Серьезность произносимого слова
На Божий народ возлагается вся полнота ответственности за правильный выбор, правильное узнавание тех людей, которых посылает ему Бог. Этот выбор и это решение оказывает глубокое влияние на всю оставшуюся жизнь каждого верующего. Уже само присутствие пророка и его слова, коренным образом меняющего наши прежние представления, наполняет слушателя благодатью. Что вы делаете с этим человеком и этим словом? Оно приходит к вам именно в ту минуту, которая требует от вас действий, и если вы не услышите его и не сделаете того, что оно требует от вас, вы не будете просто жить, как жили,— вы падете, в вашей жизни наступит страшный откат назад. Пришло то, чего вы никак не ожидали, то, что вас обличило. И теперь от вашего ответа зависит всё ваше настоящее и будущее в Господе.
Вот почему на пророке лежит огромная ответственность быть именно тем, кто должен заставить Божий народ сделать свой выбор с до сих пор неведомой серьезностью. Насколько серьезнее мы должны отнестись теперь к собственному пути в Господе? И насколько резко мы в этой связи должны порвать с нашей прежней жизнью — жизнью в похотях и суете? Божья серьезность входит в наше собрание и предъявляет свои требования, равных которым мы никогда еще не слышали. Вдруг откуда ни возьмись является заезжий проповедник, и едва он открывает рот, как что-то взрывается. Провозглашаются такие требования, о которых раньше не было ни слова, ни намека, требования, исполненные предзнаменований будущего.
Пророческое призвание более, чем какое-либо иное, связано с вопросами жизни и смерти. Лжепророческое слово прямиком ведет к смерти. И слово, не несущее предупреждения, тоже ведет к смерти — буквальной, физической смерти. И слово, не говорящее о вечном, обкрадывает слушателя. Не будет преувеличением сказать, что именно отвержение пророков привело к гибели Израиля. Невозможно сказать больше о жизни и смерти народа, чем говорили пророки Израиля, и однако Бог доверил это слово обычным людям из плоти и крови, хрупким и слабым в силу уже самой их принадлежности к роду человеческому! И такой человек берет на себя весь огромный груз ответственности и произносит: "Так говорит Господь!" И даже если он не произносит этих самых слов, они подразумеваются, и весь их груз обрушивается на хрупкие человеческие плечи.
Когда Бог называет Иезекииля "сыном человеческим", то это не просто слова. Ибо пророку необходимо напоминать о его принадлежности к роду человеческому. Бог избирает хрупкое человеческое создание для такой грандиозной задачи, тем самым утверждая свою власть над всеми начальствами и властями поднебесными. Пророк сам лично, своей собственной персоной, по воле Божьей являет вызов мудрости властей тьмы. Можно было бы ожидать, что столь исключительно важные речи Бог оставит для Себя. Он Единственный имеет право и власть произносить такие речи — но Он вкладывает их в плотские уста, преображенные в самом таинстве преображения, и этим поражает в самое сердце мудрость властей поднебесных. Они ни за что бы так не поступили, они избрали бы нечто соответствующее важности задачи, нечто весомое, монументальное, исполненное собственного достоинства и обладающее всеми полномочиями. Но Божьи пророки полностью отдают себе отчет в том, что они всего лишь люди, памятуя об этом не только в момент призвания, но и во все время своего служения.
Анатомия лжепророка
Имея дело с пророческим призванием, мы всегда должны быть начеку. Апостолы и пророки — это то основание, на котором утверждена церковь. Вот почему необходимость осторожности в вопросе об этих призваниях трудно переоценить. Говорят ли наши пророки нынешнего дня прямо из своих сердец, из своего духа? Или они просто копируют друг друга? Или все же они - подлинные носители и первооткрыватели Божьей тайны? Какими взаимоотношениями в Теле они сформированы? Дает ли оно соответствующее воспитание, взращивая не только пророческий дар, но и характеры пророческих личностей до начала их служения? Как долго и насколько верно они служат в своих поместных церквах? Действительно или формально их посланничество? И вообще — отдаем ли мы себе отчет в том, что есть истинное посланничество?
Лжепророки крепко держатся друг за друга, расхваливают, представляют и утверждают друг друга, однако при этом не имеют основания ни в какой реальной поместной церкви. Они не были воздвигнуты из Божьей среды по призыву Самого Бога, как это было с церковью в Антиохии. Напротив, они ссылаются лишь друг на друга и лишь друг друга восхваляют, особенно если "пророчествуют" на одну и ту же тему. Каков же источник их "пророческих" речей? Откуда эти "пророки" получают свое слово? Если не из Божьего совета и не из таинства Божия, то Божье ли и само их слово? Если люди заявляют о своем посланничестве, то мы имеем право проверить и воочию убедиться, кем и зачем они посланы.
