Курайшиты поклонялись аллаху.
Итак, мы сделали вывод о том, что:
1Нет на свете никого, кто бы отрицал существование Аллах сердцем, так как признание существования Творца является врожденным свойством людей. Исключением из этого являются лишь некоторые из атеистов-материалистов, которые говорят, что все создано природой.
2Нет на свете никого, кто бы равнял кого-либо с Аллахом во всех отношениях, и говорил бы, что кто-то абсолютно подобен Аллаху.
3 Любой многобожник признает, что Аллах является Господом этого бытия, владеет и управляет им.
Сейчас же мы пойдем дальше и рассмотрим еще одно явление среди многобожников времен пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Курайшиты не просто признавали существование Аллаха и Его Господство, но еще и поклонялись Ему. Они жили, исповедуя остатки религии пророка Ибрахима. Поэтому совершали Хадж к Дому Аллаха [В отличие от наших «лидеров» мусульман, которые призывают к хаджу к могилам], содержали Заповедную мечеть и делали добро паломникам. Они обращались к Аллаху с мольбами, поминали Его, просили Его о помощи в сражениях. Они давали Аллаху обеты и совершали Ему земные поклоны, совершали омовение, как от малого, так и большого осквернения и приносили Аллаху жертвоприношения. У них было что-то подобное закяту. Они оказывали почет гостю и путнику. Они поддерживали родственные связи и раздавали милостыню неимущим. Они считали запретным женитьбу на родственницах. У них практиковалось возмездие (кысас), выплата «дии» (выкуп за убитого), и исполнение наказаний за воровство. У них даже практиковалось обрезание. Они были более религиозны, чем многие сегодняшние представители мусульманских народов.
Доводы на все вышеперечисленное известны и многочисленны. Поэтому ограничимся приведением лишь некоторых из них:
1Сказал Аллах: «Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на пути Аллаха? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (9: 19).
В этом аяте указание на то, что курайшиты-многобожники делали добро паломникам и содержали Заповедную мечеть.
2Абу Хурайра рассказывал: «Абу Бакр ас-Сыддык послал меня в группе, чтобы я объявил среди людей в день жертвоприношения: «После этого года ни один многобожник не должен совершать Хадж».(Хадис достоверный; Муслим 1347).
В этом хадисе указание на то, что курайшиты совершали Хадж.
3’Умар ибн уль-Хаттаб сказал: «О, Посланник Аллаха! Однажды в джахилии (во времена невежества до Ислама) я дал обет на то, что совершу и’тикаф (неотлучное пребывание в мечети) в Запретной мечети». На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Выполни свой обет». (Муслим 1656).
В этом хадисе указание на то, что многобожники давали Аллаху обеты и боялись нарушить или не исполнить их. А также в нем указание на то, что они совершали и’тикаф в мечетях ради Аллаха.
Еще одним доводом в пользу того, что многобожники поклонялись Аллаху, являются слова пророка Ибрахима (ми ему) своему народу: «Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу и народу: «Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». (43: 26-27).
В этом аяте явное указание на то, что народ Ибрахима поклонялся Аллаху, но вместе с Ним поклонялся еще и другим божествам. Поэтому Ибрахим отрекся от поклонения всем, кому они поклонялись, за исключением Всевышнего Аллаха. А если бы они не поклонялись Аллаху, то не было бы смысла говорить: «кроме Того, Кто сотворил меня».
Поэтому, разъясняя этот аят:««Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня», Катада сказал: «Это потому что они говорили: «Аллах - наш Господь», как сказал об этом Аллах: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах».(43: 87). Понимая это, Ибрахим сделал исключение и не отрекся от Аллаха». (Сообщение достоверное; Ибн Джарир в тафсире Суры 43, аят 26).
Комментируя же аят: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (12: 106), Муджахид ибн Джабр сказал: «Их вера в Аллаха заключается в том, что они говорят: «Аллах создал нас, кормит нас и умерщвляет нас». Это их вера в Аллаха, но их приобщение сотоварищей заключается в том, что они поклоняются наряду с Ним другим божествам». (Сообщение достоверное; Ибн Аби Хатим и Ибн Джарир в тафсире Суры 12, аят 106).
То же самое разъяснение этого аята передано со слов Ибн ‘Аббаса [(Иснад сообщения достоверный; Ибн Аби Хатим в тафсире этого аята)] и ‘Ата [(Иснад сообщения достоверный; Ибн Джарир; Са’ид ибн Мансур 5/411)].
[Примечание не из книги]:
Сказал имам Ибн Аби Хатим ар Рази (240 - 327 г.х.) в своем тафсире:
"Тафсир слов Аллаха: "И большинство из них веруют но являются многобожниками" (Юсуф, 106).
Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Абдуллах Ибн Солих Ибн Муслим аль Иджли, что рассказал ему Абу аль Ахвас, от Симака, от Икримы, от Ибн Аббаса, что он сказал касательно слов Аллаха: "И большинство из них веруют но являются многобожниками": "Если ты спросишь их: "Кто создал вас? Кто создал небеса и землю?" Они непременно скажут: "Аллах!". И это был их иман (вера), но в то же время, они поклонялись другим наряду с Аллахом".
