О священных изображениях (иконах) и священных предметах
В Священном Писании очень много говорится об изображениях и священных предметах. Одни из изображений безусловно воспрещаются, как ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения и предметы повелевается делать, заповедуется считать их святыней и почитать их. Сначала скажем о ложных изображениях.
Ложные изображения и предметы безусловно запрещаются второю заповедью Синайского законодательства:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20, 2-5; Втор. 5, 6-9).
Ложные изображения суть идолы:
Телец (Исх. 32, 4).
Молох (Лев. 18, 21).
Ваалфегор (Числ. 25, 3).
Ваал (Суд. 2, 13).
Астарта (3 Цар. 18, 21-29).
Идолы - ничто:
«мы знаем, что идол в Мире - ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого»... (1 Кор. 8, 4-6).
Идолы - дела рук человеческнх:
«Уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось, они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер. 10, 3-5).
Идолам ничто в действительности не соответствует:
«Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и н-ет в нем духа. Это - совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» (Иер. 10, 14-15).
Идолы вели к разврату и мерзости:
«Вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни» (Прем. Сол. 14, 12).
Около идола Астарты были дома разврата. Осия царь «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты, и вывел всех жрецов из городов иудейских» (4 Цар. 23, 6-8).
Приказание сделать истинные изображения:
«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиной, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя» (Исх. 25, 10).
«Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиной, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее, и будут херувимы распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе (Исх. 25, 17-21).
«Скинию же сделай из десяти покрывал крученного виссона, и из голубой, пурпуровой и червленной шерсти, и херувимов сделай на них искусной работой» (Исх. 26, 1).
«И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 16, 31).
Приказ сделать священные предметы:
«Сделай жертвенник для приношений, из дерева ситтим сделай его» (Исх, 30, 1).
«На нем Аарон будет курить благовониым курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30, 7-8).
«И сделай светильник из золота чистого: чеканный должен быть сей светилыник». «И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» (Исх. 25, 31-37).
Скиния, священные изображения и предметы освящены и были
святыней великой:
«Сделай из сего миро для священного помазания, масть, составленную искусством составляющаго масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег (скинии) откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30, 25. 26-29).
Все священные предметы и изображения сделаны не только по приказу Божию, но и по образцу, указанному Господом:
Сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25, 40).
Ковчег завета назывался Господом:
«Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым!» (Числ. 10, 35-36).
«Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Псал. 98, 5).
Давид скакал пред ковчегом и говорил: «пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2 Цар. 6, 21-22).
Ковчег назывался Богом, как высшая святыня Божия:
«Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева» (Псал. 67, 8-9).
Истинные изображения были не только в скинии, но и в храме Соломоновом:
«И сделал в Давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил онъ херувимов среди внутренней части храма; Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов, и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6, 23-29).
В истинном храме виденном пророком Божиим, были священные изображения-образы:
«Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его» (Иез. 43, 11).
Господь освящает этот храм и одобряет Соломона за него:
«Явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во-век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий проходящий мимо его ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонились им и служили им, - за это навел на них Господь все сие бедствие (3 Цар. 9, 2. 3. 6-9).
Идолы всегда отличались от истинных изображений. Господь освятил храм с истинными изображениями, но когда Соломон сделал, кроме истинных изображений, и ложные, Господь осудил его:
«И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь (Бог). И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» (3 Цар. 11, 5-11).
Пред вещественной святыней поклонялись:
«поклонюсь святому храму Твоему» (Псал. 5, 8).
«поклонюсь пред святым храмом Твоим» (Псал. 137, 2).
Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Числ. 20, 6).
Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» (Иис, Нав. 7, 6).
Пред вещественной святыней возжигали лампады, по приказу и научению Самого Господа, Который сказал Моисею:
«Сделай светильник из золота чистого... и сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. И щипцы к нему и ложки к нему из чистого золота... смотри сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25, 31. 37-40; ср. Исх. 27, 20. 21; 30, 8; Лев. 24, 2; 2 Пар. 4, 20).
