будет сразиться с самой смертью, чтобы окончательно победить ее силу.
Иисус Христос говорит Своим ученикам о предстоящих Ему страданиях и смерти. Через несколько дней после того, как Господь впервые посвятил их в эту тайну, Он взошел на гору для уединенной молитвы. По преданию это была гора Фавор. Лишь троих учеников — Петра, Иакова и Иоанна — Спаситель взял с Собою. Остальные остались у подножия горы.
Была уже ночь. Богочеловек пребывал в молитве ко Своему Небесному Отцу. Все три ученика не выдержали так долго и заснули.
Внезапно апостолы проснулись. Они никак не могли понять, что произошло. Кругом всё сияло. Евангелист Матфей пишет: И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф.17:2). Евангелист Лука добавляет: Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк.9:29).
Кроме того, трое апостолов увидели рядом с Иисусом Христом двух людей, которых в сиянии этого света они узнали, хотя раньше никогда их не видели и не могли видеть: И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк.9:30–31).
Моисей, великий Израильский пророк, выведший евреев из Египта, умер за двенадцать столетий до Преображения Христова. Пророк Илия жил за 800 лет до этого события и не видел смерти. Он был живым взят на небо.
Иисус Христос показывает Себя Владыкой Неба, земли и всего мира: из преисподней, из ада, Он вызвал Моисея, а из мира Небесного — пророка Илию.
Апостолам было необыкновенно хорошо пребывать в этом свете. Желая хоть как-то продлить эти радостные минуты, апостол Петр воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф.17:4). Кущи — это палатки или шалаши из древесных ветвей. Почему апостолы хотели продлить как можно дольше эти прекрасные мгновения? Потому что на Фаворе воссиял тот Божественный Свет, который сияет в обновленном мире Царства Небесного, и они, пусть и ненадолго, ощутили радость пребывания с Богом в Его славе.
Когда Петр еще просил Христа продлить это время, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5).
Услышав громовой голос Бога Отца, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса (Мф.17:6–8).
Когда они сходили с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых.
Вопросы:
1. Кто взошел на гору с Иисусом Христом?
2. Что произошло на горе Фавор?
3. Какой свет видели апостолы на Фаворе: солнечный, электрический или какой-то другой?
4. Чей голос услышали апостолы на Фаворе?