Свобода от желания состязаться
Не будем тщеславиться и заноситься, состязаться друг с другом, вызывать и провоцировать друг друга на ссоры и раздражать друг друга, ревновать и друг другу завидовать.
Галатам, 5:26
В Послании Галатам (6:4) Павел наставляет нас расти в Господе, пока мы не сможем иметь личное удовлетворение и радость от того, что делаем свое дело, не ощущая необходимости сравнивать себя с кем-то.
Когда мы узнаем, что мы "во Христе", мы освобождаемся от стресса, порождаемого стремлением сравнивать себя с другими. Мы знаем, что наша ценность и наше достоинство не основываются на наших делах и достижениях. Поэтому мы можем отдавать все свои силы тому, чтобы прославлять Бога, не боясь быть хуже кого-то другого.
Очень часто люди задают моему мужу или мне вопрос о том, как это - быть женатым на проповеднице. Меня можно слышать по радио. Меня можно видеть по телевидению. Я стою на сцене перед людьми. Я больше на виду, чем мой муж, и обо мне больше говорят. Другими словами, все наше служение сфокусировано на мне. Дэйв является администратором, очень важным лицом в служении, однако работником второго плана. Его труд остается как бы в тени моего.
Наша ситуация уникальна. Обычно муж занимает более видное положение, и труд жены остается "за кулисами". Однако мой муж достаточно уверен в себе, и на его чувство собственной значимости не влияет работа, которую он выполняет. Фактически он так уверен в себе, что (в послушании Христу) помог мне стать тем, кем я могу быть во Христе. Он рад тому, что поддерживает меня в исполнении Божьего призвания в моей жизни и параллельно исполняет свое собственное призвание.
В чем состоит призвание Дэйва и чем он занимается? Его положение так же важно, как мое. Просто он не заметен людям. Как администратор нашего служения он занимается финансами, ведет переговоры и заключает контракты на радио и телевидении, наблюдает за выполнением этих контрактов, чтобы убедиться в их эффективности, и организует все наши поездки,
На собраниях Дэйв обычно продает людям кассеты с моим учением, так как это дает ему возможность беседовать с людьми и служить им. Много раз я просила его выйти на сцену и поделиться чем-то, но в ответ всегда слышала одно и то же: "Это не мое место. Я знаю свое место, там и останусь". Это ответ зрелого и уверенного в себе человека.
Часто люди формулируют свой вопрос так: "Дэйв, вы муж проповедницы Джойс Майер?" И обычно он отвечает; "Нет, Джойс - моя жена".
Дэйв исполняет множество функций в нашем служении, но сам он так описывает свою роль: "Я призван Богом быть прикрытием для Джойс, и моя задача - помочь ей достичь той цели, которую Бог поставил перед ней". Иногда Дэйв не разрешает мне браться за то или другое дело, так как чувствует, что это не будет правильно или еще не пришло время. Не скажу, что мне всегда легко подчиняться его желаниям, если они не совпадают с моими, но его дар состоит в том, чтобы уравновешивать нашу жизнь и общее служение.
В начале нашего служения Дэйву это не давалось легко. Фактически он вообще не хотел находиться в служении. Однако Бог показал ему, что Он наделил меня даром проповедовать Его Слово. Дэйв говорит: "Бог не просил меня подчиняться жене. Бог попросил меня подчиниться тому дару, который Он вложил в нее". Бог показал ему, что Он дал мне этот дар и что, развивая этот дар и позволяя мне исполнить Его призвание, Дэйв подчинится Самому Господу.
Дэйв не только позволяет мне делать то, к чему призвал меня Бог, он помогает мне в этом. Считаю высокой честью быть женой Дэйва Майера, который, по-моему, является самым удивительным из всех знакомых мне мужчин. Он также самый счастливый и довольный человек из всех, кого я знаю. Когда я говорю, что он всегда счастлив, это следует понимать буквально. Он наслаждается жизнью в полной мере. Мы оба верим, что эта радость является результатом его подчинения Богу, так как Он не пытался стать тем, кем ему не было дано стать.
Он ни с кем не соревнуется. Он не пытается никому ничего доказать.
Твердо укорениться и утвердиться
...вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота...
