Злые речи —разговоры о других или дискуссии об ошибках и промахах отсутствующих людей

Расти духовно

Кеннет Е. Хейгин

Оглавление

Предисловие

Часть I

1 УСТАНОВИ, ГДЕ ТЫ НАХОДИШЬСЯ

2 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

3 ДЕТСТВО

4 ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

Часть II

5 БЛИЗКОЕ ЗНАКОМСТВО С ОТЦОМ НЕБЕСНЫМ

6 ХОЖДЕНИЕ В ЛЮБВИ

Часть III

7 ДОСТИГНУТЬ ПОЗНАНИЯ

Часть IV

8 КАКОЙ ТЫ ЧЕЛОВЕК?

9 ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

10 ПЛОТСКИЙ ЧЕЛОВЕК

11 ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Часть V

12 ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

13 СЛОВО ОБОДРЕНИЯ

Расти духовно

Тело Христово нуждается в духовно зрелых членах. Родившись свыше, мы являемся несовершеннолетними во Христе, но нет воли Божьей на то, чтобы мы остановились на этой стадии. Он желает, чтобы мы стали зрелыми во Христе.

В своей книге «Расти духовно» Кеннет Хейгин сравнивает духовное развитие с жизненными фазами развития человека. Эта книга поможет вам определить, на какой ступени развития вы находитесь, и укажет вам, как вы можете возрасти до следующей стадии духовной зрелости.

Если вы прочтете и усвоите важную истину о духовном росте, это окажет огромное воздействие на вашу жизнь. А Тело Христово будет укрепляться, если вы возрастете в Нем и станете зрелым христианином.

Об авторе

Служение Кеннета Е. Хейгина продолжается уже более шестидесяти лет, с тех пор как Бог чудесным образом исцелил его в юности от порока сердца и неизлечимой болезни крови. Сегодня «Служение Кеннета Хейгина» охватывает весь мир. Его программу «Радиосеминар о вере» можно услышать по всей территории США и более чем в восьмидесяти странах мира. В числе других аспектов этого служения: «Слово веры», ежемесячный бесплатный журнал; евангелизационные мероприятия «Вся вера», проводимые по всей стране; Заочная библейская школа РЕМА; Центр библейского обучения РЕМА; Ассоциация служителей РЕМА, а также служение в тюрьмах.

Предисловие

Обретение зрелости во Христе — это процесс.

Тема этой книги — возрастание, то есть переход от несовершеннолетия к зрелости. Ее страницы помогут тебе возрастать, даже если их содержание и покажется тебе вначале сложным.

Они будут направлять тебя, позволят тебе правильно определить, в какой стадии духовного развития ты находишься. Если ты осознаешь это, то они помогут тебе выйти из нынешнего состояния развития и возрасти до следующей стадии зрелости во Христе.

Часть I

Глава 1

Установи, где ты находишься

«Посему и сказано: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам". И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос».

Ефесянам 4:8 и 11-15

Очевидно, Павел не считал, что община в Ефесе была уже совершенно зрелой. Обратил ли ты внимание, что он сказал: «...но истинною любовью все возращали...»?

А также: «...доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного...»?

Иногда, дойдя до слова «совершенный», мы внутренне отключаемся, потому что это кажется нам недостижимым, и мы не понимаем, что это означает. В переводе Моффат говорится: «...пока мы станем (зрелыми)». В расширенном переводе этот текст звучит так: «...пока мы достигнем действительно зрелого возраста». Здесь Павел говорит, что мы должны стать взрослыми, должны духовно зреть, чтобы не оставаться детьми. Он говорит о духовном возрастании — чтобы мы достигали духовной зрелости и духовно становились взрослым человеком.

Бог хочет, чтобы мы возрастали.

Библия учит нас, что существует удивительное сходство между духовным и естественным развитием. Она сообщает нам по крайней мере о трех стадиях процесса духовного развития, которые соответствуют трем возрастным стадиям физического развития. Это младенческий возраст, детство и зрелость.

Если рассматривать и исследовать их в этой последовательности, то можно увидеть, что некоторые характеристики отдельных стадий физического развития присущи и соответствующим духовным стадиям.

Я считаю, что каждый найдет себя на одной из этих стадий развития.

