Икона праздника Сретения Господня

На иконе Сретения мы видим старца Симеона, который с величайшим благоговением принимает в свои объятья сорокадневного Младенца Иисуса Христа.

В припевах на 9-й песни (канона утрени) поется об этом событии: «Обнимает руками старец Симеон Создателя Закона (ветхозаветного) и Владыку всего мира. Не старец Меня держит, но Я держу его; он просит Меня отпустить его» (русский перевод).

В центральной части иконы под сенью, то есть под навесом, изображается жертвенник. Ведь в Иерусалимском храме именно на нем приносились прообразовательные жертвы за грехи людей (то есть символически предсказывающие будущую Жертву, Единственную и окончательную. Ею стал Сын Божий, искупивший Своей смертью на Кресте грехи мира). Теперь в храм пришел Тот, Кому посвящен сам храм. Именно Он и есть Истинная Жертва за грехи мира. С трепетом предстоят Богоматерь с Иосифом Обручником. Ей сейчас приоткрывается тайна Креста Христова в словах Симеона: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк.2:35).

Благочестивая старица Анна также вышла на встречу Христа. Она после этого события говорила о Нем (Иисусе Христе) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк.2:38). Эту весть Анны-пророчицы символически изображает свиток, который она держит в левой руке. Правая рука в молитвенном жесте воздета вверх — душа ее в радостной хвале изливается в молитве к Богу.

Икона призывает нас к личной встрече со Христом, встрече, которая определит весь путь нашей жизни, — к бессмертию или к смерти.

Двенадцатилетний Иисус

Иисус Христос со Своей Матерью, Девой Марией, и старцем Иосифом, исполнявшим роль отца, жили в Назарете. Это небольшой город в Галилее, на севере Палестины.

Иосиф и Мария каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Иисусу было двенадцать лет, они, по обычаю, пришли в Иерусалим для поклонения Богу в храме. Возвращаясь обратно, остановились на привал отдохнуть. Богородица стала искать Иисуса между родственниками и друзьями, но нигде не могла найти.

Дева Мария с Иосифом возвратились в Иерусалим и через три дня нашли Его. Двенадцатилетний Иисус сидел вместе с образованными людьми, учителями и рассуждал с ними о воле Божией и Священном Писании. Эти учителя и знатоки Божиего Закона были в удивлении. В Галилее, откуда пришел в Иерусалим Иисус, не было школ и училищ, в которых изучали бы Священное Писание и древнееврейский язык, на котором была написана ветхозаветная часть Библии. И вот эти мудрые люди сидят и разговаривают на равных с двенадцатилетним ребенком о Законе Божием и его смысле. Необыкновенный разум и ответы Галилейского Мальчика приводили их в изумление. Они были не в состоянии Ему ни на что возразить.

Матерь Божия навсегда запомнила это событие. Она сказала Своему Сыну: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк.2:48–49).

Отрок Иисус говорит не о человеке, которого все считали Его земным отцом, не об Иосифе, а об Отце Небесном. Он ясно знает и понимает, что Он не только Сын Девы Марии по Своей человеческой природе, но что Он и Сын Божий. Поэтому Ему и открыто Священное Писание Ветхого Завета. Он Сам как Бог давал заповеди Израильскому народу и Сам внушал святые мысли составителям священных книг Библии.

Сын Божий, став Человеком и войдя в человеческое общество, как Человек и гражданин принимает его законы и подчиняется им.

Евангелие сообщает: И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (Лк.2:51). Иисус Христос как Сын подчинялся Своей Матери и Своему названному отцу. Став взрослым, Он никогда не нарушал законов, по которым жили люди. Его главным делом было не изменение законов, а изменение внутреннего мира человека, которому Он дал победу над грехом и смертью и которого усыновил Богу.

Вопросы:

1. Кем был Иосиф для Иисуса Христа?

2. Где Дева Мария нашла Своего потерявшегося Сына?

3. С кем и о чем говорил Отрок Иисус в храме?

4. Понимал ли двенадцатилетний Иисус, Кто Он?

5. Как Отрок Иисус относился к Матери и названному отцу?

Крещение Иисуса Христа

Предвестником прихода Иисуса Христа, Его предшественником (Предтечей) Бог избрал Иоанна, сына Захарии.

До начала своего пророческого служения Иоанн жил в пустыне и питался самой скудной пищей, какую можно было найти в диком безлюдном месте. Начав свое служение, Иоанн стал ходить по Иудейской земле и призывать людей к покаянию.

Покаяние — это не только открытое признание своих неправд и грехов, но и внутренняя перемена в человеческом сердце, изменение своего поведения и своей жизни. Например, если человек воровал, то искренне, от всего сердца покаявшись, он навсегда воровать перестанет.

