Грех - реальная действительность
Нарушив закон Бога, человек согрешил. Иоанн пишет: “Всякий, делающий грех, делает беззаконие;
грех есть беззаконие” (1 Ин. 3:4). Слово “грех”, по-гречески hamartia означает в основном “пропустить цель”, а также “нарушить закон”. Нарушить закон - значит преступить установленное и запечатленное затем Богом в Писании, взбунтоваться против Него и идти своим собственным путем, эгоистично уклоняться от воли Бога и пропустить цель своего существования.
Грех описывается в Библии не как слабость, не как общее несовершенство, некоторые ошибки, совершаемые нами, но как нечто живое, сильное и мрачное.
Грех описывается так, как будто он живет почти своей собственной жизнью и жестоко свирепствует в жизни человека.
Когда грех постучался в жизнь человека, это произошло через искушение дьяволом (Быт. 3:1-5).
Библия описывает эти искушения и атаки как очень реальные, хитрые и соблазнительные. Дьявол использовал все средства: угрожал, льстил и лгал, чтобы уловить человека и увести его прочь от Бога. Но когда человек искушается, он не вправе винить дьявола, и, конечно, не вправе винить Бога. В Послании Иакова сказано:
Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
Иак. 1:14-15
Когда человек добровольно принял приглашение искушения, он впал в грех. Он стал грешником, в грех убил его (Римл. 7:14). Человек продался в рабство греха, и грех стал управлять им (Римл. 6:12-13). Он овладел телом и сознанием человека, сделав его тело “телом греха” (Римл. 6:6). Человек отдал свои члены в распоряжение греху, сделав их “орудием неправды” (Римл. 6:13). Согрешив, человек стал грешником, его тело стало греховным, и грех начал властвовать над его жизнью. Его жизнь наполнилась греховными похотями, страстями и вожделением. Грех совершенно поработил человека, он раболепно следует за велениями греха и не способен сам освободиться.
С грехом пришла смерть
Как искушение грех еще не был силен, и человек вполне мог противостоять ему (Быт. 4:7). Но когда грех приглашается, он становится сокрушительной силой в жизни человека. Грех довлеет над человеком, он становится темной стороной его существа, частью его натуры и жизни. Он заставляет человека поступать эгоистично и мятежно, заставляет совершать множество всевозможных грехов. Павел пишет в послании к Римлянам:
Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, предан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Римл. 7:14-15,17,24
Другими словами: человек предпочел грех Богу, но сам стал рабом греха. Через грехопадение множество всевозможных грехов вошло в мир, но прежде всего явилась смерть как в жизнь человека, так и всего творения. Библия говорит о трех видах смерти.
1. Физическая смерть. Тело снова превращается в прах (Быт. 3:19).
2. Духовная смерть. Человек отделился от Бога (Ефес. 2:1-3). Это произошло, когда Адам и Ева согрешили. До этого они были живы для общения с Богом, но грех разлучил их (Ис. 59:2), и “внутренний человек”, дух человека, умер. Души и тела Адама и Евы продолжали существовать еще столетия, но их жизнь стала иной, чем та Божественная, которая пульсировала в их сердцах от начала. Духовная смерть и грех выплескиваются наружу из их пораженных сердец. Иисус сказал: Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это изнутри исходит и оскверняет человека.
Марк 7:21-23
3. Вечная смерть. Когда духовно мертвый человек через смерть тела оставляет этот мир, он умирает в своих грехах (Ин. 8:21).Он остается навеки потерянным, погибшим (Ин. 3:16). Вечная смерть - наказание за бунт и грех. Это место пребывания всех неправедных, не желавших вернуться назад к Богу, но предпочитавших следовать своим похотям и своему эгоизму: “Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его...” (2Фее. 1:9)
Ускоренный рост зла
Нам трудно до конца понять всю глубину человеческого греха. Грех изменил его совершенно. Это не значит, что человек потерял какие-либо из своих физических или душевных способностей или перестал быть образом Божьим, как это было в момент сотворения, или что он ныне не способен совершать удивительные дела. Вспомним, что сказал Бог о человеке после того, как остановил строительство Вавилонской башни:
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать (ориг.: теперь, что бы они ни задумали делать, все им удастся).
Быт 11:6
Это Бог сказал о грешных людях, объединившихся в мятежном замысле, направленном против Него. Но уже в первой книге Библии описывается глубина падения человека:
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...
Быт. 6:5
Даже находясь во зле и грехе, человек был гениален и способен на великие дела. Да, для него нет ничего невозможного. Этим объясняется потрясающее развитие человека во всех сферах жизни. Человек культурно развивается, открывает новые континенты, находит и разрабатывает полезные ископаемые, строит индустрию, развивает технологию, созидает новые цивилизации, создает памятники литературы, искусства и архитектуры, приземляется на Луне и т. д.
И одновременно с развитием цивилизации моральный уровень человека на протяжении всей истории нисколько не улучшился. Все завоевания человечества и шедевры его культуры несут на себе печать греховности, запачканы себялюбием, запятнаны гордостью, завистью, отчаянием и безнадежностью. Духовно мертвый человек, внутренне опустошенный, достигает внешнего успеха, но греха он все равно победить не может. Грех властвует над ним, обманывает его, улавливает и вводит в заблуждение, порабощает и, в конце концов, губит.