Глава 2

Младенческий возраст

«...Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь»

Петра 2:2,3

В этих стихах Писания нам сообщается о христианах, которые являются новорожденными младенцами. В физической сфере никто не рождается телесно зрелым, взрослым человеком. Мы рождаемся на свет младенцами, а потом возрастаем. Точно так же никто не рождается свыше полностью взрослым христианином, каждый рождается духовным младенцем, а потом мы начинаем расти.

Один этот факт сам по себе был бы уже проповедью. Мы ответственны за духовных младенцев, которые в наших общинах рождаются в семью Божью.

Я почти двенадцать лет был пастором и знаю, что нельзя многого ожидать от духовных младенцев, так как они еще очень несамостоятельны. Но те, которые уже постарше во Христе, могут заботиться о них.

Часто бывает так: если кто-то родился свыше в воскресенье вечером, а до среды совершил ошибку, то об этом уже знает вся община и возмущается. Они ожидают от него, чтобы он до среды или, в крайнем случае, до следующего воскресенья вел такую же освященную жизнь, какую ведут они после многих лет пребывания в христианской среде.

Несколько лет тому назад я проводил двухнедельный семинар в общине одного пастора. Эти собрания должны были длиться дольше, но я преждевременно прервал их. Люди являлись во множестве: зал на 800 сидячих мест был полон каждый вечер. Они внимательно слушали. Собственно говоря, это не были евангелизационные проповеди, я много учил, а также молился за больных. В субботу я первый раз сделал призыв к покаянию, и тридцать три взрослых человека встали, желая принять Господа.

Они вышли вперед, чтобы я помолился о них и повел их в молитве. Потом я послал их в другое помещение, где с ними молились попечители, а я продолжал служить остальным.

Особое впечатление на меня произвело то, что большинство из принявших Господа были молодожены в возрасте от 25 до 32 лет. Позже я узнал, что ни один из них никогда прежде не посвящал свою жизнь Господу и не был членом другой общины. После богослужения я спросил пастора о них, и он ответил: «Никто из этих молодых людей не был отпавшим христианином. Они все были грешниками, которые теперь спасены».

Это было необычно. Я спросил его, знает ли он кого-нибудь из них.

Он сказал:

— Я не знаю ни одного, они никогда прежде не бывали в моей общине.

Я спросил его:

— Взял ли ты у них адреса? Он возразил:

— Ах, брат, если они действительно что-то получили, то они придут опять. Об этом не нужно беспокоиться.

На это я ответил:

— Завтра вечером я прекращаю собрания.

Люди рождаются в Царство Божье младенцами. О них нужно заботиться. Они никогда до этого не были в той общине. Они никогда до этого не слышали весть полного Евангелия. С ними нужно было работать, молиться, беседовать. Они были новорожденными младенцами во Христе.

После того как один известный проповедник со служением исцеления проводил в одном городе собрания пробуждения, работавший вместе с ним пастор сказал:

— Я никогда больше не буду сотрудничать в таких кампаниях.

— Почему так? — спросил я.

— Я не получил ни одного нового прихожанина, — жаловался он. — Ни одного прихожанина. Все это мне абсолютно ничего не принесло.

— Действительно ничего? — спросил я его. — Взял ли ты адреса новообращенных?

— О, да. Мне дали несколько карточек, но никто из этих людей ни разу не пришел в мою церковь.

Я поговорил с другим пастором того города об этой кампании, и он сообщил: «В результате этих собраний пробуждения в нашей церкви появились 99 новых членов. Я желал бы, чтобы евангелист вскоре приехал опять».

— Как это произошло? — спросил я. — Почему люди пришли в твою общину?

Он рассказал:

— Они совсем ничего не знали о нашей общине. Я взял их адреса и посетил некоторых из них. Я не убеждал их, чтобы они пришли именно в нашу общину, но я просто настаивал на том, что они непременно должны посещать какую-нибудь хорошую общину Полного Евангелия и продолжать возрастать в Боге. Некоторые из них пришли в нашу общину.

Мы несем ответственность за младенцев, так как они еще не знают, что они должны делать. Они еще не могут обеспечивать себя самих. Ведь в естественной сфере новорожденный тоже зависим от нас. Он не может ходить, не может одеваться, не может сам себя обслужить. Единственное, что может делать младенец, — это принимать пищу, и притом только молоко. И в духовной области тоже есть новорожденные младенцы. Если они получат чистое словесное молоко Слова Божьего, то они будут расти.

