Все научение Церкви в Священном Писании и Священном Предании
«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).
Апостолы учили преимущественно устно:
«три года, день и ночь...» (Деян. 20, 31).
Апостолы требуют держаться преданного ими устно:
«Храни преданное тебе» (1 Тим. 6, 20-21).
«Держись образца здравого учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» (2 Тим. 1, 13).
Апостолы научали, как устно передавать Божию истину:
«Что слышал от меня (а не получил в посланиях и записанным), при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2, 2).
Апостолы хвалят за твердое сохранение Предания:
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2).
«Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от вас слышанное слово Божие (а не писанное), вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, которое и действует в вас верующих» (1 Фес 2. 13).
Апостолы учили главным образом устно, а в Писаниях только намеками напоминали:
«о крещениях, о возложении рук» (Евр. 6, 2).
Сами Апостолы пользовались преданием ветхозаветным:
В Ветхом Завете не изложено о теле Моисеевом, как Архангел Михаил спорил с диаволом (Иуд. 1, 9).
Ианний и Иамврий не названы в Ветхом Завете по имени (2 Тим, 3, 8).
Без Св. Предания нельзя выполнить Св. Писания:
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). В Св. Писании не описана жизнь и смерть учителей веры, а в Св. Предании.
Без Св. Предания нельзя толковать правильно Св. Писания. А если позволить толкование какое кому вздумается, то и получится множество толкований. Оттого и сект у нас тысячи. В одном и том же Писании все нашли свою веру: и скопцы, и хлысты, и баптисты, и пашковцы, и адвентисты, и меннониты.
Требуя Св. Предания Церкви Христовой, без которого нет полного христианского научения, нужно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что у вас нет полного христианского научения? Кто вам позволил отвергнуть большую часть научения Господня?
Или: где вы, сектанты, вычитали в Писании запрещение Свящ. Предания, согласного с Писанием?
При возражениях сектантов следует иметь ввиду, что они никогда не хотят говорить о Свящ. Предании вообще, нужно ли оно, или нет (т.е. не желают рассуждать принципиально), а хотят говорить по отдельным вопросам, например, о крещении младенцев, о причащении под двумя видами одновременно, что, будто, представляет незаконное предание православное. Этими частными вопросами, которые составляют темы других самостоятельных бесед, сектанты желают отвлечь от беседы о Священном Предании, которого у них нет, но которое, по Писанию, должно быть в Церкви Божией.
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Деян. 17, 11: «ежедневно разбирая Писания».
Православный ответ: Здесь говорится о ветхозаветных Писаниях, потому что новозаветных тогда еще не было.
Сектанты говорят: 2 Петр. 1, 19; Иоан. 5, 39; 2 Тим. 3, 15 говорится о чтении Св. Писания.
Православный ответ: Ветхозаветного, которое пророчествовало о Христе и Церкви Его.
Сектанты говорят: Откр. 22, 18... «слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы».
Православный ответ: Нельзя прилагать к книге «пророчества», т.е. к Откровению. В Православии никто и не прибавляет. А после Апокалипсиса еще появлялись книги, например, Ев. Иоанна, книга Правил свв. Апостолов и др., относящиеся к Св. Писанию и к Св. Преданию.
Да и сектанты завели у себя «Гусли», «кимволы», «любимые стихи» и множество других подобных книг, сверх Писания. Значит, по их понятию, им и нужно ждать «язвы» от Бога.
Сектанты говорят: 1 Тим. 1, 4: «басни и родословия».
Православный ответ: Басни - это мифы, сказки о языческих богах. Этого в Св. Предании Нет.
Сектанты говорят: 1 Тим. 6, 3-4: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает»...
Православный ответ: Сектанты учат иному и не следуют «учению о благочестии», которое требует Св. Предания: 2 Фес. 2, 15: «стойте и держите предания».
Сектанты говорят: Матф 15, 6... «заповедь Божию устранили преданием человеческим».
Православный ответ: Какую заповедь? (стихи 4-6). О непочтении к родителям. Но она у нас никогда никем не отменяется. Нет у нас и предания человеческого, а есть Свящ. Предание, которое не противно Свящ. Писанию. О предании человеческом см. Марк. 7, 3-4.
Сектанты говорят: Марк. 7 гл.:
Православный ответ: Тоже.
Сектанты говорят: 1 Кор. 4, 6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».
Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1 Кор. 3, 4-12, 21-23; 4, 1). Что касается устного Св. Предания, то его требует ап. Павел: 2 Фес, 2, 15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр. 6, 1-2.
Сектанты говорят: Колос. 2, 8: «Чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».
Православный ответ: У нас все по Христу. Но есть обольщающие философией Толстовской, пустым обольщением сектантов -штундистов, думающих, что они спасены уже; преданием человеческим -жидовских и хлыстовских: этих обольстителей должно бояться.
Сектанты говорят: Много вреда и споров от Преданий, потому оно не нужно.
Православный ответ: И о Христе много спорили и причиняли друг другу вред. Неужели и Христа не нужно?
Сектанты говорят: Писания одного вполне достаточно для веры, а следовательно, для христианской жизни и спасения Иоан. 20, 31.
Православный ответ: Евангелист написал сии слова только о своей книге, а не о всем Писании и если так, то придется признать только одно Евангелие Иоанна и во всяком случае придется отвергнуть все, написанное после сего Евангелия. Не нужно тогда и учение о крещении ибо его нет в Евангелии Иоанна.
Сие Евангелие достаточно для убеждения в Божестве Христовом, а кроме сего есть множество других вопросов, о которых частью написано в Писании, частью в Предании.
Сектанты говорят: Мы признаем писаниями только то, что написано 12 Апостолами, видевшими непосредственно Господа.
Православный ответ: Значит вы отвергаете св. Марка и Луку, о которых не сказано в Писании что они видели Господа, да и ап. Павел не из двенадцати. И если признавать, что Церковь только на 12 Апостолах (Откр. 21, 14), тогда сектантам нужно ап. Павла исключить, как тринадцатого. И кроме того от большинства из 12 Апостолов у сектантов ничего нет, так как большинство их не оставили никаких писаний, например, апостол Андрей, апостол Фома, апостол Нафанаил и другие. Их деяния и учение сохранены только в Св. Предании Церкви Православной.
Сектанты говорят: Не нужно Предания, потому что ап. Павел анафемой грозит всем, кто благовествует не то, что благовествовали Апостолы: Гал. 1, 8-9.
Православный ответ: Эта угроза относится к сектантам, потому что они отвергли благовествование, т.е. устное научение, сохранившееся в Свящ. Предании, а мы его храним свято и неповрежденно. Кроме сего сектанты прибавили неведомые апостолам «гусли», «кимвалы», «любимые стихи» и прочие вымыслы человеческие.
Сектанты говорят: Довольно Писания, потому что в нем записано все необходимое для спасения, как сказано: Деян. 1, 1.
Православный ответ: Тогда и книга Деяний свв. Апостолов уже не нужна и другие книги излишни.
Сектанты говорят: Нам не нужно многого, потому что нам Господь как детям открыл истину: Матф. 11, 25.
Православный ответ: Сектанты говорят, не разумея ни того, о чем говорят ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 7). Вот объяснение слов Господа: 1 Кор. 14, 20; Матф. 23, 34.
Сектанты говорят: 1 Кор. 1, 27-28.
Православный ответ: Тот же ответ.
О священстве
Второй признак, по которому можно узнать истинную Церковь Божию от сект, это - то, что в Церкви Христовой есть то устройство, тот порядок, который заведен однажды Христом Спасителем - Главою Церкви. Это устройство, этот порядок, должен быть неизменным. Подтверждает это и слово Божие, и история.
В Церкви много верующих, но не все имеют одинаковое место и значение, как в теле много членов, но у всех особое назначение: Рим. 12, 4-15; 1 Кор. 12 гл.
Как всегда в истинной религии, и в Церкви Христовой, одни руководят, а другие учатся от руководителей. В Ветхом Завете истина открывалась: патриархам, первосвященникам и пророкам, а они народу передавали. Похожий порядок и в Новом Завете.
Пророчества о новозаветном священстве:
«...вот приду собрать все народы... из них также буду брать в священники и левиты» (Ис. 66, 18-22).
«дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Иер. 3, 14-15).
Спаситель приготовляет священство новое еще до основания Церкви. Избрание и приближение не всех уверовавших: «Многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им» (Иоан. 2, 24).
Избрание 12-ти:
«позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь»...(Марк. 3, 13-14).
Отпадение многих уверовавших при речи о хлебе жизни:
«тогда многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним», кроме 12 ти (Иоан. 6, 66-67).
