Служения в самых крупных залах Англии
В конце 20-х и начале 30-х годов прошлого века движение «Елим» влияло на огромные массы людей, которые стекались со всех окрестностей на служения харизматичного Джеффриса. Приезжая в очередной город, «Команда пробуждения» обнаруживала, что им придется перенести собрания из запланированного зала в более крупное здание, чтобы вместить всех желающих. Например, в 1930 году в Бирмингеме Джеффрис изначально планировал проводить свою евангелизационную кампанию в здании конгрегационалистской церкви. Когда же на протяжении пяти дней церковь оказывалась переполненной до отказа, служения пришлось перенести в городской зал собраний, а затем — на накрытый каток, вмещающий восемь тысяч человек. В последнюю неделю кампании собрания пришлось перенести в огромный выставочный центр Бингли-Холл, в котором могло поместиться пятнадцать тысяч человек! Джеффрис провел в этом зале двадцать шесть собраний, и число людей, покаявшихся во время кампании, достигло десяти тысяч человек.
В то время в состав «Команды пробуждения» входили лидер прославления Р. Э. Даррэг, пианист Альберт В. Эдсор и организатор кампании Джеймс Маквиртер. Эти люди почти всегда были рядом с Джеффрисом, обеспечивая ему помощь и поддержку.
Они работали как одна команда и «брали каждый город штурмом» .
Ни один из этих мужчин в то время не был женат, поскольку они посвящали все свое время и силы распространению Евангелия Иисуса Христа. Когда в 30-е годы Джеймс Маквиртер женился, он уже не мог быть членом «Команды пробуждения» и помогать Джеффрису так, как раньше, поскольку большую часть времени посвящал своей семье. Спустя пятьдесят лет после завершения кампании в Бирмингеме все еще можно было встретить тех, кто получил спасение благодаря служению этих людей или тех, чьи родители отдали свои жизни Христу на собраниях Джеффриса.
В 1930 году Джеффрис впервые арендовал огромный лондонский Хрустальный дворец, и толпы людей наполнили его до отказа. Это здание было построено в 1851 году для проведения Всемирной выставки промышленных товаров, и впоследствии движение «Елим» арендовало его ежегодно до тех пор, пока оно не сгорело дотла в 1936 году.
Исцеляющие лучи
В 1932 году Джеффрис написал книгу «Исцеляющие лучи» об исцеляющей силе Христа, проявлявшейся на протяжении всей истории христианской церкви. В этой книге Джеффрис утверждал, что грех, болезнь и смерть стали последствиями проклятия, вторгшегося в мир через непослушание Адама, а искупление и спасительная работа Иисуса Христа помогают человечеству полностью избавиться от этого проклятия. Исцеление, по словам Джеффриса, доступно каждому человеку уже сейчас, а окончательное искупление от смерти придет, когда Христос вернется на землю во второй раз, даруя Своим избранным вечную жизнь.
В книге «Исцеляющие лучи» автор ясно описал процесс Божественного исцеления, основываясь на Божьем Слове, а также на словах тех, кто свидетельствовал о своем исцелении с момента основания христианской церкви. Клемент в первом столетии, Иреней во втором, Тертуллиан и Ориген в третьем — эти первые отцы церкви называли себя «учениками Иисуса, которые все еще продолжают творить чудеса... и исцелять людей, возлагая на них руки, так что те избавляются от различных болезней».
Специально для христиан тех деноминаций, которые не верили в Божественное исцеление, Джеффрис привел цитату Мартина Лютера: «Как часто бывало и все еще бывает, что бесы выходили из людей во имя Христа; также, призывая Его имя, по молитве больные получали исцеление». Джон Уэсли, основатель методистской церкви, в свое время был исцелен от туберкулеза и написал следующие слова: «Когда мне было приблизительно семь лет, я начал кашлять кровью... Спустя одиннадцать лет болезнь достигла уже третьей стадии; но Богу было угодно всего за три месяца полностью убрать хворь из моего тела. Вот что сотворил Господь».