Невинность

Первое, что влечет тебя к младенцу, — это его невинность. Люди часто говорят: «О, ты милое, маленькое, невинное дитя». Никому в голову не придет, что у младенца есть прошлое.

Если ты новорожденный младенец во Христе, то у тебя тоже нет прошлого, Возможно, что ты был наилучшим орудием сатаны. Может быть, ты был самым плохим человеком, который когда-либо жил на земле. Но независимо от того, каким ты был раньше, когда ты родился свыше, то стал совершенно новым человеком во Христе Иисусе, и у тебя больше нет прошлого.

Для Бога ты невинный младенец.

КОРИНФЯНАМ 5:17

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

Хотя невинность присуща детскому возрасту христианина, но это то свойство, которое мы никогда не должны были бы терять. Это состояние невинности мы должны стараться сохранить, так как в противном случае мы попадем под осуждение сатаны и понесем духовный урон.

Новообращенный просто переполнен верой, он готов учиться. Мы всегда должны сохранять готовность учиться. Но иногда, становясь старше, мы приобретаем качества «всезнайки» или же думаем: «Ты ничему больше не можешь научить меня». Таким людям никто не может помочь, даже Бог.

Однажды вечером после богослужения в церкви у входа собралась группа мужчин. Когда я подошел, чтобы поприветствовать их, один из диаконов сказал: «Брат Хейгин, что ты думаешь о ...» (он назвал определенную библейскую тему). Позже я узнал, что он сделал это умышленно, чтобы втянуть меня в их дискуссию.

— Я не знаю, что вы сейчас обсуждаете, и можно ли мне принять участие в вашей беседе.

Мужчина, которому диакон хотел помочь, тут же вставил:

— Я говорю тебе сразу: ни ты и никто другой не можете мне что-либо новое сказать на эту тему. Я уже все об этом знаю.

Я сказал:

— Если ты знаешь все, то ты уже далеко опередил меня. И если ты действительно знаешь все, то ты опередил любого проповедника из всех, с которыми я знаком.

Он ответил:

— Я действительно знаю все, что можно об этом знать. Никто не сможет мне еще что-либо добавить.

На самом деле этот человек был самым настоящим младенцем во всей общине. Он еще не все знал по этой теме. Откровенно говоря, он не имел о ее предмете никакого понятия.

Постоянно сохраняй в себе открытое сердце и невинный дух, способный учиться в общении с Богом и людьми.

Неведение

Наши дети уже выросли и сами стали семейными людьми. Когда я наблюдал сперва за нашими детьми, а после за внуками, то заметил следующее: у младенцев есть склонность совать в рот все, что попадает им в руки. Новорожденный тянет в рот свои пальцы. А когда он немного подрастет, начнет ползать и найдет на полу шуруп, то и его тут же сунет в рот. Если найдет ложку, она отправится туда же, а если паука, то и он попадет в рот.

Младенцам неизвестно назначение этих предметов. Они не знают, что следует брать в рот, а что нет. Иногда это приводит к печальным последствиям: ребенок может погибнуть, если сунет в рот что-нибудь ядовитое.

Мне знаком случай с четырнадцатимесячным ребенком, который, ползая по комнате, нашел и сунул в рот испорченную пищу, возможно, оставленную когда-то одним из старших детей. Он умер, прежде чем его успели привезти к врачу. При вскрытии обнаружили в этой пище яд. Когда родители вернулись домой, они нашли ее остатки в одной комнате, которой мало пользовались. Младенец не знал, что есть этого нельзя, он не сознавал, какие последствия будет иметь его поступок.

К чему я клоню? То же самое происходит и в духовной области. Мы должны следить за тем, какую духовную пищу мы принимаем. Мы должны быть такими же внимательными к тому, что мы читаем, как в материальной области к еде.

Иногда христиане, не рассуждая, глотают ядовитые толкования в вопросах учения, которые отравляют их духовную жизнь, лишают их духовного роста и даже разрушают их свидетельство, если они принимают эти учения.

Несколько лет тому назад один проповедник был крещен Духом Святым и имел чудесное переживание с Богом.

Я даже мог бы утверждать, что не встречал служителя, который привел бы к Богу больше душ, чем этот человек. Он был необычным. Он приводил людей ко Христу, когда никто другой не мог этого сделать. Я думаю, что можно было бы собрать десять лучших проповедников Америки в одно собрание, позволив каждому проповедовать и сделать призыв к обращению. И если бы в заключение передать собрание этому человеку, то после его проповеди и призыва обратилось бы больше людей, чем у каждого из предыдущих проповедников.