Ефесянам, 3:18
Когда мы свободны от желания соревноваться с другими, мы способны помогать им. Когда мы знаем, кем мы являемся, мы не должны проводить свою жизнь в попытках доказать другим или себе свою личную значимость и достоинство.
Дэйв знает, что Он важен для Бога, и то, что мир сравнивает его положение с моим, отнюдь его не беспокоит. Я верю, жизнь Дэйва может послужить свидетельством для многих. В Царствии Божьем еще очень много дел, и мы завершим их быстрее, если будем сотрудничать друг с другом, отдавая все, чем Бог наделил каждого из нас в отдельности.
Давайте отбросим ревность, зависть, желание сравнивать себя с другими и состязаться друг с другом. Помните, все эти проблемы возникают от неуверенности. Благой вестью является то, что мы можем освободиться от чувства неуверенности и вызываемых им проблем. Книга пророка Исайи (54:17) говорит, что мир, праведность, безопасность, победа над оппозицией являются наследством слуг Господа. Это значит, что частью наследства сыновней и дочерей Божьих, т.е. нас с вами, является уверенность! Начните уже сейчас пользоваться своим наследством.
Будьте довольны собой, наслаждайтесь миром и радостью, которые дает вам знание того, что Бог любит вас и считает праведными и значимыми благодаря вашей вере в Его Сына Иисуса Христа. Укоренитесь и утвердитесь в Его любви к вам.
Пагубные пристрастия
Ранее я использовала в этой книге термин "пристрастия, вызванные жестоким обращением". Это формы поведения, которые развиваются у людей, пострадавших от надругательства и испытывающих глубокое чувство стыда. В этой главе я хочу более детально рассмотреть явление, которое я называю "пагубными пристрастиями", и дать совет, как можно от них избавиться.
В данном контексте слово "пристрастие" можно определить как поведение, которое является непроизвольной реакцией на что-то. Люди, которых много обижали, чаще реагируют на какие-то события и явления жизни, чем действуют по своей воле. Этим я хочу сказать, что их "раненные" чувства заставляют их вести себя определенным образом, и они не способны поступать мудро и действовать согласно Божьему Слову.
Долгие годы я позволяла себе эмоциональные "взрывы" каждый раз, когда сталкивалась с ситуацией, напоминающей мне о моем прошлом, действуя под влиянием страха, а не по вере. Сам человек чаще всего не осознает этого, так как все происходит настолько быстро, что он не замечает своего поведения.
Например, человек, который злоупотреблял мною, имел очень сильную, властную натуру. В детстве я была подвержена манипуляции и контролю с его стороны. Я решила для себя и несколько раз давала себе обещание, что, став взрослой, уйду из дома и никогда не позволю кому-либо контролировать себя.
Мое понятие о власти стало искаженным. Всех, j кто обладал властью, я считала врагами. Я так боялась того, что кто-то снова будет манипулировать мной или' контролировать меня, что с гневом принимала тех, кто пытался заставить меня делать то, что мне не хотелось, или вообще отвергала их. Обычно это не были какие-то серьезные вопросы, но даже самые незначительные предложения, которые не совпадали с моими желаниями, заставляли меня реагировать очень враждебно. Ни я сама, ни другие не понимали моих действий. Я знала, что веду себя плохо, и не хотела этого, однако не имела в себе сил изменить что-то.
Бог стал разъяснять мне вопросы, касающиеся "пагубных пристрастий". Он начал с того, что показал мне следующее: точно так же, как у человека развиваются пристрастия к химическим веществам (наркотикам, алкоголю, никотину, кофеину, сахару), у него могут появиться умственные и эмоциональные пристрастия. В данном случае под эмоциональным пристрастием подразумевается непроизвольное, непреднамеренное, неосмысленное поведение. Своей враждебной реакцией я как бы заявляла людям о том, что не дам никому себя контролировать.
