Иисус - возлюбленный наших душ
В этой главе невозможно полностью и исчерпывающе раскрыть тему, которой посвящены труды, занимающие километры книжных полок. Критично настроенный читатель легко может найти в ней недостаточно полное освещение того или иного аспекта, но тех, кого лично затронула реальность креста, это не будет смущать. Простейшая и основная истина о кресте вызывает поклонение, хвалу и благодарность - не особому учению о примирении, но Примирителю. Тому, Кто умер за меня!
Он, Иисус из Назарета, Агнец Божий, понесший на себе все грехи мира (Ин. 1:29)! Он был послан Отцом как выражение любви Божьей: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16).
Он, Иисус, страдающий слуга Господа, о Котором пророк сказал: “Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни”. Он “изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53:4-5).
Он, Иисус, уничтожил “бывшее о нас рукописание, которое было против нас”. Он отнял “силы у начальств и властей” (Кол. 2:14,15). Он, Который “был мертв и се, жив во веки веков”. Кто имеет “ключи ада и смерти” (Откр. 1:18).
Он, Иисус, есть наш Спаситель. Он есть тот, кто приобрел нас. Он есть тот, кто купил, расплатился, освободил и приобрел Себе. Он есть тот, кто занял наше место. Он, Иисус, самое драгоценное и любимое, что у нас есть. Он -возлюбленный наших душ, наш Примиритель и Господь!
Словами невозможно выразить всех наших чувств к Нему. Слова не способны выразить благодарность за все, что Он для нас совершил. Слова не способны передать также и глубину совершенного Им на кресте, в Его смерти и воскресении. Кто еще вкусил такое презрение, как Он? Кто способен понять горечь, боль, одиночество и смятение, которые Он испытал в тот момент, когда бремя вины всего человечества было возложено на Него? Кто способен пережить все, что Ему пришлось перенести на кресте? Никто и никогда!
“О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Римл. 11:33). Целую вечность наши песни хвалы, благодарения и поклонения будут восходить к Агнцу, который был заклан за наши грехи (Откр. 13:8).
Праведность требует справедливости
Невероятно много можно сказать о примирении и спасении. Мы можем объяснять примирение следующим образом:
1. Необходимость примирения.
2. Содержание и смысл примирения.
3. Последствия примирения.
1. Необходимость примирения
Бог сотворил человека, чтобы тот общался с Ним, трудился с Ним и, прежде всего, прославлял Его. Вследствие грехопадения человек потерял каждую из этих способностей. Грех имеет свои последствия. За грех, который есть нарушение закона (1 Ин. 3:4), полагается наказание.
Бог свят и праведен. Его святость делает невозможным грешному человеку пребывать в общении с Ним в Его свете и славе. В Ис. 59:2 говорится: “Но беззакония ваши произвели разделения между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать”. Грех разделяет и отторгает. Поэтому грешный человек не может видеть Бога и иметь общение сНим:
Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
1 Тим. 6:16
Божья праведность требует справедливого наказания за все преступления грешника. Отпустить виновного на свободу, согласно библейскому понятию права, - есть преступление против справедливости. Поэтому оставить преступление человечества ненаказанным, в соответствии с праведным судом, было бы несправедливостью (Ис.5:20).
Бог предупредил людей в Едемском саду, что тот, кто вкусит плодов с дерева познания добра и зла, “смертию умрет” (Быт. 2:17). Наказание, то есть последствия греха, преступления и бунта, -это смерть во всех ее формах: духовная смерть, физическая смерть и вечная смерть. В Римл. 3:26 говорится: “...к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным...” Наказывая грех, Бог являет Свою праведность.
Вина реальна
Когда грех вошел в мир и сделал всех людей сопричастными ему, человек стал виновным перед Богом. Грех создает реальную вину. Сегодня люди говорят о своей тоске и чувстве вины, пытаясь избавиться от них при помощи различных терапевтических теорий и методов. Но почти все эти теории исходят из того, что человек в глубине сердца добр. Считают, что чувство вины приходит извне, возникает в результате различных обстоятельств, из-за проступков других людей или своих собственных. Стоит убрать чувство вины, как вина исчезнет.
Но это не так. Человек не просто имеет чувство вины, но действительно виноват перед Богом и нуждается в настоящем мире, покое и примирении с Ним. Павел говорит, что весь мир виноват перед Богом (Римл. 3:19). Поскольку наша вина перед Богом реальна, поэтому и чувство вины реально и выражается в нашей жизни скорбью и тоской. Почему? Об этом говорится в Римл. 2:9: “Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, а потом и Еллина”.