Это было его служение: он был евангелист. Но он начал увлекаться превратными толкованиями Библии и в конце концов принял ложное учение и постоянно следовал ему.

Привел ли он к Богу хотя бы одну душу в течение последних двадцати лет, неизвестно ни мне, ни кому-либо другому.

Я знаю молодых христиан, которые только что получили возрождение и исполнение Духом Святым. Они были ревностными завоевателями душ, приводя людей к Иисусу и к исполнению Духом Святым. Но потом они «открывали» какое-то учение. Некоторые из них даже говорили мне: «Сегодня Бог действует иначе».

Нет. В настоящее время Бог не действует иначе. Его желанием всегда остается спасение людей. Просто эти люди встали на путь заблуждения. Они оставили фундаментальные истины учения Слова Божьего и ухватились за что-то, не имеющее ценности.

Некоторые теории действительно по сути своей ядовиты. В других вопросах не так важно, что ты по этому поводу думаешь, так как они не содействуют твоему спасению, поэтому безразлично, веришь ты в это или нет.

И все же множество христиан питают свой дух всевозможными учениями, далекими от истины, и отравляются ими. А потом они воспитывают учеников, которые должны следовать их собственным учениям. Если что-то действительно вдохновлено Духом Божьим, то это будет способствовать единству, потому что единство Тела Христова все еще является Божьим желанием. Послание к Ефесянам (4:13) гласит: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

То, что разделяет христиан, не может быть от Духа Божьего, так как Дух не разделяет любви.

Однажды я посетил христианскую семью и увидел на столе книги, о которых я знал, что они ядовиты. Это были «религиозные книги», но они содержали яд. (Мы должны быть осторожны не только с мирскими книгами, но и с «духовной литературой».)

Я намеренно направил нашу беседу на эти книги, взял одну из них в руки и сказал о ней что-то.

Брат был рожден свыше и исполнен Духом Святым, но он возразил:

— О, это чудесная книга.

— Вы уверены? — спросил я.

— Да.

Когда я был совсем молодым христианином, мне в руки попались некоторые из этих книг, и я сразу же заметил в них яд. Итак, я открыл определенные страницы и начал читать вслух.

— Но, брат Хейгин, ведь здесь приведены ссылки на Писание. Я даже проверил некоторые, эти стихи есть в Библии.

Я возразил:

— Конечно, если бы не были указаны некоторые стихи из Библии, хотя они вырваны из контекста, то люди бы даже не стали этого читать. Если бы ты хотел отравить собаку, ты ведь тоже не насыпал бы яд просто так, но предложил бы его в хорошем куске мяса.

Можешь ли ты понять, к чему я веду? Ты должен спрятать яд в хорошем куске мяса, чтобы собака вообще подошла к нему. Сатана берет некоторые хорошие места Писания, чтобы ты проглотил приманку, но он подсыпает туда немного яда. Будь осторожным и испытывай, что ты читаешь.

Не читай подряд все, что попадет тебе в руки. Если ты еще не совсем зрелый христианин и не имеешь способности отличать истину от заблуждения, то было бы лучше, если бы ты совсем не читал такие вещи.

Много лет тому назад я однажды проповедовал у одного пастора Полного Евангелия. Этот человек имел высшее образование и был доктором богословия. Тогда я еще не видел более обширной личной библиотеки, чем у него. Я даже не мог прикинуть, сколько сотен книг стояло у него на полках, которые высились от пола до потолка. Так как я сам большой книголюб, то очень заинтересовался его библиотекой. В течение трех недель, пока я жил у него, я прочитал некоторые из этих книг. Когда мы однажды говорили об этом, то он признался: «Брат Хейгин, хочу быть совсем откровенным с тобой — в этой библиотеке есть книги, о которых я сожалею, что прочитал их. Они мешают мне, они препятствуют мне, хотя я сегодня уже не читаю их».

Он назвал некоторые заглавия. Это были «духовные» книги. Но он сказал: «Я жалею о том, что когда-то прочитал их. Сегодня они препятствуют моей вере. Они мешают мне непредвзято верить Богу».

Было бы лучше, если бы он никогда не впитал в свое сознание содержание этих книг. Но именно это он и сделал.

