На Хвалитехъ стихира воскресная, гл.8
Господи, оруж\е на д\авола Крестъ Твой далъ еси намъ, трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его, яко мертвыя возставляетъ, и смерть упраздни. Сего ради покланяемся погребен\ю Твоему и востан\ю.
СЛАВА, ГОСПОДИ,
КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ!
Будемъ же отнынё и мы стараться съ вёрою, благоговён\емъ и страхомъ Бож\имъ совершать на себё с\е спасительное знамен\е правильно, и, при этомъ, нужно прежде всего оградить себя крестомъ, а потомъ положить приличествующ\й Богу поклонъ, а не такъ, какъ нёкоторые, по нерадён\ю своему, вопреки учен\ю св. Церкви вмёстё и кланяются, и крестятся. При этомъ обратимъ особое вниман\е, чтобъ наше исповёдан\е Христа не ограничивалось одними только наружными знаками, а сопровождалось бы всегда и добрыми чувствами въ глубинё нашей души, въ нашемъ сердцё такъ, чтобы прославляли Христа не въ тёлесахъ только, но и въ душахъ своихъ, яже суть Бож\я (Кор. 6,20). Ибо Крестъ Христовъ только при упомянутыхъ услов\яхъ, правильнаго употреблен\я и понят\я о немъ, можетъ быть всесильнымъ и непреодолимымъ оруж\емъ противъ нашихъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, такъ какъ онъ не самъ по себё имёетъ силу, а только въ соединен\и съ живою вёрою и при правильномъ и благоговёйномъ употреблен\и.
Святый Iоаннъ Златоустъ говоритъ: «Если ты при полной вёрё, съ сердечнымъ разположен\емъ изобразишь на лицё своемъ Крестъ Христовъ, то ни одинъ изъ нечистыхъ духовъ не возможетъ приблизиться къ тебё, видя тотъ мечъ, которымъ онъ уязвленъ, видя то оруж\е, отъ котораго получилъ смертельную рану». Не стыдись же, христ\анинъ, столь великаго блага, да не постыдитъ и тебя Христосъ, когда придетъ во славё Своей, и когда с\е знамен\е явится предъ Нимъ свётлёе самыхъ лучей солнечныхъ, ибо кто постыдится Меня и Моихъ словъ исповёдовать въ родё семъ прелюбодёйномъ и грёшномъ,- сказалъ Господь,- того постыдится и Сынъ Человёческ\й, когда придетъ во славё Отца Своего со святыми ангелами.
"КРЕСТЪ - ПЕЧАТЬ,
А ЕСЛИ ПЕЧАТЬ ФАЛЬШИВАЯ,
ТО И ДОКУМЕНТЪ НЕДЁСТВИТЕЛЕНЪ.
НЕПРАВИЛЬНО НАЛОЖЕННОЕ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНIЕ НЕ ИМЁЕТЪ НА демоновъ ОТГНАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ."
ЗНАЧЕНIЕ СИЛЫ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
ВЪ ЛИЧНОМЪ СПАСЕНIИ
Благодатная крестная сила, свётозарнёйшая солнца и всегда мысленно окружающая крестъ, по изволен\ю Господа Iисуса Христа дёйствуетъ во спасен\е людей разнообразно. Она:
1) сокрушаетъ силу демоновъ, возстающихъ на людей;
2) очищаетъ человёческое существо отъ страстей;
3) обогащаетъ его благодатными дарован\ями.
КАКЪ ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ?
Даже и сложен\е пальцевъ для крестнаго знамен\я, имёетъ велик\й смыслъ. Не кое-какъ слагаются они, но именно: три первые больш\е соединяются вмёстё и знаменуютъ Святую Живоначальную Троицу: Отца, Сына и Святаго Духа; два послёдн\е пригибаются къ ладони и знаменуютъ то, что Сынъ Бож\й ради нашаго спасен\я, приклонивъ Небеса, сошелъ на землю, принялъ на Себя естество человёческое и такимъ образомъ въ Немъ были не слитно соединены два естества- Божественное и человёческое.