Воскуряли фимиам, потому что приказал Господь Моисею:
«сделай... кадильницы и сделай жертвенник для приношения курений... на нем Аарон будет курить благовонным курением...» (Исх. 25, 29; Исх. 30, 1) (Свечи и жертвы в церкви Господь не отвергает и в Новом Завете, потому что говорит Спасатель: Матф. 5, 21-24: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и т.д.; ср. Евр. 13, 10; драхма Спасителя на храм: Матф. 17, 24-27; лепта вдовицы: Марк. 12, 41-44).
От вещественной святыни чудеса:
Ковчег у филистимлян был в храме Дагона и оттого Дагон был низвергнут, а филистимляне наказаны тяжкими мучительными наростами (1 Цар. 6, 19).
«И поразил Он (Господь) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. И заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (1 Цар. 6, 19).
«Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар. 6, 6-7).
В храме Иерусалимском, где были истинные изображения (образы - Иез. 43, 11), был Спаситель, но не осуднл изображений, напротив, сказал:
«дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Марк. 11, 17; ср. Матф. 21, 13; Лук. 19, 46; Иоан. 2, 16).
Апостолы ходили в этот храм для поклонения и молитвы: «Ты можешь узнать, - говорил ап. Павел, - что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24, 11).
Господь во время молитвы ап. Павла в храме с изображениями явился ему и этим показал, что Богу приятна молитва в храме с изображениями:
Ап. Павел говорит: «когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» (Деян. 22, 14-18).
Господь обещал являться только тем, кто будет исполнять заповеди Его:
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцомъ Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14, 21).
Зпачит, молитва ап. Павла в храме, пред иконами - дело хорошее, раз Господь явился ап. Павлу во время такой молитвы.
Господь воссоздал новозаветный храм, и здесь была и должна быть вещественная святыня, то-есть, святые иконы и священные предметы:
Пред Вторым пришествием придет антихрист, -«откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме, Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 3-4).
Значит, до пришествия Христова будут у христиан храмы Божии, и в них будет «святыня», «называемая Богом».
У нас, действительно, по апостолу, имеется святыня, - святые иконы. Мы изображаем:
Бога-Отца, как видел его «Ветхим днями» прор. Даниил (Дан. 7, 9).
Сына Божия - Слово воплощенное, как описали Его свв. Апостолы (Иоан. 1, 14).
Духа Святого в виде голубя, как сошел Он на Спасителя «в телесном виде» (Лук. 3, 22).
Имеются у нас также изображения Матери Господней, свв. Ангелов, свв. Апостолов и всех угодников Божиих. Иконы у нас, во-первых, для напоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством, как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством - пением и музыкой.
Иконы были всегда у христиан и никогда не было такого времени, когда бы у христиан совершенно не было икон. Это не только доказывает Писание, но и вся история Церкви. Римские катакомбы, в которых молились христиане с начала веры Христовой на земле, переполнены иконами.
Должно, посему, спрашивать сектантов: что они за христиане, что не имеют они святыни, «называемой Богом». Что нет у них святых икон?
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Исх: 20, 4-5: Кумиры запрещены - значит, и иконы запрещены.
Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх. 25, 8-10, 17-21; 26, 1. 31 и др.
Сектанты говорят: Ис. 17, 7-8.
Православный ответ: Здесъ об идолах Астарты и Ваала и о жертвенниках их, а не об истинных изображениях.
Сектанты говорят: Ис. 31, 7.
Православный ответ: Здесь об идолах.
Сектанты говорят: Ис. 42, 8; 48, 11.
Православный ответ: Здесь говорится, что истинный Бог не даст славы Своей иному, ложному богу, т.е., идолу.
Сектанты говорят: Ис. 44, 8-28.
Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима - это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (ст. 28).
Сектанты говорят: Иер. 2, 26-28.
Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его.
Сектанты говорят: Иер. 3, 16: «... говорит Господь: не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на; ум не придет, и не будут приходить к нему, и его уже не будет».
