Понять подвиг новомучеников мешает массовое неверие
– Скажите, батюшка, вы изучили многие личные дела, истории, – есть ли что-то общее в этих историях, что-то такое, что может объяснить, почему именно эти люди удостоились принять мученический конец?
– Подвиг мученичества смог совершить тот, кто смог стяжать жертвенную любовь к Богу. Приведу пример. В самом начале февраля 1942 года в небольшой городок на северо-западе Казахстана в ссылку был доставлен епископ Николай (Ф.Н. Могилевский; 1877-1955), который скончался митрополитом Алма-Атинским. В 2000 году прославлен в лике святых как священноисповедник. Охранники привезли его на станцию и вытолкнули из вагона на перрон в рваном ватнике. Сострадательные старушки дали ему телогрейку, шапку, залатанные валенки. Одна женщина приютила его в сарае, где находились корова и свинья. Владыке шел 65-й год, он был весь седой. На работу его не брали. Он питался подаянием. Однако он никому не сказал, что он – епископ. Позже его духовные чада спросили: «Почему вы не сказали старушкам, которые дали вам одежду, что вы – епископ?» Он сказал:
«Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость».
Если христианин смог воспитать в себе полную преданность святой воле Божией и в исполнении ее находить высшую радость, то он может уподобиться мученикам и тогда, когда нет гонений. Преподобный Ефрем Сирин призывает христиан:
«Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, противостав диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовию к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога, во исполнение заповедей Спасителя».
– Пророк Исайя, когда предсказывал приход и смерть Христа, писал:Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мыисцелились(Ис. 53, 4 – 5). Можно ли подобное сказать и о новомучениках, что они своей кровью искупили русский народ от греха отступничества от царя и Бога?
– Человек, даже будучи праведником, не может искупить грехи других людей. Об этом ясно пишут святые отцы:
«Брат не может искупить брата своего, а каждый человек – сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху» (святитель Василий Великий).
Об этом же говорит преподобный Ефрем Сирин:
«Поскольку долги наши вследствие отпадения от Бога превзошли все своей многочисленностью, так что ни пророки, ни священники, ни праведники, ни цари не в состоянии были изгладить их, то Сам Сын Божий, явившись (на землю), повсюду сделался пленителем всех и ни в утробе, ни в Рождестве, ни в Крещении не уничтожал долгов наших, пока, преданный на Крест, не вкусил смерти, так что Смерть Его сравнялась с винами нашими, ибо чрез нее изглажено то, для изглаждения чего недостаточны были все творения».
– Когда читаешь жития новомучеников, то, даже отдавая себе отчет в том, что это люди глубокой веры, ты все равно каждый раз поражаешься силе их веры. Все понимали, что каждого ждет своя Голгофа, но никто от Креста не отрекался. Вспоминается священномученик Иоанн Восторгов и его фраза перед расстрелом: «Я готов». Этот и другие случаи, как мне представляется, – сильнейшая проповедь… Известны ли вам случаи, когда кто-либо приходил в Церковь после знакомства с историями русских святых XX века?
– В декабре 2007 года я жил в монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Там я узнал, что его основали две шотландки, принявшие Православие – монахини Мария (Барбара-Стелла Робинсон) и Марфа (Алиса Спротт).
По вероисповеданию они были англиканки, давшие обеты и посвятившие себя миссионерскому делу в Индии. Обе они обратились в Православие и приняли монашеский постриг в 1933 году, во время посещения Палестины на пути в Индию. Стелла Робинсон в 1920-е годы прочитала воспоминания графини Александры Олсуфьевой о великой княгине Елисавете Федоровне, опубликованные в 1922 году на английском языке. Ее светлый образ настолько поразил Робинсон, что она взяла за образец ее служение в делах милосердия. Она поселилась в Вифании. Когда узнала, что совсем рядом, в Гефсиманском саду, под храмом святой Марии Магдалины, покоятся останки убиенной русской княгини Елисаветы, она была поражена. Стелла Робинсон и Алиса Спротт решили навсегда остаться в Вифании. В сентябре 1933 года над ними был совершен чин присоединения к Православию, а в 1934 году они стали монахинями Марией и Марфой. Образовалась монашеская община. Монахиню Марию назначили хранительницей усыпальницы вел. княгини Елисаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. Скончалась монахиня Мария (Робинсон) мирно 7 ноября 1969 года, будучи игуменией Гефсиманского монастыря.
– И последний вопрос, батюшка. На ваш взгляд, когда Россия дозреет до понимания подвига новомучеников? Когда Россия о них узнает?
– Это произойдет тогда, когда наше общество начнет исцеляться от тяжкого недуга – массового неверия.
С архимандритом Иовом (Гумеровым)
беседовал Максим Васюнов
18 июля 2017 г.