Преимущественное научение 12-ти:
народу «многими притчами» говорил, «а ученикам наедине изъяснял все» (Марк. 4, 33-34).
Посольство на проповедь, как проба:
«Сих двенадцать послал Иисус» (Матф. 10, 5-7).
Три года преимущественного научения Апостолов и при земной жизни, и после Воскресения:
«в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царстви Божием» (Деян. 1,3).
Последнее поручение устроения Церкви на земле:
1) «идите научите все народы». Этим поручается Апостолам проповедь (Матф. 28, 18-20)
2) «Крестя их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа»; этим Апостолам поручается присоединение к Церкви и священнодействие.
3) «уча их соблюдать все, что Я повелел вам, Апостолам»; этим поручается управление Церковью.
4) «се, Я с вами во все дни до скончания века» - все выше-сказанное поручается Апостолам (см. 28, 16), к которым и речь была, и не им только, но и преемникам их, потому что Господь знал о недолговечной жизни Апостолов на земле и когда обещает пребывать с устроителями Церкви «во вся веки», то разумеет преемственное непрерывное священноначалие.
Поручение проповеди и устроения Церкви только Апостолам и их преемникам:
речь одиннадцати (Матф. 28, 16).
«явился одиннадцати» и послал их (Марк. 16, 14-15).
Так и Апостолы понимали, избравши вместо Иуды Матфия, а не предоставили всем христианам быть Апостолами, как у сектантов:
От сошествия Св. Духа Церковь Христова началась и стала - шириться. Появилась необходимость преемников и заместителей (Деян. 1, 20-26, 47).
Поставление их чрез руковозложение, хиротонию»:
Тимофей поставлен «с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14).
Тимофей поставлял других, но должен был поставлять разборчиво: «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22).
«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).
Через рукоположение дается именно дар священника:
«напоминаю тебе возгревать дар Божий. который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4,14).
По сему и сказано о священстве:
«Дух Святой поставил вас» (Деян. 20, 28).
Степеней священства три: епископы, пресвитеры и диаконы:
епископы (апостолы) и пресвитеры (Деян. 15, 23).
епископы и диаконы (Фил. 1, 1).
епископы и диаконы (1 Тим. 3 гл.).
Епископа поставляют несколько епископов:
«с возложением рук священства», то есть «епископов» -так в древних переводах (Эфиопском, так же Златоуст, Феодорит, все отцы) (1 Тим. 4, 14).
Апостольское правило 1-е: «епископа да поставляют два или три епископа».
Пресвитеров и диаконов поставляет один епископ:
«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14, 23).
«и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5).
«рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22).
Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ».
Священноначалие установлено не от людей, но от Бога:
«Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Ефес. 4,11-13).
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все-ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1 Кор. 12, 28-29).
«Дух Святой поставил вас» (Деян. 20, 28).
Самочинное священство невозможно:
«никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4).
«не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... (Иоан. 15, 16).
все поручено Апостолам только и их преемникам (Матф. 28, 16 20; Марк. 16, 14).
«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?»... (1 Кор. 12, 29).
Священноначалие поставляется не общиною, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа:
«с возложением рук священства», а не общины (1 Тим. 4, 14).
епископ Тимофей поставляет, а не община (1 Тим. 5. 22).
дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины (2 Тим. 1, 6).
Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам (Тит. 1, 5).
Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам (Деян. Н, 23).
В Иерусалиме, при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 36) (VI-й Всел. Соб., пр. 16),
Дар священства - непрерывен:
Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28, 20).
Отсюда доказательство истинности православного священства - его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».)
Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:
«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» (Матф. 12, 29): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его.
Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16).
Священноначалие в Церкви учит:
Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» (Матф. 28, 19).
«самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Марк. 16, 14-15).
Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2, 3).
«Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Ефес. 4, 11).
Самочинники не проповедуют:
«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Всели учители?» (1 Кор. 12, 29).
«Как проповедовать, если не будут посланы» (Рим. 10, 15).
«Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» (Евр. 5, 4).
Священноначалие священнодействует:
Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви (Матф. 28, 19).
Низводить Св. Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники (Деян. 8, 14-19).
Священноначалие совершает таинство Елеосвящения (Иак. 5, 14).
Священноначалие предстоятельствует в молитвах (1 Фес. 5, 12).
Преломляет хлеб, то-есть совершают литургию (Деян. 20, 11).
Священноначалие управляет:
Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28, 20).
