Смерть и воскресение вместе с Христом
Теперь начинается совершенно новая жизнь. Как Божье дитя человек принимает Божью благодать и Божий мир, и получает во Христе Иисусе все небесные духовные благословения (Ефес. 1:3). Все это становится для него доступным, потому что после рождения свыше он помещается “во Христа” (2 Кор. 5:17; Ефес. 1:3). Теперь он еще и “со Христом”. В Ефес. 2:6 сказано: “И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе...” Можно сказать, что при встрече с Иисусом человек умер. Иисус умер вместо человека на кресте, но и человек умер вместе с Иисусом. Иисус воскрес вместо человека из мертвых, но и человек воскрес вместе со Христом. Когда мы верой принимаем все, что Иисус сделал для нас, мы пользуемся этим вместе с Ним через Святого Духа, живущего в нас.
В Послании к Римлянам 6:2 говорится, что мы “умерлидля греха”.
В Послании к Римлянам 6:4 говорится, что мы “погребены с Ним”.
В Послании к Римлянам 6:5 говорится, что мы “соединеныс Ним подобием смерти Его”.
В Послании к Римлянам 6:6 говорится, что “ветхий наш человек распят с Ним”.
В Послании к Римлянам 6:5 говорится, что мы также “соединены (сНим) и подобием воскресения”.
В Послании к Римлянам 6:8 говорится, что “если же мы умерлисо Христом, то веруем, что и жить будем с Ним”.
В Послании к Ефесянам 2:6 говорится: “И воскресил сНим, и посадил на небесах во Христе Иисусе...”
Благодаря искуплению, совершенному Иисусом на кресте, человек, принимающий этот дар благодати, примиряется с Богом. Он получил мир с Богом (Римл. 5:1). Бог перестает быть для него “неведомым богом” (Деян. 17:23), суровым судьей его совести. Он становится любящим Отцом Своего искупленного Божьего дитя (Римл. 8:14-16).
Вот что значит быть христианином, верующим. Это значит быть спасенным человеком, оправданным, искупленным и рожденным свыше. Придя к Богу и приняв то, что Тот сделал для него во Христе Иисусе, человек на деле становится спасенным, искупленным, примиренным, оправданным и освобожденным в своей жизни. Благодаря Иисусу, спасенный человек становится дитем Божьим. Святой Дух поселяется внутри него, в его сердце, в его духе. Он становится новым творением (2 Кор. 5:17) и сопричастен теперь Божественной природе (2 Петра 1:4).
Совершенно новый человек
Спасенный человек - это цельный, восстановленный Богом человек. Отныне он помещен во Христе и со Христом. Он имеет мир с Богом и доступ ко “всем небесным благословениям” (Ефес. 1:3). Он принял Святого Духа. У него новое сердце и новая природа. Его “внутренний человек” (2 Кор. 4:16) также назван в Библии “сокровенным сердца человеком^ (1 Петра 3:4), “новым творением” (2 Кор. 5:17), “сердцем” (Матф. 15:19), “духом” (1 фее. 5:23).
Этот внутренний человек создан “по Богу, в праведности и святости истины” (Ефес. 4:24). Этот внутренний человек - уникальное творение Святого Духа - живет в каждом человеке, принявшем Иисуса Христа и рожденном свыше, рожденном от Духа. Таким образом, речь идет не просто об исцелении ветхой натуры, которое происходит в момент прихода человека к Богу. Нет, Дух Божий творит совершенно нового человека, которого никогда раньше не существовало. Старый, грешный человек умер, и новый человек, новое творение, поселяется в сердце каждого верующего.
Это и есть христианство! Не внешние символы, ритуалы, традиции и теологические нагромождения, но сотворение человека вновь изнутри Святым Духом. И все это: превращение человека в новое творение, с новой природой, преображение его в дитя Божие, имеющее мир с Богом и общение с Небесным Отцом, - становится возможным исключительно благодаря искупительной смерти Иисуса на кресте.
Процесс длиною в жизнь
Эта новая натура, новая жизнь духа изливается через Духа Святого как “потоки воды живой” из чрева человека (Ин. 7:38-39). Желание Бога - чтобы эта жизнь Духа, жизнь Бога, Его присутствие и слава, более и более охватывала верующего. Чтобы это стало возможным, внутри человека начинается длительный процесс. Даже если позиция верующего во Христе “превыше всякого начальства и власти, силы и господства” (Ефес. 1:21), позиция верующего и хождение верующего - это не одно и то же. Положение “во Христе” верующий приобретает мгновенно во время спасения. Оно включает в себя жизнь, победу, благословение, мир, праведность и святость. Это значит, что во Христе мы уже имеем жизнь с избытком, славную победу, все небесные духовные благословения, мир и покой с Богом. Мы оправданы и освящены, то есть отделены для Бога. Все это имеем и этим являемся через нашу позицию во Христе. Но нам необходимо знать, что мы имеем, и этим пользоваться!
