Как толковать притчи иисуса христа
Мы продолжаем рассматривать особенности толкования различных Библейских жанров. Наш следующий жанр – Притчи Иисуса Христа.
Слово «Притча» является переводом греческого слова paraballo, что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В своих притчах Иисус Христос использовал обычное событие повседневной жизни для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину.
Жанр Притч был хорошо известен и широко использовался уже в ветхозаветные времена. Именно в этом жанре выдержано проклятие Иофама (Книга судей 9:7-20), рассказ женщины из Фекои (2-я Царств 14:6-17) и притча Нафана (2-я Царств 12:1-12).
Большинство притч Иисуса Христа содержится в синоптических евангелиях. В Евангелии от Иоанна притчи Христа носят характер развёрнутых метафор. Например, «О виноградной лозе» (15 глава), «О Добром Пастыре» (10 глава) и.т.д.
Некоторые притчи записанные Лукой отличаются от притч в других Евангелиях. В них нет иносказания, но представлена определённая модель поведения, которой следует либо подражать (10:30-35; сравните со стихом 37: "иди, и ты поступай так же"), либо, наоборот, которую нужно отвергать (12:16-21). Позитивная и негативная модели поведения могут быть представлены и в одной притче (18:10-13).
Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор (например: «вы — соль земли»). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати.
Есть 2 вида иллюстрированных рассказов: причти и аллегории. Притчи отличаются от аллегории. В аллегории, в отличие от притчи, каждая деталь рассказа имеет отдельное значение. Как различить: где притчи, а где аллегории? Если Сам Христос не объяснял детали притчи, то и нам не следует искать образы и аналогии в каждой части притчи.
ЦЕЛИ ПРИТЧЕЙ ИИСУСА ХРИСТА:
1. Открыть истину верующим (Матфея 13:10-12, Марка 4:11). Притчи производят гораздо более сильное и стойкое впечатление по сравнению с обычным повествованием. Например, Христос мог бы сказать: "Будьте постоянны в молитве". Но на такое утверждение Его слушатели возможно и не обратили бы внимания или быстро бы забыли. Вместо этого Он рассказал им о вдове, которая непрестанно умоляла неправедного судью помочь ей, пока, наконец, этот судья не решил удовлетворить ее просьбу, чтобы она прекратила свои жалобы (Лука 18:1-8).
Подобно этому, Христос мог бы сказать: "Вы должны быть смиренными, когда молитесь". Но вместо этого Он рассказал слушателям о фарисее и мытаре, которые пришли в храм для молитвы (Луки 18,9-14). Нелепая гордыня фарисея и искреннее смирение мытаря простым, но незабываемым образом учат Христовой истине.
2. Указать на согрешения верующих. Притчи действуют на совесть. Они часто производят гораздо большее впечатление на сердце и совесть слушателей, чем простое изложение факта или прямое порицание. Иисус видел у Своих учеников недостатки, греховные наклонности. Но часто ли Он прямо укоряет их? Вместо того, чтобы открыто унижать их, Он давал им наглядные примеры, заставлявшие их задумываться.
Когда, например, ученики спорили между собой, кто из них должен был бы считаться большим, Иисус не рассердился на них и не сделал им строгого выговора. Он не назвал их гордыми, эгоистичными, жадными или честолюбивыми. Он указал на мирских руководителей, как на пример такой плохой установки и ее результата, и сказал: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так» (Луки 22:25,26) Ученики знали хорошо плохие результаты высокомерия тех людей. В противоположность тому, Иисус указал затем на Свой собственный пример, как Он стал для них Слугой (Луки 22:24-27).
В другой раз Иисус поставил маленького ребенка посреди них и сказал, что каждому из них следовало бы стать смиренным, как ребенок, чтобы войти в Царство Бога (Матфея 18:1-6).
Кроме того притча является хорошим средством для обличения и исправления поскольку она даёт слушателю возможность спокойно обдумать всё позже. К тому же притча говорит о посторонних лицах и ситуациях, где слушатель не упоминается лично. Однако, человек, размышляя, может увидеть, что пример, приведённый в притче соответствует его собственным обстоятельствам и поступкам. Тогда он может прийти к собственному, не навязанному никем заключению или суждению. И он не имеет справедливой причины сердиться, так как говорящий не обвинял его прямо в чем-нибудь.
Вспомните притчу, рассказанную Давиду Нафаном (2-я Царств 12:1-7). Давид, зная нравственный закон, сразу увидел то огромное зло, которое было причинено бедняку в притче, и когда эта притча была применена к его собственным поступкам, он немедленно покаялся в своем преступлении.
3. Скрыть истину от тех, кто ожесточил свое сердце против нее(Матфея 13:10-15; Марка 4:11-12; Луки 8:9-10). Возможно, что человек, сопротивляясь истине и предавая себя греху, становится все менее и менее способным понять духовную истину. Таким образом, одни и те же притчи, озарявшие истинных верующих, не имели смысла для тех, кто ожесточил свое сердце против правды Божьей. Иисус использовал притчи, чтобы истина открылась лишь тем, кто сам желает её знать и принять. Притчи открываются лишь тем, кто ищет истины.