Триперстнаго крестнаго знаменiя
Такъ называемые старообрядцы укоряютъ насъ за то, что мы слагаемъ три перста для крестнаго знамен\я, а не два, какъ они. Проще, за то, что мы молимся триперстно, а не двуперстно. Укоряя насъ за это, они ошибаются, ибо триперстное сложен\е есть древнее и благодатную силу имёющее. Что оно есть древнее, это видно изъ того, что православные христ\ане: русск\е, греки, аравитяне, египтяне, грузины, сербы, валахи, молдаване, болгары, далматы, черногорцы и друг\е, часто отдаленные другъ отъ друга мёстомъ жительства, различающ\еся языкомъ и образомъ правлен\я, съ незапамятныхъ временъ молятся крестомъ, слагающимся въ знамен\е Святой Троицы изъ трехъ первыхъ перстовъ правой руки, который они полагаютъ сперва на чело, потомъ на перси, а затёмъ на правое и лёвое плёчо. И точно такимъ крестомъ молятся и всё иноки святой Афонской горы, а также иноки, живущ\е по разнымъ греческимъ островамъ, монастырямъ и скитамъ, иноки, спасающ\еся въ пустыняхъ Палестины, Египта и Арав\и. А что оно, триперстное сложен\е, есть сложен\е, благодатную силу имёющее, мы докажемъ "старообрядцамъ" слёдующими двумя случаями изъ жизни преподобнаго Серафима Саровскаго.
Однажды привезли больную женщину къ монастырской кел\и отца Серафима, внесли въ жилище старца и положили на полъ. Старецъ спросилъ: "Давно ли ты больна?" - "Три года съ половиной", - отвёчала она. "Какая же причина твоей болёзни?" - "Я была прежде, - сказала больная, - православной вёры, но меня отдали замужъ за старообрядца. Я долго не склонялась къ ихъ вёрё и все была здорова. Наконецъ, они меня уговорили: я перемёнила крестъ на двуперст\е и въ церковь ходить не стала.
Послё того вечеромъ пошла я по домашнимъ дёламъ во дворъ; тамъ одно животное показалось мнё огненнымъ, даже опалило меня; я въ изпугё упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашн\е хватились, искали меня, вышли во дворъ и нашли – я лежала. Они внесли меня въ комнату. Съ тёхъ поръ я хвораю".
"А вёруешь ли ты опять въ Святую Православную Церковь?" - "Вёрую теперь опять", - отвёчала больная. Тогда отецъ Серафимъ сложилъ по-православному персты, положилъ на себё крестъ и сказалъ: "Перекрестись вотъ такъ, во имя Святой Троицы". - "Рада бы, - отвёчала больная, - да руками не владёю". Отецъ Серафимъ взялъ изъ лампады у Бож\ей Матери "Умилен\е" елея и помазалъ грудь и руки больной. Вдругъ ее стало разправлять, даже суставы затрещали, и тутъ же она получила полное выздоровлен\е.
Въ тотъ же день отецъ Серафимъ одну пришедшую къ нему инокиню между прочимъ спросилъ: "Были ли у тебя изъ умершихъ родные, которые молились двуперстнымъ крестомъ?" Инокиня отвёчала утвердительно. Тогда онъ сказалъ ей: "Сходи на ихъ могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Онъ разрёшилъ ихъ въ вёчности". Инокиня такъ и сдёлала. Сказала и живымъ, чтобы они приняли православное перстосложен\е, и они точно послушались голоса отца Серафима, ибо знали, что онъ угодникъ Бож\й и разумёетъ тайны Святой Христовой вёры.
Другой случай. Однажды пришли къ нему четыре старообрядца спросить о двуперстномъ знамен\и, съ удостовёрен\емъ при этомъ какого-нибудь знамен\я. И не успёли они еще переступить порога кельи, какъ о. Серафимъ, прозрёвъ ихъ помыслы, взялъ перваго изъ нихъ за руку, сложилъ персты его по-православному и, крестя его, такъ говорилъ: "Вотъ христ\анское сложен\е креста! Такъ молитесь и прочимъ скажите. С\е сложен\е предано отъ святыхъ апостоловъ, а СЛОЖЕНIЕ ДВУПЕРСТНОЕ ПРОТИВНО СВЯТЫМЪ УСТАВАМЪ".
И далёе изрекъ съ силою: "Прошу и молю васъ: ХОДИТЕ ВЪ ЦЕРКОВЬ ГРЕКО-РОССIЙСКУЮ. Она во всей силё и славё Бож\ей! Какъ корабль, имёющ\й мног\е снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святымъ Духомъ"... (Цитата приводится изъ "Лётописи Серафимо-Дивеевскаго монастыря").
