Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковью установлено отмечать великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля по новому стилю или 25 марта по старому.

Тропарь Благовещения передает основные мысли праздника: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: ра́дуйся Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю».

По-русски этот тропарь можно перевести так: «Сегодня начало нашего спасения и раскрытие тайны, сокрытой от создания мира: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает (благовествует) благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся Благодатная, Господь с Тобою».

Благовещение — удивительное событие!

Взрослые часто несерьезно относятся к подросткам — дети еще! Да и сами дети и подростки подчас не чувствуют ответственности за других людей, за своих близких. Правда, девушки на Востоке взрослеют раньше. Но подумаем, юная девушка, не старше четырнадцати лет, Своим «да» решает судьбу всего мира! Когда Она выразила Свое согласие, Бог в Ней стал Человеком, Бог пришел к нам в наш земной мир! И никто из людей об этом тогда не узнал!

Небо не может вместить Невместимого Бога, а юная Девица вмещает Его в Себя. Поэтому Церковь в своих песнопениях называет Ее престолом Божиим.

Сын Божий создал весь мир, в том числе — и человека, а теперь Он Сам становится творением и принимает человеческую жизнь от юной чистой девушки.

В одной стихире (песнопении) этого праздника звучат мысли и переживания Святой Девы Марии: «Да будет Мне ныне по слову Твоему и Я рожу Бесплотного, принявшего от Меня плоть (человеческие тело и душу), чтобы Он, являясь Всемогущим, возвел человека в первоначальное достоинство» (русский перевод).

Человек согрешил и разрушил свою тесную связь любви с Богом. Бог, не имеющий тела, принимает его от Девы Марии, чтобы восстановить человека, исцелить его от греха и снова выстроить тесную связь человека с Богом. И таким первым Человеком стала Приснодева (всегда Дева) Мария. Стала для того, чтобы потом с Богом смогли соединять свои жизни другие люди, в том числе и мы с вами.

В другой стихире приводятся мысли и слова Архангела Гавриила: «Ты родишь Предвечного от Отца Сына; Он спасет людей Своих от грехов их» (русский перевод).

Церковь называет Иисуса Христа Спасителем, потому что Он спасает нас от наших грехов и от зла, гнездящегося внутри нас.

В этот светлый день Бог стал Человеком, чтобы людей возвести в величайшее достоинство — усыновить Богу и сделать их Божиими сыновьями и Божиими дочерями. Теперь через принятие Таинства Крещения человек может стать родным и близким Богу.

Вопросы:

1. Когда Бог стал Человеком и как мы это событие называем?

2. Какое значение для всего мира имеет событие Благовещения?

3. Есть ли у Иисуса Христа земной отец?

4. Какова цель воплощения, то есть для чего Сын Божий стал Сыном Человеческим?

Икона праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Икона Благовещения духовно делает нас участниками величайшего события, когда Бог становится человеком — воплощается.

Архангел Гавриил как бы парит в воздухе, ведь он является в наш земной мир вестником из мира небесного. Его благословляющая рука стремительным жестом протянута к Божией Матери. Конечно, сами Ангелы бестелесны и никаких крыльев не имеют. Но, когда они являются людям, они часто принимают человеческие образы. Крылья на языке иконы говорят о том, что Ангелы не являются земными существами и мгновенно перемещаются с места на место.

Правая рука Пресвятой Девы воздета в молитвенном жесте, что символически обозначает устремленность ума и сердца Девы Марии к Богу, открытость Его словам. Опущенная левая рука — знак смирения перед Богом: Да будет Мне по слову Твоему (Лк.1:38).

Лучи, устремленные с неба к Божией Матери, показывают, что осуществляются слова Ангела: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк.1:35).

Рождество Иисуса Христа

Дева Мария жила в доме Иосифа и готовилась стать матерью. Ангел, посланный Богом, явился во сне Иосифу и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их(Мф.1:20–21).

В священных книгах Ветхого Завета было пророчество, что Христос Спаситель родится в Вифлееме, городе, в котором родился царь Давид.

Палестина, где жили иудеи, была завоевана римлянами и вошла в состав Римской империи. Иудейский царь полностью зависел от Римского императора. В то время в империи проводилась перепись населения. В Иудейской земле, учитывая местные традиции, перепись проводилась не по месту жительства, а по месту, откуда был родом человек и где хранились родословные списки.