Православный ответ: Мы и не тоскуем, что нет у нас ковчега, потому что у нас Христос Бог есть, а только говорим, что заповеди, данные евреям, с запрещением иметь идолов, не нарушались изображениями священными - ковчегом, херувимами и под.
Сектанты говорят: Втор. 4, 15-17: Все изображения запрещены безусловно.
Православный ответ: Здесь о подобиях и кумирах других богов. Истинный же Бог есть Бог ревнитель и не помилует, когда человек начнет служить другим богам. Мы же, православные, если изображаем, то только единого истинного Бога, а не лживых идолов, а также изображаем добрых служителей единаго Бога: свв. Ангелов и угодников. Изображение же Божие не отменяет Бога, но напоминает научает об истинном Боге, как портрет царя не отменяет, но напоминает о земном царе.
Сектанты говорят: Иер. 10, 3-15.
Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх. 25, 8-10, 17-21.
Сектанты говорят: Послание Иеремии.
Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены.
Сектанты говорят: Деян. 17, 24. 31: Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям.
Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно-ли Божество бумае, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже-ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников (Быт. 18 гл.) и в образе Ангела (Суд. 6 гл.).
Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа - в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя (Лук. 3, 22); Бога-Отца - в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу (7, 9); также - Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.
Сектанты приводят: Рим. 1, 21-23 и говорят, что апостол запретил священные изображения.
Православный ответ: Церковь никогда не изменяла славы нетленного Бога, а если имеет свяшенные изображения, то они не стоят у нас «вместо Творца», как идолы у язычников. Как портрет царский не отменяет царя, так и священное изображение не отменяет Христа Бога, Которого напоминает св. икона.
Сектанты говорят: Псал. 113 и 134.
Православный ответ: Здесь говорится об идолах.
Сектанты говорят: Иоан. 1, 18. Бога не видел никто никогда и изображать Его совершенно невозможно.
Православный ответ: Можно, потому что «Единородный Сын сущий в недре Отчем. Он явил» (Иоан. 1,18). «И Дух Святой низшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лук. 3, 22). Так мы и изображаем Сына Божия и Духа Святого, как Господь показал Себя.
Сектанты говорят: О ветхозаветных изображениях не нужно говорить теперь: Евр. 9, 5.
Православный ответ: Тогда не читай о них в Библии, а вычеркни эти места. Но этого делать нельзя, а должно прочитать Евр. 9 главу разумно, а не по сектантски и уразумеешь, что о ветхозаветной святыне, хорошо известной евреям, которым писалось послание, апостол Павел не хочет «говорить подробно», но отвергать ее нельзя, а лучше поучиться, как можно идолов избежать и святыню вещественную иметь, как было по приказу Божию у Израиля.
Сектанты говорят: Почему не все иконы чудеса творят?
Православный ответ: Почему не все одежды апостольские, а только «платки и опоясания» ап. Павла творили чудеса (Деян. 19. 12)?
Сектанты говорят: Если иконы - Боги, то они кричали бы, когда их рубят и поражали тех, кто глумится. Этого нет, значит, иконы не боги.
Православный ответ: Их никто богами не признает, а только священными изображениями. Если же не наказываются кощунники, это не удивительно: воины и слуги Каиафы били Христа, плевали и глумились, но не были тотчас наказаны, а лишь после подверглись каре Божией по смерти. Также подвергнутся каре и кощунники-сектанты.
Все места, в которых говорится об идолах к иконам не относятся, а к идолам, которых у нас не имеется в Церкви.
О святых мощах
Св. мощами называются тела угодников Божиих, не предавщиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел угодников Божиих кости их и другие останки. Святынею они являются потому, что остаются памяткой о дорогом для Христанства человеке, и потому, что Господь через св. мощи посылает Свои чудеса людям.
К останкам пророков и праведников всегда относились почтительно:
Благочестивый царь Иосия, уничтожая кости нечестивцев, не коснулся праха прор. Ахии: «Сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это - могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое; никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4 Цар. 23, 17-18).
