Покупка, за которую заплачено кровью
Чтобы описать содержание примирения, используют различные слова.
1. Примирение (Римл. 5:11), от греческого katallage, katallasso. Это слово означает “изменение отношений враждебных на дружеские”, “умиротворение” или “примирение”. Это слово использовалось, например, при обмене денег с одной валюты на другую. Иисус своей крестной смертью примирил мир с Богом (2.Кор. 5:19). Изменение, произошедшее в результате этого, состояло в том, что теперь возникло состояние примирения и мира.
2. Средство умилостивления (Римл. 3:25), от греческого hilasterion Это слово означает “жертву примирения”, “престол благодати”, “средство умилостивления” и родственно слову hildskomai, которое употреблено Павлом в Евр. 2:17, где об Иисусе говорится как о Первосвященнике, принесшем жертву “дляумило-стивления за грехи народа”.
Здесь Примиритель и примирение есть единое средство, одна жертва, чьей кровью окроплялся престол благодати в скинии. Как во времена Ветхого Завета кровью жертвы окропляли престол благодати, и потом окроплялся и очищался народ, так кровью Иисуса как средством примирения очищаются как небеса (Евр. 9:12,23), так и народ, нуждающийся в искуплении (Евр. 12:24).
В этих словах выражаетя все понятие Ветхого Завета о жертве, где престол благодати указывает на крест, где Кровь Иисуса стала средством примирения с Богом. В Евр. 9:22 сказано: “Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения”.
3. Искупление, от греческого apolytmsis-lutroo. В послании к Титу 2:14 говорится о Христе, “Который дал Себя за нас, чтобыизбавитьнас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам”. А в Евр. 9:12 это слово употреблено в оригинале, когда сказано, что Ииисус “не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление”.
Слово Iwtmo происходит от греческого слова “выкуп”. Это было цена, уплаченная за выкуп раба или узника. Человек сотворен Богом и принадлежит Ему, но он попал в плен греха и дьявола и помещен на рынок рабов. Таким образом, искупление означает, что Бог “купил Себе обратно” человека, но цена. Им заплаченная, исчисляется не деньгами. Другую форму того же слова употребляет Петр в Первом Послании 1:18-19:
Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены (греч.: efytmthete) вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца.
Ценой Крови Иисуса человек выкуплен на свободу и избавлен от рабства греха, смерти и дьявола.
Освобожден от рабства
Итак, примирение имеет различные стороны
1. Уничтожает вражду между Богом и человеком (Ефес. 2:13-15).
2. Расплата за грех (1 Петра 1:18-19).
3. Освобождает человека от рабства (Кол. 1:13-14).
4. Дьявол отныне побежден и обезоружен (Кол. 2:15).
5. Грех осужден, и святой Божий гнев по поводу греха умиротворен (Ин. 3:36).
6. Бог смог выразить Свою любовь к человеку, заблудшему в грехе (Ис. 53:6; Ин. 3:16).
Всего этого Иисус достиг делом примирения. Глядя на Него, спотыкающегося под тяжестью креста на Виа Долороса - дороге, ведущей на Голгофу, “лобное место”, - ученики не могли себе даже представить глубину того, перед чем стоял Иисус, или ту напряженную борьбу, происходившую в духовном мире. Только позднее, благодаря учению Святого Духа, они смогли в полноте понять, что произошло на кресте со смертью и воскресением Иисуса.
“Свершилось”
На кресте исполнилось большинство пророчеств Ветхого Завета:
- Он был причтен к злодеям (Ис. 53:12);
- Его руки и ноги пронзили гвоздями (Пс. 21:17;
Зах. 12:10);
- над Ним издевались. Он был унижен и оплеван (Пс. 21:7-9);
- Ему давали пить уксус, смешанный с желчью (Пс. 68:22);
- Он молился за Своих врагов (Ис. 53:12);
- о Его одежде бросали жребий (Пс. 21:19);
- кости Его ног не были перебиты (Исх. 12:46;
Пс. 33:21);
- Его похоронили в гробу, принадлежавшем богатому человеку (Ис. 53:9).
Семь слов Иисуса
Находясь на кресте, Иисус произнес семь фраз.
1. “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Пс. 21:2; Матф. 27:46).
