Преподобный Серафим Саровский.
Описание жития преподобного Серафима Саровского способствует пониманию значения молитвы в духовном преображении человека, приобщении его к Божественной благодати. Оно служит также примером, раскрывающим представление о христианских святых как людях, «которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь» (учебное пособие, с. 13).
Работа с текстом может быть организована как путем изложения содержания его учителем, так и путем самостоятельного чтения. Особое внимание и в том, и в другом случае необходимо обратить внимание на раскрытия смысла незнакомых учащимся слов, в большом количестве встречающихся в тексте. После ознакомления с текстом целесообразно организовать его обсуждение на основе предлагаемых вопросов.
Будущий святой Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 года (по др.данным – 1754 г.) в городе Курске в семье Исидора и Агафьи Мошниных. Его отец принадлежал к купеческого сословию, занимаясь строительными подрядами. Однако Прохор рано лишился отца, оставшись вместе со старшими братом и сестрой на попечении матери. Когда Прохору было семь лет, мать взяла его с собой на строительство церкви. Оставшийся в какой-то момент без присмотра, мальчик оступился и упал со строительных лесов, но остался живым и невредимым.
Среди своих сверстников Прохор отличился особой любовью к Богу; часто посещал храм. В 17 лет он принял решение уйти в монастырь. Прежде, чем принять монашеский постриг, Прохор отправился в Киев, чтобы поклониться святыням Печерской лавры. В окрестностях Киева состоялась его встреча со старцем Досифеем, который благословил Прохора поступить в Саровский монастырь, располагавшийся на севере тогдашней Тамбовской губернии.
В 1778 Прохор Мошнин был принят в Саровский монастырь в качестве послушника. В монастыре он исполнял обязанности пономаря, столярничал, пек хлеб для братии. С благословения настоятеля в свободное время часто удалялся в лес для уединенной молитвы. В 1786 году, после 8-летнего послушания, Прохор принял монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре после этого он был посвящен в сан иеродиакона, а в 1793 году в Казанском мужском монастыре г. Тамбова рукоположен епископом Тамбовским Феофилом в иеромонахи.
В 1794 году, на 35 году своей жизни, Серафим оставил обитель и поселился в отшельнической келье, расположенной в густом лесув пяти верстах от монастыря. Здесь он провел в отшельничестве 16 лет, проводя время в строгом посте, труду и ежедневных молитвах. Зимой и летом Серафим носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, имел строгое воздержание в пище и во многом другом. В житии Серафима Саровского говорится о том, как он из своих рук кормил хлебом медведя.
Однажды на Серафима напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе вполне обеспеченные, они решили ограбить его келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили. Преподобный Серафим с большим трудом добрался до монастыря. Полученные им повреждения были очень серьезны, но выздоровев, он вновь вернулся к отшельничеству. Разбойники же в его келье ничего для себя не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать.
В период своего пустынножительства Серафим прошел через духовный подвиг столпничества (1804-1807). Столпничеством называется длительное пребывание в молитве на открытой возвышенной площадке (башне, скале и т.д.), недоступной для посторонних. В течение 1000 дней и ночей Серафим беспрестанно молился, стоя на камне. Он обращался к Богу с благодарственной молитвой, с молитвой-просьбой, с молитвой – славословия. Другой духовный подвиг Серафима связан со строгим молчанием, которое он соблюдал в течение трех лет (1807-1810 гг.). В это время старец старался ни с кем не встречаться и не общаться. Обет молчания рассматривается в христианстве как стремление к разрыву с греховностью мира и приближения к Богу.
В 1810 г. Серафим вернулся в монастырь, но ушел в затвор, постоянно пребывая в молитве и помыслах о Боге. Пять лет он соблюдал строгое затворничество, а впоследствии начал иногда принимать посетителей из монашествующих и мирян по своему выбору. В 1825 старец Серафим окончательно оставил затвор и перебрался в келью в двух верстах от монастыря. Здесь он принимал всех приходивших к нему, подавая страждущим духовную помощь и утешение.
