История и историография исма'илизма: этапы, источники и исследования
Этапы исследования истории исма'илизма ......................................... 15
Эволюция историографии исма'илизма .............................................. 19
Антиисма'илитские работы других мусульман .................................. 24
«Легенды об ассасинах» средневековых европейских исследователей 28
Перспективы ориенталистики................................................................ 29
Прогресс в исследованиях исма'илизма на современном этапе ...... 31
Глава 2
Происхождение и ранняя история: ши'иты, исма'илиты и карматы
Расхождения в раннем исламе .............................................................. 34
Происхождение ши'изма ........................................................................ 36
Ранняя истори ши'изма: кайсанийа я илтлтйа ..................................39
Имамат Джа'фара ас-Садика, Абу-л-Хатгаб и Исма'ил ................... 43
Ранние исма'илиты................................................................................... 48
Да'ва в III/IХ веке .................................................................................... 50
Раскол 286/899 года и его последствия ................................................. 58
Ранние исма'илитские доктрины ........................................................... 65
Глава 3
Эпоха Фатимидов: давла и да'ва
Обзор .......................................................................................................... 75
Образование и консолидация халифата Фатимидов......................... 78
Достижения Фатимидов в период ал-Му'изза..................................... 85
Философский исма'илизм персидских да`и.........................................91
Фатимидские исма'илистские да'ва и 'да`и: Каир и «острова» .......... 100
Низаритско-муста'литский раскол 487/1094 года ............................... 117
Поздние Фатимиды и ранний исма'илизм муста'литов ...................119
Глава 4
Аламутский период в истории низаритского исма'илизма
Обзор...............................................................................................................126
Хасан ас-Саббах и восстание персидских исма'илитов ....................129
Доктрина та'лпм и консолидация низаритского государства..........…138
Низаритско-сельджукский тупик ....................................................... 143
Провозглашение кийама (Воскресения) ................................................. 146
Сближение с суннитским исламом и комментарии ат-Туси ............ 154
Последние десятилетия........................................................................... 158
Глава 5
Дальнейшее развитие: следование традиции и модернизация
Модели развития исма'илизма в посталамутский период и проблемы
исследования ...................................................................................... …..163
Ранний посталамутский период и отношения низаритов к суфизму 165
Значение возрождения Анджудана в истории низаритов ................ 175
Исма'илизм: ходжа и сатпант ................................................................ 182
Исма'илизм: бохра и таййиби ................................................................ 190
Современное развитие общины низаритов ......................................... 199
Примечания............................................................................................... 217
Глоссарий................................................................................................... 237
Избранная библиография....................................................................... 241
Указатель.................................................................................................... 251
ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Труд, предлагаемый вниманию читателя в переводе на русский язык, посвящен истории возникновения, сложения и эволюции исма'илизма — одной из основных ветвей ши'итского ислама. Являясь одной из самых значительных и самых организованных, эта ветвь вплоть до последнего времени (30-е гг. XX в.) оставалась самой таинственной и весьма плохо изученной. Последнее было обусловлено тем обстоятельством, что при изучении истории исма'илитских государств и религиозно-философских положений исма'илитского вероучения немногочисленные исследователи, по существу, полностью зависели от тех сведений, которые они черпали из сочинений оппонентов и противников исма'илитского движения, включая труды мусульманских суннитских полемисгов и европейских хронистов эпохи крестовых походов, тогда как оригинальные труды исма'илитских авторов оставались недоступными, поскольку тщательно скрывались исма'илитскими общинами от посторонних взглядов. В результате всё связанное с исма'илизмом было окутано плотной завесой многочисленных (часто сознательных) искажений и измышлений вкупе с невероятными легендами, плодившимися многие века политическими и идеологическими противниками исма'илитов, немало преуспевших в этом деле.
Пионером и признанным основателем научного подхода к изучению исма'илизма, опирающегося на всестороннее исследование подлинных сочинений и трактатов, написанных самими исма'илитами, стал наш соотечественник, глубоко эрудированный в этой области ученый Владимир Алексеевич Иванов (СПб., 1886 — Тегеран, 1970). Во многом благодаря его усилиям и инициативе, а также деятельности целого ряда западных и восточных ориенталистов в науку были введены, изданы и исследованы десятки оригинальных исма'илитских текстов из прежде недоступных собраний и коллекций исма'илитскнх общин Бадахшана, Памира и Индии. Эти источники позволили объективнее представить историю исма'илизма и кардинально пересмотреть представления о доктринах и концептуальных основах этого вероучения. Наконец, они помогли выявить организационные формы исма'илитских общин и отразить структурные изменения, происходившие внутри них на разных этапах их функционирования в различных регионах мусульманского мира. Эти изменения определялись складывавшейся на местах политической и конфессиональной обстановкой, а также теми историческими коллизиями, оборачивавшимися подчас катастрофическими последствиями для нсма'илитских общин.
