Образ пастыря в Ветхом Завете
Часть 9: Образ пастыря
(автор, христианка Тамара Костина)
Образ пастыря в Новом Завете
В христианстве пастырство, т.е. руководство церковными общинами, возложено на епископов. Именно епископам как преемникам апостолов вверено Христово словесное стадо — Его Церковь. Идеал пастырского служения — сам Христос. Ему как Пастыреначальнику (1 Петр. 5:4), все пастыри должны будут дать отчет.
Христос — Пастырь добрый
В 10-й главе Евангелии от Иоанна сам Христос называет Себя Пастырем: «Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11).
Христос заботится о Своих последователях, эта забота ярко показана через образ крестьянина-пастуха, который защищает свое стадо от опасностей, чего бы это ему ни стоило. Не так, как наемник, думающий не о благе стада, а о собственном благе. Не будем пересказывать содержание этого хорошо всем известного евангельского отрывка. Отметим лишь, что под упоминаемыми в нем «наемниками» новозаветная экзегеза часто понимает книжников и фарисеев, а под «разбойниками» — зилотов1. Верующие не признают своими пастырями ни тех, ни других, они знают, что их Пастырь — Христос. В той же главе, чуть ниже, читаем: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:27-28).
Удивительно трогательный образ пастырской заботы Христа о каждом пасомом, а особенно о тех, кто оказался в смертельной опасности, на краю гибели — в притче о добром пастыре, которую находим в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки (Мф. 18:12-14; Лк. 15:4-7). В Евангелии от Матфея Иисус иллюстрирует этой притчей свою спасительную миссию: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11).
А в Евангелии от Луки — милосердие и сострадание Бога к грешнику. Ключевое слово здесь, как и во всей 15-й главе Луки — радость. Радость о потерянном и найденном человеке: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).
Добрый пастырь — один из самых дорогих для христиан образов Спасителя, имеющий очень древнюю и распространенную иконографию. А в облачении православного архиерея найденную и спасенную овцу символически обозначает омофор. Апостол Петр так писал малоазийским христианам: «Вы были как овцы, блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Петр. 2:25).
И Пастырем, и Блюстителем (επίσκοπος) первоверховный апостол называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа.
В Откровении Иоанна о Пастыре Христе говорится в эсхатологической перспективе Страшного Суда: «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр. 7:17); «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр. 12:5); «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным» (Откр. 19:15).
Вот как комментирует последний из этих стихов отечественный библеист протоиерей Геннадий Фаст: «Слово, исходящее из уст Христовых, будет как меч, судить и поражать в последний день»2. А железный жезл здесь — намек на строку мессианского 2-го псалма: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:9).
У Матфея в описании эсхатологического суда также используется пастушеский образ: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:32).
Пастырь Христос имеет полную власть над Своим стадом — над Церковью. Для избранных, для христиан Он — Добрый Пастырь; для внешних Он — грозный Судья, отделяющий Своим железным жезлом овец (Своих верных последователей) от козлищ (врагов).
Ну а пока — продолжается история Христовой Церкви, ожидающей Второго Пришествия своего Господа и конца истории, «чающей жизни будущего века»3. Сам Глава Церкви, Пастыреначальник Христос, поставил способных к управлению рабов Своих пасти Его, Христово, стадо. Стадо, за которое нам, преемникам апостолов, предстоит дать отчет его Хозяину — Христу.
Пастыри Христова стада
Воскресший Спаситель трижды поручает Петру: «Паси агнцев Моих <.. .> паси овец Моих <.. .> паси овец Моих» (Ин. 21:15-17). В свою очередь Петр увещевает глав малоазийских общин: «Пастырей (πρεσβυτέρους) ваших умоляю я, сопастырь (συμπρεσβυτερους) и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая (ἐπισκοποῦντες) за ним не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5:1-4).