«Да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего, и имя их да перейдет к сынам их прославления» (Иис. Сир. 46, 13 15).
Матф. 23, 15. 29-36: Господь обличает украшение гробниц праведников.
Господь осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы праведников, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков, и мудрых, и книжников, как и отцы их. Точно также Он осуждал фарисеев не за то, что они обходят сушу и море, чтоб обратить хоть кого-либо, а за то, что, делая это доброе дело, затем не хотят поддерживать новообрашенного в праведной жизни, но делают его еще худшим.
Даже одежда и тень праведников была чудотворной:
Елисей «взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар. 2, 14).
«выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15).
«На больных возлагали платки и опоясания с тела его (ап. Павла), и у них прекращались болезни» (Деян. 19, 12).
Мощи угодников творили чудеса:
«Умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 20-21).
О пророке Елисее читаем: «и по успении его пророчествовало тело его И при жизни совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его». (Иис. Сир. 48, 14-15).
Никто из христиан не выкинет ни платков, ни опоясаний чудотворных. Все также почтительно и благоговейно относятся к чудотворным св. мощам.
Должно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что вы отвергли св. мощи Апостолов Христовых и св. угодников Божиих, творящих доныне чудеса силою Божиею? Дайте ответ.
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Мощам пророка Моисея не поклонялись, потому что «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6), значит, не желает Бог этого поклонения.
Православный ответ: А зачем Богъ сотворил чудо от мощей Елисея?! Если бы мощи (кости) его были безразличны, то не воскрес бы умерший. А могила Моисея неведома по причинам, Богу ведомым, а не потому, что мощи не нужны.
Сектанты говорят: 1 Кор. 15, 50: «Плоть и кровь немогут наследовать Царствия Божия», значит, мощи не нужны.
Православный ответ: Никто из православных не доказывает, что мощи в их нынешнем виде предстанут во второе Воскресение. Нет, они изменятся, как изменятся и тела всех людей (1 Фес. 4, 16; 1 Кор. 15, 52) и будут подобны славному Телу Христову (Фил. 3, 21).
Сектанты говорят: об истреблении костей и разрушении могил иудеев-идолопоклонников (Иер. 8, 1-3) и говорят, что приказано уничтожать мощи.
Православный ответ: Не о костях праведников здесь говорится, но о беззаконниках «злого племени», а мощи и могилы праведников почитались в Ветхом Завете: 4 Цар. 23, 1-18; Иис. Сир. 46, 13-15.
О Церкви Небесной
Земная Церковь, состоящая из истинных исповедников Христовых и Небесная Церковь, состоящая из Божией Матери, св. Ангелов, прославленных угодников Божиих и в православной вере скончавшихся христиан соединены под Главою Христом. Между земною и небесною Церковью самая тесная связь.
Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах
Небесные исповедники Христовы объединены с земными:
Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефес. 1, 10).
Они участвуют в нашей жизни:
«Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... Там, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук. 15, 7. 10).
Про Ангелов и их служении людям говорится: «не все-ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1-, 14).
Мы близки к небесным исповедникам:
«Сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2, 19).
«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22-23).
Как должно относиться к Ангелам к угодникам Божиим
Воспоминать и подражать им:
Необходимо подражать незлобию Архангела Михаила, спорившего с диаволом (Иуд. 9).
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
Ап. Павел воспоминает ветхозаветных праведников, которым должно подражать (Евр. 11 гл.).
«В пример злострадания и долготерпения возмите, братия мои, пророков» (Иак. 5, 10).
Угодников должно прославлять:
Господь сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2, 30).
Восхваляются все величайшие праведники ветхозаветные (Иис. Сир. 44-50 глл.).
«Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвышать их хвалу» (Иис. Сир. 44, 13-14).
«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» (Иис. Сир. 46, 15).
Христос передал славу Свою угодникам:
«Отче, - молился Христос, - славу, которую Ты дал Мне. Я дам им» (Иоан. 17, 22).
