Служат нашему спасению: (Быт.48,16; Лк. 15,10).
МОЛЯТСЯ ЗА НАС: Ангелу дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр.8,3;4). Ангел молился: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом…? Тогда в ответ Ангелу… изрек Господь слова Благие, слова утешительные (3ах.1,12;13).
ПРИМЕРЫ ПОКЛ: Иисус Навин поклонился Михаилу (Нав.5,14). Маной и жена его (Суд. 13,20); Лот (Быт. 19,1); Валаам (Числ.22,31); Давид (Шар.21,16); Даниил (Дан.10,9;15, пред Гавриилом 8,17).
Полемика: Ангел запретил Иоанну поклонятся (Откр.22.9). Иоанн был в духе пророческом (1,10) т е. был равен ангелам. Он слышал повеление от Ангела: поклонитесь Сотворившему небо и землю (14,7), и в этот момент хотел поклониться не «Сотворившему», а сотворённому. Заметьте: у Иоанна (старейшего апостола!) в душе был благочестивый образ поклонения Ангелу.
Да не обольщает вас никто служением ангелов. О ереси гностиков. Они обожествляли ангелов и отвергали Главу — Христа.
Запрещено служение воинству небесному. Речь о светилах небесных, которым поклонялись язычники. См Вт.4,19 («на кровлях» — чтобы видеть звезды).
Мощи
Почитание мощей — проявление любви ко святым. Вы ведь тоже целуете и всячески украшаете (почитаете) тела (мощи) своих покойников на похоронах!? Почему же то, что вы позволяете себе каждый раз во время погребения, мы не имеем права делать всегда? Вопрос: может ли Бог чудотворить чрез материю? И могут ли христиане об этом просить? Даже одежда праведных чудотворила: одежды Христа (Мф. 14,36), милоть Илии (4 Ц.2,14), платки и полотенца Павла (Дн. 19,12), тень Петра (Деян.5,15). От мощей Елисея воскрес мертвец (4 Ц. 13,21).
Полемика: Плоть и кровь не могут наследовать Царствие Божие. (1 Кор.15.50).
Речь не о почитании мощей, а о природе людей в Царствии Божием: мертвые воскреснут нетленным», а мы изменимся (cm. 52); см. cт. 53–54. Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Фил. 3,21).
В то время… выбросят кости парей… князей… священников… пророков (Иер.8.1-2).
Читай это место полностью: там обличаются нечестивцы, поклоняющиеся Ваалу, Астарте и светилам (Иер.7,18) и другим богам (4 Ц.23,4;6). Пророчество исполнилось при царе Иосии (4 Ц.23гл.) Кости же пророков Божиих он приказал не трогать (4 Ц.23,17;18).
Почему в Ветхом Завете не поклонялись?
Знания о Боге в Ветхом Завете приотсутствии искупительной благодати были трудно воплощаемы. И склонность к идолопоклонству была сильнее. Ныне, благодатью Христовой чувства верных навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5,14).
Давид здесь, как и во многих других местах имеет ввиду смерть духовную: я сравнялся с нисходящими в могилу (ст.5), называл себя заключенным (ст.9).
Душа
Слово «душа» («дух») в Библии имеет 4 значения:
• Собственно человек: восемь душ сплелось от воды (Петр.3,20); Рим. 13,1; Дн.2,4 1.
• Жизнь: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.11,39); Ин.13,37; 15,13.
• Кровь животных: душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто Будет есть ее, истребится (Лев. 17,14).
• Духовная часть человека: Господь образовал дух человека внутри него (Зах. 12,1).
Ветхозаветные представления о духе человеческом и загробной жизни сменились Новозаветными.
Человек и животные созданы неодинаково: тело из земли, а душа — от Божия дуновения: И создал Господъ Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою (Быт.2,7). У животных душа от природы: И сказал Бог: да произведет земля душу живую (1,24).
«Свидетели Иеговы»: Когда Бог вдунул в нос «дыхание жизни», лёгкие человека наполнились воздухом». («Ты можешь жить вечно в раю на земле» изд. 1989г. стр. 79) А как же тогда у животных? И без Бога наполнились?
ДУШАИ ТЕЛО — РАЗЛИЧНЫЕ НАЧАЛА: дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14,38). Павел противопоставляет тело духу: в членах моих вижу иной закон… кто избавит меня от сего тела смерти? («я» — бестелесно!) (Рим.7,23; 24). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7,1).
ДУХ РАЗУМЕН: Хотя дух мой и молится, но ум мой остается вез плода (1 Кор.14,14). Возрадовался дух Мой о Боге, спасителе Моем (Лк. 1,47). Вострепетал дух мой во мне (Дан. 7,15). Душа моя теперь возмутилась (Ин. 12,27).
ДУША МЫСЛИМА И БЕЗ ТЕЛА: знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба (2 Кор.12,2). Илия воззвал: Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил (ЗЦ.17,21;22). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух к Богу, Который дал его (Екл.12, 7). И к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,23).
СМЕРТЬ НЕ УБИВАЕТ ДУШУ; Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… Видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор.4,16;18). Дух Самуила Саулу: Господь сделает то, что говорил через меня… завтра ты и сыны твои Будете со мною (1 Ц.28,14–19). Не Бойтесь увивающих тело, души же не могущих увить (Мф.10,28). Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Флп. 1,21;23). Какое же приобретение человеку — спать до воскресения? Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2 Кор.5,8).
СОЗНАНИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20,38). Если умершие живы только у Бога в памяти, то Он — Бог мёртвых! И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф.17,3 об исходе в Иерусалим Лк.9,31). Души убиенных возопили… громким голосом… И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время (Откр.6,11).
ТЕЛО — ЖИЛИШЕ ДУШИ: Пётр о своей смерти: скоро должен оставить храмину мою (2 Петр.1,14; Ис.38,12; 2 Кор.5,1–2). Люди обитают в храминах из брения (Иов.4,1). Зах.12,1
ПРОПОВЕДЬ ДУХАМ: Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. (Петр.3,19; 4,6; Еф.4,9). Душа Христа не умерла, а Он по человечеству подобен нам (Флп.2,6;7). Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковые и небесные (IKop. 15,48). Небесные праведники — торжествующий собор! (Евр. 12,22–23).
Полемика: Мёртвые ничего не знают… в могиле… нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Екл.9,5:101. Дается взгляд с точки зрения «живущего под солнцем». Нет им воздаяния (ст.5), т.е. здесь, на земле. Речь только о земном взгляде на смерть. А сам Екклесиаст верит в суд: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Екл.12,14). «Делай, пока жив» — вот основная мысль, которую здесь подчеркнул Екклесиаст. Однако, возводя мысль от земного к небесному, Екклесиаст говорит: отходит человек в вечный дом свой… и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его (12,5; 7). Если вы считаете взгляд Екклесиаста на мир глазами «живущего под солнцем» высшей истиной, проповедуйте так: и похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (8,15); вот еще, что нашел я доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем (5,17); всему и всем одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому (9,2); итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими (3,22; 3,19).
Выходит дух его, и возвратятся в землю свою: в тот день исчезают все помышления его (Пс.145.4). Смотрите предыдущий стих: не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения, т.е. не надо уповать на людей, ибо умрет человек и все чаяния и сила его пропадут. Надо надеяться только на Бога, ибо и сильные мира сего смертны: блажен, кому помощник Бог Иаковлев (ст.5).