+ По древнему преданiю Святыхъ Апостоловъ и Святыхъ Отцевъ Церкви подобаетъ на себё знаменiе Креста изображать: «Первое на челё /на лбу/ нашемъ, его же касается вышнiй рогъ Креста, второе на чревё /на животё/ нашемъ, его же достизаетъ нижнiй рогъ Креста, третiе на правомъ рамё /на правомъ плёчё/ нашемъ, четвертое же на лёвомъ, имиже знаменуются поперечнё простертiи концы Креста, на немже разпятый за насъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ руцё прострый, вся языки /всё народы/ разточенныя въ концёхъ, во едино собра».+
+ По ученiю Православной Церкви нижнiй рогъ Креста /нижнiй конецъ/ долженъ быть на 1-2 сантиметра выше пупка, а поперечные концы Креста - на суставахъ праваго и лёваго плёчъ /спереди, а не сверху, т.к. всё 4 конца Креста должны находиться въ одной плоскости/, три первыхъ пальца правой руки сложены вмёстё ровными концами, а два послёднихъ прижаты къ ладони.
Поклонъ же дёлается только послё того, какъ полностью опустили руку, наносящую крестное знамен\е, дабы не ломать крестъ.
Чтобы понять значенiе крестнаго знаменiя надо мысленно представить, что кончики трехъ пальцевъ, которыми мы себя осёняемъ, помёчены цвётной краской. Тогда послё нанесенiя крестнаго знаменiя на тёлё останется 12 отпечатковъ - листиковъ /рис.1/. Если эти 4 группы отпечатковъ по три листика соединять двумя перпендикулярными линiями, то получится Крестъ - "Трилистникъ", самая популярная въ Россiи форма Православнаго Креста /рис.2/.
+ Такимъ образомъ неправильное или небрежное нанесенiе на себя крестнаго знаменiя соотвётствуетъ изкаженiю изображенiя главной святыни Православiя - Креста Господня, что является КОЩУНСТВОМЪ!
Приведемъ какъ примёръ отрывокъ изъ книги преп.Космы Этал\йскаго «Жит\е, чудеса, пророчества»:
"Сейчасъ я совётую вамъ взять въ лёвую руку четки, больш\е или малые. Правой же рукой сотворите крестное знамен\е и скажите: «Господи Iисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, молитвами Богородицы и всёхъ Святыхъ помилуй меня, грёшнаго и недостойнаго раба Твоего». Всеблаг\й Господь далъ намъ Честный Крестъ, которымъ мы себя осёняемъ, и Таинство Святой Евхарист\и. Крестъ отверзаетъ намъ райск\е двери, Крестъ прогоняетъ врага. Однако нужно, чтобы при этомъ руки наши были чисты отъ грёха,- и тогда д\аволъ упразднится и будетъ попранъ. Когда, братья мои, вы или ёдите, или пьете, или работаете, не оставляйте этой молитвы и крестнаго знамен\я. И весьма благочестно будетъ, если молитесь всегда: утромъ, и вечеромъ, и въ полночь.
Послушайте, братья мои, какъ нужно творить крестное знамен\е и что оно означаетъ. Прежде всего, подобно тому, как Пресвятая Троица прославляется Ангелами на небесахъ, такъ и ты сложи три пальца правой руки. И такъ какъ ты не въ силахъ взойти на небо и поклониться Пресвятой Троицё, положи руку твою на чело (ибо голова с`мволизируетъ небо) и скажи: «Какъ Ангелы славятъ Святую Троицу на небесахъ, такъ и я, рабъ Бож\й, славлю и поклоняюсь Святой Троицё; и как пальцы мои одновременно и раздёлены, и соединены, такъ и Святая Троица есть Три Лица, но единъ БОГЪ.» Опуская руку твою на чрево, скажи: «Тебё поклоняюсь и Тебё служу, Господи, ибо Ты изволилъ воплотиться во утробё Пресвятой Богородицы нашихъ грёховъ ради». Затёмъ, положивъ руку на правое плёчо, скажи: «Тебя молю, Боже мой, да простишь прегрёшен\я мои и поставишь меня съ праведниками справа отъ Себя». Положивъ руку на лёвое плёчо, говори: «Тебя молю, Боже мой, да не поставишь меня съ грёшниками слёва отъ Себя».
Затёмъ, сотворивъ земной поклонъ: «Тебя славлю, Боже мой, Тебё поклоняюсь и Тебё служу, ибо какъ Ты сошелъ во гробъ, такъ сойду и я». А когда ты выпрямляешься,- что означаетъ воскресен\е изъ мертвыхъ, то говоришь: «Тебя славлю и Тебё поклоняюсь, Господи Боже мой, ибо Ты воскресъ изъ мертвыхъ да даруешь намъ жизнь вёчную». Вотъ что означаетъ крестное знамен\е".
О ДРЕВНОСТИ И БЛАГОДАТНОСТИ