Еще и о Саул говорит: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати (Деян.9,15-16). Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единородного Сына Божия (Ин.3,13);(16-18).
Но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего (1 Кор.6,11).
Иисус есть Христос Сын Божий и да верующее живот имате во имя Его (Ин.20,31).
Вот непреложный догмат: трие суть свидетельствующие на небеси , – говорит святой Иоанн Богослов, – Отец, Слово и Святый Дух и Сии Три едино суть (1 Ин.5,7-8).
Так и Сын Божий – Сам в Своем преестественном Божественном Существе, прежде век рожденный от Отца, равный Ему по всему и Единосущный, и Он же неизменно есть во всей полноте Своей Божественной Сущности в Святой Евхаристии, в христианских храмах: и Он же во Святом Своем Имени весь и всецело пребывает всеми Своими совершенствами и всею полнотою Своего Божества.
Это возвышеннейшее духовное ведение или Божественное чувство, иначе духовное (зрение) созерцание доступно бывает своим ощущением сердцу человека, вполне проникнутого ко Христу верою и любовию и всей души своей искреннейшим и всецелым расположением, при свете благодатного озарения. Обыкновенный наш естественный разум здесь места иметь не должен, как по природе своей, не разумеющий, яже суть Духа Божия, – юродство бо ему есть, зане то духовно понимается (1 Кор.2,14). Божественное сие таинство, зримое в духе и приемлемое сердцем, освящает все наше внутреннее существо, просвещает ум – сиянием невечернего света – от Вечного Света Христа Сына Божия, сущего в Своем пресвятейшем, Божественном имени, когда мы оное благоговейно носим внутри персей своих; движет волю, чрез исполнение воли Божией, к единению с верховным благом, а в чувство сердечное влагает это самое сладчайшее ощущение единения с Богом, что и дает нам вкушать начаток вечной жизни.
Согласно таковому понятию об имени Господнем прекрасно рассуждает о сем и современный нам подвижник веры и благочестия протоиерей о.Иоанн Сергиев. Вот его слова: "Имя Господа, Богоматери или Ангела или святого, да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела и святого; близость слова твоего к твоему сердцу, да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа Бога, Богоматери, Ангела или святого. Имя Господа есть Сам Господь – Дух везде сый и вся исполняяй; имя Богоматери – есть Сама Богоматерь, имя Ангела – Ангел; имя святого – святой. Как это? Тебя зовут, например, NN. Если тебя назовут этим именем, ведь ты признаешь себя всего в нем и отзовешься, значит согласен, что имя твое – ты сам с душею и телом, – так и святые; призывая имя их, ты призовешь их самих. Но у них ни Тела. Что из того? Тело только вещественная оболочка души, дом ее, а сам человек – есть душа; когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя, посредством телесного органа. И так – имя Бога всемогущего – есть Сам Бог – Дух вездесущий и препростой" (Протоирей Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе).
Да и кроме всего этого, мы можем привести в доказательство своего такового понятия об имени Божием мнение апостольского мужа – Ермы святого. Он говорит в одной из своих книг: "Сын Божий, Который явил Себя в последние дни, но Которого имя велико и неизмеримо и держит весь мир…"
Видите, как он имя Божие поставляет на место Самого Бога и приписывает сему Имени вседержительство – свойство, неотъемлемо принадлежащее единственно только Всемогущему Богу.
Святые отцы, родные нам по духу молитвенники, наставники и руководители, хорошо понимали неограниченную силу, величие и всемогущество имени Иисус Христова.
Иже во святых отец наш Варсонифий Великий говорил как бы о другом, а в сущности о себе: "вем человека о Христе, в нынешние времена и на сем благословенном месте живущего, который именем Владыки своего Иисуса Христа может творить чудеса, не менее апостольских: исцелять всякие неисцельные недуги, отворить и затворить небо, и даже мертвых воскрешать, но не употребляет сей власти по смирению".
И так, чтобы ощутить в себе вечный живот, всегда нужно носить достопоклоняемое и всезиждительное имя Иисус Христово во уме своем, устах и сердце, и оно освятит все наше существо. Свято имя Его (Лк.1,49), а где оно пребывает – там освящается все.
Имя "Иисус" от вечности хранилось в Троичном Совете недоведомого Божества, даже до дня своего явления в мир, а по явлении своем, Оно облагоухало всю вселенную и низвело на землю мир и благословение. Его трепещет вся тварь, как своего Владыки, Творца и Господа; ужасаются и бегут демоны, сотрясаются адские узилища; о нем радуются земнородные, веселится ангельское естество, им разрушаются твердыни зла и беззакония и сияет на земле святыня, добродетель и благочестивое житие, потому что в имени сем пребывает всемогущий Бог всею Своею Божественною полнотою и Своими безконечными совершенствами.
А что сие действительно так, можно видеть из Священного Писания – в книге Премудрости Соломоновой написано: молчанию бо содержащу всех, и нощь своего течения пол пути имеше. Всемогущее слово Твое, Господи, и сходящи от небеси от престол царских жесток бранитель посреди искоренения и земли предвниде (Прем.18,14-15).