Епископы «пасут стадо Божие», то-есть, значит, управляют верующими (Деян. 20, 28; 1 Петр. 5, 1-6).
Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» (1 Тим. 3, 15).
Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Ефес. 4, 11-12).
Священноначалие должно повиноваться:
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... (Евр. 13, 17).
«Младшие повинуйтесь пастырям» (1 Петр. 5, 5).
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лук.10, 16).
Священноначалие должно почитать:
«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5, 12-13).
«Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» (1 Тим. 5, 17).
Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия:
Безгрешных нет; «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее (1 Иоан. 1, 8).
Иуда «был вор» (Иоан. 12, 6), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их (Матф. 10 гл.).
Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой (Иоан. 11, 51). Между ап. Павлом Варнавой произошел спорь, но они не лишились благодати апостольства (Деян. 15, 36-40).
Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты (Филип. 2, 20-21).
Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства (Гал. 2, 13).
Священноначалие нельзя злословить:
Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить (Деян. 23, 5)
Ругатели священноначалия осуждаются (2 Петр. 2, 9-10; Иуд. 1. 4-8)
Священноначалие содержится от паствы:
У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования (Иоан. 12, 6).
Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» (Лук. 8, 3).
«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6, 6).
«Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» (Филип. 4, 16).
Доказательства, что священнодействующие питаются от святилища (1 Кор. 9, 3-14).
Если на беседе не предполагается возражений сектантов, следует вести ее по всему изложенному плану. Если есть возражатели, тогда закончить положением: «Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться». Вывод сделать такой: Где нет истинного, благодатного, преемственного священства, там нет Церкви: если нет туловища, а только руки и ноги, там нет и человека. Христос - Глава, тело - Церковь; часть, дающая жизненность телу есть священноначалие. Такой порядок устроения тела Христова -Церкви - от Спасителя.
Что вы за христиане, господа сектанты, что вы отменили устройство, порядок в Церкви Христовой? Кто вам позволил поставить себя выше Христа? Неужели вы выше Апостолов, что вы отменили рукоположение апостольское? (и заменили самоизмышленным?).
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1 Петр. 2, 5. 9).
Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх. 19, 6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Числ. 16 гл.). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх. 19, 6; 1 Петр. 2, 9. Но забывают они, что в том же послании 1 Петр. 5, 1-5, требуется повиновение законному пастырству.
Сектанты говорят: Бунтовщики древние погибли, значит, были виноваты, а мы, слава Богу, живем, значит, неповинны.
Православный ответ: За блуд Содом и Гоморра погибли, а теперешнее блудники многие благополучествуют: неужели, посему, можно блудодействовать? Читай в ответ сектантам рассуждение о них Апостола: Иуд. 1, 7-8.
Сектанты говорят: У пророков написано: «и будут все научены Богом» (Иоан. 6, 45): не нужно нам никаких учителей священников.
Православный ответ: Мы, действительно, научены все Христом Богом, Который от Себя уже послал людей-учителей (Матф. 28, 19), и поставил Господь нам учителей (1 Кор. 12, 28; Ефес, 4, 11).
Сектанты говорят: Евр. 8, 10-11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.
Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1 Кор. 12, 28; Ефес. 4, 11; 1 Петр. 5, 1-5).
Сектанты говорят: 1 Кор. 14, 26-31. Не нужно священноначальствующих нам, мы и сами можем назидаться по Апостолу: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а один изъясняй. Если же будет истолкователь, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение».
Православный ответ: Здесъ не о священноначалии, а о чрезвычайных дарах Божиих: дар языков, пророчеств и истолкования. Верующие, незнающие иностранных языков, как и Апостолы в Пятидесятницу (Деян. 2, 4), могли говорить языками, а иные разъясняли. Были и пророки. Ничего подобного у сектантов нет: они и на русском языке ничего толком сказать не умеют, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1, 7). Дары, о которых упоминается у апостола, прекратились еще в 4 веке (Злат. 34 беседа на 1 Кор. 13, 8), и эти дары никогда не отменяли священноначалия, ибо в том же послании оно признается ап. Павлом: 1 Кор. 12, 28-29, ср. Ефес. 4, 11.
Сектанты говорят: Иер. 10, 21; 50, 6.
Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священноначалии, которое, хотя и не хорошо было, но существовало до Христова апостольского священства.
Сектанты говорят: Ис. 56, 10-12.
Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис. 66, 18-22; также и прор. Иеремия 3, 14-15 и оно утверждено Спасителем: Ефес. 4, 11.
Сектанты говорят: Матф. 23, 8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Св. Писанию.
Православный ответ: Матф. 28, 19. «...идите, научите все народы».
Ефес. 4, 11. «Он... поставил... иных учителями».
1 Кор. 12, 28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».
Евр. 13, 7, 17, «поминайте наставников», «повинуйтесь на-ставникам»...
Гал. 4, 19. «Дети мои!»
1 Иоан. 2, 1. «Дети мои!»
1 Кор. 4, 15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».
Деян. 7, 2. «Мужи братия и отцы!»
Матф. 23, 8 - должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом - Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2 Кор. 11, 4).
Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян. 6 гл., а не по назначению, как у православных.
Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян. 6 гл. и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов (Матф. 3, 13) и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших (Деян. 14, 22-23; Тит. 1, 5). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет.
Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, №3, 18).
Православный ответ: 1 Тим. 4, 14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
Еще: 2 Тим. 1, 6. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян. 20, 28: «Дух Святой поставил вас».
Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже исполнены Духа Святого» (Деян. 6, 4), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.
Православный ответ: Каждый христианин имеет Духа Святого от крещения и миропомазания. Если рассуждать по-сектантски, не нужно никаких священнодействий и молитв. Апостолы же рассуждали иначе, говоря: «исполняйтесь Духом назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Ефес: 5, 18). Под «исполнением Духом Святым» в Писании разумеется благодатная святая жизнь и совершенствование христианское, посему и сказано: ученики исполнялись радости и Духа Святого (Деян. 13, 52). Однако, кроме этого благодатствования молитвой и подвигами есть еще рукоположение с даром Духа Святого (2 Тим. 1, 6).
Сектанты говорят: Тимофей и Тит не были епископами в Ефесе и на Крите, так как одного из них лишь «оставил, а другого просил пребыть, а затем ожидал их к себе» (2 Тим. 4. 9; Тит. 3, 12).
Православный ответ: Были-ли Тимофей и Тит постоянными или временными епископами в Ефесе и на Крите - не важно, но что они имели благодать священства (1 Тим. 4, 14; 2 Тим. 1, 6) и что они поставляли пресвитеров там, это - ясно (1 Тим. 5, 22; Тит. 1, 5).
Сектанты говорят: Православные завели незаконно множество степеней: патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, протоиереев, протодиаконов, диаконов, иподиаконов.
Православный ответ: Православные, не нарушили трех степеней Иерархии, потому что патриарх, митрополит, архиепископ - имеют епископский чин, а только отличаются первенством чести, как при апостолах были «знаменитейшие» (Галат. 2, 2) «почитаемые столпами» (Галат. 2, 9), так и у нас ныне есть протопресвитеры, пользующее первенством чести, но все - архимандриты, протопресвитеры, протоиереи и иереи имеют один пресвитерский чин.
О святости Церкви
«Святой», значит выделенный, отрезанный, не людям, но Богу принадлежащий. Слово «святой» принято понимать в смысле безгрешности потому, что, прилагалось всегда к Богу, а Бог безгрешен.
Что слово «святой» не означает «безгрешный» это видно изназвания святыми предметов, которые не могут грешить:
«Место святое» (Иис Нав. 5, 15).
Храм святой .(Пс.5, 8).
гора святая (Псал. 47, 2; 2 Петр. 1, 18).
вода святая (Числ. 5, 17).
елей святой (Псал. 88, 21).
день свят (Неем. 8, 9).
Эти предметы называются святыми в смысле выделенности их из ряда подобных себе предметов особыми явлениями Божьими, особыми событиями и священнодействиями. Так и Церковь есть религиозное общество, выделенное из всех религиозных обществ особыми преимуществами и целью. Поэтому Церковь и называется святою, но не потому, что все члены Церкви безгрешны, как думают сектанты.
Безгрешных нет:
Господи, «Ты един свят!» (Откр. 15, 4).
«все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2).
«если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя и истины нет в нас» (1 Иоан. 1, 8).
Спаситель научил всех христиан молиться Богу Отцу: «прости нам грехи наши» (Лук. 11, 4).
В Писании святою именуется и Церковь ветхозаветная, а это не означало безгрешности евреев, а лишь свидетельствовало, что общество израильское выделено из всех обществ и народов:
«Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его. Израиль владением Его» (Псал. 113, 1-2).