В 23-ей главе Книги Пророка Иеремии Бог властно выдвигает Свое определение истинных и ложных пророков. Одно дело — обвинять Израиль, но уж если обвиняются пророки Израиля, то есть высшее, лучшее и благороднейшее, что только может быть у народа, то само это обвинение есть символ и свидетельство страшного падения народа, подлежащего суду.
Ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь. — Иер. 23:11
Просто поразительно, как рука руку моет: лидеры движений и главы поместных церквей прекрасно уживаются с лжепророками и взаимно поддерживают друг друга. Да и весь народ состоит в молчаливом сговоре со своими служителями: "Вы только представьте нам библейские доказательства, что все и так идет неплохо, и мы оплатим счет и дружно придем на воскресное служение — лишь бы это самое служение не предьявляло к нам никаких требований, которые на самом деле затрагивали бы наши ценности и интересы. Нам не нужно послания, которое показало бы нам действительное состояние наших сердец". Словом, каков поп, таков и приход. Каков пастырь-проповедник, такова и поместная церковь. Вот куда мы должны явиться со своим пророческим посланием — и быть побиваемы камнями!
За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут — и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь. — Иер. 23:12
Отсюда явствует, что суд не последует немедленно, но время суда над теми, кто бесчестит дом Его (даже если их изначальное призвание было подлинно и свято), уже назначено. Вполне возможно, что именно поэтому Господь позволяет продолжаться всему тому, что нынче называется пророческим и пользуется такой популярностью, но и для них, как для священников и пророков времен Иеремии, настанет год посещения, когда Бог их всех призовет к ответу.
И в пророках Самарии Я видел безумие: они пророчествова- ли именем Ваала — и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. — Иер. 23:13
Таково последствие лжепророчества. Безумствуя, лжепророки заражают своим безумием весь народ Его — церковь.
Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра. — Иер. 23:14
Их видение истины и Бога безнадежно испорчено их похотливой и безбожной жизнью. Прелюбодействовать и ходить во лжи — эти два греха всегда ступают рука об руку. Прелюбодействовать — значит во что бы то ни стало удовлетворять свои похоти, а сделать это можно лишь жертвуя Божьей истиной. И, как следствие всего этого, они поддерживают руки злодеев, ибо в их проповедях не остается ничего, что вызывало бы покаяние, что заставляло бы безбожников вернуться к Богу, но зато подспудно ощущается все то, что попустительствует злу и потворствует тем, чья жизнь отвратительна для Бога. Они похожи на современных судей, опасающихся вынести приговор правонарушителям по всей строгости закона, ибо всяих собственная жизнь тоже состоит из правонарушений.
Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам... — Иер. 23:15,16
Заметьте: Бог все еще называет их пророками! Возможно, это потому, что Божьи дары и призвания непреложны. И они все еще сохраняют первоначальное звание, но то, что они делают под прикрытием этого звания, омерзительно для Бога. Нет большего бесчестия, чем бесчестие святыни. Когда, пользуясь священной фразой "так говорит Господь", мы просто пытаемся привлечь внимание слушателей, то уже тем самым мы бесчестим святыню. И, поступая таким образом, на что же мы можем надеяться? Если уж мы, царственное священство, не отличаем святого от нечестивого, что же говорить о мире?
...они обманывают вас; рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству сердца своего, говорят: "не придет на вас беда". — Иер. 23:16,17
Вот то, что, быть может, выражает самую суть лжепророка: он дает ложное утешение и ложное заверение в мире, намеренно закрывая свое лицо от истинного положения дел. Он не хочет нести безжалостное слово истины. То, о чем он "пророчествует", обычно льстит плоти и поощряет плотское, но ни в коем случае не обличает и не угрожает. Вся история свидетельствует о том, что лжепророки всегда возвещали мир там, где не было и не могло быть мира. "Не придет на вас беда" — вот те пророчества, что и сегодня, к сожалению, звучат со всех сторон, особенно в Израиле. Они дают лживое успокоение тем, кто еще даже не осознал своей вины перед Богом. Попросту говоря, мы как бы отказываемся видеть в них тех, кто презрел Бога. Однако же Бог видит в них именно тех, кто презрел Его, и мы должны их видеть такими, какими видит их Бог. Лжепророки же на деле пытаются успокоить людей, находящихся за пределами правильных взаимоотношений с Богом, уверяя их в том, что их взаимоотношения с Богом в полном порядке.
Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слово Его — и услышал? — Иер. 23:18
Этот стих — ключевой. Всё в Боге, при последнем рассмотрении, сводится к проблеме взаимоотношений. Он никогда не даст ничего, что не зависело бы от взаимоотношений. Когда Он призвал Моисея на гору Синай для вручения скрижалей, по которым он мог бы учить народ, то прежде этого Моисею предстояло взойти на гору и находиться там. Как же может произнести магическую фразу "так говорит Господь" тот, кто не стоял в совете Господа и не слышал слово Его? Сомневаюсь, чтобы напыщенный, пререкающийся, ищущий своего служитель мог бы находиться в совете Господа. Это требует такого смирения, такой ломки себя, такой предельной зависимости от Бога, такой способности ждать, такого отречения от собственных интересов, славы, удачи, признания! Неспособные на это неспособны и находиться в совете Господа — однако они первые, кто готовы заявить: "Так говорит Господь!"
Тревожная черта многих современных служений — отделение служения от взаимоотношений. Мы превратили служение в вещь в себе. Мы толкуем о прославлении и о Господе, но как-то ухитряемся превращать все это в независимое мастерство отдельных виртуозов. Взаимоотношения — это ключ не только к предоставлению дара или скрижалей Закона, но и к непреходящей способности правильно пользоваться даром или учить Закону. Но как только вы отделяете служение от взаимоотношений, вы становитесь на опасный путь. Служение вытекает из жизни, а жизнь из взаимоотношений, и если мы разрываем эту связь и пытаемся превратить служение в нечто независимое, то это не будет то служение, которое признает, использует и почтит Господь.
"Ибо кто стоял в совете ГОСПОДА?.." Эта фраза подразумевает близость к Богу. Но почему же не стояли в совете Господа те пророки, которые во множестве находились в Израиле времен Иеремии и которые оказывали столь зловредное влияние на Его народ? Почему они не получили слова Господа из Его совета, Его присутствия? Испытываешь даже невольные сомнения: а имеет ли это какое-то отношение к нам? Они прелюбодействовали и ходили во лжи - да как же такие люди вообще могут стоять в совете Господа? Наш Бог свят, и мы не можем в таком состоянии приходить в Его присутствие. Вы даже не дерзаете приходить в Его присутствие в таком состоянии. Вот почему вы берете слова у людей или извлекаете из собственной черепной коробки. Чтобы стоять пред Богом, следует освятиться. А чтобы постоянно находиться в таких взаимоотношениях с Богом, требуется нечто навсегда и коренным образом изменить в самом себе.
Слово может прийти только из Божьего совета, из Его присутствия. Если же вы видите в самом слове и его обретении условия для того, чтобы войти в Божье присутствие, то вы уже сошли с освященного Им пути. Вы приходите в духе выгоды, а не в духе посвящения Богу ради Него Самого. Моисею было сказано взойти на гору Синай и быть там не ради той пользы, которую он мог извлечь из этого восхождения, пусть даже и пользы своего служения, но просто потому, что Бог есть Бог. Он Творец, а мы Его творения. Нам просто нужно быть там, даже если мы и не вынесем оттуда никакого слова. Если же мы явимся туда лишь в поисках слова в том целесообразном, утилитарном смысле, в каком привыкли его понимать, то тем самым уже сойдем с освященного Им пути. Это только мирской дух исходит из непреложной предпосылки, что если ты будешь что-то делать, то в результате что-то получишь. Мы просто не можем себе представить, что можно "что-то делать" или "где-то быть" просто ради самого этого "чего-то" или этого "где-то".
Но если мы прежде не бывали там с Богом, как можем войти туда с людьми? Тогда во всем, что мы делаем и говорим, обнаружится изъян, который не позволит нам занять правильное место в присутствии Божием, ибо в Его присутствие невозможно войти в духе пользы.
