История и историография исма'илизма: этапы, источники и исследования

Этапы исследования истории исма'илизма ......................................... 15

Эволюция историографии исма'илизма .............................................. 19

Антиисма'илитские работы других мусульман .................................. 24

«Легенды об ассасинах» средневековых европейских исследователей 28

Перспективы ориенталистики................................................................ 29

Прогресс в исследованиях исма'илизма на современном этапе ...... 31

Глава 2

Происхождение и ранняя история: ши'иты, исма'илиты и карматы

Расхождения в раннем исламе .............................................................. 34

Происхождение ши'изма ........................................................................ 36

Ранняя истори ши'изма: кайсанийа я илтлтйа ..................................39

Имамат Джа'фара ас-Садика, Абу-л-Хатгаб и Исма'ил ................... 43

Ранние исма'илиты................................................................................... 48

Да'ва в III/IХ веке .................................................................................... 50

Раскол 286/899 года и его последствия ................................................. 58

Ранние исма'илитские доктрины ........................................................... 65

Глава 3

Эпоха Фатимидов: давла и да'ва

Обзор .......................................................................................................... 75

Образование и консолидация халифата Фатимидов......................... 78

Достижения Фатимидов в период ал-Му'изза..................................... 85

Философский исма'илизм персидских да`и.........................................91

Фатимидские исма'илистские да'ва и 'да`и: Каир и «острова» .......... 100

Низаритско-муста'литский раскол 487/1094 года ............................... 117

Поздние Фатимиды и ранний исма'илизм муста'литов ...................119

Глава 4

Аламутский период в истории низаритского исма'илизма

Обзор...............................................................................................................126

Хасан ас-Саббах и восстание персидских исма'илитов ....................129

Доктрина та'лпм и консолидация низаритского государства..........…138

Низаритско-сельджукский тупик ....................................................... 143

Провозглашение кийама (Воскресения) ................................................. 146

Сближение с суннитским исламом и комментарии ат-Туси ............ 154

Последние десятилетия........................................................................... 158

Глава 5

Дальнейшее развитие: следование традиции и модернизация

Модели развития исма'илизма в посталамутский период и пробле­мы

исследования ...................................................................................... …..163

Ранний посталамутский период и отношения низаритов к суфизму 165

Значение возрождения Анджудана в истории низаритов ................ 175

Исма'илизм: ходжа и сатпант ................................................................ 182

Исма'илизм: бохра и таййиби ................................................................ 190

Современное развитие общины низаритов ......................................... 199

Примечания............................................................................................... 217

Глоссарий................................................................................................... 237

Избранная библиография....................................................................... 241

Указатель.................................................................................................... 251

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Труд, предлагаемый вниманию читателя в переводе на русский язык, посвящен истории возникновения, сложения и эволюции исма'илизма — одной из основных ветвей ши'итского ислама. Являясь одной из самых значительных и самых орга­низованных, эта ветвь вплоть до последнего времени (30-е гг. XX в.) оставалась самой таинственной и весьма плохо изученной. Последнее было обусловлено тем обстоятельством, что при изучении истории исма'илитских государств и религиоз­но-философских положений исма'илитского вероучения немногочисленные иссле­дователи, по существу, полностью зависели от тех сведений, которые они черпали из сочинений оппонентов и противников исма'илитского движения, включая тру­ды мусульманских суннитских полемисгов и европейских хронистов эпохи кресто­вых походов, тогда как оригинальные труды исма'илитских авторов оставались недоступными, поскольку тщательно скрывались исма'илитскими общинами от посторонних взглядов. В результате всё связанное с исма'илизмом было окутано плотной завесой многочисленных (часто сознательных) искажений и измышлений вкупе с невероятными легендами, плодившимися многие века политическими и идеологическими противниками исма'илитов, немало преуспевших в этом деле.

Пионером и признанным основателем научного подхода к изучению исма'и­лизма, опирающегося на всестороннее исследование подлинных сочинений и трак­татов, написанных самими исма'илитами, стал наш соотечественник, глубоко эру­дированный в этой области ученый Владимир Алексеевич Иванов (СПб., 1886 — Тегеран, 1970). Во многом благодаря его усилиям и инициативе, а также деятель­ности целого ряда западных и восточных ориенталистов в науку были введены, изданы и исследованы десятки оригинальных исма'илитских текстов из прежде недоступных собраний и коллекций исма'илитскнх общин Бадахшана, Памира и Индии. Эти источники позволили объективнее представить историю исма'илизма и кардинально пересмотреть представления о доктринах и концептуальных осно­вах этого вероучения. Наконец, они помогли выявить организационные формы исма'илитских общин и отразить структурные изменения, происходившие внутри них на разных этапах их функционирования в различных регионах мусульманско­го мира. Эти изменения определялись складывавшейся на местах политической и конфессиональной обстановкой, а также теми историческими коллизиями, обо­рачивавшимися подчас катастрофическими последствиями для нсма'илитских общин.

