Как подтверждение истинности наследия Джеффриса, почти все церкви, насажденные им с 1925 по 1934 год, выросли и стали успешными.
Этот апостольский дар продолжал быть основным даром, в котором Джеффрис действовал до конца жизни. Как видно из служения апостола Павла, это такой дар, который включает в себя все пять даров пятигранного служения (см.: Ефесянам 4:11). Поэтому в разные периоды своего служения Джеффрис действовал в различных ипостасях. Эти дары были почтены в юбилейном письме, полученном Джеффрисом от движения «Елим» в 1934 году.
Э. Дж. Филлипс был способным администратором, который очень ответственно относился к задаче управления и построения движения «Елим»68. Кроме того, на протяжении многих лет он был близким другом и доверенным лицом Джеффриса, ежегодно помогая ему готовить личные налоговые отчеты. Когда же к Джорджу пришла слава и признание, их дружба раскололась под давлением борьбы за власть в возглавляемой ими организации. Филлипс, однако, не осознавал, что администраторский дар был дан ему для того, чтобы поддерживать Джеффриса, участвуя в служении вспоможения. Огромный размах подобных евангелизационных кампаний делает работу администраторов и руководителей служения вспоможения просто бесценной. Филлипс, верный домостроитель Божьего Царства, посвятил не один год своей жизни распространению движения «Елим», а его навыки управленца и администратора на самом деле были дарами служения, предназначенными для созидания Тела Христа. Административные способности необходимы, чтобы поддерживать движение Божьего Духа по мере того, как оно начинает разрастаться, но они не должны приравниваться к дарам пятигранного служения, перечисленные в Послании к Ефесянам 4:11, или превосходить по приоритету. Я считаю, что именно из-за этого произошел раскол в движении «Елим». Администраторы ценят порядок и точность; апостолы же призваны делать шаги веры, что, естественно, сопряжено с ошибками. И поэтому неудивительно, что людям, обладающим столь разными дарами, сложно понять друг друга.
Один автор отметил: «Филлипс считал своей задачей защитить церкви от силы характера Джеффриса»69. Святой Дух двигался через Джеффриса могущественным образом. Были ли действия этого служителя исключительно проявлением силы его человеческого характера, как считал Филлипс? Лично мне в это трудно поверить. Исцеления, сопровождавшие служение Джеффриса, не могли быть просто проявлением волевых качеств. Да к тому же «крайне застенчивый» Джеффрис не мог бы самолично привлечь внимание к себе и своему служению.
Неужели сила Святого Духа, действовавшая через Джеффриса в 20-х годах, вдруг превратилась в силу характера из-за его желания провести реформацию в церквах «Елим»? Или Филлипс просто не захотел подчиниться власти Божьего помазанника из -за того, что именно ему, Филлипсу, было доверено администрирование этой крупной организацией? Скорее всего, нам никогда не узнать ответа на эти сложные вопросы. Однако лично мне кажется, что если бы Джеффрис отказался от своей приверженности сомнительной доктрине британского израилизма и обратился за советом к своим со- работникам на ниве Божьей из других стран, таким как Баррэтт и Петрус, то этот печальный раскол в Теле Христовом можно было бы предотвратить.
Конфликт разгорается
После отставки Джеффриса руководство союза разместило короткую заметку в газете Elim Evangel, в которой сообщалось, что Джеффрис больше не является членом исполнительного совета и освобождается от «деловых вопросов», чтобы свободно нести духовное служение. Однако Джеффрис, желая, чтобы вся деноминация знала, что разделение между ним и исполнительным советом произошло из-за несогласия в определенных вопросах, издал и распространил брошюру под названием «Почему я ушел из движения Елим».
После этого вышла альтернативная брошюра «Ответ», где излагалась позиция исполнительного совета, с которой был не согласен Джеффрис. Обе стороны конфликта на протяжении последующих шести лет посылали церквам письма подобного содержания, тем самым разрушая веру многих ее членов.
Джеффрису теперь не разрешалось проповедовать ни в одной из церквей «Елим», поэтому он проводил собрания в других общинах, чтобы донести до членов «Елима» свою концепцию поместного церковного управления.