2. “Отче, прости им, ибо не знают, что делают” (Лука 23:34).
3. “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лука 23:43).
4. “Жено, се сын твой... се Матерь твоя!” (Ин. 19:26-27).
5. “Жажду” (Ин. 19:28).
6. “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”
(Лука 23:46).
7. “Свершилось!” (Ин. 19:30).
Он умер нашей смертью
Для учеников Иисуса Его смерть была неожиданной и совершенно необъяснимой. Они наблюдали происходящее, но не понимали глубину его значения, несмотря на то, что Иисус заранее говорил им о Своих предстоящих страданиях в Иерусалиме, смерти и воскресении на третий день (Марк 9:31).
В духовном мире происходили потрясающие события. Люди видели только галилеянинаизНазарета, распятого на кресте между двумя разбойниками. Но в очах Божьих это была заместительная жертва, принесенная за грехи всего человечества. Дьявол был побежден, и человечество выкуплено. Ни одно другое историческое событие не имело такого огромного значения и не влекло за собой таких потрясающих последствий!
Когда Иисус умер. Он умер нашей смертью, победил нашего врага и открыл нам путь на небо. Поэтому завеса храма, отделяющая людей от Святого Святых, разорвалась сверху донизу, показывая, что времена ветхозаветного служения Богу миновали, и Бог Сам открывает человеку путь к Себе (Матф. 27:51).
Библия повествует, как Иисус после смерти в духе сошел в преисподнюю и проповедовал там
духам, находящимся в темнице (1 Петра 3:19). В другом месте (Деян. 2:24) Библия говорит, что Иисус хотя и испробовал муку смерти, но она не смогла удержать Его в своей власти. Петр цитирует 15 Псалом Давида, который, по его словам, является пророчеством об Иисусе Христе: “...даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления” (Деян. 2:26-27).
Иисус пророчествовал о Своей смерти и воскресении: “Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи” (Матф. 12:40).
Иисус вкусил муку смерти
Время от времени возобновляются дискуссии и споры среди учений об искуплении. Последние из них касаются вопроса, умер ли Иисус духовно.
Само собой разумеется, никто не в состоянии понять глубину того, что произошло, когда Иисус умер и воскрес. Библия тоже скупа в описании того, что произошло в царстве смерти между Его смертью и воскресением. Фактом есть и остается то, что смерть Иисуса, пролитая Им кровь и крест - это то, на что ссылается Библия, когда речь идет о цене, заплаченной за наши грехи.
Лжеучения возникают, когда начинают утверждать, что:
Иисус не проливал своей крови, что Он никогда не умирал на кресте,
что вместо Него умер кто-то другой, то есть была совершена подмена,
- что Он не воскресал,
- что Его смерти и воскресения не достаточно для нашего спасения, и необходимо совершить еще что-либо.
Напротив, христиане в разные времена, рассматривая разные стороны произошедшего на кресте, не отрицали фундаментальные факты и ньюансы истории страданий Христа и откровения Библии о примирении.
Дискуссии о том, умер ли Иисус духовно или нет, приводят часто к полному замешательству. Если мы, люди, по причине греха духовно мертвы, то логично, что и Того, Кто искупил нас, духовная смерть тоже должна была коснуться. Те, кто утверждают, что Богу невозможно умереть, не понимают значения самого понятия смерти. Люди желают рационально, по-мирски ограничить Бога. Уже реформатор Мартин Лютер должен был сражаться с рационалистами своего времени, не желавшими соглашаться с тем, что Бог умер во Христе, утверждая, что умер только человек Иисус. На это Лютер воскликнул: “Я не могу верить в Бога, который не способен умереть!” Весь Христос умер за наши грехи, не только человек, но богочеловек.
В связи с этим возникает необходимость как можно точнее определить понятие “смерть”. Смерть означает не угасшее существование, но обрыв общения! Физически мертвый человек продолжает существовать, но его контакт с жизнью на земле обрывается. Жизнь означает связь с окружающим миром, а смерть - разрыв этой связи. Когда разрывается общение с Богом, тогда приходит то, что называется духовной смертью. В момент, когда гнев Божий проявлялся по отношению ко греху, который Иисус вознес на крест, Сам сделавшись грехом (1 Кор. 5:21), Иисус испытал оставленность Богом и духовную смерть:
“Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?” (Матф. 27:46)
Победа в триумф
Другое утверждение, что дух Иисуса и Его сущность угасли и были заменены духом дьявола те три дня, когда Иисус был мертв, совершенно ошибочно. Утверждение, что дьявол водил хоровод в аду эти три дня, - это выдумка, тоже не имеющая под собой никакой реальной библейской почвы.