Иосиф и Дева Мария были родственниками, потомками царя Давида. Поэтому они должны были пройти перепись в Вифлееме.

Приехали они туда зимой. Было уже достаточно холодно. Дева Мария должна была вот-вот родить. В Вифлеем на перепись приехало много народа. Все дома были переполнены. Иосиф никак не мог найти дом, куда бы его с Марией пустили ночевать. Кто-то предложил им для ночлега хлев, располагавшийся в одной из пещер, которых много было в этой гористой местности. Они часто использовались в хозяйственных целях.

В одной из таких пещер и расположились на ночлег Иосиф с Девой Марией. В этом же хлеву, рядом с ними, находилась и домашняя скотина.

Евангелие сообщает: Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк.2:6–7).

Была ночь, когда в Вифлеемской пещере у Девы Марии родился Младенец. Вместо детской кроватки Мама положила новорожденного Малыша в ясли, то есть кормушку для скота, куда хозяева клали солому и другой корм для своих животных.

Для своего Владыки потеснилась домашняя скотина, а у людей не нашлось места для Бога. На поле охраняли свои стада пастухи. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим (Лк.2:9). Ангел сказал им: Не бойтесь, — и возвестил им великую радость: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк.2:11–12). После этого пастухи увидели великое множество Ангелов, которые радостно прославляли Бога: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.2:14).

Слово «благоволение», как мы уже видели раньше, состоит из корней двух слов: «благо» и «воля». В человеке, когда он обретает веру во Христа, должен произойти переворот, изменение в его внутренней жизни. Его воля должна стать благой, то есть направленной к добру.

Пастухи пошли в Вифлеем, нашли пещеру, где было светло от разведенного в ней огня и где в кормушке лежал спеленутый новорожденный Младенец. Поклонившись Ему, пастухи рассказали Деве Марии, что возвестил им Ангел.

Вопросы:

1. Как Иосиф узнал о тайне Девы Марии?

2. Почему Иосиф с Девой Марией пошли в Вифлеем?

3. Почему Богомладенец родился в пещере?

4. Кто и как первым узнал о родившемся Иисусе Христе?

Поклонение волхвов

Некоторое время после рождения Богомладенца Святое семейство жило в Вифлееме. Вскоре Иосифу удалось снять комнату в одном из домов этого города. А в это время в отдаленных восточных странах ученые мудрецы, которые в Евангелии называются «волхвами», оказались в полном недоумении. Они изучали звездное небо, и их внимание привлекла внезапно появившаяся новая необычная звезда. В те времена верили, что такое бывает, когда рождается великий человек. По появлению этой звезды волхвы поняли, что в Иудее родился новый, необыкновенный и великий Царь.

Евангелие сообщает: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф.2:1–2). На востоке — это там, где они жили, откуда пришли в Палестину.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф.2:3).

Иудеи ненавидели Ирода. Он был очень подозрительным, жестоким и боялся любого возможного соперничества. Услышав слова волхвов, все жители города со страхом ждали кровопролития и смерти.

У ученых людей Ирод узнал, что, как указывала Библия, Христос должен был родиться в Вифлееме. Царь пригласил волхвов и с притворной лаской беседовал с ними. Он выведал время появления звезды и уверил волхвов, что сам очень хочет поскорее поклониться новорожденному Царю. Ирод просил волхвов на обратной дороге прийти к нему и указать место, где находится Младенец. Жестокий царь любой ценой решил убить родившегося в Вифлееме великого Царя.

Волхвы этого не поняли и продолжили свой путь: Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:9–11).

Ладан — это приятно пахнущее вещество, которое использовали во время молитвы дома и в храмах. Смирна — смола, которая задерживала гниение. Ее использовали при погребении умерших.

Золото принесли Иисусу Христу как Царю. Ладан — как Богу. Смирну — как человеку, которому предстоит умереть.

Вопросы:

1. Как волхвы узнали о рождении Спасителя?

2. Откуда Ироду стало известно, где родился Спаситель?

3. Как волхвы нашли Младенца Христа?

4. Какие дары волхвы принесли новорожденному Царю?

Наши рекомендации