Скорее всего «пресвитерами» здесь названы епископы: в апостольский век еще не выработалась единая терминология, характерная для послеапостольского века, когда сформировался так называемый монархический епископат. Терминологическую неустойчивость мы наблюдаем и в пастырских посланиях, о которых — чуть далее. Пока только приведем небольшую цитату из «Истории Христианской Церкви» профессора Михаила Поснова: «Не только в новозаветных священных писаниях, даже и в позднейших творениях церковно-отеческой литературы нет еще строгого различия между иерархическими лицами <.. .> Весь христианский мир II и III веков состоял из общин, управлявшихся епископами, а не пресвитерами. Пресвитеры составляли при епископе совет или пресвитерий»4.
Об этом поручении, возложенном на Петра и апостолов, а также на их преемников — пастырей и учителей, рассуждает апостол Павел. Апостол народов пишет христианам Ефеса, что Христос «…поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями (ποιμένας) и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12).
Лука передает слова, которыми Павел обратился к ефесским пастырям при прощании с ними: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ἐπισκόπους), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте» (Деян. 20:28-31).
Эти епископы чуть выше названы пресвитерами, что опять же свидетельствует о неустоявшейся еще в апостольский век иерархической терминологии: епископы в то время могли называться пресвитерами. Эта терминологическая путаница исчезнет уже в начале II века. Так, в посланиях священномученика Игнатия Антиохийского (ум. в 107 г.) за каждой из иерархических степеней четко закреплено одно название.
В 1 Тим. и Тит. подробно перечисляются те качества, которыми должен обладать человек, облеченный церковной властью: 1Тим. 3:1-7. Тит. 1:6-9. В обоих текстах настойчиво подчеркивается, что кандидат на епископское служение должен быть совершенно бескорыстен: корысть может погубить все пастырские таланты и дарования. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем, — наставляет Павел Тимофея. — А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:8, ср. 3:3).
О том же самом — к Титу: «Епископ должен быть <.> не корыстолюбец» (Тит. 1:7).
Видимо, корыстолюбцем был упоминаемый во 2 Тим. Димас. Автор послания сетует о нем: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2 Тим. 4:10).
Но епископы как преемники апостолов поставлены не только управлять, но и учить. Об этой их функции немало говорится в пастырских посланиях. Например: «Епископ должен быть <.> учителен» (1 Тим. 3:2); «Епископ должен быть <.> держащимся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1:7, 9).
Трудящиеся в учительстве «пресвитеры» (опять же имеются в виду епископы) заслуживают поощрения: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Также: 1Тим. 4:7, 13, 16; 6:20-21. Тит. 2:7-8. Ср. Деян. 6:4.
Завершим этот небольшой обзор цитатой из Первого послания к Тимофею. Эти слова все мы знаем наизусть, потому что они находятся на оборотной стороне священнического креста, возложенного на нас в день поставления во пресвитеры: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4:12).
Заключение
Итак, о том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит Ап. Павел (обращение апостола к ефесским епископам): «...внимайте себе и всему стаду, в котором Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение: «Не ради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим 4 14); «...напоминаю тебе взгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте — епископами), пасти Церковь Господа и Бога...» (Деян. 20, 28). На примере Тимофея, ученика Ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служение во всей полноте. Конечно, апостолы обладали и уникальными дарами, присущими только им, но эти дары не являются существенно необходимыми для бытия Церкви, без них Церковь не перестает быть Церковью, тогда как без иерархии Церковь существовать не может. Апостолы передали то, что существенно для жизни Церкви. В служении, которое исполнял Тимофей, мы можем различить все три составляющих пастырского служения. Учительство: «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4, 11); «проповедуй слово...» (2 Тим. 4, 2); «...совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 5); «...занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4, 13). Священнодействие: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах...» (1 Тим. 5, 22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Эфесе: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров...» (Тит. 1, 5). Служение управления: «...обличай, запрещай, увещевай...» (2 Тим. 4, 2); «...увещевай и обличай с всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2, 15).
Изложено учение святого апостола Павла о Церкви и пастырском служении. Выражено это учение в определениях, образах и сравнениях. Изложено это учение в общих чертах, использовав толкования святых отцов, в том числе святителя Иоанна Златоуста, и исследования ученых богословов.