Говоря о данном труде д-ра Фархада Дафтари, хотелось бы отметить, что впервые на русском языке появилось столь добротное научное исследование, в котором подвергнута анализу и освещена весьма сложная и запутанная история исма'илизма. В книге четко и последовательно выдержана композиционная архитектоника каждой главы (исторический экскурс, обзор источников, государственное устройство, доктрина и ее эволюция, персоналии) и работы в целом. Доступным языком, в краткой и сжатой форме, но в то же время логично и последовательно автор рассказывает нам об основных периодах эволюции исма'илизма на всех главных этапах его истории, включая ранний период становления исма'илитского движения, его «золотой век» — Фатимидское государство в Египте, аламутский и посталамутский периоды и оканчивая анализом ситуации, сложившейся к настоящему времени. Значительное внимание уделено и главнейшим расколам в среде исма'илитов. Насыщенность фактическим материалом, несомненно, придаст исследова- нию Ф. Дафтари значение надежного справочника общего плана по исма'нлизму. Данный труд — это серьезное научное исследование, в котором адекватно отражены в едином комплексе результаты современного изучения проблем исма'илизма (Ф. Дафтари привлечены 80 первоисточников и 156 монографий и статей различных авторов по различным вопросам исма'илитского движения VIII—XX вв.). Наконец, что существенно, процесс зарождения, сложения и эволюции исма'илизма рассмотрен в тесной связи с мусульманским вероучением в целом, а также увязан с развитием собственно ши'нтской доктрины. Естественно, что не всё в настоящей книге освещено с надлежащей и всесторонней полнотой. Например, практически лишь очерчен период раннего этапа исма'илитского движения (IX—X вв.) и начальная фаза в разработке его собственной доктрины, лишь обозначена двухвековая лакуна в истории посталамутского периода функционирования исма'илитских общин (сер. XIII—XV вв.). Всё это отнюдь не является недосмотром автора или его промахом, просто по этим периодам в настоящее время практически отсутствуют (или еще не выявлены) соответствующие оригинальные источники и аутентичные документы.
Д-р Фархад Дафтари, автор настоящей книги, является руководителем Отдела научных исследований и публикаций Института исследований исма'илизма, основанного в 1977 году нынешним имамом исма'илитов низаритов принцем Каримом Ага-Ханом IV в Лондоне для проведения фундаментальных научных изысканий в различных областях материального и духовного наследия народов мира, традиционно исповедующих ислам. Институт играет к тому же роль ведущего университетского центра, в котором слушатели могут получить высшее образование по самому широкому спектру гуманитарных дисциплин, а специалисты, в круг научных интересов которых входят те или иные аспекты прошлого и настоящего мусульманских народов, могут пройти плодотворную стажировку. Д-р Дафтари известен в научном мире как один из наиболее авторитетных специалистов в области изучения истории исма'илизма. Его исследования отличаются глубоким проникновением в тему и построены строго на всестороннем изучении и анализе первоисточников, которые он широко привлекает. Вместе с тем в своих трудах он использует практически все серьезные научные работы, написанные как западными, так и восточными учеными. Помимо данной работы, д-р Дафтари написал несколько обстоятельных монографий по проблемам исма'илизма: «Исма'илиты: их история и доктрины» (Лондон, 1990; переведена на персидский (1996 г.), таджикский (1999 г.) и др. языки); «Легенды ассасинов: мифы об исма'илитах» (Лондон, 1994; переведена на персидский (1997 г.)). Его перу принадлежит также серия научных публикаций и статей в различных энциклопедиях («Энциклопедии "Iraniса"», «Энциклопедии ислама» и др.).
О. Ф. Акимушкин
Предисловие к русскому изданию
Прогресс, наблюдаемый сегодня в современных исследованиях исма'илизма, поистине удивителен. До 1930-х годов история исма'илизма была доступна почти исключительно в изложении враждебных исма'илитам суннитских источников, причудливо приправленных фантастическими средневековыми описаниями крестоносцев и очевидцев-европейцев. В результате этого об исма'илитах и их доктрине распространялось множество легенд и очевидных диффамаций. Мифы об исма'илитах, существующие на протяжении веков, в основной своей части были приняты далее в среде ориенталистов как подлинное описание исма'илитского учения и практики.