Над кающимися в своих грехах людьми Иоанн совершал Крещение, то есть погружал их в воду. Это погружение символизировало осознание своей греховности и нравственной нечистоты и свидетельствовало о желании очистить свою душу от грехов подобно тому, как очищается тело от грязи, омываясь водой. Но при совершении Иоаннова крещения самого очищения еще не происходило. Человек только подготавливался к нему.

Пророк подчеркивал большую разницу между собою и Тем, Кому он приготовляет путь. Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк.3:16).

В еврейском обществе учителями могли становиться люди не моложе тридцати лет. Когда Иисус Христос достиг этого возраста, началось Его открытое служение спасению человеческого рода.

Иисус Христос приходит к Иоанну и требует от него крещения. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф.3:14). Христос ответил Иоанну, что в этом есть воля Божия: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф.3:15).

Крестившись, то есть погрузившись в воды Иордана, Он вышел из воды. Тогда разверзлись (раскрылись) небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него и пребывал на Нем. Этим чудом Сын Божий был явлен миру. В это время раздался голос Бога Отца: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк.3:22). Этот голос указал нам, людям, что Сын Божий послан Богом Отцом. Слова, раздавшиеся с небес, засвидетельствовали Богосыновство Иисуса Христа.

Спаситель как совершенный Человек не нуждался в покаянии, так как у Него не было никаких грехов.

Остальные люди, каясь в своих грехах, погружались в воды Иордана. Они искали и хотели очищения от грехов, хотя и не могли еще получить его в крещении Иоанновом.

Иисус Христос, принимая Крещение от Иоанна, взял на Себя грехи всего человечества, чтобы понести их на Своих плечах и умертвить их Крестной Смертью на Голгофе.

Христианское Крещение, заповеданное Господом, очищает душу человека от тех грехов, в которых человек покаялся перед принятием этого Таинства. Кроме очищения и обновления души человек в Крещении усыновляется Богу, становится родным Ему.

Вопросы:

1. Что проповедовал Иоанн Креститель?

2. Что такое покаяние?

3. Для чего крестился Иисус Христос?

4. Чем отличается христианское Таинство Крещения от крещения Иоаннова?

Праздник Крещения Господня

В память события, когда Господь наш Иисус Христос принял от Иоанна Крещение во Иордане, Церковью установлен праздник. Он имеет несколько названий. Во-первых, Крещение Господне — по тому действию, которое было совершено.

Во-вторых – Богоявление Господне. Во время Крещения Господня во Иордане перед нашим духовным взором предстает Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Слышен голос Бога Отца, свидетельствующий о Своем Сыне. Дух Святой становится зримым в виде голубя, указывая на Божиего Сына. Таким образом перед нашим духовным взором являются миру все Три Лица Святой Троицы, то есть Сам Троичный Бог. В память этого явления Святой Троицы праздник называется еще и Богоявлением. Он отмечается 19 января по новому стилю или 6 января по старому.

Иисус Христос Своим Крещением во Иордане указывает всем людям на необходимость принятия Таинства Крещения, в котором происходит духовное рождение и благодатное просвещение человека. Поэтому праздник может еще называться Просвещением.

В глубокой древности в Церкви праздники Рождества Христова и Крещения Господня праздновались в один день. Ведь они оба говорят о явлении Бога нашему миру. Со временем Православная Церковь отделила празднование Рождества от Крещения. Но между ними существует смысловая связь. Поэтому дни, соединяющие оба этих праздника, называются святыми днями или святками.

В тропаре праздника сказано: «Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: Роди́телев бо глас свиде́тельствовавше Тебе́, возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я: и Дух в ви́де голуби́не, изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние, явле́йся, Христе́ Бо́же, и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́».

По-русски этот тропарь можно перевести так: «На Иордане во время Крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя Возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истину слова. Явившийся Христос Бог и мир просветивший, слава Тебе».

Особенность праздника Крещения Господня — в совершении Великого Водоосвящения. Оно проводится как в день праздника, так и накануне его — в Крещенский сочельник.

Святая вода служит освящению человеческой жизни: и души, и тела. Ее употребляют с молитвой как святыню, кропят людей, жилища, предметы хозяйственного назначения, скотину и многое другое. С первых веков христианства известно, что крещенская святая вода обладает особыми свойствами. Так, крещенская вода, взятая для освящения из реки, колодца или водопровода, годами не портится, оставаясь свежей и прозрачной. Никакая другая вода не может храниться столь долгое время, не потеряв свежести.

Вопросы:

1. Какие названия имеет праздник?

2. Кто свидетельствует о Божественном достоинстве Иисуса Христа?

3. Что такое крещенская вода?

4. Какими особенными свойствами обладает крещенская вода?

Наши рекомендации