[5] Баркли У. «Толкование на Священное Писание Нового Завета. Первое послание к Коринфянам». Электронный вариант.
[6] «Толкование новозаветных посланий и книги Откровения». Перевод И. Череватой, Главный редактор – П. Харчлаа, 1989. Стр. 208-209.
[7] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 72-73; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1904 года, СПб, том 10/2-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.
[8] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 306; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.
[9] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 314-315; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.
[10] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 315; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.
[11] См.: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-8 веков». «Новый Завет, том 8-й, послания апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам». Редактор тома М. Дж. Эдвардс. Редактор русского издания тома К. К. Гаврилкин. «Герменевтика», 2005. Стр. 315-316; Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание 1905 года, СПб, том 11-й. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.
[13] Киприан (Керн). «Православное пастырское служение». Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. Стр. 35-8.
[15] Св. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». Репринтное издание. Свято-Троице Сергиева лавра, 1993.Кн. 3, с. 42-44
«Пастырь» Ерма. В этом произведении середины II века христианской эры говорится в частности о том, что гонение, которому подверглись тогда христиане, было вызвано безнравственностью пастырей и их теплохладностью.
Окружные послания святителей Киприана Карфагенского, Афанасия Александрийского и мн. других.
Некоторые Слова святителя Григория Богослова. Например, его «Слово о бегстве», которое архимандрит Киприан (Керн) считал одним из лучших в пасторологии.
«Шесть Слов о священстве» святителя Иоанна Златоуста.
«Об обязанностях священнослужителей» (Deofficiis ministrorum) святителя Амвросия Медиоланского.
Продолжение…
Часть 9: Образ пастыря
(автор, христианка Тамара Костина)
Образ пастыря в Ветхом Завете
Бог — Пастырь Израиля
Древние евреи самого Бога представляли пастырем, а себя — Его стадом. Образ Бога как верховного пастыря возник в те доисторические времена, когда евреи и их предки вели кочевой или полукочевой образ жизни. Позднее, когда евреи стали вести оседлую жизнь и у них появилась своя письменность, этот образ перекочевал в тексты пророков и псалмов.
Так, в Книге пророка Иезекииля мы читаем обращение Бога к оказавшемуся в вавилонском плену Израилю: «Вы — овцы Мои, овцы паствы Моей» (Иез. 34:31); «Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест <…> Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иез. 34:12, 15-16).
Второ-Исайя, певец искупления израильского народа и возвращения его из вавилонского плена, говорит о Боге: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки, и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11).
А вот некоторые примеры из псалмов, в которых Бог поэтически воспевается в образе Пастыря: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2); «Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их вовеки» (Пс. 27:9); «Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс 94:7).
Нельзя не вспомнить и 22-й Псалом: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:1-4).
В Новом Завете, в хорошо известных всем нам текстах Луки и Иоанна таким добрым и заботливым пастырем изображается Мессия, воплощенный Сын Божий. К этим текстам мы еще обратимся, а пока — несколько цитат из пророческих книг, в которых в образе Пастыря изображается грядущий Мессия.
Мессия — Пастырь Израиля
«И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем» (Иез. 32:23).
В этом стихе говорится не об историческом Давиде, который жил за несколько веков до Иезекииля, а о грядущем, идеальном потомке Давида, с пришествием которого связывались все мессианско-эсхатологические чаяния Израиля в плену и после плена. Но формироваться этот образ грядущего Пастыря-Мессии начал еще до плена, на фоне разочарования в давидидах, правивших тогда Иудеей. Вот как выражает эту надежду Михей, современник Исайи и, возможно, первый письменный пророк южного, Иудейского царства: «И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога своего, и они будут жить безопасно» (Мих. 5:4).
О ком это говорится? О Том, о ком чуть выше сказано: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Среди загадочных апокалиптических глав Книги пророка Захарии (часто эти главы, с 9-й по 14-ю включительно, называют Второ-Захарией) встречаются следующие строки: «О меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13:7).