Праведников почитает даже Бог Отец:
«кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12, 26).
Угодников прославляют люди:
«мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5, 11).
«народ прославлял их» (Деян. 5, 13).
Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли:
«Вы, - пишет ап. Павел Галатам, - приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4, 14-15).
Ангелов всегда прославляли люди.
Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортунати и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» (1 Кор. 16, 18).
Поклонение Ангелам:
Лот поклонился Ангелам (Быт. 19, 1).
Валаам поклонился Ангелу (Числ. 22, 31).
Иисус Навин поклонился Ангелу (Иис. Нав. 5, 14. 15).
Прав. Маной поклонился Ангелу (Суд. 13, 20).
Прор. Даниил, павши на лице свое, поклонился Ангелу (Дан. 10, 9. 15).
Поклонение угодникам:
Ученики поклонились Елисею (4 Цар. 2, 15). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам (Иоан. 17, 22).
Страж темничный - Павлу и Силе (Деян. 16, 29).
Поклонение преселившимся угодникам:
Саул поклонился Самуилу (1 Цар. 28, 14).
Просьба молитвы
Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан:
«молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16).
«молитесь о нас» (1 Фес. 5, 25, ср. Кол. 4, 3).
«не перестаем молиться о вас» (Кол. 1, 9).
Значение молитвы угодников Божиих:
«много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 16, 18).
«Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3, 12).
Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама (Быт. 20, 7. 17).
За собеседников Иова мог помолиться только многострадальный Иов: «пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»... (Иов. 42, 8).
Если угодники могут молиться за других в настоящей жизни, то они могут молиться и в загробной, потому что любовь их не может прекратиться:
«любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8).
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук, 20, 38).
Небесная Церковь знает живых:
Спаситель сказал о детях: «что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф. 18,10; Лук. 15, 7. 10).
Ангел молился об Иерусалиме: «Господи, Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься надъ Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные» (Зах. 1, 12).
Когда прор. Даниил молился Ангелу, тогда Ангел ходатайствовал пред Богом за иудеев и сказал Даниилу: «слова твои услышаны» (Дан. 10, 12-13).
Ангел помогал семейству Товии, и говорил: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святого» (Тов. 12, 12).
Угодники могут ходатайствовать пред Богом:
«Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43, 27).
«сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего» (Иер. 15, 1).
Угодники и Ангелы Божии, действительно, ходатайствуют пред Богом о живущих на земле:
Иуда видел видение: «видение же его было такое: онъ видел Онию, бывшаго первосвященника, мужа честного и доброго. почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившого все, что касалось добродетели, - видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это - братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15, 12-15).
Ангел предстательствует с христианскими молитвами: «и пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он, с молитвами всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3-4).
«Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полныя фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5, 8).
Души убиенных молятся о мести (Откр. 6, 9. 11).
Угодники знают наши нужды:
Прор. Елисей и его слуга Гиезий (4 Цар. 5, 26).
Прор. Елисей и царь Сирийский (4 Цар. 6, 12).
Прор. Ахия и жена Иеровоама (3 Цар. 14, 4. 9).
Ап. Петр знает, что на душе Анании и Сапфиры (Деян. 5, 3-4).
Прор. Самуил знает все о Сауле (1 Цар. 28, 14).
Авраам увидел день Спасителя и возрадовался (Иоан. 8, 56).
24 старца знают, о чем молиться за святых (Откр. 5, 8).
Ангелы знают о людях все (Дан. 10, 12-13; Тов. 12, 12; Матф. 18, 10).
Господь дает милость ради праведных:
«ради Давида» (3 Цар. 11, 11-15).
Поэтому и молится: «вспомни Авраама» (Исх. 32, 13).