За свое духовное подвижничество Серафим получил от Бога особый дар - благодать. Старцу Серафиму не раз являлись видения в образе Матери Божьей и святых, подкреплявшие его веру. Ему был послан дар прозорливости и исцеления от болезней. Но, самое главное, в душе его раскрылась особая любовь к людям.
Многие искали встречи с ним, приезжая за советом, за духовными наставлениями. Всех приходящих он приветствовал словами: «радость моя», «возлюбленный мой». Одним своим словом согревал он самые зачерствелые сердца, вызывая в них "теплоту сердечную", стремление к добру и к Богу. От преподобного Серафима как из источника исходили любовь, сострадание и милосердие, необходимые людям. Многих он исцелял физически и духовно, примирял с жизнью, наделял душевным покоем, давал уверенность в себе и жизненные силы. Он умел проникать в самые глубины человеческой души, видеть в ней накопленные пороки и причины их зарождения, но при этом всегда указывал путь исправления человека.
Проведя свою жизнь в суровых духовных подвигах, главным средством приобщения к Богу преподобный Серафим, однако, считал молитву. Он не всегда считал обязательными длинные молитвенные правила, но строго напоминал, что молитва должна идти от сердца: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, - не монахи, а черные головешки!".
Скончался преподобный Серафим в 1833 году в своей келье во время молитвы. А в 1903 г. он был причислен Русской православной церковью к лику святых.
Задания:
1. Что значит для человека – принять монашеский постриг?
2. В чем заключалась Божественная благодать, которой удостоился преподобный Серафим? За что, на ваш взгляд, он удостоился этого дара?
3. Почему люди стремились к старцу Серафиму?
4. Какое значение преподобный Серафим Саровский придавал молитве? Как он учил относиться к ней?
5. Познакомьтесь с двумя высказываниями преподобного Серафима Саровского:
· «Надобно всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум от непристойных колебаний».
· «Не выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение».
Объясните, как вы понимаете смысл этих высказываний.
Как вам кажется, стоит ли прислушаться к этим мыслям Серафима Саровского людям, живущим в наши дни, в том числе - детям? Почему?
Урок 5. Библия и Евангелие.
Основные понятия урока: христианин, христианство, Библия, Священное Писание, Ветхий Завет, пророки, Христос, помазание, Новый завет, откровение Божие, Евангелие, апостолы, притча.
Материал для организации работы с учащимися
Священное Писание христиан
При рассказе о Священном Писании крайне желательно продемонстрировать детям Библию (или, хотя бы Новый завет).
Священное Писание христиан – Библия - составлялось разными людьми в течение нескольких тысячелетий. Христиане верят, что писали они не просто сами по себе, а по внушению Бога, вдохновлявшего их.
Мы видим вокруг себя мир, его красоту и многообразие. Как возник этот мир? Люди понимали, что такое величие мог создать Кто-то могущественный и мудрый. И искали Его. Истинное знание о Боге было открыто еврейскому народу через избранных Им святых пророков. Святые пророки записали все то, что открыл им Бог. Писание, собранное до рождества Иисуса Христа, называется Ветхий Завет. Первоначально оно было записано на древнееврейском языке.
Слово «завет» означает «союз», «договор» с Богом. В Ветхом Завете говорится о древнем союзе с Богом. В этой Книге описаны события, которые происходили с людьми до рождения Христа. Православная Церковь насчитывает в составе Ветхого Завета 39 канонических (главных) и 11 неканонических книг (т.е. частей). Самые древние из них были созданы более 3 тысяч лет назад, последние – за 2 века до рождения Христа, т.е. 22 с лишним столетия назад.
Новый Завет рассказывает о жизни Иисуса Христа, Его учении, страдании и воскресении. Свидетелями жизни Иисуса были Его ученики, которые после смерти и воскресения Учителя продолжили распространение христианского вероучения. Название «Новый завет» отражает идею нового союза между людьми и Богом, заключенного во времена земной жизни Иисуса Христа.