Тем временем, к началу XX века была подготовлена почва для научного изучения исма'илизма, с опорой на собственно исма'илитские рукописные источники. Поначалу эти манускрипты были обнаружены в Сирии и Йемене. Но вскоре ведущую роль стали играть русские ученые, такие как И. И. Зарубин и А. А. Семенов, которые, проводя в начале XX века исследования в Шугнане и других районах Бадахшана в Центральной Азии, установили, что исма'илиты низари-ты фактически проживали в пределах Российской империи. Исследователи обнаружили также, что местные исма'илиты сохранили значительную часть литературного наследия низаритов аламутского и посталамутского периодов. А. А. Семенов был фактически первым ученым, кто стал изучать персоязычных (таджикоязычных) исма'илитов низаритов Бадахшана на основе их собственного письменного наследия, а также местной устной традиции. В 1916 году этот пионер исма'илитских исследований из Ташкента приобрел коллекцию персидских исма'илитских рукописей центральноазиатского происхождения для Азиатского музея в Санкт-Петербурге. Ко времени Октябрьской революции исма'илитские коллекции, собранные А. А. Семеновым и И. И. Зарубиным в Азиатском музее, представляли собой наиболее крупное из известных к тому времени собрание письменных источников подобного рода.
Эти коллекции привлекли внимание В. А. Иванова, еще одного русского пионера исма'илитских исследований, этой вновь развивающейся отрасли знаний об исламе. В. А. Иванов внес значительный вклад практически во все отрасли изучения исма'илизма, и особенно в разыскания в области истории и доктрины исма'илитов низаритов. Несколько позднее значительную роль сыграли и такие русские ученые как А. Е. Бертельс и Л. В. Строева. Между тем ученые на Западе и в мусульманском мире продолжали научный поиск в области исма'и-лизма, переводя арабские и персидские документы, снабжая их комментариями.
Данная книга представляет собой попытку в сжатой форме и в то же время всесторонне синтезировать результаты современных исследований в области исма'илизма, а также результаты, которые я получил, изучая исма'илизм с начала 1960-х, будучи студентом Калифорнийского университета, в Беркли, и переписываясь с В. А. Ивановым, жившим в то время в Тегеране. Именно В. А. Иванов побудил меня к выбору исма'илизма в качестве темы моего полевого исследования. С 1988 года мне посчастливилось присоединиться к работе Института исследований исма'илизма в Лондоне, держателя крупнейшей коллекции исма'илитских рукописей на Западе. В мои академические обязанности в Институте входит руководство в качестве ответственного редактора двумя основными сериями «Наследие исма'илизма» и «Исма'илитские тексты и переводы», которые, я надеюсь, внесут вклад в дальнейший прогресс в области исма'илитских штудий.
Мне остается лишь выразить глубокую благодарность кандидату филологических наук Лейле Рахимовне Додыхудоевой и кандидату исторических наук Лоле Назаровне Додхудоевой, которые перевели эту книгу. Я от души благодарю проф. Олега Федоровича Акимушкина из Института востоковедения РАН (Санкт-Петербург), взявшего на себя редактирование русского перевода, а также снабдившего настоящее издание предисловием.
Лондон, июнь 2002
Посвящается Фариме
От автора
После «двунадесятников» (исна'ашарийа) исма'илиты представляют собой вторую по численности общину мусульман ши'итов, составляя сегодня религиозное меньшинство более чем в 25 странах Азии, Африки, Европы и Северной Америки. Несмотря на свою долгую историю и вклад в исламскую цивилизацию, до недавнего времени исма'илиты являлись наименее известной из мусульманских общин. И хотя множество средневековых легенд и мифов об исма'илитском учении и практиках весьма популярны сегодня, подлинное богатейшее литературное наследие этой ветви мусульман на протяжении веков оставалось недоступным исследователям, находившимся вне общины. Прорыв в освоении исма'илизма, в восстановлении, введении в научный оборот и изучении значительного числа исма'илитских источников — феномен, который наблюдается с неизменной интенсивностью с 1930-х годов XX века. Современные научные разработки дали значительные результаты в установлении и отделении действительных фактов от вымыслов во многих областях исма'илитской истории и мысли.
Исследованиями исма'илизма я заинтересовался в 1960-е годы, предприняв попытку собрать и синтезировать результаты современных изысканий по сложной истории исма'илитов, причем настолько исчерпывающе, насколько это было возможно в то время. Результаты этих усилий нашли отражение в монографии «Исма'илиты: их история и доктрины» (1990). Настоящая работа, адресованная более широкому кругу читателей, композиционно отличается от моей предыдущей книги и не является ее переработанной версией. В данном случае я применил актуализирующий подход к каждому историческому периоду, уделив дополнительное внимание историческим и доктрииальным обзорам. В частности, в настоящей книге описаны разнообразные интеллектуальные традиции и институты, созданные исма'илитами, а также их реакция на неблагоприятные обстоятельства, с которыми они часто сталкивались на протяжении своей истории.
Хочу выразить особую признательность Негин Иовари и Кутубу Кассаму, прочитавшим рукопись этой книги и внесшим множество ценных предложений по ее совершенствованию. Благодарю Джан Малик, скрупулезно подготовившую машинопись к публикации. Нет нужды добавлять, что я один несу всю ответственность за конечный продукт и взгляды, в нем изложенные.
Ф. Д.