Новый храм - новое служение
В начале 20-х годов пастор часовни «Хорбури» из Кенсингтона однажды пригласил Стивена Джеффриса провести в своем городе евангелизационную кампанию. Благодаря чудесам, изобиловавшим во время кампании, местные газеты назвали ее «купальней Вифездой для всего Уэст-Энда». Однако вскоре после этого пастор «Хорбури» открыто выступил против пятидесятнического движения и особенно против иных языков, из-за чего Стивен больше никогда не посещал его общину. К 1930 году часовня «Хорбури» практически распалась. Джордж Джеффрис собрал деньги и через третьих лиц выкупил здание церкви (он боялся, что пастор ни за что не продаст ее человеку с фамилией Джеффрис). Поскольку Джордж собрал деньги самостоятельно, здание было зарегистрировано на имя отдельной организации, не зависящей от «Елима». Его владельцами стали Джеффрис и несколько других членов «Команды пробуждения», в том числе Даррэг, Маквиртер и Роберт Твид.
После ухода из «Елима» Джеффрис основал новую деноминацию, которую он назвал Церковным обществом библейского образца. Он сделал это по двум основным причинам: (1) чтобы некоторых из его молодых соратников не забрали на фронт и (2) чтобы продолжать строить фундамент для церкви с новозаветной формой управления. В 1940 - 1941 годах 25 пасторов из 161 покинули движение «Елим» и присоединились к Джеффрису (большинство из них — вместе со своими прихожанами). Поначалу некоторые пасторы продолжали проводить служения в своих прежних церковных зданиях, однако постепенно исполнительный совет начал отнимать у них помещения.
Руководство «Елима» во главе с Филлипсом однажды очень жестко поступило с церковью в Портсмуте, пастором которой был Роберт Мерсер, стоявший у истоков движения «Елим». Войдя в церковь воскресным утром в самом начале служения руководители «Елима» потребовали, чтобы пастор и все собравшиеся покинули здание. Пока один из непрошеных гостей движения «Елим» обращался к прихожанам со сцены, пастор Мерсер «бежал по проходу с криком: «Эти люди хотят помешать нам поклоняться Богу! Следуйте за мной!» — и вывел всех своих людей из зала.
Когда же произошло это из ряда вон выходящее событие? Седьмого декабря 1941 года, всего за несколько часов до бомбежки Перл-Харбора. Без сомнения, сатана одержал в тот день большую победу. Это в очередной раз доказывает, насколько бессмысленным был весь этот конфликт и какое важное место занимала духовная война в этом расколе целой деноминации. В то время, когда весь мир был втянут в ужасную войну, эти Божьи люди сражались за власть в деноминации.
Джеффрис и его ближайшие соратники, в том числе Даррэг, Маквиртер и Эдсор, а также Джон Лич, перенесли свою штаб-квартиру в Кенсингтонский храм. Поскольку Джеффрис и Маквиртер были владельцами здания, они смогли разместить в нем свой офис и проповедовали там до самой смерти. Общество библейского образца так никогда и не стало крупной деноминацией; по сути, сейчас существует всего пять действующих церквей, связанных с этой деноминацией.
В 1956 году Джеффрис написал статью «Елим — когда-то и сегодня», в которой заявлял: «Причиной моего ухода из «Елима» послужил отказ большинства моих товарищей из исполнительного совета поддержать меня и установить суверенитет поместных церквей Четырехугольного евангельского союза «Елим»... В 1940 году я созвал совет служителей «Елима», разделявших мои убеждения. Так появилось Церковное общество библейского образца, зиждущееся на принципе суверенитета поместных церквей».
Джеффрис заканчивает статью такими словами: «Именно тогда - в 1915 году - мы сделали большую ошибку, которая впоследствии определила судьбу движения «Елим». Мы не установили основанный на Библии суверенитет поместных церквей».
За время своего двадцатилетнего служения в качестве руководителя Общества библейского образца Джеффрис неоднократно ставил ударение на том, что относится к британскому израилизму как к второстепенной доктрине, в которую имеет право верить каждый отдельно взятый человек, а не как к основанию веры, чего так опасался Филлипс.
Европейский масштаб
С 1933 по 1950 год Джеффрис провел множество служений исцеления в других странах — в первую очередь, в Швейцарии и Франции, благодаря чему тысячи людей обратились ко Христу и многие получили исцеление. Джеффрис проповедовал перед огромными аудиториями в Женеве и Париже. В Ницце он однажды даже провел собрание в казино, расхаживая между игровыми столами и проповедуя о спасении.
Один очевидец написал о евангелизационной кампании во Франции следующее: «Две крупнейшие церкви в Ла Шо-де-Фон во Франции были наполнены до отказа, и более тысячи человек обрели спасение. Без сомнения, это было самым большим пробуждением в истории этой прекрасной страны».
