Появилась на земле новая жизнь, дотоле невиданная; жизнь Божественная, возвышенная, святая, чуждая земного пристрастия, имеющая своею целию достижение Бога и вечного блаженства.
В виду этого появились целые сонмы людей-ревнителей этой жизни; пустынные горы, леса и непроходимые дебри наполнились молитвенниками и отшельниками. И о сем времени старец молдавский – Паисий Величковский пишет так: «молитва именем Иисус Христовым просияла, яко солнце посреди иноков, особенно в странах египетских, иерусалимских, в горе Синайской и Нитрийской, во многих местах Палестины и на иных многих местах. И она хранилась между иноками, как величайшая тайна, – мирскому народу отнюдь не была известна».
Нельзя удержаться, чтобы не привести здесь на среду восторженные слова одного из наших отечественных богословов: «какая, спрашивает он, была добродетель христиан первенствующего века?» И отвечает: «это – любовь ко Иисусу Христу; эта добродетель есть море всех добродетелей!… Погружайтесь в него сколько хотите, вы не коснетесь его дна, не постигнете его глубины, не измерите всех вод его. Это ключ неистощимый всякого духовного совершенства, поелику в струях его отражается образ Бога всесовершенного; каждый приступай к нему и в каждой струе его будут иметь свое действие; в одном из вкусивших от сего живоносного источника вы увидите кротость: кроткого и смиренного сердцем; в другом – ревность к славе Божией; в том – любовь к братии; – одним словом; аще кая добродетель и аще кая похвала»!…
«Сия любовь в каждом христианине и в каждом веке изображается в том или другом виде, но вместить ее, во всей ее безконечности и неистощимости было представлено широте сердца апостолов и их ближайших учеников. Кто ны разлучит от любви Божией: ни смерть, ни живот, ни Начала, ни Ангелы, ни настоящая, ни грядущая (Рим.8,38-39). Никогда никто так ее не чувствовал, и в такой полноте она разорвала бы всякое тесное сердце. Любовь к Иисусу Христу есть общий корень всех добродетелей христианских, все они вытекают из сего первоначального источника своего» (протоиерей проф.А.Горский).
Вообще, в первенствующие времена, как пишется в истории Священной Церкви, именем Иисус Христовым совершались пред лицом всего мира величайшие знамения и чудеса, и это заставляло питать к этому имени глубочайшее благоговение и уважение. И конечно, этим средством всего более распространялась на земле христианская вера.
И вот, все мы видим из этого, что великая и ни с чем несравнимая слава даровася от милосердия Божия человеческому роду, человеку дана возможность соединять всю свою внутреннюю природу с Господом явственно и ощутительно, вступать в живое Богообщение, приобщаться Святыни Его, благости, любви, и прочих Божеских совершенств: быть , по святому апостолу, един дух с Господом , пить живую воду вечной жизни. Что, по разуму всех мудрых и Богопросвещенных мужей, составляет последнюю степень, самый верх и край наших желаний в их высшем и достойном человека состоянии. Здесь именно, в этом достоблаженном состоянии, духовная природа человеческая получает полное и всецелое удовлетворение, всем своим существенным потребностям; и мы, освобождаясь от порабощения греховным влечениям, вступаем свободною ногою и распростертым сердцем в область духовного бытия, где и препровождаем жизнь не в плотских помышлениях, но духовных.
Этого блаженного состояния всегда желали люди, искали его во все времена, в продолжении многих тысячелетий, ждали, будучи нудимы к сему внутреннею и коренною потребностию души своей, по природе стремящейся к источнику своего бытия – Богу. Но доколе Христос не пришел на землю, мало где, и даже в «богоизбранном роде еврейском», сиял свет святого Богообщения. Вся земля была покрыта темнотою Богоневедения, люди сидели во тьме и сени смертной, и мраком духовным покрыты были вся племена земные, как прекрасно о сем богословствует один из наших отечественных учителей церковных: «пред пришествием Спасителя, – говорит он, – пророческому взору представляется вся земля покрытою глубоким мраком неведения идолопоклонства. И вот в Иерусалим, на престол Давида, является Мессия – Свет Иеговы. К сему-то великому Свету радостно устремляются все народы, ходящие во тьме и живущие во мраке! Светися, светися , – взывает пророк к народу иудейскому, – прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се тьма покрывает землю и мрак на языки, на тебе же явится Господь и слава Его на тебе узрится, и пойдут царие Светом твоим и языцы светлостию твоею (Ис.60,1-3) (Голубинский).