А затем начинается наше хождение с Богом под водительством Святого Духа. Это длительный процесс, который протекает до конца нашей жизни.
В 2 Кор. 2:14 сказано, что Христос всегда дает нам торжествовать на этом пути.
В 2 Кор. 3:18 сказано, что мы “преображаемся в тот же (Иисуса) образ от славы в славу как от Господня Духа”.
В 2 Кор. 4:16 сказано, что наш внутренний человек со дня на день обновляется.
Освящение
Этот процесс называется освящением. Он начинается при рождении свыше, когда верующий освящается, отделяется для Бога. Затем освящение продолжается в течение всей жизни.
В этой области христиане имеют различные мнения относительно того, насколько освященным можно быть здесь, на земле. Все знают, что, когда мы попадем на небеса, там все освящены. Тогда мы “прославлены”. Ну, а как обстоят дела на земле? Одно дело сказать, что мы в нашей позиции сопричастны полноте Христа (Кол. 2:9-10), а другое - утверждать, что мы совершенны в нашем хождении на земле. Ефес. 4:13 говорит, что верующие, тело Христово, должны возрастать, становиться зрелыми и превращаться “в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова”. В Кол. 1:28 говорится, что Павел трудился для того, чтобы “представить всякого человека совершенным во Христе”. Часть верующих не надеется на возможность роста вообще и не верит, что они могут стать лучше. Другие, напротив, считают, что они могли бы быть совершенными здесь и теперь. Истина лежит посредине. Дух освящает нас, и по мере этого мы более и более возрастаем, но в этом процессе мы становимся все более зависимы от Него. Мы на практике убеждаемся, что “все возможно верующему” (Марк 9:23), и в то же время мы видим, что, как сказал Иисус, “без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15:5). Христианин имеет бесконечный потенциал для возрастания в своей жизни. Бог не ставит нам никаких границ, но мы всегда будем чувствовать, что не достигли совершенства. Потому что только Бог совершенен.
Борьба между плотью и духом
Грех совершенно разрушил человека, но, как сказал Павел, “когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим” (Римл. 5:20-21). Это значит, что Божья сила, явленная через благодать, способна производить гораздо большее действие, чем сила дьявола, действующая через грех. Это значит также, что способность Бога восстанавливать, освящать и доводить до совершенства намного больше, чем способность дьявола вредить, разрушать и губить. Но это значит также, что это не что-то завершенное. Павел пишет в Филипп. 3:12: “Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус”.
Другими словами. Богом даны нам бесконечные возможности возрастать до полноты Христовой, но мы не будем думать, что мы уже совершенны. Впереди у нас долгий путь следования за Христом. В нашем хождении мы не совершенны, но Совершенный живет в нас!
Почему это так? Потому что Библия описывает человека как плоть и дух. Человек есть дух, душа и тело (1 Фее. 5:23), и когда он рождается свыше, Божий Дух поселяется в его духе (Римл. 8:16). Но у человека также есть душа (Римл. 12:2), которая принимает сигналы от органов чувств. Душа регистрирует эти сигналы, и они формируют поведение человека. Одновременно поступают и сигналы с другой стороны - от рожденного свыше духа человека, в котором теперь живет Святой Дух, желающий направлять и помогать верующему, делать его более похожим на Христа и зависимым от Него. Он хочет научить его следовать за Иисусом во всем, чтобы он мог совершать Его дела (Ин. 14:12). Сигналы Святого Духа принимаются душой и проявляются в теле через жизнь в послушании и вере.
Но верующий имеет еще и нечто другое в себе, а именно - плоть. В нем происходит борьба. Во-первых, он освободился от власти дьявола, который теперь угрожает ему, ненавидит его и атакует (Ефес. 6:11-12,16; Иак. 4:7). В прошлой жизни в грехе человек привык быть эгоистом, мятежником и любил грех. Поэтому, хотя новое творение в нем жаждет общения с Богом, плоть продолжает желать противоположного. Павел пишет:
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Римл. 7:22-23
Другими словами, в сердце твоем течет жизнь Бога, и там ты желаешь служить Ему. Это проявляется в твоем сознании. Но в твоем теле рыщут желания плоти, враждующие в твоем разуме с тем, что влагает Святой Дух в твое сердце.
