Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
Рассказывая притчи, Иисус всегда брал примеры из реальной повседневной жизни, из быта, из обычаев и традиций своего времени. Поэтому все притчи были понятны Его современникам, но не всегда понятны нам. Многое станет понятней, если и мы узнаем больше о культурных, исторических особенностях того времени. Таким образом, мы избежим неправильного толкования и получим больше назидания для себя из притч Иисуса Христа. Нам могут помочь справочники, энциклопедии, комментарии к Библии и.т.п.
Пример: «Притча о добром самарянине» (Луки 10:25-37). Чем нам тут могут помочь знание культурно-исторического контекста тех лет?
Во многих еврейских притчах (своего рода анекдотах) того времени фигурировали три героя: священник, левит и простой еврей. В притчах этих сперва что-то утверждал священник, затем левит, а после выступал простой еврей, который оказывался мудрей и находчивей остальных. Поэтому и слушатели Иисуса после упомниания Им священника и левита, ожидали что дальше речь пойдет о еврее, но были крайне удивлены появлением в притче самарянина. С Самарянами же евреи не сообщались, между иудеями и самарянами уже долгое время была вражда. Самаряне иногда подлавливали иудеев и убивали их. Иудеи платили им той же монетой. За век до рождения Христа некий иудейский священник приказал даже сжечь один самарянский город. Поэтому для евреев было шоком, что Иисус избрал в качестве положительного героя для притчи именно самарянина. Иудеи считали своими ближними лишь единоверцев, соплеменников. А Иисус в этой притче учит тому, что ближний – это всякий, кто сейчас нуждается в твоей помощи!
Что касается дороги из Иерусалима в Иерихон, то известно, что в Иерихоне жили в те времена жили священники, священнические семьи. И священники каждую неделю, когда подходила их череда отправлялись по этой дороге в Иерусалим а затем, отслужив, возвращались обратно. Эту дорогу называли «кровавой» (или «красной») дорогой, потому что в ущельях по краям дороги прятались разбойники, нападавшие на прохожих. Иудейские, а затем и римские власти неоднократно пытались навести порядок на этой дороге, но разбойники всё равно продолжали там промышлять. Поэтому по одиночке по этой дороге старались не ходить, а шли караванами. По всей видимости все персонажи данной притчи куда-то спешили. Только крайняя спешка могла заставить отправиться в столь опасный путь в одиночку. И знание этого обстоятельства тем больший вес придает поступку доброго самарянина, который, не смотря на спешку, отложил все свои срочные дела и позаботился о пострадавшем. Интересна и та деталь, что священник шел из Иерусалима в Иерихон, а не наоборот. Его ещё можно было как-то оправдать, если бы он шел в Иерусалим на службу, ведь прикосновение к крови или к мертвому телу (если бы пострадавший оказался уже мертв), осквернило бы его. Тогда он не смог бы совершать служение, а должен был бы возвратиться домой и порядок богослужения в храме нарушился бы. Но поскольку он уже совершил служение и возвращался домой, он мог бы всё-таки помочь человеку без большого для себя ущерба.
Что касается самарянина, то его доброта и щедрость ещё более удивляет. Он позаботился о раненом и отвез его в гостиницу, отдав 2 динария содержателю гостиницы. Во времена Христа суточный постой в гостинице стоил лишь одну восьмую динария. То есть самарянин платит аж за 16 дней пребывания чужого человека в гостинице. При этом уверяет, что позже даст ещё больше, если понадобится.
Зная все эти особенности, мы ещё больше понимаем, какой высоты любви, жертвенности ждёт от нас Христос. Мы видим лучше уродство эгоизма, равнодушия и красоту любви и сострадания.
Пример: «Притча о десяти девах» (Матфея 25:1-12) Если знать еврейские традиции бракосочетания, то притча эта приобретает даже юмористический оттенок. Перед самой свадьбой жених у себя дома торговался с отцом невесты относительно приданого (согласно еврейской традиции, родители начинали копить приданое с самого рождения в семье девочки). Он старался выпросить у отца как можно больше. Для начинающей семьи это было очень важно. Благодаря приданому они смогут крепче встать на ноги, стать самостоятельнее, быть может начать какое-то своё семейное дело.