Когда я начинаю что-либо читать и замечаю, что это скорее уменьшает мою веру, чем увеличивает, то у меня достаточно здравого смысла, чтобы сразу отложить такую книгу. Проверь, чем ты питаешься!

Существует пословица относительно нашего питания: «Ты состоишь из того, что ты ешь». То же самое применимо и к духовной области: «Ты становишься тем, что ты ешь».

Раздражительность

Младенцев легко избаловать, а избалованные дети раздражительны. Избаловать их можно по-разному: например, приучить их к тому, что свет ночью всегда должен оставаться включенным, или к тому, что их постоянно носят и держат на руках.

Библия кое-что говорит нам о развитии младенцев. Давид объяснял: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс. 130:2). Библия говорит об Исааке в книге Бытие: «Дитя выросло, и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди» (Быт. 21:8).

Это должен быть великий день — день, когда христиане настолько возросли, что могут отставить бутылочку с молоком. Но, к сожалению, часто случается наоборот. По сути, это должен быть праздничный день, но вместо этого они весь день плачут. Я знаю это из практики, так как я почти двенадцать лет служил пастором. Меня совсем не удивляет, что в некоторых общинах мы не можем сделать намного больше для Господа. Если в общине появляется новорожденный ребенок, то для этого ребенка нет свободной бутылочки, так как все бутылки заняты и старшие дети ни за какую цену не хотят расставаться со своей. Все кроватки в духовной детской комнатке тоже заняты, и старшие малыши отказываются встать и освободить свою колыбель.

В последней общине, в которой я служил пастором, были две женщины, жившие недалеко друг от друга. Они уже в течение длительного времени были спасены, исполнены Духом Святым и говорили иными языками, — но это еще никого не делает зрелым христианином. Они были самыми натуральными младенцами, каких только можно себе представить. Нужно было постоянно наблюдать и ухаживать за ними. Они хотели, чтобы их постоянно посещали и брали на руки. Они специально не приходили в церковь в воскресенье, чтобы пастор в понедельник посетил их, дал им бутылочку и утешил их. Итак, я просто перестал нянчить их.

Когда один из диаконов заговорил со мною об этом, я ответил: «Брат, если ты желаешь пойти и посетить их, милости прошу. Я же больше не пойду. До тех пор пока я пастор этой общины, я больше не буду посещать их дома. Я устал расточать с ними свое время. Это младенцы, которые желают оставаться младенцами. В общине достаточно людей, которым нужно помочь. Многие из них недавно пришли в церковь и хотят, чтобы их научили».

Этим старым младенцам больше ничего нельзя было преподнести. И я больше не посещал их в течение последующих полутора лет, что служил пастором этой церкви. Но у меня сложилось такое впечатление, что они стали более регулярно посещать церковь, чем когда-либо, заметив, что я больше не прихожу к ним.

Мы должны повзрослеть, чтобы помогать другим, а не вынуждать кого-то постоянно навещать нас, утешать и ободрять, молиться с нами и питать нас. Если приходит время быть отнятым от груди, то мы должны быть благодарны Богу за это.

Если правильно отучать ребенка от бутылочки, то, когда приходит время, он сам отворачивается от нее. А если этого не сделать, то крика будет предостаточно.

Если люди принимают молоко, то они должны расти. Апостол Петр говорил: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

Пасторы иногда даже говорили мне, что им кажется, будто я даю их прихожанам слишком много пищи: «Брат Хейгин, я знаю: люди в моей общине должны были бы быть уже более зрелыми. Но лучше соблюдать осторожность, так как они могут переваривать только небольшую дозу молока, поэтому я и даю им совсем немного молока».

Я возразил: «Нет, ты им даже и молока не давал. Ты здесь являешься пастором уже 30 лет. Если бы они получали молоко, то росли бы. Петр говорит, что от молока мы будем расти».

Но они не росли. Они получали даже не настоящее молоко, а наоборот — сепарированное, обезжиренное молоко.

Младенцы легко разочаровываются, быстро отвлекаются, их очень просто обидеть. Бог хочет привести нас к такому состоянию, чтобы нас было не легко разочаровать. Он хочет, чтобы мы возрастали и не отвлекались на всякие пустяки. Он желает ввести нас в покой, чтобы мы не были более столь легко ранимыми.

Глава 3

Детство

«.. .Дабы мы не были более младенцами...»