В Новом Завете этот стих, как и некоторые другие места из Второ-Захарии, интерпретируется как пророчество, исполнившееся в земной жизни Иисуса Христа и подтверждающее его мессианство (ср. Мф. 26:31; Мк. 14:27).
Из пастухов овец — в пастыри людей
С самых первых страниц Священного Писания перед нами предстают положительные образы пастухов. Авель назван «пастырем овец» (Быт. 4:2); патриархи Авраам, Исаак и Иаков описываются владельцами больших стад. Убежавший из Египта Моисей «пас овец у Иофора» — мадиамского шейха и своего тестя (Исх. 3:1). Тяжелый пастушеский труд должен был подготовить его к великой миссии руководства выведенным из египетского рабства народом.
На заре израильской государственности Господь, отвергнув избранного народом Саула, Сам избирает царя «по сердцу Своему» (1 Цар. 13:14) — для того, чтобы «пасти народ» Божий (2 Цар. 5:2). У поздних пророков и в Новом Завете Давиду суждено было стать прообразом Мессии. Случайно ли то, что божественный выбор падает на простого, никому не известного пастушка? Нет, пастушеская профессия — лучшая подготовка к царскому служению: как Давид заботился о стадах отца своего Иессея, так должен будет заботиться о словесных овцах Божьих — израильском народе. Следует заметить, что это вполне в русле древней ближневосточной традиции, в памятниках которой нередко встречаются наименования монархов «пастырями».
В «историческом» 77-м псалме о Давиде звучат следующие возвышенные слова: «И избрал Давида, раба Своего, и взял Его от дворов овчих, и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего, и руками мудрыми водил их» (Пс. 77:71-72).
Из пастухов был первый письменный пророк, Амос (Ам. 1:1). Вот что сам пророк говорит о своем призвании: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: “Иди, пророчествуй к народу Моему Израилю”» (Ам. 7:14-15).
Представление о пророческом служении как о пастырстве, видимо, было довольно распространенным в монархический период израильской истории. Пророк Иеремия сетует перед Богом: «Я не спешил быть пастырем у Тебя» (Иер. 17:16).
Итак, цари и пророки нередко называются в Ветхом Завете пастырями. Кстати, таковыми не называются священники и левиты, хоть о последних и сказано, что они «учили народ» (Неем. 8:9). Управление народом вообще, и тем более народом Божьим — какое служение накладывает большую ответственность, чем это? Далеко не всегда цари и пророки Израиля оказываются на высоте своего служения, часто в Священном Писании в их адрес звучит суровое обличение.
«Горе пастырям!»
Инвективы в адрес царей, князей и пророков в Ветхом Завете звучат постоянно. Вот лишь некоторые примеры из книг поздних пророков (приводим только те из них, в которых используется термин «пастырь»): «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! — говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих и разогнали их и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь» (Иер. 23:1-2); «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораженной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:2-4 и далее, вся глава); «Пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо рассеяно» (Иер. 10:21); «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнеет» (Зах. 11:17); «Рыдайте, пастыри и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада, ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния» (Иер. 25:34-35).
Также: Иер. 2:8; 22:22. Зах. 10:3 и др. Безответственность вождей Израиля, их нерадение о народе — Божьем стаде — вело к беззаконию, к социальной несправедливости, к коррупции правосудия, к идолопоклонству. И в конце концов — к долгому и мучительному вавилонскому плену. В этом плену рухнули все надежды народа Божия: Иерусалим разрушен, Храм Божий сожжен, помазанники Божьи истреблены, а сам народ вместе со своими «пастырями» — князьями и пророками — вырван из обетованной Земли и угнан в плен идолопоклонниками. Но в унижении вавилонского плена народ вместе со своими вождями пережил глубокое раскаяние — и в нем родилась новая надежда, эсхатологическая надежда на пришествие идеального пастыря, потомка Давида, который искупит свой народ, возглавит его и будет пасти на злачных и тучных пастбищах новой, очищенной от зла и идолов, земли. И царствованию которого уже не будет конца.