Раз с сумкою упал в пропасть, и если б не повис на дереве, то разбился бы до смерти. Едва вылез оттуда весь облитый кровью. Немалое время находился от того в болезни.
Было и многое другое, но чтобы протяжением речи не утрудить внимания, нужно покрыть молчанием все прочие случаи, бывшие со мною в жизни. Конец же сего слова тот, что во всех приключениях и смертных опасностях дивно и вышеестественно всегда хранила меня всемогущая десница Вышнего. Так что вполне сбылось на мне слово Священного Писания: сице, глаголет Господь Бог, Святый Израилев, Аз пред тобою предъиду, врата медные сокрушу, верии адовы сотру, горы уровняю и стропотные пути гладкими сделаю . Или, как гласит другое изречение Священного Писания: не бойся! Сыне Мой Иакове, рабе Мой Израилю, не бойся! Яко избавих тя, прозвах тя именем Моим, яко Мой еси ты. И аще проходиши сквозе воду – с тобою есмь, и реки не покроют тебя, и аще сквозь огонь пройдеши, не сожжешися и пламень не попалит тебя. Яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя (Ис.41,8-10).
И действительно, по слову святого Исаака Сирского, нигде человек так явственно и осязательно не увидит над собою чудный промысел Божий, как в пустыне, в стране, лишенной всякого человеческого утешения, в трудных обстоятельствах жизни, где не может помочь никакая земная сила; здесь всегда царственно и господственно являет Господь силу Свою и простирает Свою спасающую десницу. О сем промысле Божием прекрасно и чудно рассуждает святой Исаак Сирский духовными очами своего сердца, ежечасно видевший его в своем пустынном безмолвии.
Глава 34.
Похвала Кавказской пустыне. Что нужно иметь тому, кто желает жить в пустыне. В чем состоит внутреннее содержание этой жизни
Говоря о пустыне и о жизни в ней, говорим отнюдь не для всех, а только для некоторых из нас, имеющих в душах своих семя этой жизни, то есть прирожденную наклонность к уединению, молчанию, удалению от людей – вообще способность к сосредоточенной, внутренней жизни. А это, как известно, есть особенный класс людей, не совсем похожий на прочих. Большинство людей живет во вне, а разумный пустынник пребывает внутрь себя, храня чистые помыслы ума своего и святые чувства сердца; стоит пред лицом Бога, Которого и зрит по среде сердца своего, как говорит о себе святой пророк Илия: жив Господь сил, Ему же предстою днесь (3 Цар.18,15).
Для того, чтобы жить с пользою в пустыне, необходимо предварительно ознакомится со всем ходом монашеской жизни: узнать ее уставы и все положения, совершение служб, и быть опытным во всех делах монашеской жизни и во всем в ней поведении. Но и это все еще есть только внешнее, как ограда для церкви, потому что еще более нужно быть искусным в мысленной брани обладать умением поборать вражеские помыслы, оружием к побеждению коих служит Иисусова молитва, обучение коей необходимо должно быть начато далеко до вступления в пустыню и доведено, по крайней мере, до половины ее преуспеяния.
Нужно познать свою крайне решительную немощь во всем, касающемся духовного дела и вообще всего, что относится к созиданию нашего спасения и, по мере сего сознания, крепко восчувствовать всю нужду и совершенную необходимость в Божией помощи и просить ее всем сердцем и всею крепостию своих сил – в несомненной надежде, что хотением не хотящий смерти грешника (Иез.33,11), Господь никогда не презрит молитву молящегося, как и Сам говорит Он во Священном Своем Евангелии: всяк просяй приемлет, ищущий находит и стучащему отворится (Мф.7,8). Видится к крайнему прискорбию и сожалению, что почти без плода, или с малою пользою живут в пустыне все те из нас, которые пошли сюда, сами, не зная зачем. Ради них терпит многое поношение этот возвышеннейший духовный чин монашеской жизни, который, в порядках духовного преуспеяния, занимает самую высшую степень, если только, конечно, идет правильно, законно и свойственно своему назначению.
Они, не зная того, какая цель пустыни и чего нужно здесь достигнуть, вдаются в разные работы, их почитая преимущественным делом своим, говоря, что наше спасение в работе, и тем закрывают истинный путь пустынной жизни, служа соблазном и претыканием для немощнейших собратий.
Они не знают, что говорит о сем святой Исаак Сирин: «если мы будем жить согласно своему званию, то мир, как раб, будет служить нам, принося все потребное для жизни телесной».
Содержанием пустынной жизни служит непрестанное упражнение Иисусовою молитвою, согласно учению святого Иоанна Лествичника, что «безмолвие есть непрестанная служба Богу». Самое правило монашеское должно подчиняться ее действию, то есть если она царственно пребывает в душе и течет потоками непрестающего движения, увлекая за собою все душевные силы, или – вернее всего – нашего внутреннего человека, то тогда, по учению святых отцов, никак не нужно внимать своему правилу, но пребывать в молитве сей, как бы в пучине Божественного пресыщения. Это состояние есть выше всех наших подвигов и занятия. Оно есть цель, к достижению которой направляется вся монашеская жизнь, так что если кто из нас обилует сею молитвенною благодатью, то ему вовсе нет нужды исполнять свое правило, которое служит только средством к этому.