Ефесянам 4:14

Павел писал это письмо общине в Ефесе и говорит в нем о духовных младенцах, о духовно несовершеннолетних. А между тем мы знаем, что в этой общине было не менее двенадцати мужей, о которых свидетельствуют Деяния Апостолов (19:7). И я уверен, что там было еще больше взрослых. Если Павел говорит, чтобы мы не оставались младенцами, то он призывает нас стать духовно взрослыми.

Характерные черты детского возраста в духовном развитии очень схожи с естественным развитием.

Непостоянство

Когда моему сыну было 13 или 14 лет, однажды я дал ему задание прокосить газон. Рвение, с которым он схватил косилку и помчался к газону, давало повод предполагать, что он справится с этой работой за полчаса. В то время у нас была ручная косилка и небольшой участок, так что он легко мог бы скосить его минут за 40, если бы работал с начальным усердием. Мне нужно было поехать в город, чтобы кое-что закупить. Когда я вернулся через полтора часа, косилка стояла посреди газона. После того как я уехал, мой сын скосил только два ряда. Я поискал его в доме, потом спросил жену, где он.

— Не знаю, — ответила она. — Разве он не ездил с тобой?

— Нет, — ответил я. Наконец я решил посмотреть, не играют ли ребята за углом в мяч. Я знал, что если там кто-то играет, то мой сын обязательно будет среди них. Ребята играли, и он был с ними.

Он был непостоянным. На него нельзя было положиться. Как часто говорят, детям не приставишь головы взрослого. Это просто невозможно. То же самое наблюдается и в духовной области.

Мать говорит своей подрастающей дочери: «Пожалуйста, помой посуду и подмети кухню, так как мне надо сделать пару покупок». Дочь начинает работу с завидной энергией, но когда мать возвращается, она обнаруживает, что посуда вымыта только наполовину, а дочери нигде нет. Через некоторое время она идет к соседям, и там ее дочь играет с подружкой.

Дети непостоянны, ненадежны, легкомысленны и неуравновешенны. Духовные дети такие же.

Когда в общину приходит новый пастор, на богослужение являются все. Когда я принимал новую общину, вокруг меня собирались люди, хлопали меня по плечу, пожимали руку и говорили: «Брат Хейгин, я хочу, чтобы ты знал, что я стою за тобой. Ты можешь на меня рассчитывать на все сто процентов». Проходило полгода, и я ни разу их не видел. Проходило девять месяцев, а они так и не появлялись. Тогда я приходил к выводу: «Ну да, они ведь позади меня. Они сказали мне, что они стоят за мной. Теперь они действительно позади меня». Трудность заключалась только в том, что они были настолько далеко позади меня, что я никогда не мог постичь их. Они были слишком далеко от меня, что с ними ничего нельзя было начинать делать.

В разъездном служении многие годы я ездил от общины к общине и проводил семинары. После первой проповеди люди подходили ко мне, пожимали руку, обнимали меня и говорили: «Слава Богу, я поддерживаю тебя от всего сердца. Я верю, что это действительно перелом. У нас будут чудные собрания». И в последующие две или три недели я больше ни разу не видел их.

В последнее воскресенье вечером, когда пастор объявлял, что это заключительное собрание, они опять подходили ко мне. Недоуменно глядя на пастора, они удивленно спрашивали: «Неужели он уже закончил собрания?» Им казалось, будто никакого семинара вообще не было.

Любопытство

Дети полны любопытства. Каждый раз, когда я приходил домой и клал сумку с покупками на стол, я мог быть уверен, что наша вторая внучка, которой было восемь лет, почти с головой залезет в сумку. Она была полна любопытства. Она хотела знать, что в ней.

Некоторые из духовных детей, которые не стали действительно духовно взрослыми, хотя они имели на это и возможность, и время, также полны любопытства. Как только они услышат какую-нибудь болтовню или сплетню, тут же спрашивают: «Кто, кто это сделал?»

Любопытство является характерной чертой ребенка. Если ты запретишь ребенку открывать какой-то определенный шкаф, то можешь быть уверен, что он обязательно его откроет: его гложет любопытство. Духовные дети такие же. Они всегда суют нос в чужие дела. Слово Божье учит нас, чтобы мы беспокоились о собственных делах.

Бог не хочет, чтобы ты совал нос в дела других людей. Учись держать язык за зубами и наблюдать за тем, что относится к тебе.

Когда я был пастором, один человек в моей церкви хотел знать, что я делаю со своей зарплатой.