Это состояние разрушения грехом и вина, в которой находятся все люди, усиливается вследствие существования еще чего-то, а именно:
Божьего закона. Слово “закон” в Библии имеет много значений.
1. Закон, написанный в сердце человека (Римл. 2:15).
2. Десять заповедей, dekalogen (Исх. 20:1-17).
3. Пять книг Моисея, Тога, “закон Моисея” (Лука 24:27,44).
4. Библия, откровение (Пс. 118; Иак 1:22-25).
5. Закон Духа, закон жизни Духа (Римл. 8:2).
6. Закон греха и смерти (Римл. 8:2).
Значение и задача закона
Важно понять закон и его значение, функции и место в нашей жизни. Христианство во все времена имело тенденцию смешивать его различные значения, перечисленные нами выше, и поэтому делало ошибочные выводы о законе и его назначении. Об этом можно много говорить, так что здесь не хватит места, но, выражаясь кратко, можно констатировать следующее:
1. Слово Божие, Библия, есть живое откровение Бога (Евр. 4:12);
2. “Закон свят, и заповедь свята, праведна и добра” (Римл. 7:12);
3. Последствия закона, заповеди, для грешника - смерть (Римл. 7:7-10). Заповедь была дана к жизни, но в результате стала смертью для невозрожденного грешника;
4. Закон, Слово, есть откровение о характере Бога, Его сущности и воле. Читающий Слово освещается светом откровения и видит, кем является Бог и что Он требует от человека, чтобы общаться с Ним. Но, увидев это, человек тщетно старается сам своими силами исполнить требования закона, что приводит его к отчаянию;
5. Закон, данный для жизни, будучи добр и праведен, ведет к смерти, потому что он раскрывает:
а) Божье совершенство,
б) несовершенство человека,
в) требования Бога для общения с человеком, и одновременно
г) неспособность человека выполнить эти требования;
6. Закон не только обличает человека в грехе и его неспособности достичь Бога, но и пробуждает желание греха выражаться в человеке через преступление закона. Таким образом, закон толкает грешника на грех. Дорожный знак, указывающий ограничение скорости, отвечает принятым нормам общества и призван помочь автомобилисту, предупреждая его не превышать установленной скорости. В то же время он вызывает противление в водителе и провоцирует в нем желание нарушить запрет. Таким же образом дело обстоит с Божьими заповедями; 7. Нормы закона провоцируют грешника кихнарушению, что приводит к чувству вины и угрызениям совести. Закон становится обвинителем, давая грешнику знание о том, что он совершил грех. В Кол. 2:14 Павел говорит о законе как о “рукописании, бывшем против нас”. А в Послании к Римлянам он говорит:
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается передНим никакая плоть; ибо законом познается грех.
Римл. 3:19-20
8. Когда закон, святое и праведное откровение Бога, дает человеку знание о Его сущности, воле и требованиях, он проливает свет на жизнь человека, и в результате тот начинает чувствовать себя виноватым. Он понимает, что совершил преступление по отношению к закону, вследствие греха ушел от Бога, заблудился и духовно умер. Он чувствует, что сам не способен исправить положение, не способен восстановить отношения с Богом. Результатом будет самообвинение, потеря покоя, самоосуждение и сознание своей греховности.
Все это и является задачей, осуществляемой законом в жизни невозрожденного человека. Все это хорошо.Нет ничего неправильного в законе, если он заставляет человека почувствовать отчаяние и скорбь по поводу своей жизни и своей ситуации.
Закон подводит человека ко Христу, и только во Христе заканчивается действие этой стороны закона. В Гал. 3:24 написано: “Итак, закон был для нас путеводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою”. Другими словами, отчаяние из-за неспособности исполнить своими силами требования закона и наладить отношения с Богом приводит к тому, что человек вынужден принять Божье решение проблемы греха, а именно: свое примирение во Христе Иисусе;
9. Божья праведность, которая является Его сущностью, требует справедливого и праведного наказания греха и грешника. Одной из задач закона показать, насколько Бог прав, требуя наказания грешника, преступившего закон.
Для спасенного человека закон теперь получает совсем другую функцию, закон перестает приказывать, обвинять или угрожать. Теперь он становится Словом, хлебом, духовной пищей. Вместо того, чтобы быть законом греха и смерти, он становится законом жизни, законом свободы (Иак. 1:25), который назидает “внутреннего человека”. Через оживотворение Духом Святым закон становится словом завета. Закон, Слово, становится обетованием и благой вестью.