Беседа о новомучениках Церкви Русской с архимандритом Иовом (Гумеровым)
Беседа о новомучениках Церкви Русской с архимандритом Иовом (Гумеровым)
Опытный духовник и насельник Сретенского монастыря рассказывает о том, что мешает некоторым верующим признать Николая II святым, связно ли отречение от царя с отречением русских от церкви, как массовое неверие мешает понять подвиг новомучеников и есть ли смысл в народном покаянии…
Русская революция, «красным колесом» прокатившаяся по судьбам миллионов семей, для большей части нашего народа по-прежнему остается безынтересным далеким событием, осмыслять которое недосуг. У СМИ желания по-настоящему разобраться в произошедшем сто лет назад тоже нет. Материалы о царе, Феврале и Октябре – часто поверхностные, а то и вовсе «желтые». И уж тем более мало кто говорит о новомучениках – как будто и не было расстрелянных священников, монахов и мирян, а если и были, то они никак с событиями 1917 года не связаны! Однако влияние современных массмедиа таково, что подчас даже верующие люди принимают за чистую монету лживые непроверенные факты и одиозные комментарии. Устав наблюдать за «плясками на крови» и пропитанными ненавистью дискуссиями в Интернете, я попросил отцаИова (Гумерова), много лет работавшего над канонизацией святых XX века, ответить на вопросы, которые «наболели» по этой теме лично у меня.
Архимандрит Иов (Гумеров)
Об отношении к последнему Российскому императору
– Отец Иов, давайте начнем с вопроса о страстотерпце Николае II. Недавно я с удивлением обнаружил, что в православной среде многие негативно отзываются о последнем русском императоре. С чем можно связать такое отношение?
– Мировоззрение человека, его ценности, оценки и взгляды формируются в результате воспитания, образования и воздействия культурной и исторической среды. В течение 73 лет все сферы жизни нашего общества были тотально подчинены коммунистической идеологии. Сущность ее – воинствующий атеизм и насильственный передел исторически сформировавшегося уклада жизни, что повлекло радикальное разрушение традиций и обычаев. Чтобы внедрить эту идеологию в сознание людей, была переписана вся история. Наиболее густая ложь была вылита на ближайшее историческое прошлое, и прежде всего на царскую власть, которая была уничтожена путем переворота. Царю Николаю Александровичу выпал особый крест – годами терпеть изощренную и злонамеренную клевету. В ее распространении активно участвовали все, кто питал ненависть к Церкви, Православию и христианской государственности.
Внешняя свобода, появившаяся в самом начале 1990-х годов прошлого столетия, не освободила людей от груза извращенных исторических оценок и взглядов. Я хорошо помню это время. В сентябре 1989 года я стал преподавать в Московской духовной семинарии и академии. 23 сентября 1990 года началось мое священство. Мне приходилось общаться с прихожанами, преподавателями и студентами. Во время споров о прославлении в лике святых царя и его семьи я постоянно убеждался, что люди пользуются ложными стереотипами. Сами они с личностью царя не были знакомы на основе документов, объективных фактов и сохранившихся свидетельств.
Нужно решительно сказать, что соборный разум Церкви определяет святость не только и не столько на основе суждений и оценок жизни и поступков прославляемого лица, но прежде всего – опираясь на объективные свидетельства, которые дает Господь Бог. Имеется немало свидетельств о чудесах и благодатной помощи по молитвам к царственным мученикам. Ко времени прославления царской семьи, которое состоялось в августе 2000 года, таких свидетельств о происходящих чудесах было много.
Чудо в Краснодаре
Приведу еще пример. В 2000 году настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре, протоиерей Александр Игнатов, в иконной лавке Свято-Данилова монастыря приобрел для храма икону царской семьи. В 2002 году после воскресной Божественной литургии одна из церковнослужительниц заметила, что стекло иконы царских мучеников помутнело. Когда открыли киот, то увидели, что икона царских мучеников отпечаталась на внутренней стороне стекла киота вплоть до мельчайших деталей. Подобного рода чудеса хорошо известны православным людям. Сразу же вспоминается чудо, происшедшее в Киеве в Свято-Введенском мужском монастыре в 1993 году: на стекле киота с иконой Божией Матери «Призри на смирение» появился нерукотворный отпечаток. Образ на стекле помещен в отдельный киот. Совершаются чудеса исцелений.
Икона царственных мучеников, отразившаяся на стекле в Краснодаре, по благословению правящего митрополита Исидора была направлена в комиссию по описанию чудесных знамений при Московской патриархии. Около года она исследовалась в Москве, в Институте криминалистики Федеральной службы безопасности России, экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел России, лаборатории Института общей физики Академии наук России с применением современного оборудования и новейших методов. Ученые подтвердили факт изображения на стекле иконы, но объяснить его происхождение не смогли. На иконе и на стекле – разное вещество.
О работе над житиями
– Какие сложности и препятствия перед вами возникали во время работы над составлением житий? Например, не приходилось ли встречать какого-либо сопротивления со стороны власти?
– Для подготовки материалов к прославлению новомучеников необходимо изучение следственных дел. Они до сих пор засекречены. Это затрудняет работу по канонизации новомучеников. У меня трудностей не было. Сам я непосредственно дела эти не заказывал. Когда мне нужны были какие-нибудь расстрельные дела, я просил сотрудницу отдела новейшей церковной истории Свято-Тихоновского богословского университета Ирину Ивановну Ковалеву заказать необходимое мне дело. Затруднений не было. Я получал копию дела и начинал работать, используя одновременно существующие публикации.
– Сколько новомучеников канонизировано при вашем непосредственном участии за те пять лет, пока вы занимались сбором материалов?
– Было канонизировано 17 святых. Из них 15 новомучеников.
Беседа о новомучениках Церкви Русской с архимандритом Иовом (Гумеровым)
Опытный духовник и насельник Сретенского монастыря рассказывает о том, что мешает некоторым верующим признать Николая II святым, связно ли отречение от царя с отречением русских от церкви, как массовое неверие мешает понять подвиг новомучеников и есть ли смысл в народном покаянии…
Русская революция, «красным колесом» прокатившаяся по судьбам миллионов семей, для большей части нашего народа по-прежнему остается безынтересным далеким событием, осмыслять которое недосуг. У СМИ желания по-настоящему разобраться в произошедшем сто лет назад тоже нет. Материалы о царе, Феврале и Октябре – часто поверхностные, а то и вовсе «желтые». И уж тем более мало кто говорит о новомучениках – как будто и не было расстрелянных священников, монахов и мирян, а если и были, то они никак с событиями 1917 года не связаны! Однако влияние современных массмедиа таково, что подчас даже верующие люди принимают за чистую монету лживые непроверенные факты и одиозные комментарии. Устав наблюдать за «плясками на крови» и пропитанными ненавистью дискуссиями в Интернете, я попросил отцаИова (Гумерова), много лет работавшего над канонизацией святых XX века, ответить на вопросы, которые «наболели» по этой теме лично у меня.
Архимандрит Иов (Гумеров)