Джеффрис также привел свидетельства других священнослужителей, свидетельствовавших о Божественном исцелении собственных тел: Джорджа Фокса, квакера и основателя Религиозного сообщества друзей, который был избит разъяренной толпой и затем мгновенно исцелен; доктора Э. Стэнли Джонса, всемирно известного миссионера, который пережил Божественное исцеление в Индии, благодаря чему смог продолжить свою миссионерскую деятельность; А. Б. Симпсона, основателя Христианского миссионерского альянса, который был полностью исцелен от хронической болезни, когда начал проповедовать Полное Евангелие Христа; а также Эндрю Мюррея, который долгое время находился в больнице, но как только услышал проповедь о Божественном исцелении, мгновенно и полностью выздоровел. Мюррей писал: «Это исцеление верой было для меня источником великих духовных благословений. В лице Иисуса, нашего Божественного Целителя, Церковь обладает бесценным сокровищем, еще не оцененным ею по достоинству».
Всякий раз, когда кто-то насмехался над учением о том, что Бог не прекратил исцелять людей в наше время, Джеффрис очень решительно возражал: «Почти две тысячи лет прошло с тех пор, как было канонизировано Священное Писание, но Святой Дух продолжает являть чудеса и знамения по сей день». Он напоминал верующим, что та же Благая Весть, которая приводила мужчин и женщин ко Христу во времена первой церкви, все еще продолжает изменять жизни грешников и сегодня, и что Тот же Святой Дух, Который обличал их в грехе и исцелял тогда, продолжает обличать и исцелять их и по сей день.
Соработники во Христе
К середине 30-х годов Джеффрис и Э. Дж. Филлипс служили вместе уже почти двадцать лет. Их сотрудничество началось в 1919 году, когда Джеффрис предложил Филлипсу присоединился к евангельской группе «Елим» в Ирландии. Хотя Филлипс стал пастором одной из церквей «Елим», его административные навыки очень помогли молодой деноминации.
У Джеффриса и Филлипса было совершенно разное детство. Джеффрис вырос в бедности и с юных лет посещал конгрегационалистскую церковь, в которой все прихожане участвовали в управлении общиной. Он обратился к Богу в первые дни Уэльского пробуждения, когда повсюду царили непринужденность и свобода в Святом Духе, и это навсегда отпечаталось на его сердце. Джордж считал, что основой успеха любой церкви являются сильные, ведомые Духом собрания; что пробуждение доступно верующим во всякое время, потому что Святой Дух постоянно движется по земле. Если Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же (см.: Евреям 13:8), то и Его сила должна всегда спасать, исцелять и крестить людей Святым Духом.
Филлипс, напротив, вырос в обеспеченной семье. Один из его предков по линии отца даже был лордом-мэром Лондона, а остальные родственники были финансистами и бизнесменами. Его отец, христианин, приобщил сына к церкви. В понимании Филипса, «нормальные» служения должны проходить намного спокойнее и «уравновешеннее», чем горячие, ведомые Духом собрания пробуждения, которые так любил посещать в молодости Джеффрис. Пережив в шестнадцать лет крещение Святым Духом, Филлипс воспринял это как инструмент, который «поможет ему жить полностью посвященной Богу жизнью».
Джеффрис и Филлипс трудились рука об руку под эгидой движения «Елим». Они ежедневно обменивались письмами и делились друг с другом своими мыслями. Друзья не принимали никаких решений относительно евангелизационных кампаний или служений, не посоветовавшись друг с другом. Конечно, они были не во всем согласны друг с другом, но за долгие годы сотрудничества у них сложились очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Вместе они столкнулись с жестоким преследованием в первые годы пятидесятнического движения в Великобритании, вместе делили успех совместного служения. Они, несомненно, были ключевыми фигурами движения «Елим».
Существенные перемены в руководстве Четырехугольного евангельского союза «Елим» произошли 10 апреля 1934 года с принятием новой концепции руководства церковью. До этого времени все решения по поводу деятельности движения «Елим» принимались Джеффрисом и Филлипсом. Теперь же управленческая власть перешла к исполнительному совету, в состав которого входили Джеффрис, Филлипс, три человека, назначенных Джорджем, и еще четверо, из - бранных из числа членов деноминации. С этого момента Джеффрис фактически сложил с себя полномочия по руководству деноминацией. Это было решение, о котором впоследствии он очень сильно пожалел.