Поиск Господа — дело чрезвычайно трудное, и не многие имеют к нему побуждение. Это страдание или, если уж говорить всю правду до конца, это смерть. Жить на земле, во плоти, в миру, в своем времени и при этом облекаться доверием Бога, общаться с Богом — это самое сверхъестественное, самое высшее и последнее, чего может достигать человек. Если вы этого достигли, вы будете стараться это закрепить, ибо вряд ли захотите начинать все сначала, поскольку речь идет об очень серьезных вещах. Что же тогда сказать о целой толпе пророков, невесть откуда явившейся в наши дни? Говорят ли они из совета Божия? Суров Божий суд над всеми, кто выносит слово не из совета Его:
Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых. — Иер. 23:19>
Слово "нечестивые", как правило, обозначает знающих, но не исполняющих. Это те, кто проповедует или во всяком случае должен знать, чего хочет Бог, однако сознательно, умышленно этого не исполняет. Вот это и есть нечестие.
Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это. — Иер. 23:20
Обратите внимание: суд отсрочен. Он не последует немедленно, но придет позже за то, что сегодня оскорбляет Бога, а именно — за то, что сегодня полностью компрометирует Его пророков и их влияние на Божий народ.
Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявляли бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их. — Иер. 23:21,22
Мы можем узнать слово, исходящее из Его совета, по этому очистительному воздействию. Оно отведет народ или церковь от злого пути и возвратит их на путь Божий. Вообще если кто-то произносит фразу "так говорит Господь", это почти наверняка означает, что на самом деле Господь сейчас ничего не говорит. Если бы Он говорил, нам не надо было бы ни ссылок, ни заявлений — воздействие Божьей истины и Божьего смысла говорило бы само за себя.
В том состоянии кризиса, в котором мы сейчас оказались, нам просто необходимо услышать пробуждающее истинное слово Бога, а не просто некие красивые фразы, придающие харизматический колорит нашим собраниям. Эти красивые фразы и без того уже донельзя обесценили саму суть пророческого, превратив его самым постыдным образом в какую-то игрушку, которой кто угодно и чуть ли не по собственной прихоти может поиграть и вовсю играет!
Когда пророки Израиля заявляли: "Так говорит Господь" — то, как вы знаете, последствием их слов был суд, и суд столь ужасный, что Бог утверждал каждое слово, несущее вложенный им смысл, ибо смысл этот был Его нелицеприятный суд. Так что было ясно с самого начала: пророк говорит не от себя. Мы хорошо усвоили этот вид пророчества, записанного в Божьем Слове, как то, что повлияло на историю Израиля. Но в современном нам устном пророчестве мы не умеем отличить утвержденное Господом, Его помазанием и Его властью, от того, что самовольно присваивает себе таковое значение.
Пророческое призвание — это призвание на Крест. Это очень частые, если только не постоянные страдания в самой острой и крайней форме. Как мы можем произнести "так говорит Господь", как можем примерить эти слова на самих себя, если они не будут звучать прямо с Креста? Это слова из смерти. Это не наше собственное слово, но Его, и оно может исходить из одного только центра — с Креста. Так было даже с пророками, жившими до утверждения Креста, например с Илией, который познал крестную смерть, говоря: "...Не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову". Да и Иисус познал Крест прежде, чем был физически распят на нем. Физический крест лишь явил пример, он сделал видимым тот Крест, которому была отдана вся Его жизнь.
Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". — Иер. 23:24,25
Когда мы лжем Богу, то оскорбляем Его прежде всего тем, что как бы допускаем, что Он не видит или не понимает того, что мы лжем. Это чудовищное преступление, одно из тех, что Бог не прощает. По сути, это полное отсутствие страха Божьего и почитания Бога как Бога. Те, которые так поступают, на самом деле верят, что слышимое ими — от Бога и что сообщаемое ими — из совета Его! Они дошли уже до той степени обмана, когда человек сам верит в собственную ложь, верит, что стоит ему произнести "так говорит Господь" — и Господь на самом деле заговорит. Мы можем впасть в такое состояние совершенно незаметно, когда медленно, день ото дня, отдаваясь разъедающей нас "маленькой невинной лжи", однажды, наконец, становимся не только полностью лживыми, но и думаем, что продолжаем ходить в истине. Мы должны денно и нощно бдительно наблюдать за своим сердцем, чтобы обман не угнездился в нем и не начал постепенно совершать свою страшную разрушительную работу, заставляя и самого обманутого верить в собственную праведность и убежденно вести множество людей на суд без оправдания. Вот почему Бог требует, чтобы мы увещевали друг друга сегодня, не откладывая на завтра, ибо завтра уже может быть слишком поздно.
Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?.. — Иер. 23:27
Иными словами, они передают свое видение Бога, которое на самом деле не является истинным видением истинного Бога, и при этом заставляют слушающих верить в истинность "снов своих", ибо заверяют их именем Иисуса. Лжепророчества и обманы будут влиять на восприятие и понимание людьми Бога, особенно если они приучат людей считать, что мыслить мелко — нормально, а легкомысленно и панибратски относиться к Богу — это и значит общаться с Ним.
Но истинно Божье слово мы можем узнать по описанию, данному в стихе 29-ом:
Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? — Иер. 23:29
Иными словами, "Мое слово может сравнять с землей, оно уничтожает и сжигает". Если вы хотите научиться отличать пророческое слово, исходящее от Бога, от лжепророческого, выдуманного человеком, исходящего только от его ума и воображения, то вот вам и еще отличие: Божье слово подобно огню. Оно сжигает, оно, подобно молоту, вдребезги крушит скалы. Оно разрушительно, оно несет в себе воздействие и силу, сокрушающую и сжигающую все вокруг. Никогда оно не будет безобидным сладким сиропом, утверждающим нас в той жизни, которую мы ведем, особенно если мы ведем жизнь вялую и неряшливую. Его слово должно жечь наши сердца и показывать нам его истинное положение, а не то, которое мы считаем истинным.
Каждое истинное слово чего-то требует от нас, и если мы не выполняем этих требований, то это значит, что на самом деле мы ничего не слышим. "...Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших: (Евр. 4:7). Если мы услышали слово, то оно побуждает нас к действию. Не ответить на слово требуемым им действием — это и значит ожесточить свое сердце. Здесь невозможен нейтралитет. Слово Божье — если это воистину слово Божье — немедленно начинает приводить нас к добру, если только мы сами не предпочитаем оставаться во зле. Нам ни в коем случае не удастся сделать вид, что мы ничего не услышали и не поняли, или просто покивать головой, говоря: "Да, это было хорошее, интересное слово. Я получил большое удовольствие". Либо мы принимаем и выполняем Его требования — либо ожесточаем свои сердца, и вот почему на свете так много жестокосердых людей, и вот почему последним Божьим призывом к этим людям будет слово пророков, и вот почему это слово должно быть как молот, разбивающий, словно скалы, эти твердые сердца до тех пор, пока не последует покаяния и освобождения.
Посему вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь — Иер. 23:30-32
Есть некое легкомыслие, некое поветрие случая во всех этих сессиях и конференциях, на которых людям, не посланным Богом, предоставляется полная возможность говорить так, как будто они — Его посланники. К несчастью, огромное множество христиан во всем мире никогда не слышало истинно пророческого слова, произносимого во власти Божьей, поэтому они считают вполне нормальным все то, что им сегодня доводится слышать. Им просто не с чем сравнивать. Но тот, кто хотя бы раз слышал истинно пророческое слово, навсегда умер для всего, что меньше этого. Вот почему вся земля сегодня стонет и плачет по такому слову и такой власти, она стонет и плачет по тому, чтобы церковь в праведности своей "умерла" и дала людей, достойных понести слово истины. Слово истины - вот то единственное "событие", которого ждет вся земля.
Лжепророки "крадут слова Мои друг у друга", говорит Господь; они часто просто повторяют одно и то же. Глядя в недавнее прошлое, на то, что происходило хотя бы за последние тридцать пять лет, видишь унылый ряд вытекающих друг из друга мод, панацей, трюков и всего того, до чего мы были так падки. Это именно то, что называется держать нос по ветру. Какова тенденция? Что нынче в моде? Вот, например, людям наверняка понравится, если я буду говорить о вере, о молитве, о прославлении, о росте церкви, о могущественном евангелизме... Похоже, мы просто переходили от одной моды к другой. Было время, когда была популярна такая-то тема, и вам оста- валось просто "двигаться в этом". И вы подхватывали то, что говорили другие,— и вот уже вы сами начинали говорить то же самое. Конечно, гораздо легче услышать слово от другого человека и, подражая ему, повторять это слово, зная наперед, что встретите поддержку и одобрение. Но это не то, в чем мы так отчаянно нуждаемся: нам отчаянно нужно знать то, что на сердце Божьем. А это может высказать лишь тот, кто близок Его сердцу, ибо находится с Ним в постоянном общении. Вот дверь, за которой смерть репутации, имени, славы, дверь, за которой открывается путь в тайный Божий совет. И только за этой дверью и более нигде будет дано Божье слово.