Бегство в Египет и праздник Рождества
После поклонения Младенцу Христу волхвы сперва решили возвратиться домой прежним путем и в Иерусалиме снова посетить Иудейского царя. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф.2:12).
Ирод знает о родившемся Младенце Иисусе Христе. Если царь Его убьет, не будет совершено спасение человечества. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф.2:13).
Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет, чтобы спасти Младенца Христа. Им пришлось покинуть Вифлеем именно ночью, чтобы никто не смог выследить и узнать, в какую сторону они пошли.
Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали невинными мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение.
Православные христиане празднуют Рождество Христово 7 января по новому стилю или 25 декабря по старому.
Вот рождественский тропарь: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови свет ра́зума: в нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка; Го́споди, сла́ва Тебе́».
По-русски этот тропарь можно перевести так: «Рождество Твое, Христе Боже наш, осветило мир светом истины, потому что через него служившие звездам (то есть волхвы) научились поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя с высоты Востока. Господи, слава Тебе».
В нашем земном мире солнце, несущее свет и жизненную силу всему живому, восходит на востоке. Поэтому мы можем сказать, что видимый нами свет приходит с востока, вместе с солнцем. В духовном смысле Востоком является Небесный Божий мир, откуда к нам приходит свет Истины, благодать (сила) и помощь Божия.
Сын Божий с Небес сошел к нам на землю и стал человеком, чтобы открыть нам Божию любовь, помочь обрести истину и бессмертие.
Вопросы:
1. Сообщили ли волхвы Ироду о своей встрече с Богомладенцем и почему?
2. Почему Ироду не удалось убить Иисуса Христа?
3. Кто первым пострадал за наше спасение?
4. Что означают слова «Солнце Правды»?
Икона Рождества Христова
Икона Рождества Христова помогает нам духовно прикоснуться к событию Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
В центре иконы — запеленутый Богомладенец. Рядом — только что родившая Своего Первенца Пресвятая Дева. Младенец лежит в яслях (кормушке для скота) в Вифлеемской пещере. Бессловесные животные потеснились в своем хлеву, дав место Сыну Божиему родиться Сыном Человеческим. Только люди не хотят дать место Богу в своем сердце, впустить в свою жизнь Создателя мира и Судию вселенной. И это продолжается уже более двух тысяч лет.
Грех, совершенный человеком, тяжким грузом лежит на всей живой и неживой природе.
Любого родившегося младенца прежде, чем завернуть в пеленки, нужно омыть — искупать. Эта сцена изображена в левом нижнем углу иконы. Омовение Младенца подчеркивает подлинность рождения Сына Божия, то, что Он — полноценный, настоящий Человек, а не только принял человеческий вид.
В правой нижней части иконы изображается святой праведный Иосиф. Он показан в позе тяжелого раздумья. Перед ним фигуры, символически изображающие искушения Иосифа о Деве Марии. Все его сомнения разрешил Ангел Гавриил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф.1:20).
В правой части иконы изображено явление Ангела, несущего пастухам весть о рождении Спасителя. Левее Ангела-благовестника мы видим Ангельский хор, воспевший хвалебную песнь Богу в ночь Рождества, и радостное ликование Ангельского мира.
В верхней части священного изображения сияет Вифлеемская звезда, указывающая путь к Богомладенцу волхвам, которых мы видим в левой части иконы.
Можно ли перепутать икону Рождества Христова с иконой Рождества Богородицы? Нет. Некоторое сходство есть лишь в названиях икон. А взглянув на эти иконы, мы сразу отличим их. Ведь Богоматерь родилась в уютных условиях родного дома и спала в Своей детской кроватке. А Спаситель мира родился в пещере-хлеву и был положен в ясли — кормушку для скота.
Праздничная икона (икона праздника) раскрывает перед нами смысл произошедшего — явление в земном мире Бога. Это — смысловой центр всей земной истории. Священные события, изображенные на иконном образе, не только говорят, как все это происходило, но и зовут нас войти в тот мир, где царствует Богочеловек Иисус Христос.
Если бы не иконописец, а художник решил все это выразить в своих живописных полотнах, ему потребовалось бы написать несколько, не менее шести, картин. И они только рассказали бы о событиях, связанных с рождением Господа, но никак не смогли бы дать нам возможность духовного участия в этих священных событиях. Такая задача под силу лишь православной иконе.
Встреча Христа в храме
По еврейским законам мать после рождения первого ребенка, если это был сын, должна была прийти в храм и совершить там жертвоприношение.
После Рождества Христова Богоматерь с Младенцем и Иосифом жили в Вифлееме. Этот городок находился недалеко от Иерусалима.
На сороковой день после Рождения Иисуса Христа Богородица вместе с Иосифом и Младенцем пошли в Иерусалимский храм исполнить те обряды, которые требовались по закону. Задумаемся, что же происходит?