Я так боялась контроля с чьей бы то ни было стороны, что "взрывалась" даже тогда, когда моей независимости не грозила никакая опасность. Гневаясь, я говорила: "Я не позволю вам контролировать меня!" Отталкивая людей, я заявляла: "Не собираюсь иметь с вами никакого дела!" Если человек не завязывает взаимоотношений с людьми, он исключает возможность быть обиженным. Поэтому каждый раз, когда взаимоотношения с людьми причиняли мне хоть малейшую боль, я или атаковала их, или пряталась от них. Как один, так и другой тип поведения является неверным и не соответствует Писанию; они только усиливают пристрастие.
Если человек пристрастился к наркотикам, то
чем больше он их употребляет, тем больше усиливается его пристрастие. Чем дольше он позволяет наркотику контролировать себя, тем сильнее это пристрастие связывает его. В конечном счете оно полностью уничтожает человека. Пристрастие должно быть сломлено. И это означает отказать плоти в веществе, которого она требует, и пройти сквозь боль и страдания, чтобы полностью освободиться от порока. Этот же принцип относится к умственным или эмоциональным пристрастиям.
Имея пристрастие к беспокойству и "рассуждениям"
Одним из видов умственного пристрастия является беспокойство. Мне было свойственно беспокоиться, беспокоиться и беспокоиться. Даже когда не о чем было беспокоиться, я умудрялась что-то найти. У меня развилось ложное чувство ответственности, так как я всегда пыталась решить неразрешимые проблемы. Я рассуждала, воображала себе разное и постоянно жила в смятении.
В результате я заставляла свой разум постоянно беспокоиться и излишне много размышлять. Это истощало меня физически и умственно и лишало меня радости жизни, однако я ничего не могла с этим поделать. Беспокойства и "рассуждения" были моей автоматической реакцией на разные проблемы. Мое поведение было ненормальным, но я тогда этого еще не замечала, так как моя реакция всегда была такой.
Слово Божье говорит: "Утешайся Господом" (Пс. 36:3). Однако не так легко "утешаться", доверять, если долгие годы приходилось переживать надругательство. Люди, которые должны были заботиться о тебе, не делали этого; они, наоборот, пользовались твоей беззащитностью. Они жестоко обидели тебя, и поэтому ты пообещал себе, что никто и никогда уже не сделает тебе больно. Ты уже не пытаешься обнаружить, будут другие злоупотреблять тобой или нет; ты просто строишь защитные стены вокруг себя, чтобы укрыться от возможной боли.
Одна из попыток защитить себя - попытаться во всем разобраться. Вы думаете, что если это удастся, вы будете контролировать ситуацию, и вас уже не будут ожидать неприятные сюрпризы.
Когда Бог начал работать в моей жизни. Он ясно показал мне, что я имею пристрастие к беспокойствам и "рассуждениям" и что мне нужно избавиться от них. Если в какой-то сложный момент моей жизни я не старалась во всем разобраться, я, как мне казалось, теряла контроль над ситуацией. Если вы помните, я стремилась контролировать все, что происходило вокруг меня, - я верила, что только в таком случае я смогу избежать боли.
Я была убеждена, что только я смогу позаботиться о себе и что никому другому это не удастся.
Отвергни самого себя
...кто хочет идти за Мною, отвергни себя (забудь о себе, игнорируй себя, отрекись от себя и своих интересов, потеряй себя из виду)... и следуй за Мною.
Марка, 8:34
По ходу того, как Господь продолжал терпеливо работать надо мной. Он учил меня доверять Ему, так как Он способен решить мои проблемы даже тогда, когда я сама над ними не работаю. Моей задачей было с верой отвергать всякое беспокойство или "рассуждение". Я должна была отказать своему разуму в возможности вести себя привычным образом. Когда я сделала это, в конце концов я полностью освободилась от своего пристрастия. Но позже появились такие симптомы, как страх, бессилие, ощущение собственной глупости. (Дьявол любыми средствами старался удержать меня в рабстве.)
В Евангелии от Марка (8:34) Иисус учит нас тому, что мы должны отвергнуть себя и свои идеи и избрать Его путь. Мое прежнее понимание подсказывало, что мне самой надо позаботиться о себе. А Он требовал, чтобы мы отдали себя в Его руки и на деле убедились, что Он никогда не оставит и. не покинет нас (Евр., 13:5). Чтобы познать эту истину, мне нужно было сначала отказаться от "своих путей".
Как "дитя, отнятое от груди"