Господь говорил Израилю: «вы будете у Меня царством священников, народом святым» (Исх. 19, 6).
«будете у Меня людьми святыми» (Исх. 22, 31).
«ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7, 6).
Святой именно означает не безгрешный, но выделенный, отделенный:
3латоуст говорит: «свят Израиль Господу», то-есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147).
В Ветхом Завете не было никого безгрешного:
«Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть Праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (Иов. 15, 14-16).
Церковь Христова свята, т.е. выделена из всех обществ. Об этом выделении ее пророчествовалось в Ветхом Завете:
«будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2, 2-3).
«есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее» (Песнь Пен. 6, 8-10).
Чем выделяется Церковь?
Во-первых, Церковь Христова выделена тем, что Глава Церкви - Христос, а не какой-либо человек:
Христос поставлен «Главою Церкви» (Ефес, 1, 22).
Во-вторых, Церковь имеет научение Христово, а не людское:
«Я передал им слово Твое... Освяти их истиною Твоею» (Иоан. 17, 14. 17).
Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).
Чрез Церковь научение Христово стало известно не только на земле, но и на небе: «ныне соделалось известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Ефес. 3, 10).
В-третьих, Церковь выделена руководством Духа Божия:
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16. 26).
«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 15, 26...; Иоан. 16, 13-14).
В-четвертых, Церковь выделена особом целью - совершенствованием своих членов до богоуподабления:
«будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48).
«воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3-4).
«плод ваш есть святость» (Рим. 6, 22).
«старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12, 14)
«всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3, 9).
«мы знаем, что всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога» (значит грех не к лицу нам, хотя и грешим), «и что мир во зле лежит» (и манит нас ко греху и злу). «Дети, храните себя от идолов (т.е. от языческого, идольского разврата) (1 Иоан. 5, 18).
Церковь имеет все средства для достижения праведности и совершенства, дарованные Богом:
«от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Петр. 1. 3-4).
От человека пребывающего в обществе Христовом - Церкви, требуется усилие воли для спасения; требуется подвиг добродетели:
«Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук. 16, 16).
«Господи, - спрашивали Спасителя, - неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лук. 13, 24).
Со Христом Богом - подвижники веры: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).
Церковь состоит из верующих и стремящихся к праведности и совершенству, но не из совершенных и безгрешных:
«Царство Небесное силою берется, и употребляйте уише восхищаютъ его» (Матф. 11, 12).
Апостолы не считали себя совершенными, но лишь стремящимися к праведности: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну-ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести, высшего звания Божия во Христе Иисусе (Филип. 3, 12-14).
Даже «праведник едва спасается» (1 Петр. 4, 18).
Не только в добродетели, но и в вере должно быть восхождение:
«в нем открывается правда Божия от веры в веру» (Рим. 1, 17).
В Церкви Христовой одни больше успевают в совершенствовании, а другие - меньше:
«В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2, 20).
Есть члены благообразные, неблаговидные, и слабейшие (1 Кор. 12, 13-26).
По сему и награда будет различная:
«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор. 15, 41-42).
Что в Церкви - не безгрешные, об этом и Господь притчами учнл:
Притча о плевелах выясняет, что в Церкви (41 ст.) будут до пришествия Господня и пшеница, и плевелы; то-есть добродетельные и злодетельные (Матф. 13, 24-30; 37-43).
Притча о неводе, в котором была и хорошая, и плохая рыба, объясняет, что в Церкви - и хорошие, и дурные члены (Матф. 13, 47).
Притчею о 10 девах объясняется, что в Церкви нет безгрешных, ибо и разумные, и неразумные - все заснули (Матф. 25, 113).
На брачный пир царского сына, т.е. в Церковь Божию, пришли и благочестивые, и нечестивые: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (10 ст.). И здесь в Церкви (на брачном пире) некоторые продолжают огорчать Господа (напр., оставшиеся не в брачной одежде) (Матф. 22, 2-14)
Каково научение Господа, такова и действительность. Во всех посланиях Апостолы укоряют христиан за несовершенство и падение:
2 гл. - предрадсудки (Посл. ап. Иак.).
3 гл. - невоздержание языка (там же).
4 гл. - распри и вражды (там же).
5 гл. - грех Анании и Сапфиры (Деян.).
6 гл. - споры христиан из эллинов и из Иудеев (там же).