Послушание как школа смирения

Выдающиеся духовные наставники одним из лучших средств для достижения смирения считали пребывание человека под руководством старца.

Кто-то из учеников оптинского старца Леонида (в схиме Льва), однажды заметив в нем особенно откровенное расположение духа, спросил:

– Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования, какие мы в вас видим?

– Живи попроще, – ответил старец, – Бог и тебя не оставит. Леонид всегда был последним в обителях и никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. Накануне великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь, а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом усталого без ужина посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою.

Отрекаясь в послушничестве от своей греховной воли, человек отдает себя в руки опытного наставника, способного привести его в Царство Небесное. Истинный послушник должен во всем подчиняться старцу и отвергать все свои желания, идущие вразрез с волей духовника. В духовной жизни нет мелочей, поэтому послушнику необходимо исполнять в точности все, без исключения, распоряжения наставника, какими бы малозначительными они ни казались. Послушник не должен доверять своему разуму, находящемуся во власти страстей, но обязан во всем руководствоваться советами своего богопросвещенного старца.

Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей постоянно требовал от иноков, чтобы они на любое дело спрашивали благословение старших и ничего не предпринимали по своей воле. Как бы успешно и полезно для обители не было дело, совершенное без благословения, отец Моисей никогда не одобрял его. Он говорил, что самочиние приводит к тщеславию и в конечном итоге приносит вред душе. Если же дело совершается по благословению, то Господь за послушание покрывает человека от всего вредного, и он получает духовную пользу для своей души.

Как-то раз, обходя монастырь, архимандрит Моисей подозвал к себе эконома и спросил его:


– Там вот куча мусора лежала, а теперь я ее не вижу, куда она девалась?
– Да я ее велел убрать, – ответил эконом.


– Что же ты меня не спросил, у меня для этого мусора было другое назначение. Ты все самочинничаешь, без благословения делаешь. Надобно обо всем спрашивать.

Конечно, отец Моисей доверял эконому и ценил его опытность, но, видя в своем собрате ростки гордости, он через послушание приучал его к смирению. Человек был создан Богом со свободной волей. Однако это отнюдь не означало, что он имел неограниченную свободу в своих желаниях, решениях и поступках. Человеческая воля еще до первого грехопадения была заключена в границы закона Божия. Адам и Ева, исполняя заповеди Божии, вкушали полноту блаженства, потому что их жизнь и свобода находились в рамках этих заповедей. Вне границ Божественных правил для человека блаженства не существовало. Нарушив волю Божию, человек потерял свою духовную свободу и подпал под власть греха и диавола.

В послушничестве происходит освобождение духа христианина от господства падшей человеческой природы. Послушник отрекается от своей призрачной земной свободы, а старец ограничивает его жизнь строгим и точным исполнением евангельских заповедей. Это позволяет послушнику, насколько возможно в земном мире, восстановить в себе первозданную свободу человека. Зная об этом, даже великие святые старались не выходить из взаимного послушания друг другу.

Так, авва Паисий рассказывал, что авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, а авва Ор – великое смирение. Однажды кто-то принес им небольшую рыбу. Авва Афре, готовя пищу, воткнул в нее нож, как вдруг его позвал к себе авва Ор. Афре поспешил на зов старца и оставил нож в рыбе, даже не сделав надрез до конца. Авва Паисий, наблюдая за ним, подивился его послушанию и особенно тому, что он даже не попросил старца немного подождать.
– Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание? – спросил авва Паисий.
– Это не мое, а старцево, – ответил Афре, отказываясь от собственной добродетели в пользу аввы Ора. Затем он предложил авве Паисию посмотреть на смирение своего старца. Для этого авва Афре сварил рыбу и, нарочно испортив часть варева, подал ее авве Ору. Старец съел испорченную пищу, не сказав ни слова. Авва Афре спросил его:


– Хорошо ли приготовлено?


– Весьма хорошо! – ответил старец. Тогда авва Афре подал ему варево из очень хорошо приготовленной рыбы и спросил:
– Не испортил ли я первую часть варева?
– Да, – согласился авва Ор, – немного испортил.

«После этого я ушел от них и по силам старался впредь исполнять то, что видел у них», – вспоминал впоследствии авва Паисий.

Когда христианин отвергает свободу своей воли и веру в свой разум, он в сущности отрекается от всего греховного, страстного и эгоистичного, что привнесено в него прародительским грехопадением и его собственными нарушениями закона Божия. Однако для жизни в полном послушании у старца ученику необходим очень твердый характер, который к тому же должен постоянно укрепляться Божественной благодатью.

Так, преподобный Иоанн Колов, уйдя в египетскую пустыню, жил в послушании у старца. Однажды его авва воткнул в землю сухое дерево и сказал:

– Каждый день поливай это дерево водой, пока не принесет плода.
Вода была очень далеко от их жилища, поэтому Иоанн уходил за ней с вечера и возвращался к утру. После трех лет непрестанного труда сухое дерево принесло плод. Старец, взяв этот плод, принес его в собрание братии и сказал:

– Вкусите плод послушания!

Да, через послушание мы можем быстро и без лишних усилий приобрести смирение. Однако нашего желания и даже наличия у нас необходимых качеств еще недостаточно для истинного послушничества. Для этого прежде всего нужен опытный старец, который обладал бы Божественным даром духовного наставничества. Дается же этот дар отнюдь не всем подвижникам. По этому поводу святитель Игнатий писал: «Необходимое условие повиновения (послушника) – духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека обнаруживает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям». Многих можно назвать хорошими духовниками, но старцев-наставников во все времена было очень мало.

Наши рекомендации