Указывая, что троеперст\е ведется отъ святыхъ апостоловъ, мы, православные, въ отлич\е отъ разкольниковъ, приводимъ и конкретные факты. До революц\и любой желающ\й могъ своими глазами увидёть и приложиться къ правой рукё святаго Апостола Андрея Первозваннаго, пальцы которой сложены троеперстно. Этотъ фактъ удостовёренъ многими людьми и указывается въ слёдованной псалтири временъ Государя Александра II. До революц\и рука Апостола хранилась въ храмё Успен\я Пресвятой Богородицы города Москвы. Гдё она находится сейчасъ, къ сожалён\ю, мы указать не можемъ. Но фактъ этот остается неоспоримымъ обличен\емъ "старообрядчества".
Еще одно свидётельство. Въ г.К\евё, тамошнихъ пещерахъ, и въ настоящее время почиваютъ мощи св. Спиридона Чудотворца, который умеръ въ 12 вёкё въ такомъ видё, что пальцы правой руки сложены такъ, какъ складываемъ мы ихъ теперь для изображен\я на себё креста, и сложены такъ крёпко, что скорёй ихъ можно переломить, чёмъ сложить иначе. Какъ сложилъ онъ ихъ при концё своей жизни, осёняя себя крестомъ, такъ они и остались, остыли и окрёпли. Слёдовательно, такое сложен\е пальцевъ для изображен\я креста, принято съ древнихъ временъ.
Въ книгё Сергёя Нилуса «Святыня подъ спудомъ» приводится потрясающ\й случай изпытан\я Православной Вёры въ первой половинё 19 вёка и ея исповёдан\я разкольникамъ.
"Въ Берлюковскомъ разкольническомъ скиту, въ Муромскомъ уёздё Владимирской губерн\и, въ лёсныхъ мёстахъ, въ немъ же живяше разкольниковъ около 150 человёкъ, жилъ и единъ братъ, именемъ Алексёй, имёвш\й ремесло переплетать книги. Умёлъ онъ хорошо грамотё и переплеталъ у жившихъ въ скиту старопечатные книги для всего скита, а между тёмъ, приносимые къ нему книги многажды прочитывалъ. И такъ, начитавшись этихъ книгъ довольно, имёвши къ тому и понят\е хорошее, вразумился изъ нихъ, что безъ Церкви Святой Соборной и безъ пр\общен\я Божественныхъ Тайнъ спастися никому не можно. И началъ онъ размышлять, колебаться и смущаться объ отлучен\и своемъ отъ Святой Церкви, и желалъ со свёдущими людьми посовётоваться о томъ.
Бысть же тогда въ томъ скиту проживающ\й, отлучивш\йся отъ Святой Церкви бёглый попъ, человёкъ неглупый, но бёжавш\й отъ Церкви за нёкоторые дурные поступки свои. Означенный Алексёй-переплетчикъ, придя къ сему попу, наединё сталъ просить его, говоря, что онъ желаетъ поговорить съ нимъ о нужномъ духовномъ дёлё, а также получить отъ него совётъ съ тёмъ, чтобы попъ оный о томъ никому не объявлялъ, поклявшись ему въ вёрности предъ образомъ Бож\имъ, ибо Алексёй боялся, чтобы скитяне не узнали о томъ и не прибили бы его. Попъ на просьбу его далъ ему клятву, что онъ изъ словъ его ничего никому не скажетъ. Тогда Алексёй открылся ему о своемъ сумнен\и, сказывая, что онъ много перечиталъ книгъ древнихъ и во всёхъ-де ихъ написано, что кроме Святой Соборной Церкви и безъ пр\общен\я Божественныхъ Христовыхъ Тайнъ спастись невозможно никому. И просилъ Алексёй того попа именемъ Бож\имъ, чтобы онъ по чистой совёсти сказалъ ему для душевной пользы сколько знаетъ, сущую правду. Вотъ попъ и сказалъ ему:
- Я тебё скажу правду; только и ты клянись мнё такъ же, какъ и я тебё передъ образомъ клялся, дабы, что я тебё скажу, никому того не объявлять.
По семъ Алексёй такимъ же порядкомъ клялся попу, что онъ никому не повёдаетъ того, что ему попъ скажетъ. Послё таковаго клятвеннаго обязательства попъ сказалъ ему слёдующее:
- Чтенное тобою въ означенныхъ книгахъ есть самая сущая правда и истина; и кроме Святой Соборной Апостольской Церкви, и безъ пр\общен\я Божественныхъ Тайнъ Тёла и Крови Христовой спастись никому невозможно.