Источник: "Тафсир Ибн Аби Хатим", издательство "Наззар Мустафа", стр. 2207, асар достоверный
Сказал имам тафсира среди табиинов, Муджахид Ибн Джабр (24 - 101 г.х.) в тафсире аята:"И большинство из них веруют но являются многобожниками"(Юсуф, 106):
"Их иман - это их слова: "Аллах создал нас, Аллах ниспосылает нам пропитание, Аллах умервщляет нас. Это было иманом многобожников"
Источник: "Тафсир Муджахид", издательство "Даруль Фикр", стр. 401.
Сказал имам ат Табари:
"Рассказал нам Ханнад, что рассказал ему Абу аль Ахвас, от Симака, от Икримы, что он сказал касательно слов Аллаха: "И большинство из них веруют но являются многобожниками": "Если ты спросишь их: "Кто создал вас? Кто создал небеса и землю?" Они непременно скажут: "Аллах!". И это был их иман (вера) в Аллаха, но в то же время, они поклонялись другим наряду с Аллахом".
Источник: "Тафсир ат Табари", издательство "Ар Рисаля", том 13 стр. 373, асар достоверный.
Сказал имам ат-Табари:
"Рассказал нам Бишр, что рассказал им Язид, что рассказал им Саид, от Катады, что он сказал касательно слов Аллаха: "И большинство из них веруют но являются многобожниками":
"Что касается этого их имана, то ты непременно когда встретишь любого из них, он расскажет тебе что Аллах - Его Господь, и что Он - Тот кто сотворил его и дал ему пропитание. Но в то же время он делает ширк в поклонении Ему".
Источник: "Тафсир ат Табари", издательство "Ар рисаля", том 13 стр. 375.
Сказал имам Суфьян ас-Саури в своем тафсире:
Слова Аллаха: "И большинство из них веруют но являются многобожниками" - подобны словам Аллаха: "Если ты спросишь их, кто сотворил вас - они непременно ответят: "Аллах"
Источник: "Тафсир ас-Саури", издательство "Дар аль кутуб аль-ильмия", стр. 148.
Сказал имам ат-Табари:
"Рассказал нам Юнус (Ибн абдуль А'ля великий ученик аш Шафии), что рассказал ему Ибн Вахб что он слышал как Ибн Зейд сказал:
«Сказал Аллах: "И большинство из них веруют но являются многобожниками".
Нет никого, кто поклонялся бы кому то наряду с Аллахом, кроме как он верует в Аллаха, и знает что Аллах - Его Господь, и что Аллах - Егот Творец и Ниспосылающий ему пропитание, и в то же время он совершает ширк к Нему.
Разве ты не видишь, как Ибрахим сказал: "Видите ли вы то, чему вы поклоняетесь, и чему поклонялись ваши древние предки? Все они - враги мне, кроме Господа Миров" (Шуара, 75-77).
Ибрахим знал, что они поклонялись Господу Миров вместе с теми, кому еще поклонялись.
И нет никого, кто делал бы ширк по отношению к Аллаху, кроме как он верует в Него. Разве ты не видишь как арабы-мушрики говорили в своей тальбии в хаджже: "Мы перед Тобой, о Аллах, перед Тобой, и нет Тебе сотоварища, кроме того сотоварища который принадлежит Тебе, Ты властвуешь над ним, а он не властвует над Тобой!"Так говорили мушрики".
Источник: "Тафсир ат-Табари", издательство "Ар Рисаля", том 13 страница 376, иснад предельно достоверный.
Сказал аль-Фарра в книге "Маани аль Кур'ан":
«Слова Аллаха: "И большинство из них веруют но являются многобожниками" - в них Аллах говорит, что когда ты спросишь их - "Кто сотворил вас?" Они скажут: "Аллах", или спросишь их: "Кто ниспосылает вам пропитание?" Они скажут: "Аллах". И в то же время они делают ширк и поклоняются идолам, и это смысл Его Слов: "И большинство из них веруют но являются многобожниками"».
Источник: "Маани аль-Кур'ан", издательство "Алям аль-Кутуб", том 2 страница 55.
Сказал великий ученый по языку, и сообщениям и происхождению древних арабов, имам Ибн Кутейба ад Динури:
"Все арабы из потомков Исмаила, сына Ибрахима, мир ему, кроме Йеменских, не переставали быть на остатках религии их отца Ибрахима, мир ему.
И из того, чего они придерживались из религии Ибрахима - хаджж к дому Аллаха и посещение его, и обрезание, и никях, и действительность таляка когда он был дан трижды, и то что муж может вернуть жену после первого и второго таляка, и то что дият за убитого не по праву - 100 верблюдов, и покидание постели жены во время месячных, и гусль при половом осквернении, и давание хукма тому, у кого есть и женские и мужские половые признаки по месту откуда выходит моча, и запрет никяха на близких родственниках.
И эти вещи известны от них.
И они, наряду с этим, верили в двух ангелов записывающих деяния.