«Всемирный крусейд пробуждения»
В 1934 и 1935 годах Джеффрис провел евангелизационные кампании в Швейцарии и Палестине, где ему удалось обратить ко Христу тысячи людей. В следующем году евангелист основал организацию «Всемирный крусейд пробуждения». Ее цель состояла в том, чтобы побудить полноевангельских христиан из разных стран поддержать служение Джеффриса молитвами и денежными пожертвованиями.
Джеффрис самостоятельно руководил организацией и назначал уполномоченных для управления ее делами. Благодаря работе «Всемирного крусейда пробуждения» он больше не нуждался в фи - нансовой поддержке «Елима».
Однако Филлипс был не доволен таким поворотом событий. Ему казалось, что Джордж вбил клин между собой и «Елимом». Поскольку Джеффрис уже не зависел от Четырехугольного евангельского союза в финансовых вопросах, Филлипс решил, что тот добивается раскола и создал «Всемирный крусейд пробуждения» как альтернативу движению «Елим». Но Джеффрис в ответ заявил, что навсегда останется евангелистом и духовным отцом «Елима».
В целом Джеффрис всегда пытался отстраниться от большинства административных вопросов деноминации, будучи слишком занят своими евангелизационными кампаниями. Но в 1936 году ситуация изменилась. В то время Филлипс как раз женился и заболел туберкулезом, поэтому очень редко бывал в офисе организации.
Обнаружив, что здания основанных ими церквей были заложены, Джеффрис очень обеспокоился финансовым состоянием деноминации. Джеффрис и Филлипс по-разному относились к вопросу залога. Джеффрис, выходец из рабочего класса, смотрел на него как на бремя и опасное долговое обязательство, тогда как Филлипс, выросший в семье бизнесменов среднего класса, видел в этом выгодное финансовое вложение. Джеффрис поделился своими опасениями с церквами «Елим», поместив статью в церковном журнале Elim Evangel. Тем самым он выставил Филлипса в глазах всех членов деноминации плохим администратором. Джеффрис основал Юбилейный фонд и попросил верующих пожертвовать деньги на покрытие долгов церквей. Через несколько месяцев оказалось, что прихожане пожертвовали лишь малую толику той суммы, которую Джеффрис надеялся собрать.
Результатом беспокойства Джеффриса о материальной базе деноминации была бурная реакция со стороны Филлипса, чья компетентность была публично подвергнута сомнению. Поскольку церковные активы стоили больше долговых обязательств и все долговые платежи вносились вовремя, Филлипс был уверен, что церквам не угрожает финансовый кризис. Он посоветовал Джеффрису заниматься сбором денег через евангелизационные кампании, оставив бухгалтерскую работу администраторам церкви. Этот конфликт создал напряжение в отношениях друзей.
«Приведи в порядок дела в своем доме»
В начале 1937 года Джеффрис написал Филлипсу несколько писем, в которых поделился своими опасениями по поводу реформы управления церквами «Елим». «Бог обратился ко мне и недвусмысленно сказал: ‘Приведи в порядок дела в своем доме’». Именно такое Божье повеление пророк Исаия передал царю Езекии (см.: 4-я Царств 20:1). Для Джеффриса это означало, что необходимо, во- первых, продолжать выплачивать долги деноминации и, во-вторых, преобразовать «Елим» из структуры, управляемой централизованно, в союз церквей, где широкими полномочиями обладает руководство каждой отдельной поместной церкви.
Стремление Джеффриса провести реформу натолкнулось на жесткое сопротивление — сначала со стороны Филлипса и исполнительного совета, а позднее — и пасторов поместных церквей. Большинству пасторов казалось, что если старейшины будут помогать им в управлении церковью, то они потеряют контроль над своими прихожанами. Пасторов назначала и обеспечивала финансами штаб-квартира движения «Елим», и это подразумевало, что они в первую очередь должны быть преданными руководству деноминации и только потом — потребностям или духовным нуждам своей поместной церкви. Джеффрис чувствовал, что такая политика оставляет не у дел многих верующих, которые могут получить от Бога слово для церкви, но которые не имеют права голоса в собрании. А ведь другие пятидесятнические деноминации, например, Ассамблея Божья, давали поместным церквам намного большую автономию.