В храм, посвященный Единому Истинному Богу, приходит Сам Бог — Сын Божий. Удивительное и величайшее событие! Но, по воле Божией, оно проходит тихо и незаметно для посторонних глаз. Ведь если бы царь Ирод узнал, что Младенец Иисус Христос есть Спаситель мира, он приказал бы арестовать и как можно быстрее убить Его.
Тем не менее, Бог Отец устраивает достойную встречу для Своего Сына. На эту встречу призывает не богатых и знаменитых, а тех, кого Он Сам считает наиболее достойными. Бог избирает для этой встречи двух пожилых людей, которые были Ему известны Своей доброй и благочестивой жизнью в течение многих лет. Это старец Симеон и старица Анна.
О Симеоне Евангелие сообщает: Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм (Лк.2:25–27). Его внимание привлекла молодая мать с грудным ребенком на руках и престарелым мужем — Иосифом. Сердце Симеона вдруг трепетно забилось, слезы радости выступили на глазах. Он взял Младенца на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк.2:28–32).
Смысл этой молитвы таков: «Я теперь готов умереть, так как собственными глазами увидел Того, Кто принесет духовный свет всем народам и даст спасение от смерти всем людям».
Именно теперь и жизнь, и смерть приобрели для Симеона подлинный смысл: «Жить на земле, чтобы обрести Вечную Жизнь. Умереть, чтобы пойти тем путем, который приведет к радостной встрече с Любящим Богом».
Вскоре старец Симеон умер. Но умер с радостью. Его душа сошла во ад, где находились после грехопадения души всех умерших. Но ад уже не страшен. Своими глазами Симеон видел Того, Кто этот ад через тридцать три года победит и разрушит. В аду раздалась первая весть о том, что смерть и ад скоро будут побеждены.
По-славянски слово «встреча» звучит как «сретение». И это событие у нас называется Сретение Господне, то есть Встреча Господа.
Сретение произошло до прихода волхвов, после которого Иосиф с Девой Марией и Младенцем Иисусом убежали в Египет и были там до смерти Ирода.
Вопросы:
1. В каком возрасте в первый раз Иисус Христос был в храме?
2. Кого Бог Отец избрал для встречи Своего Сына в храме?
3. Почему Симеон пришел в храм?
4. Почему Симеон после встречи с Иисусом Христом был рад умереть?
Праздник Сретения Господня
В память первого посещения Богочеловеком Иисусом Христом ветхозаветного Иерусалимского храма Православная Церковь установила праздник Сретения Господня (по-русски — Встречи Господа). Он отмечается 15 февраля по новому стилю или 2 февраля по старому.
В тропаре праздника прославляется и Божия Матерь, давшая миру жизнь Солнца Правды Господа Иисуса Христа, и праведный Симеон, принявший Богомладенца в свои объятия: «Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме. Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние».
По-русски этот праздничный тропарь звучит так: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, потому что из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме (духовной). Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, дарующего нам воскресение».
Утром восходит солнце, и в его лучах преображается весь мир. Распускаются цветы, поют птицы. Солнце несет свою энергию всем растениям и животным. Они, согреваясь его лучами, вырастают и дают жизненные силы людям. Без солнца мир не может жить. Так же и в духовной жизни. Господь Своей благодатью согревает человеческие сердца, и они пробуждаются к Вечной Жизни. В них крепнут все добрые и светлые качества, а зло, грех и всякая духовная тьма рассеиваются и выветриваются. Когда мы встречаемся в своей жизни с Богом, нам открывается безграничность Его любви. Если люди отвечают на нее своей любовью, они духовно преображаются. Между людьми и Богом в этом случае рождается и крепнет вечная связь взаимной веры и любви.
Но не только живым, но и всем умершим Богочеловек Иисус Христос воссиял Своей победной Любовью после Своей Крестной смерти. Это произошло, когда душа Спасителя после кончины сошла во ад, где находились души всех живших ранее людей. Господь и в аду провозгласил Свою Евангельскую весть. И всех, кто откликнулся на Его призыв и поверил Ему, Сын Божий вывел из адского состояния тоски, уныния и отчаяния и ввел в светлый и радостный мир Небесного Царства. Души этих умерших воскресли для прекрасной Вечной Жизни со Христом. Среди них, конечно, была и душа праведного Симеона Богоприимца. Встреча в храме с Богомладенцем приоткрыла ему тайну будущей победы через Воскресение Христово.
Для того чтобы и нам было открыто Небесное Царство и с помощью Божией мы могли бы преодолевать все трудности и несчастья, должна на земле произойти духовная встреча со Христом. Этому помогает осмысленное чтение Евангелия, молитва и исполнение в нашей жизни воли Божией.
Старец Симеон принял Христа в свои объятия и с радостью прижал к груди. А нам дается возможность причащаться Святых Тела и Крови Христовых, то есть принимать Господа и в свое тело, и в свою душу. Мы можем не просто обнять Иисуса Христа, как Симеон, но и соединиться с Ним на всю жизнь.
Вопросы:
1. Кто прославляется в тропаре праздника?
2. Какое значение имеет встреча человека с Богом?
3. Как готовиться человеку к встрече с Богом?