Говоря о данном труде д-ра Фархада Дафтари, хотелось бы отметить, что впер­вые на русском языке появилось столь добротное научное исследование, в кото­ром подвергнута анализу и освещена весьма сложная и запутанная история исма'и­лизма. В книге четко и последовательно выдержана композиционная архитекто­ника каждой главы (исторический экскурс, обзор источников, государственное устройство, доктрина и ее эволюция, персоналии) и работы в целом. Доступным языком, в краткой и сжатой форме, но в то же время логично и последовательно автор рассказывает нам об основных периодах эволюции исма'илизма на всех глав­ных этапах его истории, включая ранний период становления исма'илитского дви­жения, его «золотой век» — Фатимидское государство в Египте, аламутский и пост­аламутский периоды и оканчивая анализом ситуации, сложившейся к настоящему времени. Значительное внимание уделено и главнейшим расколам в среде исма'и­литов. Насыщенность фактическим материалом, несомненно, придаст исследова- нию Ф. Дафтари значение надежного справочника общего плана по исма'нлизму. Данный труд — это серьезное научное исследование, в котором адекватно отраже­ны в едином комплексе результаты современного изучения проблем исма'илизма (Ф. Дафтари привлечены 80 первоисточников и 156 монографий и статей различ­ных авторов по различным вопросам исма'илитского движения VIII—XX вв.). На­конец, что существенно, процесс зарождения, сложения и эволюции исма'илизма рассмотрен в тесной связи с мусульманским вероучением в целом, а также увязан с развитием собственно ши'нтской доктрины. Естественно, что не всё в настоящей книге освещено с надлежащей и всесторонней полнотой. Например, практически лишь очерчен период раннего этапа исма'илитского движения (IX—X вв.) и на­чальная фаза в разработке его собственной доктрины, лишь обозначена двухвеко­вая лакуна в истории посталамутского периода функционирования исма'илитских общин (сер. XIII—XV вв.). Всё это отнюдь не является недосмотром автора или его промахом, просто по этим периодам в настоящее время практически отсутствуют (или еще не выявлены) соответствующие оригинальные источники и аутентичные документы.

Д-р Фархад Дафтари, автор настоящей книги, является руководителем Отде­ла научных исследований и публикаций Института исследований исма'илизма, основанного в 1977 году нынешним имамом исма'илитов низаритов принцем Каримом Ага-Ханом IV в Лондоне для проведения фундаментальных научных изыска­ний в различных областях материального и духовного наследия народов мира, традиционно исповедующих ислам. Институт играет к тому же роль ведущего уни­верситетского центра, в котором слушатели могут получить высшее образование по самому широкому спектру гуманитарных дисциплин, а специалисты, в круг научных интересов которых входят те или иные аспекты прошлого и настоящего мусульманских народов, могут пройти плодотворную стажировку. Д-р Дафтари известен в научном мире как один из наиболее авторитетных специалистов в обла­сти изучения истории исма'илизма. Его исследования отличаются глубоким про­никновением в тему и построены строго на всестороннем изучении и анализе пер­воисточников, которые он широко привлекает. Вместе с тем в своих трудах он использует практически все серьезные научные работы, написанные как западны­ми, так и восточными учеными. Помимо данной работы, д-р Дафтари написал несколько обстоятельных монографий по проблемам исма'илизма: «Исма'илиты: их история и доктрины» (Лондон, 1990; переведена на персидский (1996 г.), тад­жикский (1999 г.) и др. языки); «Легенды ассасинов: мифы об исма'илитах» (Лон­дон, 1994; переведена на персидский (1997 г.)). Его перу принадлежит также серия научных публикаций и статей в различных энциклопедиях («Энциклопедии "Iraniса"», «Энциклопедии ислама» и др.).

О. Ф. Акимушкин

Предисловие к русскому изданию

Прогресс, наблюдаемый сегодня в современных исследованиях исма'и­лизма, поистине удивителен. До 1930-х годов история исма'илизма была доступна почти исключительно в изложении враждебных исма'илитам суннитских источников, причудливо приправленных фантастиче­скими средневековыми описаниями крестоносцев и очевидцев-ев­ропейцев. В результате этого об исма'илитах и их доктрине распро­странялось множество легенд и очевидных диффамаций. Мифы об исма'илитах, существующие на протяжении веков, в основной своей части были приняты далее в среде ориенталистов как подлинное опи­сание исма'илитского учения и практики.