Большинство членов исполнительного совета «Елима» предпочли сохранить централизованное церковное управление. В результате этого исполнительный совет оказался владельцем более двухсот церковных зданий деноминации и мог полноправно распоряжаться ими как обычной недвижимостью. Позвольте напомнить, что этот совет состоял из небольшой группы служителей во главе с Филлипсом.
Желание Джеффриса ввести поместное церковное управление в «Елиме» еще больше укрепилось в 1939 году, когда Леви Петрус пригласил его проповедовать на Европейской пятидесятнической конференции в Стокгольме. Церковь «Филадельфия», пастором которой был Петрус, в то время насчитывала более пяти тысяч членов и была крупнейшей пятидесятнической церковью в мире. Кроме того, эта община поддерживала финансами целую сеть более мелких церквей. При этом Петрус дал право каждой отдельной поместной церкви самостоятельно управлять своей деятельностью на локальном уровне, чтобы дары каждого члена церкви могли использоваться для распространения Божьего Царства на земле. Он рассматривал это как принцип, установленный новозаветными апостолами. «Брат Петрус считал, что в Писании ничего не говорится ни о каком другом виде христианской организации, кроме поместной церкви».
Джеффрис твердо решил внедрить эту форму церковного управления в движение «Елим», но не знал, как этого добиться, и все его попытки произвести необходимые перемены лишь создавали дополнительное напряжение в его отношениях с Филлипсом.
Серьезное заблуждение
Возможно, разногласия, возникшие между Джеффрисом и Филлипсом по вопросу церковного управления, и можно было бы решить мирным путем, если бы не новая проблема. Джеффрис увлекся теорией британского израилизма, веря в то, что многие европейцы, особенно британцы, являются прямыми потомками десяти потерянных колен Израиля. Одна из первых книг на эту тему — «Права граждан Божьего Царства» — была написана Джоном Сэдлером в 1649 году. Британский израилизм достиг пика своей популярности в начале XX века, занимая умы многих представителей интеллектуальной элиты европейского общества.
Общаясь с некоторыми из этих интеллектуалов, Джеффрис увлекся их теорией. Он попал под влияние Джона Лича, своего близкого друга и давнего члена «Елима». В июле 1926 года Лич стал специальным уполномоченным представителем Федерации британского израилизма, сложив все свои полномочия в других сферах деятельности, чтобы всецело посвятить себя работе в этой организации. Он оставался преданным приверженцем британского израилизма до конца своей жизни.
Увлечение Джеффриса этим учением не вызывало ни у кого опасений до тех пор, пока он не начал красноречиво преподносить постулаты британского израилизма на конференциях «Елима». Филлипс, напротив, очень отрицательно относился к этой доктрине, считая ее серьезным заблуждением, отвлекавшим Джорджа от более важных вопросов, таких как евангелизм и развитие движения «Елим».
Хотя Джеффрис искренне верил в британский израилизм, он обе- Фал товарищам не внедрять ее насильно в учение деноминации. Один автор отметил: «Джеффрис считал, что британский израилизм является одним из сопутствующих учений, помимо многих других, которые руководство церкви не должно запрещать». Однако, невзирая на это, доктрина действительно отвлекала его от насущных дел. Джордж постоянно отстаивал «право» пасторов поместных церквей принимать этот аспект толкования текстов Ветхого Завета. Выступая на ежегодных конференциях, он снова и снова выносил этот спорный вопрос на рассмотрение общественности.
Филлипс по-прежнему был негативно настроен в отношении британского израилизма и не хотел, чтобы это умение каким-либо образом связывали с движением «Елим». Он пытался удержать деноминацию от сомнительного и скользкого пути. Филлипс считал, что его друг одержим желанием внедрить британский израилизм в качестве одного из постулатов «Елима», но сам он был в равной степени одержим тем, чтобы воспрепятствовать осуществлению любых планов Джеффриса.