Само собой понятно, что если люди, живущие на земле, молятся друг за друга, то они не теряют этой возможности и в загробном Мире, что и доказано от Писания. Сектанты отвергают всякую связь Церкви земной с небесной, посему не прославляют Ангелов и угодников Божиих, не просят их молитв о себе, потому что в бесовской гордости считают себя безгрешными и спасенными уже. Посему и должно спрашивать сектантов: что за церковь у вас, что не «соединена» она с небесным собранием Христовым? Где вычитали вы себе право отвергать угодников Божиих, их прославление и молитвы?
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5).
Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1 Тим. 2, 1-2), и в 2 Кор. 1, 11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис. 43, 27; Иер. 15, 1; Откр. 5, 8; 8, 3-4 -говорит о ходатайстве пред Богом за других.
Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: (1 Иоан. 5, 16).
Сектанты говорят: 1 Иоан. 2, 12: нам посему и не нужны молитвы угодников.
Православный ответ: Православные надеются не на угодников, а на Господа, Который милостивей к угодникам, чем к нам, грешным: 1 Петр. 3, 21.
Сектанты говорят: Иер. 17, 5: «проклят человек, который надеется на человека». Мы поэтому и не надеемся на угодников.
Православный ответ: Мы не делаем «плоть своею опорою» и «сердце наше» не удаляется от Господа чрез угодников, а приближается к Нему.
Сектанты говорят: Нельзя кланяться угодникам, потому что ап. Петр не позволил, чтобы Корнилий ему поклонился: (Деян. 10, 26).
Православный ответ: Ап. Петр потому не позволил поклониться, что Корнилий, как язычник, принял апостола за Бога, как было с апп. Павлом и Варнавою, когда им даже жертвы хотели приносить (Деян. 14, 11-15). Но если кланялись Апостолам, как служителям Божиим, тогда они не возражали: Деян. 16. 29 - Павлу и Силе темничный страж.
Сектанты говорят: Откр. 19, 10; 22, 8-9: Ангел не позволил, чтобы ап. Иоанн поклонился ему: значит, нельзя кланяться Ангелам и угодникам.
Православный ответ: Ангел не допустил ап. Иоанна, чтобы он поклонился ему, потому что здесь был престол Божий, и Господу здесь следовало поклониться. Если, например, стоит царь и генерал, и кто, пришедши, будет почтение воздавать генералу, а не присутствующему здесь царю, - конечно, скажут такому, чтобы царя, а не генерала почтил, хотя в другом случае нужно и генерала почитать. Ангелам и угодникам должно поклоняться: Быт. 19, 1; Иис. Нав. 5, 14-15; Дан. 10, 9. 15; 4 Цар. 2, 15; Деян. 16, 29.
Сектанты говорят: Мы боимся и не допускаем прославления праведников, чтобы не впасть в идолопоклонство.
Православный ответ: Псал. 52, 6: «делающие беззаконие... там убоятся они страха, где нет страха». Так и сектанты, но мы отличаем славу Божию от прославления и почитания угодников. Иис. Сир. 44-49 главы; Евр. 11 гл.; Евр. 13, 7-8.
Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Матф. 4, 10; ср. Исх. 20, 3-5.
Православный ответ: Царь не возбраняет получать почести своим подчиненным, но только бы не стремились занять место царя: мы угодниками Царя Небеснаго не отменяем, а что славим угодников, то это им даровал Сам Спаситель - Иоан. 17, 22.
Сектанты говорят: Кол. 2, 18: Никто да не обольщает нас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безразсудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы.
Православный ответ: У нас не самовольное служение ангелов, но по воле Божией (Евр. 1, 14; Деян. 5, 19; 12, 7-11). Второе, в приводимом тексте не говорится о служении Ангелам, а о служении Ангелов, о чем учили еретики гностики, отвергавшие Главу-Христа.
О почитании Божией Матери
Пресвятая дева Мария есть действительно Божия Матерь:
Прор. предсказал: «Сам Господ даст вам знамение: се, Дева во чреве, приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).
Апостол пишет; «все сие произошло да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1, 22-23).
«Сказал Ей Ангел»: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он, будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лук. 1, 30-32).
Апостол говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4, 4).
«И безпрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1