И так, Святейшее имя Иисус, принесенное Архангелом Гавриилом на землю, как имя Бога Слова, сохранялось от вечности в тайн Троичного Божества. В вечности на небесах Единый Бог: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый; и если там пребывало имя Иисус, то стало быть оно и есть Бог, потому что там ничто тварное быть не может. Туда не смеют проникнуть и чины Ангельские. Самые Херувимы и Серафимы, ближайшие к Престолу Господа Саваофа, закрывают лица свои от Трисиятельного света и непостижимого величия Божества. Там никто не видел лица Его, ни же видети может, потому что во свете непреступном там живет только один Бог Своим Тройческим единством.
На каком же основании мы будем имя Иисус Христово отделять от Его Божеского естества и не воздавать Ему чести, как Самому Богу и Сыну Божию – если оно вечно пребывало в недоведомых пучинах Божественного присносущества, по этому же самому, что оно Бог, принадлежит ему и всемогущая сила, которая производит дела великие и преславные, даже независимо от святости жизни тех людей, кои его произносят. Это между прочим можно видеть из слов Господа: мнози рекут Ми в день он: Господи! Господи! не в Твое ли имя пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им: николи же знах вы; отыдите от Мене вси делающие беззаконие (Мф.7,22-23). В этих словах находится новое – имеющее всю силу непреложной убедительности – доказательство тому, что в имени Иисус Христовом присутствует всемогущая сила Божия, а потому, стало быть, и имя сие есть Сам Бог.
Второе, что видится в вышеприведенных словах Господа Иисуса, есть то, что имя Его святейшее являет свою всемогущую силу и тогда, как произносится людьми беззаконными. Хотя, впрочем, бывает иногда и противное сему, как описано в 19-й главе Деяний апостольских: начаша же нецыи от скитающихся Иудей заклинателей именовати над имущими духи лукавые, имя Господа Иисуса глаголюще: заклинаем вы Иисусом, его же Павел проповедует. Бяху же нецыи сынове Скевы Иудеанина архиереа седм, иже сие творяху. Отвещав же дух лукавый рече: Иисуса знаю, и Павла свем, вы же кто есте? И скача на них человек, в нем же бе дух лукавый, и одолев им, укрепися на них, якоже нагим и ураненым избежати от храма оного… Нападе страх на всех их, и величашеся имя Господа Иисуса (Деян.19,13-17)
Еще во время земной жизни Спасителя, однажды апостолы известили Его, что видели одного человека, именем Его изгонявшего бесов и запретили ему, потому что он не ходил с ними. Господь же сказал: не запрещайте: всякий, сотворивший силу (чудо) именем Моим, не может вскоре злословить Мя (Лк.9,50).
По истине, Бог Отец даровал это имя, еже паче всякого имени, возлюбленному Сыну Своему: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2,10-11).
Издалече провидел Богоотец пророк Давид и песенно провозгласил Божественное величие, всемирную славу, несравненную честь превознесенного выше всея твари имени Иисус Христова, и как сие единственное имя, Божеству сопричастное, облистает – в свое ему время – лучами благодатного радования, всю вселенную и наполнит землю светом Боговедения, не истощимыми потоками небесной благодати, и что будут молиться все концы земли. Честно имя Его пред ними и помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Будет имя Его благословенно во веки; прежде солнца, пребывает имя Его; и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его. Благословенно имя славы Его во веки века, исполнится славы Его вся земля (Пс.71,17),(9). Царии земстии и вси людии, князи и вси судии земстиие, юноши и девы, старцы с юношами да восхвалят имя Господа, яко вознесеся имя Того единого (Пс.148,11-13).
Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Его (Пс.112,1-3). Яко возвеличил еси над всем имя Твое Святое (Пс.137,2).
А вот смотри и всемогущую силу имени Иисус Христова: в час девятый , – пишется в Деяниях апостольских, – Петр и Иоанн вхождаста в святилище в час молитвы, и бе там человек хром от чрева матери, прошаше милостыни. Они же глаголаху: сребра и злата нет у нас, а что имеем, то тебе даем: во имя Господа Иисуса Христа Назорея востани и ходи, и абие воста и вшед в церковь ходя и скачя, хваля Бога (Деян.3,1-8). И когда людии, притекшие на сие чудо ужасно, недоумеваху, то святой Петр сказал им: разве своею силою мы сие сотворихом? Бог Отец прослави отрока Своего Иисуса и, по вере во имя Его Святое, сей стоит пред вами здрав (Деян.3,12-16).
О преславного имени и превожделенного!… О силы всемогущие, в нем сокрытые!…
Святой апостол Петр, пришед в Лидду, обретает там Энея, восемь лет лежаща на одре, и говорит ему: Энее! Исцеляет тя Иисус Христос, и абие воста здрав (Деян.9,34).
Святой апостол Павел, стужив же си, и обращься, рече духови нечистому, жившему в отроковице – что всякий день говорил людям: сии раби возвещают нам путь спасения – повелеваю тебе, именем Иисуса Христа, изыди из нее – и абие изыде (Деян.16,17-18).