Сказал аль-А'ша - один из джахилийских поэтов:
"Не считай же меня неблагодарным к тебе... и засвидетельствуй, свидетель Аллаха, об этом"
Имеет ввиду что ангел Аллаха засвидетельствуй о том, что я говорю.
И некоторые из них верили в День Воскресения и рассчет рабов.
Сказал Зухейр Ибн Аби Сульма, и он был джахилийским поэтом не заставшим Ислам, в своей известной касыде:
"Откладывается все, и записывается в книгу, и задерживается…
вплоть до Дня Рассчета, либо же ускоряется с наказанием в этом мире".
И арабы говорили о балии - и это верблюдица которая привязывалась к могиле своего хозяина, и не кормилась, и не поилась и так умирала: "Воистину, ее хозяин придет в Судный День верхом на ней", и верили, что если его наследники так не сделают, то он придет пешим и босиком.
И упомянул эту верблюдицу Абу Зубейд, поэт времен джахилии, сказав:
"...Как балии, чьи головы в седлах… обвевают горячим дыханием свои благородные щеки…"
Они делали вырез в этих седлах, и продевали в них голову этой верблюдицы.
И сказал ан Набига об арабах:
"Их место - земля Аллаха а их религия ... прямая, и они не надеются ни на что, кроме того что будет после".
То есть он имеет в виду, что они надеются на воздаяние за свои дела. И их место было в Шаме.
И Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) был на религии своего народа в том смысле, что он был на Имане в Аллаха, на котором были они, и действовал по их шариатским уложениям - в обрезании, гусле, хаджже, веровал в Воскрешение и Судный День и Воздаяние.
И наряду с этим не приближался к их идолам, и порицал их, и сказал об идолах: "Они были сделаны ненавистными для меня".
Однако Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) в то время не знал многие обязательства, и шариатские законоуложение которые Аллах узаконил для своих рабов через Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).
Не знал их Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) пока Аллах не ниспослал ему откровение о них.
И об этом же сказал Аллах: "Разве Аллах не нашел тебя сиротой, и приютил, и не нашел тебя заблудшим, и наставил?"- имея в виду, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не знал подробности Имана и Ислама и шариатских законоуложений, и Аллах наставил его к этому.
И также и слова Аллаха: "Ты не знал что такое Книга, и не знал, что такое Иман"- имеет в виду Аллах: "Ты не знал что такое Коран, и не знал подробные законоуложения Имана". И Аллах здесь не имеет в виду, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не знал Иман в плане признания Аллаха, ведь его предки которые умерли на куфре и ширке, были познавшими Аллаха, и веровали в Него, и совершали хаджж для Него, и наряду с этим избирали себе обьекты поклонения помимо Него, и приближались к Нему через них, и считали что они приближают к Аллаху. И они старались избегать зульма, и боялись его последствий, и заключали союзы для того чтобы не причинить несправедливость никому.
И Абдуль-Мутталиб, когда царь эфиопов который хотел завоевать Мекку, спросил его: "Что тебе нужно?" Ответил: "У меня убежал верблюд". И царь удивился почему же тот не просит его уйти от Каабы, и Абдуль Муттолиб ответил: "У этого дома есть Тот, Кто воспретит ему".
Поэтому, многобожники арабы признавали Аллаха, Свят Он и Велик.
Так как же прекрасный, и чистый, и очищающийся человек - Посланник Аллаха - не будет веровать в Аллаха еще до Откровения и Пророчества? Это не скроется ни от одного!"
Источник: "Тауиль мухталиф аль хадис", страницы 176-178, издательство "Аль-Мактаб аль-Ислами".
[Конец примечания].
Также Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха».(2: 165).
В этом аяте указание на то, что многобожники любят Аллаха, но вместе с Ним любят еще и своих божеств.
В этом и заключается придавание Аллаху равных. Его смысл не в том, что кто-то утверждает существование божества, равного Аллаху во всех отношениях, а в том, что признавая Его Господство, многобожники посвящают свое поклонение вместе с Аллахом еще и другим божествам.
Передавая слова многобожников в Судный День, Всевышний Аллах сказал: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров». (26: 97-98).
Подобных доводов, разъясняющих этот вопрос огромное множество и подробное их рассмотрение требует написания отдельной работы.
[Что касается доводов на то, что курайшиты поклонялись Аллаху, то их можно найти в следую щих книгах ханафитских имамов: «Хужжату Ллахи аль-Балига» 1/124-127; «Фауз уль-Кабир» 14-15; «Булуг уль-Араб» 2/286-300; «Фатх уль-Маннан» с. 643 и др.
Также этот вопрос был подробно разобран нами в аудиолекциях «Четыре правила» в конце второй и всей третьей лекциях].
Поэтому нам не остается ничего, кроме как завершить раздел приведением слов еще одного имама ханафитского мазхаба – имама ‘Али аль-Кари (1014): «Самая великая цель – это утверждение божественности Аллаха, после отрицания этой божественности ото всех, кто кроме Него». После чего он сказал: «Нет никаких разногласий среди обладающих разумом в том, что Всевышний Аллах обладает божественностью, но стал неверующим тот, кто им стал, только из-за утверждения божественности кого-то еще наряду с Аллахом» [«ат-Тажрид» 29, 32].