Чтобы сжато изложить, что Библия говорит по поводу смерти и воскресения Иисуса, мы можем констатировать, что:
1. Иисус действительно умер как заместительная жертва за наши грехи. 2. Он действительно сошедши в ад. Он и испытал муку смерти и, сошед в духе в ад, проповедовал плененным духам.
3. Он действительно воскрес на третий день. Его мертвое тело воскресло, а не только Его дух.
4. Долг за грех был уплачен, и власть греха была действительно разрушена.
Жало смерти было сокрушено.
6. Сатана был побежден и обезоружен.
В книге Откровения приводятся слова самого Иисуса: “Я ...и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти” (Откр. 1:18). Если ты веришь в эти фундаментальные истины христианства и веришь, что Иисус совершил это для тебя лично, то этого достаточно для твоего спасения! Крест - это место свершения Его дела. Его Кровь - средство примирения, цена, заплаченная Иисусом за наше избавление от духовной, физической и вечной смерти, цена возвращения нам общения и мира с Богом. Его смерть - это Его победа. Его воскресение - полный триумф. Жизнь победила, и эту вечную жизнь Он дает всем и каждому, кто призовет Его имя.
Воскресение воссоединяет
Рано утром на третий день, в воскресенье, считавшееся первым днем иудейской недели, Иисус
воскрес из мертвых после того, как Его тело пролежало мертвым трое суток. Воскресение было физическим. Это значит, что Дух Иисуса вошел обратно в Его физическое тело, которое начало опять жить. Отрицать физическое воскресение тела Иисуса значит вообще отрицать Его воскресение.
Смерть разрывает связь между духом, душой и телом, а воскресение вновь соединяет их. То, что физическое тело вновь начинает жить, означает таким образом победу над смертью.
Христианин верит как в заместительную смерть Иисуса Христа, так и в Его воскресение. В Римл. 10:9 говорится: “Ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься”. Со стороны Бога Его воскресение было новым рождением: “Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя” (Евр. 1:5). Это было не новое воплощение Бога в теле Иисуса, а воскресение Иисуса из мертвых. В Деян. 13:32-33 передается проповедь Павла о воскресении, в которой он говорит: “И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам. Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя”.
Все это невероятно огромное дело примирения, совершенное Иисусом Его смертью на кресте, стало действительным и доступным через Его воскресение. Через воскресение:
- жало смерти сломано, и смерть потерпела поражение (1 Кор. 15:54-56);
- доказана истинность обетовании (Лука 24:25-27;
1 Кор. 15:4);
- жизнь и бессмертие выходят на свет f (2 Тим. 1:10);
- положено основание новой жизни во Христе (Римл. 6:8-10).
В послании к Римлянам 6:10 говорится: “Ибо что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога”.
Коронован славою и честью
Иисус воскрес! Он жив вовеки. Он больше никогда не умрет. После сорокадневного пребывания среди учеников в воскресешем теле, когда Он мог проходить сквозь закрытые двери (Ин. 20:26) и учил их о Царствии Божьем (Деян 1:3) с ЕлеонскоЙ горы, что возле Иерусалима, Иисус вознесся на небеса: “Сказав cue. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их” (Деян. 1:9).
На небесах Он сел по правую руку Отца (Евр. 1:3) и был коронован славою и честью. Все было положено под ноги Его (Евр. 2:7-9). Сегодня Он пребывает на небесах как Апостол и Первосвященник исповедания нашего (Евр. 3:1), который постоянно молится о нас для нашего блага (Евр. 7:24-25). В Евр. 8:1-2 говорится:
“Главное же в том, о чем говорим, то есть то:
мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть Свяи^еннодействователь святилища...” Иисус есть:
- через смерть - жертвенный Агнец, жертва без порока;
- через воскресение - Победитель греха, смерти и дьявола;
- после вознесения - Первосвященник, входящий во Святое Святых для служения;
- как сидящий одесную Бога - Царь и Первосвященник, который царствует и правит во славе и ожидает дня Своего возвращения в славе на землю.