Кроме всего прочего, Филлипс полагал, что именно британский израилизм виновен в желании Джеффриса внедрить поместное церковное управление. Он боялся, что тот использует свое влияние, чтобы побудить пасторов отдельных церквей признать эту и другие спорные доктрины. Однако не существует никаких прямых доказательств того, что Джеффрис намеревался произвести реформу в деноминации именно для того, чтобы распространить британский израилизм.
«Начав Духом...»
С 1936 года Джеффрис ежегодно представлял церковную реформу на рассмотрение исполнительного совета «Елима», прося, чтобы руководству поместных церквей дали больше власти. На Конференции союза в 1938 году он предложил создать совет служителей, в состав которого входило бы больше представителей обычных поместных церквей и который имел бы больше власти, чем исполнительный совет. Однако пасторы единодушно проголосовали против этого предложения.
В течение следующих двух лет разногласия между Джеффрисом и Филлипсом все больше обострялись. Оба пытались заручиться поддержкой членов движения. Филлипс постепенно добился поддержки совета служителей, поскольку именно он выплачивал им зарплату и назначал их на руководящие должности в поместных церквах. Пытаясь склонить как можно больше людей на свою сторону, Джеффрис и Филлипс начали рассылать анкеты и опросы пасторам и прихожанам церквей, чтобы понять, какой тип церковного управления им по нраву. Их ошибка была в том, что они пытались направлять движение «Елим» с помощью общественного мнения, а не водительства Святого Духа.
Филлипс не позволил Джеффрису ознакомиться с результатами опросов, и это только усугубило раскол. «К этому времени Филлипс уже обладал практически абсолютной властью над деноминацией». Джеффрис осознавал, что его влияние на основанное им движение постепенно уменьшается.
Как могло то, что началось в силе Святого Духа, свестись сугубо к делам плоти? Апостол Павел говорил церкви в Галатии: «Так ли вы несмысленны, [что], начав духом, теперь оканчиваете плотью?.. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или чрез наставление в вере?» (Галатам 3:3, 5).
Чтобы покончить с контролем Филлипса, Джеффрис начал рассылать письма в отдельные церкви, пытаясь заручиться их поддержкой. За этим последовал шестилетний период разрушительных стычек между двумя руководителями «Елима».
Откровенно говоря, они оба проявили незрелость в методах разрешения этого конфликта. Они основали движение «Елим», будучи еще молодыми людьми, горячо любящими Бога и желающими лишь одного — распространять Его Царство по всей земле. Но быстрый рост деноминации, наряду с популярностью, влиянием и властью, которые оказались в их руках, ощутимо повлияли на обоих. Джеффрис допустил ошибку, обратившись за поддержкой к прихожанам церкви «Елим». Как апостол и глава деноминации, он должен был обратиться за советом к своим соработникам на Божьей ниве, таким как Т. Б. Баррэтт из Норвегии или Леви Петрус из Швеции. А Филлипсу, хотя он и был хорошим администратором, не мешало прислушаться к человеку, через которого Бог привел многих в Свое Царство и в «Елим». Однако, слишком полагаясь на свою плоть, они оба дали место сатане, позволив ему разжечь между ними конфликт.
«Духовная война в Европе»
Случайно ли, что раскол внутри движения «Елим» возник именно тогда, когда в Европе разгорелась Вторая мировая война? Библия ясно говорит всем верующим, что «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефесянам 6:12).
В то время как Филлипс и Джеффрис были на грани войны из-за власти в движении «Елим», еще более кошмарный конфликт назревал в Европе. Злые силы тьмы, действующие через Гитлера и нацистов, начали самую кровопролитную мировую войну в истории человечества. Поэтому неудивительно, что духи, сеющие разногласия и жажду власти, атаковали Церковь Иисуса Христа.
Один из самых неприятных инцидентов произошел на конференции движения «Елим» в 1939 году, в то время как Гитлер готовился напасть на Польшу. Из-за едких писем и анкетных опросов, ходивших по церквам в то время, Джеффрис отказался участвовать в конференции, послав туда своих представителей, чтобы они отвечали вместо него на вопросы, которые обсуждались на конференции. Рассерженный нежеланием Джорджа сотрудничать с ним, Филлипс воспользовался его отсутствием, чтобы «забить последний гвоздь в гроб» поддержки Джеффриса со стороны членов деноминации.