Не должники плоти
Где же выход? Павел пишет:
...закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти.
Римл. 8:2,12
Плоть - это та часть твоей личности, которая всегда враждует против Бога, желает бунтовать и быть неправильным образом независимой от Него (Римл. 8:7).
Ты будешь сражаться с плотью, пока живешь. Но это не значит, что у тебя вообще нет возможности жить в победе и свободе. Ты не обязан ей ничем! Ты не обязан подчиняться ее похотям! “Итак, да не царствует грех в смертном теле вашем, чтобы вам повиноваться ему в похотях его” (Римл. 6:12). Бог послал тебе на помощь Свой Дух, чтобы ты мог устоять, победить и преодолеть дела плоти, “...если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете” (Римл. 8:13). Святой Дух постепенно приводит верующего к большей зависимости от Иисуса, делает его мягче и чувствительней к сигналам Духа Святого, так что он все чаще будет отказываться от эгоистичной, мятежной и независимой от Бога жизни. Таким образом, мы не просто получаем прощение грехов, но и одерживаем победу над грехом. Но полную свободу от греха, когда он совсем исчезнет из нашей жизни, мы испытаем только на небе, в присутствии славы Божьей.
Несмотря на то, что человек при спасении переживает необычные, удивительно сильные ощущения, он становится всего лишь духовным младенцем. Иоанн описывает три этапа духовного развития верующего: детство, юность и отцовство (1 Ин. 2:14). В Первом Послании к Коринфянам также даны три ступени совершенствования человека:
- душевный или естественный человек, то есть не рожденный свыше (1 Кор 2:14),
- духовное дитя, или плотский христианин с плотским разумом (1 Кор 3:1-3),
- духовный человек, о котором со стороны никто не может судить, но который сам судит духовно, потому что имеет ум Христов (1 Кор 2:15-16).
Это означает, что новообращенный человек может быть весьма плотским. Несмотря на все, что он пережил при встрече со Христом, его поведение может оставаться точно таким же эгоистичным, как у неспасенных. Это незрелое поведение Божий Дух желает изменять, преображать и облагораживать через освящение. Поэтому Слово Божие говорит о борьбе плоти и духа (Гал. 5:17). Если мы живем по духу, то не будем исполнять желаний плоти (Гал. 5:16). Павел описывает также тот греховный шлак, который выносится из плоти, и потоки живой воды, изливающейся из жизни духа (Гал. 5:19-23). Плотский разум, отношения и дела производят разрушение и смерть в жизни христианина, тогда как плоды духа - жизнь с избытком, мир и святость (Римл. 2:10).
После прославления - небеса
Оставляя земную жизнь, верующий вступает в третью стадию своего спасения.
Рождение свыше - это первая ступень. Это начало спасения, когда его дух рождается заново (2 Кор. 5:17).
Освящение - это второй этап, когда сознание и жизнь верующего обновляются и его душа спасается (Иак. 1:21).
Прославление - это третья ступень, окончательное спасение. Верующий оставляет мертвое тело и переходит к Богу, в вечность.
После окончания истории, когда Бог сотворит “новое небо и новую землю” (2 Петра 3:13), тогда и верующие получат новое, спасенное, прославленное тело (1 Кор. 15:25-49). Мы примем “образ небесного” (ст. 49), в котором будем пребывать во веки веков, когда Бог есть “все во всем”, и Христос сияет как солнце, и праведники пребывают в преображенных прославленных небесных телах (1 Кор. 15:40).
Ангелология учение об ангелах
В наш век мирского рационализма сверхъестественное стало чуждым многим людям. Этот сорт псевдонаучного интеллектуализма пытался объяснить мир, исходя из абсолютно материалистических представлений, сражаясь со всем сверхъестественным. На протяжении двадцатого века это частично повлияло на христианство. Библия ставилась под сомнение, Евангелие выхолащивалось, и сверхъестественное вмешательство, чудеса, видения, откровения, существование ангелов и демонов отрицались.