Доктор Эмиль Ланц, один из переводчиков Джеффриса, так описал служения пробуждения в Европе: «Мощная волна пробуждения прокатилась по Швейцарии, приводя многотысячные массы драгоценных душ в Царство Небесное и принося приободрение и полное физическое исцеление от любых болезней и немощей тысячам восторженных людей».
Джеффрис продолжал тесно сотрудничать с преподобным Леви Петрусом из Швеции и Т. Б. Баррэттом из Норвегии не только потому, что они возглавляли пятидесятническое движение в своих странах, но также из-за их приверженности идее суверенитета поместной церкви и поддержки, оказанной Джорджу в борьбе за преобразование движения «Елим».
В 1960 году Джеффрис получил телеграмму от пастора А. Унсикера из Женевы, в которой тот признавал роль британского евангелиста в деле основания его церкви: «В день своей 25-й годовщины наша церковь вспоминает о вас и шлет вам, дорогой брат Джеффрис, свою благодарность и любовь... А. Унсикер».
В мае 1960 года проповеди Джеффриса помогли принять исцеление миссис Марджори Стивенс из Англии, которая долгое время была парализована и прикована к инвалидному креслу. Газеты с учением, которые ее семья получала от Джеффриса в течение многих лет, укрепили веру парализованной. Однажды во время молитвы ей было видение, будто она исцелилась, и пять месяцев спустя Господь исцелил ее точно так, как это было ей показано ранее. В следующее воскресенье она засвидетельствовала о своем выздоровлении «восторженным слушателям» в Народной церкви в Клэпхэме в Лондоне, где Джеффрис как раз проводил служение.
Верность до конца
В воскресенье, 14 января 1962 года, Джеффрис проповедовал в Кенсингтонском храме, неся Слово Божье с силой и властью. В конце служения он страстно призвал заблудших откликнуться на призыв Христа. Затем все собрание спело валлийскую песню о прощении, дарованном Христом.
В следующий вторник Джеффрис посетил нуждающихся людей и возложил руки на больных. Вечером в пятницу, 25 января, он ходил с Альбертом Эдсором по лондонским улицам, расклеивая объявления о ежегодном Пасхальном собрании, которое должно было состояться в Вестминстерском центральном зале. На следующее утро, в девять часов, друг Джеффриса вошел в его спальню и обнаружил, что тот ушел к Господу на небеса. 26 января 1962 года, за месяц до своего семьдесят третьего дня рождения, закончилась земная жизнь основателя движения «Елим».
Всего за пять недель до этого Джеффриса навестили Э. Дж. Филлипс со своей женой Молли. Впервые за много лет бывшие друзья поговорили по душам, хотя раньше они и пытались наладить отношения. После смерти Джеффриса Филлипс поместил в газете Elim Evangel некролог, озаглавленный так: «Светлой памяти одного из величайших евангелистов Великобритании».
Первого февраля 1962 года в Кенсингтонском храме состоялась панихида по Джеффрису, на которую съехалось более тысячи человек из всех уголков Британских островов. Чтобы почтить память Божьего апостола, к членам Церковного общества библейского образца в тот день присоединились представители движения «Елим», Ассамблеи Божьей других деноминаций со всей страны, а также гости из Швеции, Швейцарии и Франции.
Присутствующие плакали, когда пастор Р. Г. Твид, секретарь Общества библейского образца, читал отрывки из Библии, а близкий друг Джеффриса Альберт Эдсор в последний раз играл на фортепьяно Для Джорджа. Не было на этом собрании лишь самого близкого соратника Джеффриса, Р. Э. Даррэга, который умер тремя годами ранее в день семидесятилетия Джорджа.
Вспоминая о жизни и служении своего друга, Эдсор сказал следующее: «Джеффрис был посвященным Божьим служителем, бесстрашным человеком и успешным ловцом душ... Прежде всего он был выдающимся евангелистом, одним из величайших евангелистов нашего времени, который до конца своих дней активно нес славное служение спасения заблудших и исцеления больных».
После собрания все отправились на кладбище, и «масса людей выстроилась в шеренгу, заполнив кладбищенскую территорию и прилегающие к ней улицы; множество автомобилей и такси приехали в тот день на кладбище». Один из очевидцев позже с благоговением вспоминал, что это были «похороны Принца» - так называли Джеффриса самые близкие его друзья.