Библия говорит, что в последние времена люди будут все меньше воздерживаться от греха и зло человека будет увеличиваться. Иисус сказал: “И по причинеумножения беззакония во многих охладеет любовь” (Матф. 24:12). Даже Павел говорит во Втором Послании к Тимофею:
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.
2 Тим.3:1-5
Это значит: люди, несмотря на грех, способны совершать великие дела, такое, что мы можем ценить;
что бы человек ни совершал, это не решает проблемы его греховности; - в какую бы сторону человек ни развивался, его развитие никогда и никоим образом не направлено на улучшение его морального и духовного состояния. Напротив, зло в последние времена будет только усиливаться. То есть технический прогресс не сопровождается моральной высотой.
Не добр в глубине души
Важно отметить, что когда человек впал в грех, он духовно действительно умер. Его сердце заполнила тьма, и сатана стал его господином. В Послании к Ефесянам Павел описывает это так:
И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...
Ефес. 2:1-3
В этих стихах Павел обобщает положение, в которое попал человек под гнетом греха. Он говорит, что человек
- мертв во грехах,
- ходит в грехе,
- следует обычаю мира,
- подчинен князю, господствующему в воздухе, то есть дьяволу,
- носит внутри себя духовную силу, которая действует в нем, заставляя противиться Богу,
- имеет плотские похоти, которым и следует,
- исполняет желания плоти и помыслов,
- по своей натуре является чадом гнева.
Такого мнения строго придерживаются как Библия, так и классическое христианство! Человек без Бога извращен грехом. Внутренне он не добр; у него греховное сердце, и духовно он мертв. Различные религии, включая лжетеологов, также именующих себя “христианскими”, утверждают, что каждый человек несет в себе “искру Божию”, свет, божественность. Тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, ошибочно истолковывают так, как будто внутри человека осталась хоть какая-то “искра”, не затронутая грехопадением.
Это самообман и заблуждение. Весь человек стал грешником и весь целиком нуждается в спасении. Нет в человеке ничего, и он сам не может сделать ничего такого, из-за чего он сам каким-то образом был бы достоин спасения. Спасение целиком и полностью дается со стороны Бога, по благодати, во Христе. Утверждать что-либо иное - значит объявлять спасение делом, возможным для самого человека, чем-то, что имеет начало в человеке. Нет, спасение - это дело Бога от начала до конца. В Послании к Римлянам Павел обобщает состояние человека без Христа:
Как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
Римл. 3:10-12
3. После искупления
В седьмой главе мы рассмотрим, каким образом Бог искупил, восстановил и примирил человека через искупительную смерть Иисуса Христа на Голгофе. Это имеет огромное значение для человека, отзывающегося на то, что сделал Бог через Христа.
Если проблема человечества заключается в грехе и духовной смерти, значит ее решением должны быть спасение от греха и принятие духовной жизни. Эта жизнь исходит только от Бога. Иисус сказал Никодиму:
Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Ин. 3:3,6 Иоанн выразил это следующим образом:
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Ин. 1:12-13
Когда Бог искупил человека, это было сделано для того, чтобы тот мог вернуться в позицию, которую он получил при сотворении. Жизнь, общение, будущее и план Бога, задуманный для человека от начала, он утратил во время грехопадения, но спасение возвращает ему все. Шаг за шагом он снова получает все во всей полноте.
В седьмой главе мы рассмотрим, что сделал Бог для человека в Иисусе Христе. И то, что Он сделал, действенно для всех, но становится личной реальностью только тогда, когда человек верой принимает Его дар. Тогда внутри человека происходят необходимые изменения.
Часть Божеского естества
Все начинается с рождения свыше. Библия дает много различных определений, чтобы выразить, что происходит в человеке во время спасения. Что же происходит? Прежде всего, человек получает искупление, примирение и мир с Богом. Отныне он прощен, восстановлен перед Богом, свободен и оправдан. Он рождается свыше и становится дитем Божьим. Теперь он находится под благодатью и получает доступ к благословениям нового завета через Иисуса Христа, в Иисусе Христе.
Кратко можно сказать, что человек переходит:
- из смерти в жизнь (Ин. 3:3, 5:24; Ефес. 2:1), - из проклятия в благословение (Гал. 3:13-14),
- от греха к прощению (1 Ин. 1:9),
- от поражения к победе (Римл. 8:37;1 Ин. 5:4-5),
- от вражды с Богом к дружбе и миру (Ефес. 2:14),
- перестает быть сыном дьявола и становится дитем Бога (1 Ин. 3:1,10),
- оставляет свою ветхую натуру и становится новым творением (2 Кор.5:17),
- от суда к благодати (Римл. 5:2;Ин. 5:24),
- от неправедности и осуждения к праведности (Римл. 5:1, 8:1),
- от оков и рабства к свободе (Лука 4:18),
- от бунта к послушанию (Римл. 1:5), ,
- быв потерянным, он возвращается домой (Лука 15:11-32),
- от неправедности и самоправедности к праведности Божьей (Римл. 1:16-17).
Спасшийся человек обретает все это. Его мертвый дух получает новую жизнь при рождении свыше. 2 Петра 1:4 говорит, что он приобщается к “Божескому естеству”. Дух Божий проникает в его дух (Римл. 8:15-16) и свидетельствует о том, что тот стал дитем Божьим. Рожденный свыше человек вовсе не становится Богом или частью Бога, но при действии Святого Духа становится причастником Божественной природы.