В это самое время, невеста, украшенная в брачный наряд, находилась в доме своего отца, ожидая жениха вместе со своими подружками. У подруг невесты были светильники. По традиции, когда приходил жених, подруги, зажегши светильники, с пением шли впереди жениха и невесты, освещая им путь к дому жениха. Позже во время пира они с этими светильниками начинали кружиться и петь.
Юмор в том, что жених слишком задержался. Настолько, что все заснули, ожидая его. Это значит, что по всей видимости, жених оказался с торгашеской жилкой и всё это время он пытался как можно больше выторговать у будущего тестя. Он торгуется до упора, так что закончил лишь в полночь. Обычно жених приходил за невестой вместе со своими друзьями в 4-5 часов вечера, и начиналось веселье. Поэтому у слушателей Иисуса эта история вызывала улыбки.
Иисус этой притчей хотел показать, насколько важно нам быть всегда готовыми к Его возвращению, потому, что Он имеет право прийти в любое время. Если Он не приходит пока ещё, это не значит, что Он забыл о нас или отменил Свой приход. Иисус медлит, и значит, на то есть свои причины. Быть может, Он в это самое время умоляет Отца о том, чтобы как можно большее количество людей спаслось и делает всё возможное для этого!
ЕЩЁ ОДНО ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ТОЛКОВАНИЯ ПРИТЧ ИИСУСА ХРИСТА: Нельзя строить доктрину только лишь на притче.
Иисус использовал притчи для того, чтобы проиллюстрировать ту или иную истину. Но неправильно будет выводить ту или иную доктрину, основываясь на притче как на главном и единственном источнике. Вспомните правило толкования Писания: «Неясные отрывки Библии толкуются ясными». По своей природе притчи менее ясны, чем доктринальные отрывки. Итак, доктрина должна извлекаться из ясных повествовательных отрывков Писания, а притчи следует- использовать для иллюстрации и пояснения этой доктрины.
Пример: «Притча о благоразумном рабе (Матфея 24:45-51). Свидетели Иеговы основывают одну свою доктрину на этой притче. Согласно их общепринятому толкованию, "раб" в притче означает особый класс свидетелей Иеговы, во главе которого находятся лидеры Общества, которые работают под непосредственным контролем Христа; "слуги" - это все остальные члены, а "подаваемая пища" - это духовное учение, которое преподают лидеры. Они верят в то, что Руководящая Корпорация Общества Сторожевой Башни, находящаяся в районе Бруклин г. Нью-Йорк, США, обладает абсолютным теократическим авторитетом в учении и практике для всех свидетелей Иеговы. По их мнению, Руководящая Корпорация и есть тот верный и благоразумный раб, о котором упомянул Иисус в притче.
Пример: Итальянский богослов Фауст Социн (1539 - 1604) не верил, что крестная смерть Христа повлекла прощение грехов: по его мнению, Бог мог простить грехи и без искупительной жертвы. По Социну, прощение Божье можно заслужить покаянием и добрыми делами. И основывал своё учение Социн в частности на притче Иисуса «о немилосердном должнике» (Матфея 18:23-35). Читая её он пришел к выводу, что как царь простил своего раба только по его прошению, так и Бог, не требуя жертвы или посредника, прощает грешников по их молитвам. Таким образом, Социн сделал притчу основанием своей доктрины вместо того, чтобы толковать притчу в свете доктрины.
Правильное толкование притчи говорит само за себя, так как оно гармонично, естественно и объясняет все главные подробности. Неверные толкования выдают себя своею натянутостью, а также тем, что противоречат некоторым важным деталям притчи или ее контексту.
Но как бы хорошо мы не владели герменевтикой, и как бы строго мы не придерживались правил толкования, мы должны осознавать свою полную зависимость от Господа. Только Он может открыть нам ум к уразумению Писаний. Ведь и ученики Иисуса поступали очень благоразумно, когда, не поняв смысл притчи, обращались непосредственно к её рассказчику – Иисусу. А Он никогда не отказывал в толковании. Только Иисус может дать на всё исчерпывающий ответ, пролить свет на всё неясное. Наша же задача – в смирении приходить к Нему со всеми вопросами, и, читая Библию, всегда нуждаться в том, чтобы Сам Господь учил нас через неё.
Глава 8