3. Последствия примирения
Последствия смерти и воскресения Иисуса потрясающе велики и едва ли могут быть полностью охвачены и поняты.
Для Бога: Его святость, праведность и любовь проявлены и доказаны.
Для человека: бремя греха было снято, дож заплачен, оковы разбиты, свобода пришла, и общение с Богом восстановлено.
Для дьявола: сатана и его духовные князья и демоны побеждены. Его оружие, грех и смерть, разрушено. Его пленники освобождены.
Для всего творения: Проклятие, лежащее на всем творении, разрушено, и обетование, что творение будет полностью восстановлено одновременно с прославлением детей Божьих, вступило в силу. Положено основание для того, чтобы все творение однажды полностью изменилось.
Примирение стало основанием для оправдания. Приняв примирительную жертву Иисуса, Бог может, наконец, сделать то, что давно желал сделать, - помиловать грешника. Теперь у Него есть юридически законное право объявить грешника праведным. В этом произошел “благословенный обмен”: Иисус стал грехом - мы стали праведниками. Как сказано во 2 Кор. 5:21:
“Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом”.
Жертва Иисуса удовлетворяет Божье требование святости и праведности. На основании заместительной жертвы Иисуса Бог в небесном судебном зале провозгласил человечество оправданным, помилованным, прощенным и восстановленным. Оправдание - это судебный акт, совершенный на небесах на основании примирения. Начались новые отношения между Богом и человечеством. Теперь правит мир с Богом!
И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений... Посему, как
преступлением одного всем человекам осуждение, то правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Римл. 5:16,18
Другими словами, примирение - это дар. Человек не заслужил его и не принимал в нем участия. Это дар от Бога. Искупление, совершенное Иисусом, привело к решению суда, где Бог по благодати освобождает грешника и на основании Иисуса объявляет его праведником. Этот оправдательный приговор несет в себе жизнь, спасение и рождение свыше для того человека, который верой, без дел, признает решение суда.
Инициатива принадлежит Богу
Библия объясняет, что эта праведность отличается от прежней:
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия... Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Римл. 3:21-22,28
Что же такое праведность? Это нечто, приходящее из сущности Бога. Он справедлив, верен и праведен (Неем. 9:8). Исходя из нее. Он решает, что правильно, и что неправильно, и от Него исходит только доброе, правильное, чистое, благородное и справедливое. Когда человек грешит, он
поступает неправедно, прежде всего по отношению к Богу, а затем по отношению к своим ближним.
Праведность Бога означает и то, что Он всегда верен Своему завету. Человек праведен, когда он, со своей стороны, верен завету с Богом. Из-за греха он не мог сделать этого, и поэтому завет был нарушен, и мир, общение с Богом и сама жизнь были потеряны. Закон Божий показывает, какой стандарт праведности имеет Бог, но человек не способен жить по закону и поэтому не может быть оправдан делами закона.
Поэтому Бог явил иной путь оправдания через примирение Христом, по благодати, через веру. Как ни стремился человек своими силами достичь Бога и получить общение с Ним, ему это не удалось. Бог Сам все совершил! То, что все происходит по благодати, означает, что инициатива искупления целиком и полностью приходит от Бога. Он совершил дело примирения, а не человек. Это значит также, что Он выносит оправдательный приговор, чего человек сам по себе не заслужил. Но дело примирения Иисуса на кресте защитывается человеку как его заслуга в том случае, если он принимает то, что Бог сделал для него в Иисусе Христе. Тогда только примирение, помилование, прощение и оправдание становятся живой реальностью в его жизни. В Римл. 10:10 говорится: “Ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению”.
Жить оправданным означает, что человек получает совершенно новое положение по отно
шению к Богу. Он может теперь законно приходить к Нему. Вместо враждебности (со стороны человека, а не Бога) между ними устанавливается мир (Римл. 5:1). Вместо осуждения, обвинения и признания виновным он получает благодать и милость (Римл. 8:1). Вместо обвинительного приговора и нечистой совести - обетования завета и чистая совесть.