Филлипс открыл конференцию тем, что отверг все предложения, в очередной раз поданные Джеффрисом на рассмотрение совета. После этого он высмеял несколько новшеств, внесенных Джорджем в управление церкви за последние годы, в том числе несколько ошибочных стратегий, из-за которых деноминация потеряла немало времени и денег.
Затем Филлипс разбил в пух и прах предложения Джеффриса, связанные с британских израилизмом, утверждая, что Джеффрис хотел наделить неограниченной властью пасторов поместных церквей лишь для того, чтобы они могли проповедовать эту теорию, противоречащую постулатам, на которых строилась деятельность всего движения «Елим». Выступление Филлипса завершилось таким заявлением: «Дело в том, что он борется не за принципы; а за то, чтобы все было так, как ему хочется, поэтому и пытается внедрить в жизнь церкви каждую новую схему, которая приходит ему в голову». «Джордж Джеффрис должен иметь в движении «Елим» не больше власти, чем король Джордж VI в этой стране». «Это заявление подкосило веру людей в компетентность Джеффриса».
Горько осознавать, как далеко участники этой конференции отошли от данного им Святым Духом желания поддерживать распространение Евангелия Иисуса Христа по всей земле через крусейды помазанного евангелиста Джорджа Джеффриса. Какой это был темный день для всего христианского мира!
Как ни удивительно, но в самом конце своего выступления Филлипс предложил оставить Джеффриса «духовным отцом» деноминации. Чтобы достичь хоть какого-то компромисса, исполнительный совет согласился добавить небольшое количество представителей поместных церквей в Совет служителей и сделать его основным руководящим органом деноминации. При этом исполнительному совету отворилась второстепенная роль в управлении деноминацией.
В ответ на решение исполнительного совета Джеффрис пообещал обсудить его со своими советниками. На этом вежливые беседы закончились. Члены совета поставили Джеффрису ультиматум, ограничив время, в течение которого он имел право принять решение, и попросили его передать в собственность исполнительного совета всю недвижимость «Елима», зарегистрированную на имя основателя союза. Оскорбленный ультиматумом, Джеффрис лично явился на конференцию и заявил о своем уходе из «Елима».
В 1940 году Джеффрис и исполнительный совет попытались достичь какого-то компромисса, но основатель союза так и не вернулся в «Елим», передав руководство исполнительному совету.
Апостольский дар
Раскол в движении «Елим», произошедший более семидесяти лет назад, и по сей день является предметом споров среди некоторых религиозных руководителей Великобритании. Поэтому очень важно понять, что говорится в Писании о дарах служения, данных Богом Джорджу Джеффрису и Э. Дж. Филлипсу.
В Первом послании к Коринфянам 12:28 апостол Павел напоминает церкви, что именно Бог дает дары служения Своей Церкви: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], так- лее дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Павел, который часто заявлял, что Бог по Своей воле призвал его быть апостолом, впоследствии напоминал церкви о своем апостольском призвании, говоря: «...Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2-е Коринфянам 12:12).
Джеффрис действовал в том помазании, которое сопровождало его апостольский дар. Бог избрал Джорджа с первых дней его служения. Сначала как евангелиста, чтобы он распространял Полное Евангелие об Иисусе как о Спасителе, Целителе, Священнике и Грядущем Царе. Однако уже в первые годы его служения ясно проявился апостольский дар Джеффриса. Вдобавок к чудесам и знамениям, о которых упоминает Павел, он также достиг огромного успеха в насаждении пятидесятнических церквей в рамках служения Четырехугольного евангельского союза «Елим», созидая Тело Христа в том виде, в котором оно существовало в дни первой церкви. Как подтверждение истинности наследия Джеффриса, общины, насажденные им с 1925 по 1934 год, выросли и стали успешными, за исключением лейчестерской, которая закрылась всего через несколько дней после основания за неимением подходящего здания, и манчестерской, которая закрылась через несколько месяцев, поскольку по соседству уже существовала крупная община Ассамблеи Божьей.