И, действительно, когда Божественным милосердием движимый, незаходимое Солнце правды, – Господь Иисус Христос облистал землю лучами Своего Божественного пребывания, поживши пречистою плотию Своею между грешными людьми, Он всех зовет к Себе – именно к Себе безконечно милостивым гласом: приидите ко мни вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы … ибо только во Мне обрящете покой душам вашим (Мф.11,28).
Но как придти к Нему – Богу невидимому телесными очами и живущему во свете неприступнем, Его же никтоже видел от человек, ни же видети может … (1 Тим.6,16).
Конечно, нужно идти к Нему не телесными ногами, как сущему на всяком месте владычества Своего, а духовными, то есть нужно устремлять к Нему те внутренние силы своей души, на коих напечатлен образ Божий: ум, воля и сердечное чувство.
Говоря проще – нужно постоянно иметь действо молитвенное – молитву, без которой нет средства к соединению с Господом, как говорят божественные отцы: Господь Иисус Христос есть Свет (Ин.1,9), вступая в Него любовию, сознанием и произволением души, мы вступаем в область вечного Света.
На сем основании святитель Московский Филарет пишет так: «если мы призываемся к делам служения Богу, то это для того, чтобы сделать нам благодеяние и милость, приблизить наши мысли, чувство, волю, – словом, приблизить существо наше к Существу Высочайшему, чтобы сим приближением поставить душу нашу пред Светом вечного Солнца, дабы она внутренне просвещалась, питалась, наслаждалась, и, утверждаясь в сем свете, сделалась причастницею вечного блаженства».
Мы веруем и сознаем, что Господь весь и всецело пребывает на всяком месте владычествия Своего, нет мгновения во времени и нет малейшей линии в пространстве, где бы Его не было. Но если все земное и небесное наполнено Его присутствием, то так же точно нужно несомненно веровать, разуметь и чувствовать, что и в имени Своем Святом Господь Иисус Христос неизменно пребывает Своими Божественными безконечными свойствами.
На небеси Господь неприкровенно являет Свою вечную славу и безконечные совершенства блаженным духам и душам святых угодников Своих по мере их вместимости. На земле же, во храмах – таинственно, благоговейно ощущаемое верующими. Равным образом и в имени Своем Святом являет Господь присутствие Свое тем из людей, кои любят Его, носят в сердце своем Его святейшее имя, в коем приобщаются Святыни Его, блаженства и вечной жизни. Только сии, избранные Божии, кои достигли преискреннего общения с Господом Иисусом Христом чрез непрестанную молитву Святейшим именем Его, могут свидетельствовать пред всем миром, что имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, сладчайший Искупитель наш. Господь Иисус Христос со всеми Своими Божественными и безконечными свойствами, качествами и совершенствами и со всею Своею безпредельною любовию, изливаемою на всякую тварь, утверждаясь в этом не на соображениях разума, но на чувствах сердца, проникнутого Христовою благодатию; а о Нем пишется во Святом Писании, что Он во свете живет неприступном, Его же никто видел есть от человек, ни же видети может (1 Тим.6,16).
Святой пророк Исаия рассказывает о себе: и бысть в лето, в неже умре Озия царь, видех Господа, седящего на высоце и превознесение, и Серафимы стояху окрест Его шесть крыл единому и шест крыл другому: и двема убо покрываху лица своя, двема покрываху ноги и двема летаху и зваху друг ко другу и глаголаху: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполне вся земля, славы Его» (Ис.6,1-3). Евангелист же свидетельствует, что пророк созерцал здесь именно славу Сына Божия (Ин.12,41).
Святой апостол Павел говорит, что Сын Божий есть сияние славы Отчей и образ Ипостаси Его, носит же всяческая глаголом силы Своея. Собою сотворив очищение грехов, седе одесную престола величествия на высоких (Евр.1,3).
Святой апостол Иоанн говорит: в Том живот бе и живот бе свет человеком (Ин.1,4), то есть в нем находится самоисточная жизнь всего сущего, и Он есть чисто жизненное начало всякой твари, а тем паче разумной.