Каноническое (официально признанное церковью) содержание Нового завета складывалось на протяжении первых веков христианства. Оно было написано учениками Христа и их последователями.
Новый завет состоит из 27 книг, признаваемых не только православной церковью, но и другими направлениями христианства:
- четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа;
- книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки;
- двадцати одного послания апостолов;
- книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Евангелисты
Составителями Евангелий («евангелие» по-гречески значит «благая весть») были апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Матфей был евреем, служил мытарем, то есть сборщиком налогов. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной», он оставил свою должность и пошел за Спасителем. После смерти и воскресения Христа апостол Матфей проповедовал христианство в Сирии, Персии, а потом в Эфиопии, где был убит.
Марк -сын богатой жительницы Иерусалима по имени Марии, которая была страстной последовательницей Христа. Он не принадлежал к числу непосредственных учеников Христа, но затем стал учеником апостола Петра. Помогал Петру в записи главных событий жизни Христа, составивших евангелие от Марка. Положил начало распространению христианства в Египте, где через несколько лет он погиб от рук язычников.
Лука – один из 70-ти учеников Христа, образованный грек, врач, верный друг и помощник апостола Павла. По преданию, Лука написал первую икону Божьей Матери и стал первым иконописцем. Принял мученическую смерть в Греции, где проповедовал христианство.
Иоанн – один из первых 12 апостолов (учеников Христа, которым он доверил распространение христиансткого учения), сын рыбака Зеведея из области Галилея (в Палестине). В 18 лет он вместе с братом Иаковом последовал за Христом и стал его любимым учеником. Иоанн - единственный из апостолов, кто вместе с Матерью Иисуса до самого конца не оставил его в момент казни на кресте. Перед своим смертным вздохом Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери. Следуя этой просьбе, апостол Иоанн принял Пречистую Деву Марию в свой дом и служил Ей до самого Ее Успения (кончины).
Затем Иоанн отправился для проповеди Слова Божьего в страны Малой Азии. За проповедование Христа он подвергся гонениям и жестоким мучениям, но Господь сохранил его невредимым. Римский император Домициан сослал его на остров Патмос, где святой удостоился великого Откровения о судьбах мира, которое изложил в Апокалипсисе. После смерти императора апостол Иоанн возвратился в город Эфес. Здесь по внушению Духа Святого он написал Евангелие. Иоанн прожил более 100 лет и единственный из 12 апостолов обрел мирную кончину.День прославления Иоанна Богослова Православная церковь отмечает 9 октября.
Иоанна нередко называют «апостолом любви». Когда в старости ему трудно стало произносить проповеди, он все время повторял только: "Дети мои! Любите друг друга!". Удивляясь этому, ученики спросили его:
- Зачем ты, учитель, повторяешь одни и те же слова?
- Слова эти - заповедь Спасителя, - отвечал Иоанн, - и эта заповедь содержит весь закон.
Апостола Иоанна именуют также "Богословом" за то, что написанное им Евангелие и послания отличаются возвышенностью, проникновением в тайны бытия. В иконописной традиции за Иоанном утвердился символ орла, ибо мыслями своими он возносился выше облаков, к самому Господу.
Урок 6. Проповедь Христа.
Основные понятия урока: проповедь, Нагорная проповедь, духовные сокровища, Благодать, Утешитель, Иисус Христос.
Материал для организации работы с учащимися
Чему учил Христос?
О прощении ближнего
«Прощайте, и прощены будете", - сказал Иисус Христос. "Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
О промысле Божием
Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботится, о всех тварях, но особенно о людях. Господь заботится о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.
"Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам".
О необходимости добрых дел
Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного". Это значит, что мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.
О милостыне
Всякое доброе дело нужно делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то при последнем суде Своем».