Тем временем, к началу XX века была подготовлена почва для научного изучения исма'илизма, с опорой на собственно исма'илитские рукописные источники. Поначалу эти манускрипты были обнару­жены в Сирии и Йемене. Но вскоре ведущую роль стали играть рус­ские ученые, такие как И. И. Зарубин и А. А. Семенов, которые, про­водя в начале XX века исследования в Шугнане и других районах Бадахшана в Центральной Азии, установили, что исма'илиты низари-ты фактически проживали в пределах Российской империи. Исследо­ватели обнаружили также, что местные исма'илиты сохранили зна­чительную часть литературного наследия низаритов аламутского и посталамутского периодов. А. А. Семенов был фактически первым ученым, кто стал изучать персоязычных (таджикоязычных) исма'или­тов низаритов Бадахшана на основе их собственного письменного на­следия, а также местной устной традиции. В 1916 году этот пионер исма'илитских исследований из Ташкента приобрел коллекцию персид­ских исма'илитских рукописей центральноазиатского происхождения для Азиатского музея в Санкт-Петербурге. Ко времени Октябрьской революции исма'илитские коллекции, собранные А. А. Семеновым и И. И. Зарубиным в Азиатском музее, представляли собой наиболее круп­ное из известных к тому времени собрание письменных источников по­добного рода.

Эти коллекции привлекли внимание В. А. Иванова, еще одного русского пионера исма'илитских исследований, этой вновь развиваю­щейся отрасли знаний об исламе. В. А. Иванов внес значительный вклад практически во все отрасли изучения исма'илизма, и особенно в ра­зыскания в области истории и доктрины исма'илитов низаритов. Несколько позднее значительную роль сыграли и такие русские ученые как А. Е. Бертельс и Л. В. Строева. Между тем ученые на Западе и в мусульманском мире продолжали научный поиск в области исма'и-лизма, переводя арабские и персидские документы, снабжая их ком­ментариями.

Данная книга представляет собой попытку в сжатой форме и в то же время всесторонне синтезировать результаты современных иссле­дований в области исма'илизма, а также результаты, которые я полу­чил, изучая исма'илизм с начала 1960-х, будучи студентом Калифор­нийского университета, в Беркли, и переписываясь с В. А. Ивановым, жившим в то время в Тегеране. Именно В. А. Иванов побудил меня к выбору исма'илизма в качестве темы моего полевого исследования. С 1988 года мне посчастливилось присоединиться к работе Института исследований исма'илизма в Лондоне, держателя крупнейшей коллек­ции исма'илитских рукописей на Западе. В мои академические обязан­ности в Институте входит руководство в качестве ответственного редак­тора двумя основными сериями «Наследие исма'илизма» и «Исма'илитские тексты и переводы», которые, я надеюсь, внесут вклад в дальнейший прогресс в области исма'илитских штудий.

Мне остается лишь выразить глубокую благодарность кандидату филологических наук Лейле Рахимовне Додыхудоевой и кандидату исторических наук Лоле Назаровне Додхудоевой, которые перевели эту книгу. Я от души благодарю проф. Олега Федоровича Акимушкина из Института востоковедения РАН (Санкт-Петербург), взявшего на себя редактирование русского перевода, а также снабдившего настоя­щее издание предисловием.

Лондон, июнь 2002

Посвящается Фариме

От автора

После «двунадесятников» (исна'ашарийа) исма'илиты представляют со­бой вторую по численности общину мусульман ши'итов, составляя се­годня религиозное меньшинство более чем в 25 странах Азии, Афри­ки, Европы и Северной Америки. Несмотря на свою долгую историю и вклад в исламскую цивилизацию, до недавнего времени исма'илиты являлись наименее известной из мусульманских общин. И хотя мно­жество средневековых легенд и мифов об исма'илитском учении и практиках весьма популярны сегодня, подлинное богатейшее литера­турное наследие этой ветви мусульман на протяжении веков остава­лось недоступным исследователям, находившимся вне общины. Про­рыв в освоении исма'илизма, в восстановлении, введении в научный обо­рот и изучении значительного числа исма'илитских источников — феномен, который наблюдается с неизменной интенсивностью с 1930-х годов XX века. Современные научные разработки дали значительные резуль­таты в установлении и отделении действительных фактов от вымыслов во многих областях исма'илитской истории и мысли.

Исследованиями исма'илизма я заинтересовался в 1960-е годы, пред­приняв попытку собрать и синтезировать результаты современных изысканий по сложной истории исма'илитов, причем настолько исчер­пывающе, насколько это было возможно в то время. Результаты этих усилий нашли отражение в монографии «Исма'илиты: их история и доктрины» (1990). Настоящая работа, адресованная более широкому кругу читателей, композиционно отличается от моей предыдущей книги и не является ее переработанной версией. В данном случае я приме­нил актуализирующий подход к каждому историческому периоду, уделив дополнительное внимание историческим и доктрииальным обзорам. В частности, в настоящей книге описаны разнообразные ин­теллектуальные традиции и институты, созданные исма'илитами, а также их реакция на неблагоприятные обстоятельства, с которыми они часто сталкивались на протяжении своей истории.

Хочу выразить особую признательность Негин Иовари и Кутубу Кассаму, прочитавшим рукопись этой книги и внесшим множество ценных предложений по ее совершенствованию. Благодарю Джан Малик, скрупулезно подготовившую машинопись к публикации. Нет нужды добавлять, что я один несу всю ответственность за конечный продукт и взгляды, в нем изложенные.

Ф. Д.

Наши рекомендации