Я спросил его:

— А что ты делаешь со своей зарплатой? Он возразил:

— Это тебя вообще не касается. Я ответил:

— А тебя не касается, что я делаю с моими деньгами. Он понял намек. Членов общины не должно касаться, что пастор делает со своими деньгами, но и не дело пастора предписывать прихожанам, что им делать со своими деньгами.

Разговорчивость

Дети не понимают ценности тишины. Они чересчур разговорчивы. Ты заметишь, что люди в детской стадии духовного возраста непрестанно разговаривают.

В Слове Божьем об этом говорится следующее: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Прит. 10:19), а также: «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5:6). Мы должны учиться быть молчаливыми. Но ребенок просто не может молчать, поэтому он все время говорит.

Я очень хорошо помню время, когда моему сыну было три года. В тот воскресный вечер после богослужения мы очень поздно отправились спать. Я проповедовал на двух богослужениях и сильно устал. Мы все спали в одной большой комнате. Сын спал в своей кроватке в другом конце комнаты, младшая дочь — в колыбели. В комнате было темно.

— Папа, — позвал малыш.

Я еще не уснул, но думал, что если буду молчать, как будто я сплю, то он в конце концов успокоится и заснет.

— Папа...

Я не ответил.

— Папа. Я молчал.

— Папа?

Я не откликался, но крик становился все громче.

— Папа! Папа!

Наконец моя жена толкнула меня в бок и тихо спросила:

— Почему ты не отвечаешь ему? Я прошептал:

— Ты же его знаешь, если я отвечу, то он будет долго болтать.

Ему было только три года, и он не знал, насколько ценна тишина. Если он начинал говорить, то уже не мог остановиться. Итак, я думал, что если я не отвечу ему, то он все-таки успокоится и заснет. Но он звал все громче.

— Папа, папа, папа! Наконец я откликнулся:

— В чем дело, мой мальчик? Он спросил:

— Какой день завтра? Я ответил:

— Ах, помолчи, время спать. Но он повторил:

— Какой день завтра?

— Понедельник, но теперь спи.

— А какой день потом?

— Вторник.

— Завтра всегда понедельник?

— Нет, завтра не всегда понедельник; если придет завтра, тогда следующий день будет вторник.

— Я думал, ты сказал, что завтра понедельник.

— Завтра и есть понедельник, но когда настанет понедельник, то завтра, за понедельником, будет вторник.

— Но если завтра понедельник, как же тогда это может быть вторник?

— Так и может.

— А какой день будет потом?

— Среда.

— Будет ли когда-либо завтра?

— Да, но теперь молчи и спи.

— А какой будет следующий день?

— Четверг.

— А что будет потом?

— Пятница.

— А потом?

— Суббота.

— А потом?

— Воскресенье. Это сегодня.

— Сегодня всегда воскресенье?

— Нет, только сегодня. Если настанет понедельник, то сегодня будет понедельник.

— Ты же сказал, понедельник завтра.

— Теперь ты совсем сбил меня с толку. Я хочу, чтобы ты замолчал и уснул, иначе получишь.

Как малые дети, так и духовные еще не поняли ценности тишины. Будем учиться наблюдать за нашими словами.

Человек по имени отец Нэш всегда приезжал туда, куда направлялся Чарлз Финней, и собирал людей, чтобы молиться о пробуждении.

Однажды кто-то спросил у Финнея: «Знаешь ли ты маленького проповедника, которого зовут отец Нэш?»

Финней ответил: «Да. Он едет на место до собраний и молится о пробуждении. Я не плачу ему за это. Я не принимал его на работу. Он из тех людей, которые много молятся, — человек, не говорящий много слов».

Люди, которые постоянно говорят, становятся виновными по крайней мере в трех грехах. Они часто виновны в том, что говорят злое, обсуждая ошибки и промахи людей за их спинами. Часто они говорят ненужные вещи и постоянно сообщают о себе: что они сделали, будут делать и кем они были. Они часто виновны в пустых разговорах, пересказывая глупые шутки и говоря о неважных вещах.

Глупые разговоры

Я не возражаю против того, чтобы люди веселились или были приветливыми. Все в порядке, если рассказывают что-то забавное, но нельзя тратить на это слишком много времени. Библия упоминает о шутках, которые неуместны. Не говорится дословно, что это грех, но все-таки мы ясно видим, что нам неприлично говорить вздор.