Но с такой формой так называемого христианства незамедлительно возникают проблемы. Тот Господь, в которого, как они заявляют, они все-таки верят, сказал о Себе, что Он есть “путь, истина и жизнь” (Ин. 14:6), Сам говорил о существовании ангелов, сатаны и его бесов. Он знал, что они реально существуют, Он был в прямом и реальном столкновении с бесами, ангелы приходили и помогали Ему.
Поэтому учение об ангелах имеет большое значение. Оно твердо придерживается библейского утверждения о существовании вокруг нас невидимого духовного мира, в котором обитают духовные существа - как добрые, так и злые. Учителя и теологи всех времен, принадлежавшие классическому христианству, всегда верили в ангелов и духовные силы, какими бы интеллектуалами они ни были. Вера в сверхъестественное не противоречит интеллектуальному развитию, но является реалистическим взглядом как на видимое, так и на невидимое творение Бога.
Слово “ангел” по-еврейски malak, а по-гречески angelos. Оба эти слова имеют значение “поосланник”. Библия описывает Бога, пребывающего в славе от вечности до вечности, всегда окруженного сонмом ангелов различных видов. Ангелы существовали до сотворения земли и неба, но, тем не менее, сами они тоже сотворенные существа. Это духовные создания, по силе и интеллекту превосходящие естественного человека.
Библия делит ангелов на две категории:
1. святые, избранные ангелы (Марк 8:38; 1 Тим. 5:21);
2. падшие ангелы тьмы, злые духовные существа и демоны (Матф. 25:41; Ефес. 6:11-12).
Поскольку Бог не сотворял злых ангелов, их появление связано с грехопадением среди ангелов, которое Библия описывает, например, в книге пророка Иезекииля 28:11-19 и книге Откровения 12:4,7,9.
Различные виды ангелов
Давайте сначала рассмотрим добрых ангелов. Они существуют в многотысячных воинствах. Когда родился Иисус, в небе над Вифлеемом появилось “многочисленное воинство” ангелов (Лука 2:13). В Послании к Евреям 12:22 говорится о “тьмах”, то есть тысячах тысяч ангелов. Иисус сказал ученикам (Матф. 26:53), что Он мог бы позвать Себе на помощь более чем двенадцать легионов ангелов, а в книге Откровения 5:11 говорится, что вокруг престола Бога на небесах Иоанн видел “тьмы тем и тысячи тысяч” ангелов.
Ангелы исполняют различные служения, они бывают разных чинов и значений. В Кол. 1:16 и Ефес. 1:21 говорится о престолах, господствах, начальствах и властях в духовном мире. Здесь имеются в виду не только бесовские силы, о которых сказано в Ефес. 6:12, но и небесные духовные силы различных рангов. Когда часть ангелов упала, между ними сохранилась иерархия, и их новым господином стал Люцифер, сатана.
В Библии говорится о различных видах ангелов.
1. В книге Бытия 3:24 впервые упоминаются ангелы, охраняющие доступ к дереву жизни после грехопадения человека. Эти ангелы названы “херувимами”. Так же названы ангелы, украшающие крышку ковчега завета в скинии (Исх. 37:6-9).
2. Второй вид ангелов - серафимы (по-еврейски значит “горящий”), В книге Исайи 6:1-3 мы читаем:
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы;
у каждого из них по шести крыл; двумя каждый закрывал лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили:
Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
3. В книге Иезекииля 1:1-14 пророк описывает четыре существа, каждый из которых имеет четыре лица и четыре крыла. Они упоминаются также в книге Откровения 4:6-8, они стоят перед престолом Бога, прославляя Его святость.
4. Один из ангелов, названный по имени, - Гавриил. Он является уникальным ангелом, действующим как особенный посланник Бога. Он пришел от престола Божьего к пророку Даниилу во время его молитвы за освобождение Израиля из Вавилонского плена (Дан. 8:15-27; 9:20.27). Он же пришел к Захарии, чтобы сообщить, что тот станет отцом Иоанна Крестителя (Лука 1:13,19). Марию также посетил Гавриил с радостной вестью о решении Бога, что родится Иисус (Лука 1:26-38).
5. Другой ангел, называемый “архангелом” (Иуд. ст.9), - Михаил. Его имя означает: “Кто подобен Богу”. Это ангел-воин, который ведет битвы в духовном мире за Израиль (Дан.12:1), сражается с духовными правителями - царем Персидским и царем Греции (Дан. 10:13,20-21). В книге Даниила 10:21 он назван князем Израиля, или, другими словами, их защитником. В последние времена он сражается против сатаны и его злых ангелов (Откр. 12:7-9).