ЕФЕСЯНАМ 5:4

4 ...Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение.

Однажды я проводил собрания у одного брата, которого сегодня ценю очень высоко. С тех пор он сильно изменился. До знакомства с ним я не встречал человека, который мог бы рассказать столько шуток, как он. Каждый день было по два собрания, и каждый раз, когда я его видел, он рассказывал мне новую смешную историю. Мне было непонятно, как он может запомнить такую массу анекдотов. Каждый день он рассказывал мне по крайней мере три совершенно новых анекдота. При утреннем собрании, при вечернем богослужении и если мы шли после собрания перекусить, у него опять готова была для меня следующая шутка, иногда даже несколько.

Проповедуя, я часто цитирую места Писания. И когда мы однажды шли обедать, он сказал: «Хотел бы я запоминать Писание, как ты».

Я ответил: «Ты мог бы, если бы отводил Библии столько же времени, сколько своим шуткам. Как ты только можешь помнить столько анекдотов? Я всегда забываю их. Если я хочу рассказать анекдот, то непременно перепутаю сюжет». Я не могу запоминать их, потому что у меня нет к ним интереса.

Но не бросайся в другую крайность и не утверждай, будто бы я сказал, что нельзя рассказывать ничего смешного, — я не это имел в виду. Я только сказал, что неправильно ставить на первое место болтовню и упускать Бога. Я говорю об обстоятельствах, тормозящих духовный рост. Мы никогда не сможем стать духовно взрослыми, если будем много заниматься пустыми делами. Я проповедник, и большинство людей, с которыми я общаюсь, служители Бога. Однако же если попытаешься побеседовать с проповедниками, то найдешь не так уж много таких, которые действительно могут говорить о духовных проблемах.

Я ездил от одной общины Полного Евангелия к другой — и проповедники их в основном желали говорить о рыбалке, об охоте или о том, сколько у них скота на ферме или сколькими домами и участками земли они владеют. Прекрасно пойти на рыбалку или на охоту. Нельзя ничего возразить против того, чтобы иметь частную собственность. Я рад, если ты имеешь владение. Но если я пытаюсь упомянуть о Божественных предметах или поговорить немного о духовных вещах, многие смотрят на меня так, как будто я ненормальный.

Я рад, что не все люди в таком положении. Но, к сожалению, так обстоят дела с очень многими людьми. Мы не сможем возрасти духовно, если будем тратить все свое время на разговоры о земных вещах.

Глава 4

Зрелый возраст

Библия повествует о многих характерных чертах духовно зрелого человека. Три из них мы будем рассматривать в нижеследующей главе.

1. Предоставлять преимущество духовным вещам.

2. Быть независимым от влияния критики или похвалы.

3. Быть способным распознавать действие Бога.

Евреям 11:24-26

Моисей, «придя в возраст», — а это означает, что он стал взрослым, стал мужчиной, — отказался называться сыном дочери фараоновой.

Представь себе, от чего он отказался! Он понял разницу между народом Божьим и миром. Египет является символом мира. С точки зрения мира, он был сыном царской дочери и стоял в линии наследников престола. Он имел богатство и пользовался почетом и уважением. Он имел все, что может предложить этот мир, и все-таки почел поношение Христово большим богатством.

Считать духовное важным, а земное незначительным или второстепенным — это один из основных признаков духовной зрелости. Невозможно возрастать духовно, если ставить земное выше духовного.

Бог желает, чтобы Его детям было хорошо. Он заботится о нас и желает, чтобы мы имели в жизни все прекрасное. Его Слово обещает нам: «...Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1:19). Но Он не желает, чтобы мы ставили эти вещи на первое место.

Некоторые из нас больше заинтересованы в том, чтобы зарабатывать деньги, чем служить Богу. Духовные дела должны иметь приоритет, если мы хотим быть духовными. Ты должен оценивать духовные вещи выше, чем зарплату, карьеру и все земное.

В зарабатывании денег нет ничего худого, но если деньги господствуют над тобой, это неправильно. Бог желает, чтобы тебе было хорошо, но чтобы деньги не были твоим господином и учителем.

ИОАННА: 2

2 Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

Здесь речь идет и о материальном благосостоянии, и о физическом, и о духовном. Еще раз внимательнее перечитай этот стих: «Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал (телесное благосостояние) и преуспевал во всем (материальное благосостояние), ка<

Наши рекомендации